Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

Зимнее свидание с Чехией

(продолжение. Начало читайте в № 2)

Второй по величине город Чехии отделяют от Праги 209 километров. Комфортабельный автобус преодолел их за три часа. На выходе из салона нас приветствовали Элишка и Зденек. Правда, ковровая дорожка отсутствовала, зато красовался бравый почётный караул в лице королевского пуделя Джесики. Кстати, собака-проводник является верной спутницей  хозяйки не только на родине, но и в зарубежных  поездках.

Поздоровавшись с очень симпатичной семейной парой, вволю потискав изящную «псицу» и отказавшись от завтрака, так как не успели проголодаться, россияне предложили для почина прогуляться по основным достопримечательностям Брно. Купив обратные билеты на вечерний рейс, мы без суеты выстроились в походную колонну и по тихим утренним улицам направились к историческому центру древнего града. В арьергарде выступали прекрасные дамы, а впереди уверенно вышагивали мужчины, ведь Зденек обладает сравнительно неплохим остаточным зрением. В общении проблем не возникало, потому что, на наше счастье, супруги прилично владеют русским языком. Недаром он при социализме был обязательным предметом в здешних школах. По-видимому, учили хорошо, раз многие чехи зрелого возраста и сегодня обладают достаточным словарным запасом.

Брусчатка привела нас к зданию средневековой ратуши, на котором было закреплено большое деревянное колесо. Наверное, такие устанавливали на знаменитых боевых телегах таборитов. Зденек к месту припомнил легенду, которая перенесла нас в XVII век, когда в пивной городка Леденец подгулявший изготовитель тележных колёс побился об заклад с завсегдатаями, что от рассвета до заката успеет свалить дерево, сделает колесо и докатит его до Брно. Через сутки опрометчивый и упорный мастер, преодолев  сорок километров, еле передвигая ноги, всё-таки добрался до цели, совершив выдающийся «трудовой подвиг». Тогдашний мэр даже выдал подтверждающий документ, а ремесленный шедевр с тех пор висит на соответствующей стене муниципалитета. Благодаря этому зародилось странное поверье: якобы для гарантированного исполнения желания просто необходимо  «плотно пообщаться» с реликвией. Естественно, мы использовали счастливую возможность. Загадав каждый своё, по нескольку раз крутанули скрипучий подарок Фортуны и перебрались к очередному артефакту.

Оказалось, что  в находящейся неподалёку арке подвешено чучело чудовища, скорее смахивающее на крокодила. О нём наш спутник тоже предание выдал. Завёлся как-то в окрестностях города «настоящий дракон» нетипичного вида. Прекрасных девушек и благородных рыцарей он не изводил, а  пакостил, в основном, по мелочам: овец и кур таскал, да иногда пугал селянок, идущих на рынок. Вот и все преступные деяния. Яростных защитников редких видов фауны тогда не было, поэтому, когда некий ученик мясника решил избавить округу от «залётного гада», ему никто не мешал. Набив баранью шкуру негашёной известью, хитромудрый охотник подбросил мохнатый  мешок в район миграции неведомой зверушки. Наивная животина схомячила коварный гостинец, а потом, изнурённая  жаждой, поползла к ближайшему водоёму. Понятно, что при попадании влаги в подходящую среду произошла химическая реакция, в результате которой ящер потерял жизнь, а старинный град обзавёлся ещё одной достопримечательностью. Жаль, все мои попытки в прыжке дотянуться до потёртой шкуры не увенчались успехом.

После погружения в старину отправляемся на площадь Свободы, где 5 лет назад был установлен неоднозначный образчик современного искусства, изготовленный из чёрного гранита. По этим фальшивым часам правильное время узнать невозможно. Лишь раз в сутки, ровно в 11 утра, раздаётся странноватый бой курантов, стилизованных под гильзу, и тогда  из специального отверстия выкатывается небольшой стеклянный шарик, который является желанным сувениром. Этот необычный монумент символизирует событие, произошедшее в семнадцатом веке, когда к стенам Брно подошла армия шведского генерала Торстенсона. Самоуверенный вояка поклялся взять город до полудня. В противном случае он обещал снять осаду. Узнав о неосторожном заявлении захватчика, ловкие горожане на час «поторопили время» и не прогадали. Ощупав камень и отыскав заветную щель, мы всё-таки не стали дожидаться халявного подарка, а проследовали дальше. По дороге удалось получить объёмное представление о чудесном граде, ради чего ненадолго задержались у его макета, установленного прямо под открытым небом. Там нам довелось почувствовать себя слепыми гулливерами в Лилипутии.

Пока ожидали трамвай, Элишка продемонстрировала классный пластмассовый приборчик, размером примерно со спичечный коробок, здорово облегчающий «слепецкий» быт и особенно передвижение. На лицевой стороне  простенького пульта удобно расположены элементы управления, напоминающие брайлевское шеститочие. При нажатии пятой кнопки озвучиваются начальный и конечный пункты конкретного маршрута. Её «соседка снизу» помогает определить вид приближающегося транспорта, узнать название остановки да ещё познакомиться с расписанием. Нетрудоспособные пенсионеры снабжаются таким  устройством бесплатно. В свою очередь, работающие инвалиды по зрению получают его на бирже труда за 10% стоимости, которая в тифломагазине составляет около трёх тысяч крон.

Вскоре приветливой хозяйке представилась возможность   испытать полезный девайс в деле. После нажатия на первую кнопку подошедший транспорт приятным женским голосом объявил свой номер. Так как именно он и был нам нужен, местная жительница незамедлительно активизировала клавишу под номером четыре — тут же для нас любезно распахнулись все двери. Во главе живописной группы по ступенькам поднялась Джесика и подвела подопечных к свободным сиденьям, благо таковых в избытке. На билеты мы не тратимся, так как инвалиды, в том числе  слепые иностранные туристы, здесь пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, разумеется, помимо такси. Хочется подчеркнуть, что маломобильных граждан нашей категории на многие экскурсионные объекты также пропускают бесплатно. Часто после посещения очередного замка гиды возвращали нам деньги, ранее сданные вместе со всей группой на входные билеты.

Наконец, наша компания торопливо покидает вагон. Зденек обращает моё внимание на рельефную дорожку, по которой мы идём. В Чехии подобные «трогательные маршруты» проложены исключительно в необходимых местах, там, где чаще встречаются незрячие или усиливается реальная опасность, в том числе перед пешеходными переходами, которые обозначаются двумя металлическими столбиками. Возле светофора Элишка вынуждена снова активизировать заветный аппаратик. Если раздаются редкие гудки, значит, горит «красный», поэтому нужно подождать, а как только темп сигналов ускоряется, следует, не мешкая, преодолевать проезжую часть, потому что уже включился «зелёный».

Когда приближаемся к музею, Элишка прикасается к третьей кнопке «говорящего путеводителя». Вход сразу мелодично обозначает себя. Надёжные приёмо-передающие устройства позволяют быстро сориентироваться. Впрочем, они есть далеко не везде, предпочтение отдаётся вокзалам,  станциям метрополитена и остановкам наземного транспорта, а кроме того, административным зданиям, гостиницам и популярным достопримечательностям, а ещё учреждениям здравоохранения и культуры. Внутри социально важных  помещений синтезатор подскажет, где располагаются кассы или платформы, лестницы или эскалатор, справочная или регистратура, а также  другие объекты первой необходимости и повышенного спроса.

Удобный лифт с рельефными обозначениями  поднимает нас на нужный этаж, номер которого озвучивается. Проходя по коридору, обследуем брайлевские таблички на дверях кабинетов. На очередной читаем искомое: «Заведующая отделом Элишка Глуши». Разумеется, её рабочее место оснащено всем необходимым офисным оборудованием, адаптированным под потребности слепого пользователя. Сняв верхнюю одежду, отправляемся знакомиться  с экспозицией, которая значимо называется «Культура незрячих».

Последовательно изучаем бесценные экспонаты. Элишка рассказывает о них, а Зденек передаёт нам соответствующие предметы для ознакомления на ощупь. В ближайшей стеклянной витрине помещены приборы и шаблоны, позволяющие слепым писать по-зрячему. Помимо хорошо всем известного приспособления Гебольда для письма печатными буквами, представлены и менее распространённые, например, шаблон, разработанный учителем Пражской школы для слепых Марком Вагнером. С интересом прослеживаем эволюцию брайлевских машинок от первых жутко тяжёлых до современных суперкомпактных. Мы внимательно изучаем небольшой прямоугольник, из которого выпирают иглы, создающие рисунок одной из букв латинского алфавита. Это — литера от пишущей машинки, печатавшей текст шрифтом, разработанным в первой половине девятнадцатого века австрийским просветителем Иоганном Вильгельмом Клейном. У него получилось нечто среднее между рельефно-точечным шрифтом и письмом Гаюи. Её авторский экземпляр изготовил слабовидящий житель города Брно Франтишек Бурбан, но хранится она в Венском музее слепых, потому что тогда Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи.

Подходим к тифлоприборам, которые в своё время казались чудом техники. Среди экспонатов — советская электрическая пишущая машинка «Ятрань», потрёпанный экземпляр брайлевского принтера «Эверест», а вдобавок — компьютер «Эурек», уже освоивший примитивную речь. Среди магнитофонов для прослушивания «говорящих» книг особый интерес вызывает аппарат, напоминающий нашу «Легенду». Только у него  с боку торчит ручка неясного назначения. Когда её начинает вращать Зденек, предварительно  вставив в гнездо обычную кассету, «проклёвывается» весёлая песенка. Оказывается,  так выглядит осовремененная шарманка. Мы с Татьяной по очереди терзаем приводной механизм, звук то ускоряется, то замедляется. Посмеявшись, предполагаем, что подобное приобщение к увлекательной литературе, помимо эстетического удовольствия, также способствовало борьбе с гиподинамией.

Следующие экспонаты необходимы при освоении слепыми нотной грамоты, что предоставит им возможность достичь высоких результатов на музыкальном поприще. В частности, на пластиковых листах рельефно изображены положения рук дирижёра. Касаюсь клавиш тандема из двух рояльных клавиатур, которые синхронизированы, предполагаю, что этот тренажёр позволяет преподавать незрячему педагогу, впрочем, и ученику с плохим зрением он также полезен. Зденек перебирает струны какого-то незнакомого нам инструмента. Это цитра, некогда популярная у незрячих исполнителей.

Поблизости располагаются изготовленные в разных странах учебные пособия по изучению системы Брайля. Татьяна с профессиональным интересом рассматривает наборную азбуку и различные виды шеститочия. Мне же среди россыпи письменных принадлежностей особенно понравился грифель-брелок, сделанный в Испании. 

Терпеливые супруги демонстрируют нам математические таблицы, японскую логарифмическую линейку, похожую на европейский оригинал, а кроме того, азиатские счёты, которые радикально отличаются от привычных нам. Как производить арифметические действия на восточный лад, остаётся загадкой.

Оставшаяся в душе ребёнком Татьяна к своему восторгу обнаруживает витрину с интеллектуальными играми. Там, помимо адаптированных для незрячих шахмат, шашек и головоломок вроде кубика Рубика, представлены также и обычные игрушки, по которым тотальник может получить представление, как выглядят  корова или ретро-автомобиль.

Перебираемся от духовного к материальному и внимательно осматриваем инструменты, применяющиеся в лозоплетении и щёточном производстве. Камертон для настройки роялей также поныне помогает незрячему специалисту заработать на хлеб с маслом. С интересом изучаем рабочее место слепой телефонистки. Неподалёку установлен настоящий светофор. Не могу удержаться и нажимаю на выпуклый кругляш: звуковая схема по-прежнему действует. Рядом закреплена стойка — за неё в наземном транспорте обычно держатся пассажиры. Она  также оснащена «волшебной кнопкой», позволяющей узнать название остановки.

Вот под стеклом, которое не открывается, выложены многочисленные часы для тотальников. Тут же находится и старинный тифлотермометр. С удовольствием полазив по огромной коллекции разномастных  тростей, лишний раз убеждаюсь, что лучше моей бийской «старушки» пока ничего не изобрели.

Поразило, что вокруг постоянно слышались голоса взрослых и щебетание детей. Значит, с экспонатами, предназначенными для инвалидов по зрению, помимо нас, знакомились и зрячие посетители. Для многих из них стало открытием, что слепые и слабовидящие живут полноценной и насыщенной жизнью. Элишка очень ответственно и с большой любовью относится к своей благородной деятельности. Многие раритеты они со Зденеком самостоятельно привезли из европейской глубинки. Единомышленники мечтают раздобыть книгу, напечатанную рельефным шрифтом Гаюи. Тифлоэкспонаты закончились, но на этом мы ещё не прощаемся с уникальным музеем…

Андрей и Татьяна Усачёвы

         Продолжение читайте в следующем номере.