Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Наука и практика

Воображение незрячего

Когда в семье рождается ребёнок, то чуть ли не с первых дней он начинает познавать окружающий мир. Первоначальные знания малыш обычно получает при помощи зрения. Пройдёт совсем немного времени, и вот уже он реагирует не только на красочные погремушки, но и на музыкальные. Малыш постарше возьмёт в руки карандаш и начнёт воплощать на бумаге только ему ведомые образы и сюжеты. Поначалу эти рисунки малопонятны взрослым. Но постепенно появляются узнаваемые изображения папы, мамы, кошки, собаки…

Совсем другое дело — развитие незрячего ребёнка. Как пробудить воображение у незрячего, объяснить, как выглядят волк, лиса, медведь?.. В этом случае важнейшим фактором является воображение.

Лепим окружающий мир

Я потерял зрение в пять лет и, конечно же, некоторые образы у меня сохранились в памяти. Однако, тех же волка, лису, медведя я никогда не видел. Зато имел возможность погладить (ощупать) кошку или собаку. Мне родители покупали пластилин. Я старался из него вылепить предметы и животных, с которыми сталкивался в квартире.

Отец говорил: «А ну-ка, слепи собаку». Я лепил. «А теперь медведя… Сделай у своей собаки потолще туловище, укороти лапы и хвост, морду сделай короче и приплюсни. Вот у тебя и получился медведь».

Примерно так мы лепили и лисицу. Удлиняли туловище, утолщали хвост, утончали и вытягивали мордочку, и уже из собаки получалась лиса. А чтобы я имел более полное представление об этих животных, мне покупали фарфоровые статуэтки. Волки, лисы, медведи были в разных положениях: лежащие, сидящие, бегущие. Это позволяло за счёт домысливания и воображения догадываться об их образе жизни и повадках.

Мама мне читала очень много сказок. Мы выписывали журнал «Мурзилка» и прочитывали его от корки до корки. После чтения я брал пластилин и лепил из него героев сказок. Родители видели это, часто брали мои поделки и видоизменяли. Например, дракону приделывали какие-либо фрагменты. Тем самым я при помощи своего воображения и поправок, внесённых родителями, получал полное представление о героях прочитанных сказок.

Желательно, чтобы ваш ребёнок сначала при помощи своего воображения и ваших подсказок лепил, а уже потом вы предлагали ему изделие из фарфора, пластмассы. Малыш должен сам вообразить животное, предмет, который он лепит, и только потом сравнить его с оригиналом.

Наводим порядок и строим

Не скупитесь, покупайте своему чаду побольше игрушек. В обязательном порядке среди них должны быть кубики, конструкторы. И лучше, если это будет не один-два, а десять-двадцать наборов. Пусть ребёнок всё перемешает, тогда ему придётся потрудиться, чтобы подобрать необходимый элемент для своей поделки. Когда у малыша много строительных элементов, появляется возможность фантазировать, состыковывая их из разных конструкторов.

Я, к примеру, любил из металлического конструктора собирать подъёмный кран, грузовую машину. Когда же мне надоедало в них играть, я их разбирал, но старался раскладывать детали по отделениям: шайбочки к шайбочкам, болтики к болтикам, гайки к гайкам. В следующее занятие это позволяло мне быстро находить нужные детали…

Развитие через общение

Важнейшим развивающим фактором для незрячего ребёнка является общение. Мой отец работал на автобазе крановщиком. В те, советские, времена всех пытались привлечь к общественной работе. У отца была такая нагрузка. Он должен был раз в месяц выкупать билеты для коллектива на культурные мероприятия. Автобаза выделяла автобус, и все желающие отправлялись на культурно-массовое мероприятие.

Так вот, не помню ни одного случая, когда бы меня взрослые не взяли с собой в цирк или театр. И это несмотря на то, что цирковое представление воспринимается преимущественно через зрение… Из коротких комментариев родителей, реплик артистов,  реакции зрителей я получал, пусть и не полное, представление о происходящем на манеже.

Чуть-чуть внимания

Понимаю, сейчас другое время. Сегодня ребёнок рвётся к компьютеру, но распорядок дня во многом зависит от вас, родителей. Уделяйте время своему малышу, старайтесь развить у него интерес к реальному, а не виртуальному миру, включайте аудиокниги, а лучше — читайте их сами, усиливая интересные, важные моменты своими комментариями.

Выходя с ребёнком на улицу, вы должны рассказывать и показывать окружающий мир. Он должен знать, что находится у его подъезда, напротив дома, где заборы или ямы. Его знакомство с окружающим пространством позволит потом лучше ориентироваться на местности. Наталкиваясь на заборы, лавочки, детские качели и другое, маленький человечек учится определять своё местонахождение, думать, куда нужно пойти, чтобы попасть в свой подъезд.

Своевременно развитое воображение помогает не только качественно ориентироваться в пространстве, но и свободно чувствовать себя в незнакомом месте, обществе посторонних людей. Хорошо усвоенные уроки пространственной ориентировки помогают в будущем получить достойную работу. Незрячий человек не должен выглядеть беспомощным. И большое спасибо тем родителям,  которые занимались со своим малышом с раннего детства. Это помогло ему найти призвание и занять достойное место во взрослой жизни.

 Александр Ракович