Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

23 ноября сего года Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении приняла правительственный законопроект «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

«ЗА» проголосовали 299 депутатов из 450. Факт того, что число голосов «ЗА» составило меньше т.н. «конституционного большинства» (300 человек) говорит о том, в каких непростых условиях «верстался» проект госбюджета на 2013 год.

Одна из причин этого – в условиях ожидаемой рецессии мировой экономики правительство решило не только не индексировать на уровень ожидаемой инфляции ряд статей бюджета, но даже по ряду позиций произвести значительные сокращения.

«Зацепило», что называется, по-живому и систему нашей организации:

1. По строке бюджета «Субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям» (к коим, в первую очередь, относятся наши реабилитационные центры) планировалось уменьшение финансирования почти на 15%, а это порядка 100 млн. рублей, из них более 30 млн. рублей применительно к учреждениям ВОС.

2. С 2013 года было запланировано увеличение (на 6,9 процентных пункта) совокупного тарифа страховых взносов (с 20,2% до 27,1%) – или около 35% от тарифа, установленного на 2012 года. А это адекватно уменьшению доходов только по системе ВОС расчётно на 240 млн. рублей или на 25%. В этих условиях неминуемо остановились бы десятки предприятий ВОС, безвозвратно были бы утеряны тысячи рабочих мест, включая инвалидов. При этом отдельные чиновники «от Правительства» ссылались на т.н. природную суть страховых тарифов, на проводимую государством политику по укреплению страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования (прежде всего эквивалентности размера трудовых пенсий уплаченным страховым взносам). Говоря простым языком, «как поработал, так и полопал». А вот высказывание вице-премьера Ольги Голодец: «45% трудоспособных россиян не платят налоги в Пенсионный фонд. При этом из 87 млн. трудоспособных граждан в полной мере делают отчисления в ПФР только 48 млн. человек. В таких условиях нормальной пенсионной системы не построить». Резюме: почти половина трудоспособных граждан, что называется, «халявит», а инвалидам, что называется, «навешивают».

Перечитываю эти слова и думаю - я говорю слишком просто и кратко – читатели не в полной мере смогут оценить конечные результаты нашей деятельности, не сопоставив с проблемами, которые существовали, и которые в конечном счёте мы решили. Поэтому считаю необходимым привести дословно слова В. Путина ещё до официального внесения законопроекта в ГД РФ, т.е. до 1 сентября 2012 года: «Бюджетное правило отражает объективные реалии нашей экономики, и нужно сделать всё, чтобы его исполнить. Именно поэтому бюджет и выглядит достаточно жёстким, где-то, наверно, покажется жёстким излишне».

А вот высказывание председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Бушмина: «Для начала взяли среднюю цену на нефть за пять последних лет и получили картину, что расходная часть бюджета уже текущего года в неё не вписывается. В связи с этим определение приоритетов и распределение денег по расходам становится чрезвычайно сложным. Приходится не индексацию делать с учётом инфляции и других факторов, а урезать, причём очень жёстко. Например, инвестиционную программу Минрегионразвития урезали на 600 млрд. рублей. Подобный секвестр вряд ли приведёт в восторг как министерства и ведомства, так и парламентариев».

А первый зампред Госдумы Александр Жуков после заседания фракции «Единая Россия» с министром финансов России Антоном Силуановым посулил законопроекту непростое прохождение.

Очень актуальным в связи с вышеизложенным выглядит высказывание небезызвестного Джона Кеннета Гэлбрейта: «Политика – это не искусство возможного. Политика – это выбор между катастрофическими и болезненными решениями».

...И пусть у читателей не сложится впечатление, что мы в этих условиях сидели, что называется, сложа руки и ожидали чуда.

С проектом бюджета на 2013 год активно работало всё руководство ВОС, включая всех вице-президентов, а также профильные управления АУ ВОС.

Кроме того, без малого 5 законопроектов было инициировано нами только по проблематике тарифов страховых взносов, соавторами являются депутаты разных фракций и в первую очередь Смолин О. Н.

К сожалению, Правительство РФ представило на указанные законопроекты отрицательные заключения. Законопроекты включены в примерную программу законопроектной работы Госдумы для рассмотрения в первом чтении, однако до настоящего времени не рассмотрены.

Данная проблема ставилась представителями ОООИ уже на первом заседании Совета при Президенте РФ по делам инвалидов в апреле 2009 года, а также на заседании Совета в июле 2010 года. В апреле 2012 года в ходе заседания Совета его председателем А. В. Дворковичем было высказано мнение о необходимости сохранения указанного тарифа для нас по крайней мере на уровне 2012 года – 20,2%. Но, к нашему сожалению, в середине текущего года он был назначен вице-премьером российского правительства с другими функциональными обязанностями.

С учётом фактического состояния дел по вышеназванным вопросам мы провели череду консультаций экономического, политического, а зачастую, и дипломатического характера. Было выстроено «дерево целей» и разработана «маршрутная карта» (последнее выражение, как вы, наверно, заметили, часто используется в публичных выступлениях Председателя Правительства РФ Д. Медведева).

…Не в наших интересах раскрывать все, что называется, составляющие (а зачастую и секреты), использованные нами в вышеуказанных программно-целевых методах.

Но главное осветить стоит. Это:

1. Неоднократные официальные встречи и рабочие беседы с первым заместителем министра финансов РФ Т. Нестеренко, а также заместителем министра финансов РФ М. Катюковым (в недавнем прошлом – начальник департамента финансирования социальной сферы и науки Минфина РФ).

2. Официальный приём министром труда и социальной защиты М. Топилиным, состоявшийся поздним вечером 25 октября 2012 года, и закончившийся после 22 часов (на котором, кстати, в результате длительных переговоров удалось заручиться гарантией министерства об увеличении субсидий ОООИ всего на 150 млн. рублей в плане на 2013 год). Состоялись и продолжаются рабочие консультации с заместителем М. Топилина - статс-секретарём Министерства А. Н. Пудовым.

3. Наше участие в заседаниях комитетов по труду и социальной политике (председатель А. Исаев) и по бюджету (председатель А. Макаров) Госдумы РФ при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта о бюджете на 2013 год.

Кстати, именно здесь и в это время (8 ноября 2012 года) официально было принято решение в стенах Государственной Думы РФ об увеличении субсидий отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям на 135 млн. рублей. Таким образом, наши реабилитационные центры будут профинансированы в 2013 году на уровне факта 2012 года и даже с 5%-ой плюсовой надбавкой, учитывающей инфляцию.

Кроме того, в целях государственной поддержки ОООИ выделено дополнительно бюджетных ассигнований на предоставление соответствующих субсидий на 2013-2015 годы в сумме 332,5 млн. рублей ежегодно, т.е. в полном объёме нам компенсировано увеличение с 2013 года совокупного тарифа страховых взносов.

Конечно, это не в полной мере возмещает выплачиваемые ВОС налоги, но в условиях рецессии мировой экономики, а также с учётом вышеизложенного, следует констатировать: мы добились принятия государством беспрецедентного решения в нашу пользу. Т.е. ни одному предприятию, ни одной организационно-правовой формы государством в столь значимом размере (35%) не было компенсировано увеличение по существу налоговой нагрузки.

4. И конечно состоявшаяся 16 ноября в Доме приёмов правительственной резиденции «Горки-9» встреча с Председателем Правительства РФ Д. Медведевым с участием инициатора встречи – руководителем одной из ведущих фракций в ГД РФ – Г. А. Зюгановым и О. Н. Смолиным. В скобках следует отметить, что за 2 часа до этой встречи Госдума РФ уже проголосовала во втором чтении за бюджет 2013 года.

По итогам встречи Д. Медведев одномоментно подписал правительственное поручение: «О. Ю. Голодец, А. Г. Силуанову, М. А. Топилину: Проанализируйте предложения по субсидиям по общественным организациям инвалидов, имея в виду 2013-2015 годы. Внесите предложения по программе модернизации предприятий, использующих труд инвалидов, а также о льготах для них. Привлеките к обсуждению авторов письма».

Ну, что же, будем идти дальше...

…Новое дерево целей построено, маршрутная карта разработана...

 

А. Я. Неумывакин

 

Пресс-конференция Сергея Безрукова «Трудности тифлоперевода» вызвала заметный резонанс в СМИ. Поскольку мероприятие было подготовлено слабо владеющими темой специалистами, прозвучавшие в выступлениях принципиальные ошибки, к сожалению, получают распространение. Соавтор российской Концепции тифлокомментирования, которая заказана и согласованна Департаментом социальной защиты населения города Москвы, С. Н. Ваньшин вступает в дискуссию, чтобы пояснить вопросы и положение с тифлокомментированием в нашей стране. Занимаясь данной темой более 10 лет, он считает важным предостеречь от заблуждений и возможных ошибок партнеров сферы киноискусства, которые впервые обращаются к проблеме тифлокомментирования. В очередной раз С. Н. Ваньшин призывает государство ликвидировать разрыв между тифлокомментированием для слепых и уже успешно развивающимся в России сурдопереводом для глухих.

Складывающееся положение и резонанс на пресс-конференцию Сергея Безрукова, посвященную теме: «Трудности тифлоперевода» привели к необходимости объявить несколько экспертных замечаний.

Возьмем главный вопрос, вокруг которого развернулся на пресс-конференции разговор: пояснения, необходимые слепым во время просмотра кинофильма без которых незрячие кинозрители не разберутся что к чему на киноэкране. За рубежом это называется «аудиодескрипция» у нас – «тифлокомментирование». Именно так: тифлокомментирование, поскольку слепые слушают специальный комментарий аналогично тому, как радиослушатели получали пояснения во время радиотрансляции спектаклей из театра или спортивных состязаний со стадионов. Настаиваю на этом как инициатор замены термина «аудиодескрипция» на «тифлокомментирование» и как автор этого термина.

Ошибочное выражение «тифлоперевод» возникло по созвучию с сурдопереводом для глухих. Сурдоперевод не противоречит собственному смыслу, поскольку обозначает перевод вербального языка на язык жестов. Тогда как слепые получают не перевод происходящего на экране, а пояснения и комментарий.

Такая путаница лишь усугубляет непонимание у всех тех, от кого может зависеть решение проблемы оказания новой социальной услуги для незрячих - тифлокомментирование. (Кстати, по своему значению тифлокомментирование сравнимо с сурдопереводом и субтитрированием, которые в интересах глухих уже много лет успешно развиваются в нашей стране). В самом деле: специалисту сферы киноискусства, построенного, как известно на зрительном восприятии, вообще оказывается непонятным что делают в кинозале слепые, а тем более что им там «переводят».

Путаницу и ошибки можно себе представить и объяснить, если учесть, что за данную проблему берутся новички. Другое дело, что всем следовало бы помнить и учитывать ответственность, которую принимают на себя все выступающие на авансцене с той или иной инициативой перед общественностью.

В данном случае вполне очевидные и менее заметные, но не менее важные ошибки или неточности, допущенные на пресс-конференции, пошли «гулять» по страницам, каналам и сайтам СМИ.

Если бы работа начиналась с нуля, были бы вполне оправданы различные огрехи людей, готовивших пресс-конференцию. К сожалению, организаторы не озаботились предварительным мониторингом вопроса.

Например, было отмечено, что на текущий момент в России выпущено всего 3 кинофильма с тифлокомментарием. Это не так. Киноматериалов с тифлокомментарием, полностью учитывающих принципы тифлокомментирования, в России до сих пор не выявлено. Более того, все выявленные имеют общий недостаток: тифлокомментарий в них наложен прямо на саундтрек и звучит непосредственно в зале для всех участников кинопросмотра. Такой вариант тифлокомментирования делает возможным его использование лишь на специальных показах, организованных для незрячих зрителей. Использовать его на общих киносеансах не допускается, поскольку «навязанные» зрячим пояснения в кинозале мешают нормальному просмотру фильма. За рубежом это считается совершенно недопустимым и не рекомендуется даже при домашних видео просмотрах. В нашей стране ошибочная тенденция возникла по вине непрофессиональных волонтеров, которые никогда не ставили перед собой задачу радикально решить вопросы тифлокомментирования и предназначали свою работу лишь для небольших групп незрячих любителей кино. К сожалению, такой метод ведет к изоляции незрячих кинозрителей от зрячих и исключает применение тифлокомментирования в обычных кинотеатрах.

Если же отставить проблему качества и соответствия главным требованиям тифлокомментирования, то можно будет говорить, что за последние 5-6 лет выпущено до двух десятков названий различных художественных, документальных и даже детских кинофильмов с тифлокомментарием в DVD-формате. Причем большая их часть подготовлена РООИ Перспектива для демонстрации на Международном кинофестивале «Кино без барьеров», который проходил в России в 2012 году уже 6 раз (проводится в России каждые два года). Кроме того, в 2004-2012гг. на кинофестивале организовано прямое тифлокомментирование для незрячих зрителей в кинозале (через наушники).

Несколько кинофильмов в порядке эксперимента выпущено ИПТК «Логосвос» и Институтом «Реакомп».

При поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы Институтом разработана российская Концепция тифлокомментирования (по всем направлениям включая кино) в 2010 году, которая утверждена Департаментом социальной защиты населения города Москвы и положена в основу изданного по его заказу инструктивно-методического пособия «Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых». Тогда же на основе имеющейся лицензии впервые в России в Институте «Реакомп» было обучено 16 профессиональных тифлокомментаторов.

В рамках второй международной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество. 2012», организованной немецкой компанией «Мессе Дюссельдорф» и параллельно проходившей IV Международной конференции Правительства Москвы «Равные права – Равные возможности» по приглашению организаторов Институт «Реакомп» провел 11-12 мая 2012 года несколько мероприятий, посвященных проблемам тифлокомментирования.

В частности тема тифлокомментирования для слепых в Москве обсуждалась на круглом столе «Преодоление информационных барьеров средствами культуры в интересах незрячих граждан (на примере тифлокомментирования и музейной работы) в Москве» (модератор С. Н. Ваньшин). Большое значение имело на этой встрече сообщение эксперта немецкого Союза слепых и слабовидящих / генерального уполномоченного фирмы «Немецкие фильмы для прослушивания ГМбХ» Мартины Вимерс «Программы и примеры аудиодескрипции, а также образования и переподготовки профессиональных тифлокомментаторов».

В целях лучшего понимания, что такое тифлокомментирование и как оно осуществляется, был проведён 12 мая в рамках выставки специальный киносеанс для незрячих кинозрителей, журналистов, сотрудников кинопроката и Департамента культуры города Москвы. С любезного разрешения правообладателя компании «Нон-стоп продакшн» был продемонстрирован новый российский художественный фильм «Елена» режиссера А. Звягинцева. При этом велось прямое тифлокомментирование кинофильма, которое желающие могли слушать в зале через наушники. Отрадно, что принципы комментирования тут практически не отличались от принципов аудиодескрипции в Германии, с которыми можно было познакомиться накануне на круглом столе.

Услуги тифлокомментирования были также предложены и на кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который проходил на выставке, 11 и 12 мая. Отпущенные для подготовки к этому важному мероприятию всего 3-5 дней помешали организации нормальной работы тифлокомментаторов на фестивале. Все же незрячие кинозрители через наушники слушали тифлокомментирование в записи или прямое.

Огорчает, что не проявили должного интереса к экспозиции выставки и мероприятиям конференции ни центральные СМИ, ни городские власти, ни федеральные чиновники, отвечающие за организацию реабилитации инвалидов в России. Не было здесь и представителей киноискусства и кинопроката.

Исходя из обозначившейся потребности тифлокомментирования, тут и там берутся помогать слепым энтузиасты. Таких помощников называют волонтерами. С первых шагов им еще не видно насколько не просто это – толково пояснять слепым происходящее на экране. Соответствующее обучение они не проходили и существенные ошибки здесь неизбежны.

Другое дело, когда берущиеся за незнакомую для себя задачу публично показывают уникальность своего достижения, чем превращают свои предложения, содержащие явные и неявные недостатки, в некий эталон.

Между тем информация по проблемам тифлокомментирования имеется в свободном доступе в Интернете. Любая поисковая система выводит на нее при оформлении запросов: тифлокомментарий, тифлокомментирование, тифлокомментатор, аудиодескрипция. Интересно отметить, что при запросе «тифлоперевод» в большом количестве предоставляется информация о работе непрофессиональных тифлокомментаторов и волонтеров.

Абсолютно верно на пресс-конференции отмечалось, что тифлокомментирование – это очень не простой вопрос и все же! Безусловной заслугой Сергея Безрукова следует считать тот факт, что он первым из числа кинохудожников в истории современной России понял смысл и значение тифлокомментирования для наших незрячих сограждан. Широко известная певица и общественный деятель Диана Гурцкая, при всей ее занятости нашла силы и время, а также денежные средства, чтобы заняться новой для себя проблемой и профинансировать тифлокомментирование для незрячих детей фильма «Реальная сказка». Сергей и Ирина Безруковы, Диана Гурцкая использовали свою популярность и влияние для того, чтобы, наконец, повернуть прессу и чиновничество лицом к непростой проблеме. С теплотой хочу отметить мнение присутствовавших на мероприятии профессиональных тифлокомментаторов, оценивших хорошее качество тифлокомментария к фильму Сергея Безрукова, если не считать небольших огрехов в виде «словесной шелухи» типа «камера переместилась» и тифлокомментария, направленного прямо в кинозал для всех без исключения участников просмотра.

Мне хорошо известно насколько трудно привлечь внимание к тифлокомментированию чиновников федеральной и региональной власти, Федерального Министерства культуры и Департамента культуры Правительства Москвы. Может быть они, наконец, проснутся от спячки и помогут ликвидировать возникший только в нашей стране разрыв между сурдопереводом и тифлокомментированием.

При этом нельзя забывать, что тифлокомментирование далеко не ограничивается кинопоказами. Незрячие ждут грамотных пояснений в кинозалах во время премьерных киносеансов, у домашнего видео, на театральных спектаклях, в музее и цирке, на спортивных состязаниях.

Толковый тифлокомментарий могут давать только профессионалы, глубоко понимающие суть проблемы и владеющие навыками свободного тифлокомментирования.

Непонимание этого неизбежно приводит к ошибкам, снижению качества услуги и вряд ли устроит ценителей киноискусства из числа инвалидов по зрению.

Устроители Паралимпийских игр 2014года в Сочи пригласили к участию в работе Олимпиады профессиональных тифлокомментаторов. Из обозначенных предварительных условий следует, что их труд не только не будет оплачен, но скорее всего им самим придется понести расходы на проезд на Олимпиаду и проживание. Олимпиада, при подготовке к которой уворованы миллиарды и миллиарды рублей, пытается сэкономить на ее слепых участниках! Устроителям надлежит иметь в виду, что неправильное комментирование не только не поможет незрячим зрителям, но может даже помешать воспринимать на слух то, что незрячие умеют даже и без пояснений. Такие огрехи окажутся хорошо заметны для незрячих из зарубежных стран, которые вполне разбираются в смысле и качестве аудиодескрипции.

Пока мы все пытаемся столкнуть проблему тифлокомментирования с мертвой точки, наши неслышащие друзья уже получили возможность пользоваться субтитрированием и жестовым переводом на 2 московских и 3 федеральных телевизионных каналах. Надеюсь, что и Всероссийское общество слепых проявит больше активности, добиваясь самого широкого внедрения тифлокомментирования в интересах инвалидов по зрению.

 

 

Сергей Ваньшин

Кандидат педагогических наук

Генеральный директор ИПРПП ВОС «Реакомп»

Соавтор российской Концепции тифлокомментирования

Член оргкомитета I-VI Кинофестивалей «Кино без барьеров»

 

Президент ВОС А.Я.Неумывакин

«Демократия и власть ВОС»

( тезисы)

Прошедший 21 съезд ВОС уже стал историей. Закончились жаркие дебаты, и споры в кулуарах. Пути дальнейшего развития ВОС намечены принятыми на съезде решениями. Казалось бы, все понятно – многочисленный «ВОСовский» актив получил новый импульс и новые задачи, которые нужно воплощать в жизнь. Но мы осознаем, да и практика последних лет подсказывает, что развитие любой общественной организации  возможно лишь при непрерывном и эффективном диалоге всего выборного актива (от президента до групорга) с членами организации ВОС.

Полагаю, что в этих условиях в первую очередь от меня, человека, наделенного доверием более чем двухсоттысячной «армии» людей – членов  нашего Общества, вручивших президенту ВОС огромный груз ответственности за судьбу Общества на следующее пятилетие, как никогда зависит развитие демократической составляющей нашего Общества, развитие механизмов взаимодействия, общественного контроля, коммуникаций и обратной связи.

О демократии. Что понимать под демократией в ВОС? Демократия для нас - это такая форма жизнедеятельности организации, в которой члены ВОС участвуют в управлении Обществом через местные и региональные организации и принимают на себя ответственность перед ВОС либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей. При этом демократия в ВОС основывается на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности.

Опыт развития ВОС в последние двадцать лет наглядно показал, что  нельзя создать настоящую демократию мгновенно. Нужно, чтобы члены ВОС были подготовлены к использованию демократических механизмов, чтобы  они были готовы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в реализации уставных задач ВОС. И в этом главное отличие социально ответственной общественной организации от  государственной системы помощи инвалидам.

Вспоминаю начало  90-х годов. Тогда нам пришлось преодолевать огромные социальные издержки, бороться с чиновниками, откровенно пренебрегавшими интересами не только инвалидов, но и всех простых людей. Не секрет, что на ВОС, на меня как президента осуществлялось прямое давление различных группировок, которые хотели скупить всю собственность ВОС по дешевке. Были среди нас и такие, кто предлагал распродать ВОС по принципу «ваучерной» приватизации. Именно этот период был для ВОС самым трудным в отношении выбора пути. И я рад, что не пошел на поводу и мы сохранили коллективную собственность ВОС в очень непростой период истории России.

За последние годы значительно изменилось социальное законодательство. Сейчас в Государственной Думе есть целый пакет предложений по развитию нашей общественно – социальной системы.

В.В.Путин на встрече с организациями инвалидов отметил, что в законодательном механизме все большее значение приобретает учет интересов социальных групп и в значительной степени - инвалидов. Это высокая оценка труда ВОС и Совета общественных организаций инвалидов. И сейчас в работе находится более 50 законопроектов, затрагивающих интересы инвалидов, так что это направление остается для нас приоритетным. Впереди – участие ВОС в обсуждении законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.

Мы намерены внедрить в практику размещение проектов законов, затрагивающих интересы инвалидов в Интернете, на сайтах ВОС. Каждый может направить свое предложение или поправку. Они будут рассматриваться, в дальнейшем учитываться при отзыве ВОС на законопроект или нормативный акт. Мы уже апробировали механизм  коллективного отбора оптимальных решений в области организационной работы в ходе прошедших отчетов и выборов.  Только по проекту Устава ВОС комиссией из 150 поступивших предложений было поддержано более двадцати. Такой алгоритм будет внедряться на всех уровнях.

Сегодня ВОС совсем иной, чем в начале 2000-х годов. Люди ВОС стали более  активными, ответственными, требовательными к качеству демократического управления. На 21 съезде ВОС уже высказывались мысли о том, что качество нашего управления должно соответствовать возросшей  общественной активности членов Общества. Полностью поддерживаю этот тезис и считаю возможным реализовать его в ближайшее пятилетие.

О власти. Возможно ли качественное управление без властных полномочий руководителя? История дает однозначный ответ – невозможно! Есть несколько определений власти, из которых для ВОС наиболее характерно определение: «Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей». Основными формами власти в ВОС являются управление, координация, организация, контроль. Они распространяются на все организации, учреждения и хозяйственные общества ВОС.

Используя как управленческие, так и демократические механизмы, мы активно развиваем общественное представительство ВОС в различных структурах власти с тем, чтобы государственная система  своевременно улавливала и отражала интересы такой значительной социальной группы, как сообщество инвалидов. Постепенно вырабатывается механизм публичного согласования этих интересов. Один из последних примеров – согласованные и подписанные соглашения между всеми региональными отделениями ФСС и РО ВОС, открывающие значительные возможности общественного контроля РО ВОС за таким важным делом, как обеспечение инвалидов ТСР и социальными услугами.

В ВОС постоянно растет количество граждан, имеющих возможность через Интернет получать оперативную информацию. Программа Джоз обеспечивает участие в информационном обмене и слепых и слабовидящих. Свободная  доступность информации о положении дел в ВОС, его региональных организациях, предприятиях и учреждениях, размещаемая на сайтах (их сегодня более двухсот) вполне естественно расширяет возможности участия наших членов организации в выработке и принятии управленческих решений. И мы будем реагировать на запросы региональных и местных организаций, групп и всего актива, простых членов Общества.

Завершая, хочу подчеркнуть - съезд выработал конкретные решения в развитии общественной демократии. Их практическая реализация во многом послужит тому, чтобы сделать демократию в ВОС подлинной. Вся работа руководящих органов ВОС будет нацелена на служение интересам членов общества.

Уверен, мы все вместе сможем обеспечить современной общероссийской организации инвалидов – Обществу слепых устойчивое и успешное развитие на последующие годы.

Проблемы

 

Деятельность производственных предприятий ВОС и трудоустройство на них инвалидов по зрению с каждым годом усложняются.

ВОС провёл мониторинг потребности незрячих людей в трудоустройстве. В ходе мониторинга было опрошено более 5000 инвалидов по зрению из 69 региональных организаций ВОС, нуждающихся в трудоустройстве. Более 55% опрошенных - это молодёжь, то есть люди в возрасте до 40 лет. Больше всего инвалидов по зрению, нуждающихся в трудоустройстве из числа опрошенных, проживает в Дагестане, Башкирии, Татарстане, Белгородской, Свердловской, Читинской, Курской областях. Около 60% опрошенных сообщили, что хотели бы работать на предприятиях ВОС.

Предприятия ВОС в условиях рыночной экономики, применяя низкопроизводительный труд людей с ограниченными возможностями к труду, вынуждены конкурировать на рынке с высокопрофессиональными другими его участниками. При этом предприятия ВОС отличает высокая себестоимость продукции, обусловленная низкой производительностью труда и необходимостью нести дополнительные затраты на обеспечение особых условий труда, соблюдения особых условий его оплаты и прочих требований ТК РФ и санитарных правил в отношении работников – инвалидов по зрению.

При этом, на большей части предприятий имеющиеся условия труда инвалидов уже не соответствуют современным требованиям, в том числе и уровень доступности рабочих мест, так как большинство зданий и сооружений строилось в 50-80 годах прошлого века, когда понятия доступности практически не существовало, что и отразилось в многоэтажности зданий, плохой логистике, отсутствии подъездных путей и пр.

Применяемый массово ручной труд инвалидов обеспечивает хорошую занятость, но в современных условиях неконкурентоспособен, и идеологически может существовать как параллельное социальное производство при автоматизированных производствах с минимальным участием ручного труда.

 

Рабочие места для инвалидов по зрению

 

По последним данным, в системе ВОС сегодня работает около 12,5 тыс. инвалидов по зрению, из них 9,5 тыс. человек – на предприятиях, а остальные – в организациях и учреждениях Общества. Более 15 тыс. человек, инвалидов по зрению, работает на открытом рынке труда. Это, в основном, специалисты - очень много незрячих массажистов, музыкантов, людей творческих профессий.

В последнее время раздается критика в адрес органов государственной власти и муниципальных структур о выделении весьма значительных сумм на эти работы. Некоторые считают, что вполне достаточно для успешного трудоустройства выделение по регионам потенциальным работодателям от 30 до 80 тысяч рублей в рамках программ по снижению напряженности на рынке труда.

Выделяемые государством в ряде крупных областных центрах в рамках программы «Доступная среда» средства около 360 тыс. руб. на одно рабочее место, а тем более, выделение из бюджета Москвы около 850 тыс. руб., подвергаются критике. Есть и такие, кто полагает, что эти деньги расходуются впустую в части проведения трудовой реабилитации инвалидов и идут исключительно на развитие бизнеса за государственный счет. Авторы таких «пассажей» просто не понимают основ самого процесса. На те средства, которые направляются работодателю из Фонда занятости, возможно лишь приобрести для рабочего места инвалида специальную мебель, инструмент, создать более-менее приемлемые условия труда. А как обеспечить инвалиду необходимую загрузку? Об этом авторы умалчивают.

По опыту предприятий ВОС могу сказать следующее. Подавляющая часть инвалидов по зрению занята на сборочных и упаковочных операциях. И чтобы дать им работу на целый день, надо произвести комплектацию, детали, и пр. составляющие готовой продукции. Вот на эти цели мы и направляем подавляющую долю средств при реализации различных инвестиционных программ, а именно, приобретаем технологическое оборудование, на котором не всегда даже могут работать инвалиды, но которое производит различные детали, дающие необходимую загрузку инвалидам. Простейший пример: распространенное у инвалидов по зрению производство бельевых прищепок. Для его нормального функционирования нужен мощный термопластавтомат, литьевая многоместная пресс-форма, пружинно-навивочный станок. Общая стоимость такого комплекта оборудования составляет около 4 млн. руб. Но такой набор оборудования уверенно загрузит не менее 10 инвалидов на сборочных операциях. Вот из таких затрат и складывается реальная цена одного рабочего места инвалида.

 

Меры, которые бы позволили улучшить ситуацию с трудоустройством незрячих граждан

 

Одной из важнейших мер, которая бы увеличила количество трудоустроенных незрячих на предприятиях ВОС – это госзаказ. В принципе в масштабах государства обеспечение такого заказа – не такая уж трудноразрешимая задача.

Еще одно направление по трудоустройству - работа инвалида по зрению в качестве оператора справочных служб. Согласно данным опросов, 38% незрячих владеют в той или иной степени информационными технологиями, и такая работа вполне приемлема для них, они имеют возможность принимать информацию посредством компьютера и передавать ее по другим каналам связи. На открытом рынке труда стоимость создания одного компьютерного специального рабочего места незрячего оператора – ориентировочно составляет 250 тыс. рублей.

В справочных службах могло бы работать большое количество инвалидов по зрению, причем какое-то количество таких служб можно было бы создавать на базе предприятий ВОС, тем самым дополнительно обеспечивая гарантированное трудоустройство людей.

 

Президент

Всероссийского общества слепых          А. Я. Неумывакин

15 мая этого года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла федеральный закон «О Внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Дело в том, что действующая редакция статьи 107 Воздушного кодекса России разрешает авиаперевозчикам отказывать в перевозке пассажиру в связи с состоянием его здоровья, которое требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создаёт беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.

Такое положение дел ущемляет права инвалидов на пользование транспортными услугами по основанию их инвалидности и совершенно недопустимо ни с точки гражданского, ни с точки международного права.

Новая редакция закона подразумевает, в частности:

Статья 106.1. Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

1. При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

2. При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

3. Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования туроператором или турагентом и перевозчиком либо агентом перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.

7. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

9. Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.

11. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.

12. Минимальное количество перевозимых на воздушном судне собак-проводников устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

17 мая этого года принят в первом чтении проект федерального закона № 250266-6 «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Конвенции ООН о правах инвалидов вступившей в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г., государства-участники обязаны обеспечивать и поощрять реализацию инвалидами права на труд путем принятия мер, направленных, в частности, на обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и предусматривает обеспечение механизма реализации статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 181-ФЗ специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов – рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В то же время норма об установлении основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Федеральном законе № 181-ФЗ не содержится.

Таким образом, норма об оборудовании (оснащении) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не обеспечена механизмом её реализации.

Отсутствие в Федеральном законе № 181-ФЗ нормы, устанавливающей полномочие федерального органа исполнительной власти, не позволяет принять нормативный правовой акт, регламентирующий оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для инвалидов.

Законопроектом предусматривается отнесение к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочия по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Одновременно законопроектом устанавливается, что указанные основные требования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию с сфере труда и социальной защиты населения.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят обеспечить принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего единые требования к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

 

Пресс-служба ВОС

(по информации из Государственной Думы РФ)