Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

К 90-летию ВОС

НОВЫЕ ГРАНИ

Продолжение. Начало в № 1

Жить без барьеров

Ученики легендарного директора Бийской школы восстановления трудоспособности М. Наумова помнят, сколько времени уделялось при обучении развитию навыков мобильности, в «курс молодого бойца» входило самостоятельное перемещение по городу даже для слепоглухих. Бывший директор Центрального дома культуры ВОС инвалид по зрению А. Важенков рассказывал, как участники международного семинара по повышению мобильности незрячих в одном из городов Германии получили задание пройти самостоятельно определённый маршрут с использованием рельефной схемы города. Ни безнадёжно заблудившихся, ни особо просрочивших контрольное время среди них не оказалось.

Ещё в начале работы в Обществе был поражён тем, как покойный председатель Ростовской организации К. Шульга, тотально слепой, передвигается один по городу. На мой удивлённый вопрос Константин Фёдорович усмехнулся: «Наверное, ветер помогает ориентироваться». Не меньшее изумление вызывал рассказ бывшего директора Ижевского УПП Е. Исаенко о том, как в молодости он, человек, полностью лишённый зрения, самостоятельно одолевал не одну сотню километров в поездке из Ижевска к родителям.

Наверное, смогу назвать ещё несколько инвалидов по зрению, отваживающихся в одиночку передвигаться по городу. Но, скажем прямо, такие люди уникальны. Для большинства же особое значение приобретает адаптация среды обитания к особенностям жизни инвалида. Нерешённость этой проблемы приводит к серьёзным негативным последствиям. Организация Объединенных Наций, принимая в 1993 году на Генеральной Ассамблее Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, подчеркнула «важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества».

В современных условиях формирование доступной среды становится одним из приоритетных направлений государственной политики. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, в частности, что «планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются». Кроме того, «предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны обеспечивать оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами». Важно подчеркнуть, что закон не только устанавливает чёткие требования, но и определяет ответственность за уклонение от них.

Наверное, легче разработать любой закон, чем обеспечить его эффективное функционирование. Нужен, прежде всего, механизм его реализации. В этих целях был разработан ряд подзаконных актов: от постановлений Правительства России до введения в действие соответствующих строительных норм и правил. Сформировалась и региональная законодательная база. Определённую роль в реализации закона играют федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов», аналогичные программы регионального и муниципального уровней.

Но ситуация пока далека от идеальной. Вот, например, данные Министерства труда и социальной защиты РФ. Половина граждан с нарушениями зрения сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания. Две трети инвалидов по зрению отмечают трудности или невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

«Задача государства — кардинально изменить ситуацию к лучшему, создать людям все необходимые условия для активной, полноценной, достойной жизни, так, как это происходит в большом количестве стран с развитой экономикой. Для этого необходимо на деле снизить и, где реально возможно, полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов, убрать всё то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, получать образование и медицинскую помощь, обращаться в государственные и муниципальные органы и, конечно, трудиться», — сказал В. Путин на одном из заседаний Правительства России.

В целях решения этих проблем Правительством РФ утверждена Государственная программа «Доступная среда на 2011 — 2015 годы», направленная на обеспечение реализации инвалидами своих прав и основных свобод. Программа охватывает практически все стороны жизнедеятельности, в ней предусмотрен комплекс мероприятий по формированию безбарьерной среды, совершенствованию системы экспертизы, реабилитации и интеграции инвалидов, на реализацию которого запланировано более 168 миллиардов рублей, в том числе выделение субсидий субъектам Российской Федерации. Программой предусмотрено, что к 2015 году должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации, образования. В настоящее время Минтруд России готовит предложения о пролонгации этой программы на период 2016 — 2020 годов. При этом особое внимание уделяется развитию системы реабилитации инвалидов.

Развивая общественно-государственное партнёрство, Всероссийское общество слепых активно участвует в формировании и реализации программы. В своём выступлении на XXIсъезде ВОС президент Общества слепых А. Неумывакин отметил: «Мы активно взаимодействовали при разработке государственной программы «Доступная среда на 2011 — 2015 годы». Нами были выработаны конкретные предложения: по включению мероприятий по поддержке общественных организаций инвалидов и их предприятий, по расширению перечня тифлосредств, обеспечению инвалидов путёвками». Съезд обязал организации, хозяйственные общества и учреждения ВОС принять активное участие в формировании и реализации Государственной программы, разработанных в её развитие региональных и муниципальных программ.

Сегодня представители ВОС на федеральном уровне участвуют в работе Координационного совета и рабочих групп по контролю реализации Государственной программы, анализе результатов (отчётов) научно-исследовательских работ в рамках программы и подготовке предложений по её дальнейшему развитию. Региональные организации участвуют в подготовке предложений по программам определения доступности объектов социальной инфраструктуры и формирования доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, контролю за реализацией мероприятий, направленных на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания и помещения.

Саратовская, Татарская и Тверская организации участвовали в проведении пилотного проекта Государственной программы по отработке подходов при формировании доступной среды в их регионах. В Тверской области, например, мероприятия проекта реализованы в областном центре и в 11 муниципальных образованиях. При этом их финансирование велось за счёт средств федерального, регионального и местных бюджетов. За это время переоборудованы десятки социальных учреждений, повысилась доступность приоритетных объектов здравоохранения, образования, культуры, занятости, приобретено несколько десятков единиц общественного низкопольного транспорта, оборудованного специальными местами для инвалидов, дополнительными поручнями, речевыми информаторами, бегущей строкой, а также кнопкой для связи с водителем. Для людей с ослабленным зрением ступеньки выделены жёлтым цветом. Кроме того, построены специальные тактильные сходы и съезды к пешеходным переходам, пандусы, установлено более полусотни светофоров со звуковым сигналом, свыше полутора сотен дорожных знаков «слепые пешеходы», сделано многое другое.

Как отметила заместитель председателя правительства области Светлана Вержбицкая, возглавляющая координационный совет по вопросам социальной защиты инвалидов при региональном правительстве, в реализации проекта трудно переоценить роль общественных организаций инвалидов. Основные мероприятия проекта формировались по их предложениям. Ими же осуществлялся контроль над ходом работ на объектах и выявление недоработок. Да и теперь, после завершения пилотного проекта, они ведут контроль над использованием адаптированных объектов и качеством предоставления услуг в этих учреждениях.

На основе опыта реализации пилотного проекта в области утверждена и реализуется региональная программа «Доступная среда» на 2014 — 2015 годы, предусматривающая мероприятия по устранению барьеров в доступе к объектам и услугам.

Очень ярким примером успешного сотрудничества  в области создания доступной среды является совместная работа МГО ВОС с Московским метрополитеном, в результате которой на станциях нашей подземки появилось много ориентирующих устройств и указателей для слепых и  слабовидящих, создана служба помощи маломобильным гражданам, услугами которой с удовольствием пользуются  инвалиды по зрению.

Региональные организации активно участвуют в формировании доступной среды и в рамках различных грантов. Так, Костромская РО ВОС при поддержке администраций области и муниципальных образований завершает реализацию проекта «Создание универсальной модели доступности социального объекта для инвалидов по зрению Костромской  области», признанного победителем конкурса проектов для некоммерческих организаций. Благодаря чему территории и помещения местных организаций и предприятий «Автофильтр» и «Гамма» оснащены средствами ориентирования для незрячих, в том числе тактильной плиткой и лентой, табличками со шрифтом Брайля. В завершении проекта состоялась межрегиональная конференция с участием представителей общественных организаций инвалидов, органов власти, СМИ, на которой был обобщён положительный опыт и намечены перспективы по продолжению этой работы.  Надеемся, что  она не приостановится и в этом году, и  в последующие, и  не только в Костроме, но и в других регионах, что экономический кризис, переживаемый нашей страной, не уменьшит заботу об инвалидах.

Лев Либман,

кандидат экономических наук, ветеран ВОС

Окончание читайте в следующем номере.

_________________________________

*При подготовке настоящей статьи использованы материалы, размещённые на сайте Организации объединенных наций http://www.un.org/ru, на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru, на сайте Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» http://www.vos.org.ru, на сайте негосударственного учреждения «Институт профессиональной подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реаком» http://www.rehacomp.ru, на сайте Министерства социальной защиты населения Тверской области http://www.szn.tver.ru, на сайте gkh.tver.ru/TGS/szn/depszn.nsf/files/vord-Доступная среда.docx/$FILE.