Творческая высота
«Брайль в моей жизни»
С детства, будучи зрячим ребёнком, я очень любил читать. Научился этому ещё с четырёх лет. Дабы утолить жажду познания, хватался за всё: книги, газеты, журналы. Подписи в подъездах — и те не мог оставить в покое!
Потеря зрения стала для меня большой трагедией. Лишённый обозревать не только окружающий мир, но и смотреть в лица друзей и знакомых, гулять со сверстниками на улице, я оказался в полной пустоте. Но самое главное — в этой беде для меня была невозможность через книги узнавать что-то новое об окружающей действительности. Я чувствовал, что потерял что-то важное в жизни. В этом возрасте я ещё не понимал, что важнее здоровья нет ничего на свете. Главной трагедией считал невозможность читать. Книги — вот ценность в жизни! Они — главные мои друзья, воспитатели. Как ни пытался заменить художественную литературу аудиокнигами, телевизором, не мог получить того, что давала мне книга.
Но вот поступил в школу. Здесь, в интернате, мне помогли понять, что потеря зрения — совсем не конец. Воспитатели и учителя научили жить полноценной жизнью, несмотря на слепоту. Помню, как первый раз ощупью готовил еду, убирал комнату, приводил в порядок одежду. Вскоре всему научился и не чувствовал свою ущербность. Быстро освоил точечную азбуку. И началась у меня новая жизнь — жизнь с Брайлем. Он открыл передо мной большие возможности. Познав рельефно-точечную технику чтения, узнал много того, что не успел за своё не слишком длинное зрячее детство. Я с жадностью набросился на книги, теперь уже на брайлевские! Перечитал всё, что было в нашей, довольно-таки большой библиотеке, потом мне стали привозить их из казанской библиотеки ВОС. Читал учебники, художественную, научно-популярную литературу. Передо мной снова открылся мир, хотя и без красок, но живой, удивительный, увлекательный! Сколько новых впечатлений! Даже животные Антарктиды поделились со мной своими тайнами питания, переселения и размножения.
Когда слушал свои любимые книги, казалось, что мне мешает голос чтеца, что он стоит между мной и персонажами произведений. Читая по Брайлю те же книги, я ощущал пальцами бумагу, слышал шелест страниц, чувствовал знакомый запах книжной пыли. (Да, существует такой запах). Мне казалось, что даже иногда вижу буквы. Испытывал такую духовную близость, такую тесную связь с моими любимыми героями, что, казалось, будто я живу и дышу с ними в их мире, разрешаю их проблемы, переживаю за неудачи и радуюсь победам. От чтения диктора, хоть и очень выразительного, эмоционального, не получал такого впечатления, когда читал сам. Я считаю, что в общении с книгой не должен присутствовать посторонний, даже профессионально поставленный голос.
И вот что ещё очень важно. Чтение книг по Брайлю помогает в формировании пунктуационных навыков, вырабатывает орфографическую зоркость. Так говорит моя учительница русского языка. Я с ней полностью согласен. Некоторые мальчики из моего класса не любят читать, больше слушают аудиокассеты, поэтому у них «хромает» грамотность: и орфография, и пунктуация. А я пишу довольно грамотно, почти не допускаю ошибок.
Конечно, в век технологий невозможно обойтись без компьютера, телефона, планшета и других гаджетов. Всё это есть в моей жизни. Я часто лежу в больницах на лечении и обследовании, иногда далеко от дома и друзей. Тогда скрашивают мой однообразный досуг «говорящие» книги. Но как только появляется возможность читать, я, благодаря Брайлю, погружаюсь в содержание книг настоящих. Для меня слушание книг — обыденность, чтение же — настоящий праздник, встреча с дорогими друзьями.
Конечно, знание точечной азбуки не вернуло мне зрение, но вернуло возможность читать любимые произведения! Однажды прочитал строки неизвестного мне слепого автора о том, что «для счастья земного нужно лишь солнышко в зрячих глазах». Я думаю, что он имел в виду близкого человека, говоря о солнышке. Со мной тоже рядом моя мама, друзья, одноклассники и педагоги, готовые прийти на помощь в любую минуту. Но без азбуки Брайля не было бы крепкого чувства защищённости, несмотря на мой надёжный тыл. Брайль для меня — одно из важных составляющих моего счастья.
Изучая буквы, состоящие из точек, долго удивлялся уму и восхищался талантом человека, создавшего азбуку незрячих. По истечении времени узнал о нём достаточно много. Понял, насколько велик и значителен его труд, как важна для незрячих людей его азбука, которой до сих пор пользуемся мы, живущие в двадцать первом веке.
Владислав Иванов