Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

В социум  — с новой тифлотехникой

У меня хорошая новость. Власти Ставрополья решили   обеспечить инвалидов современной тифлотехникой — мобильными телефонами, нетбуками (мини-ноутбуками), — не входящей в федеральный перечень технических средств реабилитации,  и таким образом повысить качество   жизни людей с ограниченными физическими возможностями. Мои вопросы в связи с этим начальнику отдела реабилитации и социальной интеграции  инвалидов Министерства труда и социального развития Ставропольского края А.К. Гайдукову.

В начале важного пути

Александр Константинович, расскажите, пожалуйста, что послужило предпосылками для разработки краевого перечня ТСР?

— Содействие успешной интеграции инвалидов в общество  является приоритетной задачей для нашего министерства. В целях создания благоприятной среды для их жизнедеятельности, профессиональной реабилитации  в нашем крае действует программа «Доступная среда», которая является частью программных действий по улучшению социального положения всех жителей. Одно из её направлений — обеспечение инвалидов всех категорий, в том числе и с нарушениями зрения, отличными от предоставляемых на федеральном уровне техническими средствами, способными компенсировать нарушенные функции организма.

Если обратиться к юридической стороне вопроса, то могу сказать, что в основе созданного краевого законодательства лежит как общефедеральное, так и региональное право. Это закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов»;   подпрограмма «Доступная среда» программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан» от 29 декабря 2012 г.; приказ от 14 марта 2014 года «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень», утверждённый на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, предоставившего регионам  возможность на собственные средства приобретать ТСР, которых нет в федеральном перечне, но которые уже сейчас необходимы инвалидам в их повседневной жизни.

— Создавая приказ, какие задачи ставило правительство края и каков конечный результат?

— Для каждого инвалида важен не сам приказ как таковой, он больше рассчитан на тех, кому его исполнять, а помощь и поддержка властей. Документ был нами разработан и принят с тем, чтобы ставропольские инвалиды смогли получить так необходимые им технические средства, которые должны облегчить им жизнь.  Нам известно, что в других регионах такая практика уже реализовывалась, между тем для нас это первый опыт, мы только в самом начале сложного, но, хочется надеяться,  плодотворного и важного пути. Перечень содержит 16 наименований ТСР, которые предназначены инвалидам всех категорий, в том числе детям. К числу средств, необходимых для реабилитации незрячих, относятся нетбуки,  мобильные телефоны со специальными программами, которые предназначены для студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, а также  для инвалидов из числа работников интеллектуального труда, глюкометры с речевым выходом для инвалидов первой группы, страдающих сахарным диабетом, прибор для письма плоским шрифтом, прибор, бумага,  грифель для письма шрифтом Брайля,   нитковдеватели.

Перечень — это приложение к приказу Министерства, который регулирует порядок исполнения, а также механизм выдачи ТСР. Он определяет, что обеспечение техническими средствами происходит исходя из рекомендаций и на основе Индивидуальной программы реабилитации инвалида. Для получения ТСР необходимо подать письменное заявление  в центр социального обслуживания населения (его форма приведена в нормативном акте), а также представить паспорт, свидетельство о рождении ребенка-инвалида, Индивидуальную программу реабилитации, справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

Строго говоря, разработка ИПР —  необходимое условие для приобретения права на ТСР. Но  для тех людей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в поликлинику или посетить Бюро медико-социальной экспертизы, существует процедура приёма врачей на дому, а программа реабилитации для них не исключено, что будет разработана заочно.

— К сожалению, не все  знают о нововведениях в законодательстве. Как вы  информировали людей с  ограниченными возможностями о программе?

— Вся нормативная база была опубликована в местных газетах, а также на сайте Министерства. Мы постарались сделать её максимально доступной для всех жителей. Хорошими помощниками  в этом деле для нас оказались региональные отделения ВОС, ВОГ, ВОИ.  Они  не только обзванивали своих подопечных, рекомендуя им обратиться в социальные службы с тем, чтобы получить ТСР, но и стали активными участниками в ходе разработки документов, а также конкретного предметного списка ТСР.

— Какие именно предприятия  участвовали в  тендере на поставку этой техники?

— Для реализации программы заключено достаточно много государственных договоров, в частности, с Казанским предприятием «Тифломаркет» Всероссийского общества слепых. Оно производит нетбуки, в том числе и   с речевым выходом для инвалидов по зрению, адаптируя импортную технику под нужды незрячих, осуществляет установку программ речевого доступа.

— Одним из условий получения ТСР является занятость инвалида в сфере интеллектуального труда. Какие специалисты отнесены к этой категории?

— Несомненно, таких специалистов в крае немного, их всего несколько десятков. Но мы планируем расширить перечень как по качеству и количеству выдаваемых ТСР, так и  по числу инвалидов, которые ими будут обеспечены. Сегодня ТСР получили работники  краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, а также председатели  местных организаций ВОС, другие представители сферы интеллектуального труда. К тому же мы постараемся обеспечить нетбуками учеников старших классов школы для слепых Кисловодска  и студентов медицинского колледжа.

Такие ограничения — вынужденная мера. Мы на первом этапе решили  чётко отработать  механизм. Не хочется сначала ввязаться в драку, а потом с позором убежать. Замечу, что определённые прогнозы со стороны обществ, представляющих интересы инвалидов, оказались неточными. Например, на одни виды ТСР заявки были  завышены,  на другие сильно занижены. Но для всех нас  это полезный опыт.

ТСР выдали  инвалидам, занятым в сфере интеллектуального труда. В дальнейшем будут ли обеспечены ими те незрячие, которые не имеют высшего образования и профессии,  живут  на пенсию и не работают? Для них ведь тоже важно идти в ногу со временем.

— Фактически это в наших планах. Я думаю, что  в дальнейшем будут внесены изменения в этот перечень.

Александр Константинович, я обратила внимание, что документ содержит очень много возрастных ограничений. Например, прибор для письма шрифтом Брайля и грифель выдают детям-инвалидам, достигшим семи лет. Не проще ли выдавать их ребёнку,  начиная с дошкольного возраста, особенно тем, у кого патология достаточно серьёзная.  Ведь чем раньше, тем лучше. Да и родители  быстрее станут понимать, что и как.

— Мы реагируем на замечания людей, вносим изменения в документ. И этот момент постараемся учесть. Сам по себе приказ не догма, он постоянно будет изменяться и дополняться.

Вот на этой оптимистичной ноте мы и завершили разговор с Александром Константиновичем. Спасибо ему за предоставленную информацию.

Тем временем я решила поинтересоваться мнением тех, кто уже получил ТСР. Среди вопросов  были и такие:  насколько сложным оказалось пройти всех специалистов, чтобы разработать ИПР? Должна ли быть предоставлена инвалиду возможность  денежной компенсации стоимости ТСР?  Как новая техника изменила  жизнь?

Председатель краевой организации Общества слепых Анатолий Донцов  сообщил, что  всего участниками программы от ВОС  в 2014 году стали 38 человек. Они получили   наборы для письма по Брайлю, а также нетбуки IRU, мобильные  телефоны Slepsung.

 Возможность работать и общаться

Первой героиней  своеобразного социологического исследования стала Елена Лиханос. Она  работает ведущим методистом инновационно-методического отдела  краевой спецбиблиотеки. Круг служебных вопросов весьма широк. Если в общем, то это менеджмент интегрированного библиотечного обслуживания в крае, его организационно-методическая и информационно-консультационная поддержка. Елена окончила в 2006 году Ставропольский государственный аграрный университет, она кандидат экономических наук.

Девушка подчеркнула, что прохождение медицинской комиссии — процесс крайне сложный для  незрячего. Во-первых, это время, которое у работающего человека лимитировано, во-вторых, нужно суметь согласовать день посещения с сопровождающим и специалистом. Ей помогли родные и друзья,

Елена  отметила, что для неё компьютер — это возможность работать, получать информацию, общаться, а значит, быть более независимой и свободной. Кроме того, нетбук позволяет сделать рабочее место мобильным: родной комп всегда с тобой со всей необходимой информацией и программами. (Поясню, что речь не идёт о библиотеке, здесь незрячий сотрудник имеет персонально оборудованное рабочее место.)

О возможной     компенсации стоимости оборудования она сказала так: «Я считаю, что  такой выбор  обязательно должен быть. Ведь цели, для которых приобретается техника, могут быть разными. Кому-то телефон необходим просто для связи. Кто-то использует его и как средство навигации, и для выхода в Интернет, и для распознавания номинала денежных купюр. Соответственно, и технические параметры должны быть разными. Впрочем, тот факт, что сегодня наши незрячие имеют возможность по региональному перечню получить столь необходимые устройства, весьма радует. Компьютер и телефон с речевым выходом — это не блажь и не роскошь. Сегодня это необходимое условие полноценной интеграции нас, незрячих, в социум. Ещё есть некоторые недоработки организационного характера, но, думаю, они будут скорректированы, ведь это у нас первый подобный опыт».

На те же самые вопросы ответил и  Василий Павлов, житель села Журавское Новоселицкого района: «Работаю в сельском Доме культуры в должности аккомпаниатора, занимаюсь музыкальным сопровождением всех мероприятий, которые проходят в моём родном селе. Играю на синтезаторе и аккордеоне. В целом, моя работа состоит в том, чтобы писать фонограммы, используя специализированное программное обеспечение. Профессионального образования не имею. Азы музыкальной грамотности получил, обучаясь в школе для слепых детей в Кисловодске. Огромное спасибо хочу сказать своим преподавателям Виктору Тимофеевичу Серженко и Эрнесту Спартаковичу Качарову.

Проходить медицинскую комиссию достаточно сложно без посторонней помощи. У нас сельская местность, к некоторым специалистам приходилось ездить в город. Если бы  не мои  родители, я никогда не смог бы воспользоваться предоставленной мне возможностью получить ТСР.

 Я не намерен использовать нетбук для создания фонограмм. Программы, которые для этого необходимы, требуют огромных ресурсов. Разумеется,  он  не отвечает этим требованиям... Однако он незаменим в качестве переносной «библиотеки», даёт возможность слушать любимую музыку. Если находишься вне дома, нетбук помогает общаться и получать информацию. Хорошо, что он уже снабжён специальной программой Jaws. Мне это очень понравилось».

Замечу, что интервью у Василия мы брали по Скайпу. Он сказал, что говорит  через новенький нетбук. Прекрасно, что на нас, инвалидов, местные  власти   обратили внимание, сделали шаг навстречу. Он первый.  Надеюсь, что не последний. Хочется верить, что просьбы и замечания пользователей будут учтены. В добрый путь, хорошая инициатива!

Вероника Филиппова