Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

          ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСОТА

ШАНСЫ ЛОВИМ НА ЛЕТУ

Окончание. Начало читайте в № 5.

Гордыню попусту не мучай

В самозабвенной суете,

Хватай за хвост счастливый случай,

Чтоб снова быть на высоте.

Всегда загадочность в грядущем,

И труден творческий подъём.

Но проще к зрителям идущим

Брать старт с наставником вдвоём.

Обычно в центре внимания обывателей и средств массовой информации находятся чемпионы и рекордсмены, лауреаты престижных премий и эстрадные звёзды, а вот квалифицированные тренеры и выдающиеся преподаватели, а также  руководители проектов частенько остаются в тени своих воспитанников. Сегодня у нас есть уникальная возможность, хотя бы совсем поверхностно,  протестировать внутренний мир универсальной подвижницы, которая, продолжая выступать, львиную долю усилий тратит на репетиции с талантливыми лидерами «честолюбивых дублёров» нынешней артистической элиты. Уже не всегда юные  представители «подрастающего поколения» уральских самородков упорно грызут гранит музыкальных знаний, регулярно радуя учительницу своими маленькими победами. Для многих подопечных она подлинный кумир и неоспоримый авторитет, а иначе разве бы привередливые вокалисты стали платить за обучение? Впрочем, незрячие таланты и вообще все работники хозяйственных обществ ВОС занимаются бесплатно. Наша героиня Лариса Юдина уверена в себе и постоянно «держит марку». Создаётся  впечатление, что она обладает несокрушимым характером, стальной волей и крепкими нервами. А как на самом деле? Об этом узнаем прямо из первых уст:

«Честно говоря, мой привычный образ весьма или вполне уверенной в себе женщины  не вполне соответствует истине. Он немного показушный и служит своеобразной защитой от мелких неудобств, создаваемых  назойливыми поклонниками. Кстати, мне почему-то нередко «сватают» голосистых кавалеров. Бытует мнение, что брачные узы укрепляют общие увлечения или совместная деятельность. Только эти статистические расклады не убеждают, ведь в реальности всё совсем не так просто. Вот и я не хотела бы постоянно видеть рядом с собой деятеля искусства. Вполне достаточно, что сама пою! Может быть, из-за того, что не люблю лесть и  фальшь неискренних людей, а требования к холостякам из числа кандидатов на роль спутника жизни несколько выше средних по стране, личная жизнь пока и не складывается.

Во мне каким-то непостижимым образом уживаются авантюризм и осторожность, жёсткость и скромность. Когда-то до дрожи в коленках стеснялась разговаривать с незнакомыми зрячими людьми. В своей восовской
среде я была не робкого десятка, в школе и  комсомоле была всегда лидером, а вот когда оказывалась вне наших интернатовских тепличных условий, тут начиналась масса комплексов. Такое  уж получила воспитание по материнской линии. Хоть я и мой ребёнок крещённые, ведь мы живём в преимущественно православной и чисто русской языковой среде, всё же влияние мусульманских традиций иной раз сказывается. Правда, природную робость почти победила и на публике держусь уверенно: выручает многолетняя гастрольно-концертная практика, да кроме того, опыт участия во всероссийских  фестивалях и конкурсах Общества слепых. А вот летать на самолётах страшусь до сих пор! Только патологический страх авиарейсов поневоле приходится подавлять, потому что очень люблю путешествовать, даже год учила английский по Скайпу, но потом забросила. Уже побывала в Китае, Египте и Объединённых Арабских Эмиратах, объездила пол-Европы, включая Люксембург, а мечтаю посетить Италию. Наверняка, кто-нибудь  подумает, что, если не видишь окружающих красот, нет никакой разницы, где гулять: в Ревде или Париже. Мне смешно, ведь в каждой стране своя неповторимая речевая атмосфера, национальная кухня и даже запахи везде особенные…

Наверное, всех творческих людей, родившихся именно в ноябре, отличает неорганизованность и неумение  жить по плану. Они как бы всегда пульсируют на своей собственной волне, которая далеко не всегда совпадает с общепринятым ритмом существования. К сожалению, бороться с этим недостатком  бесполезно. Вот и я такая же, потому что, научившись работать в жутком цейтноте неотложных дел, порой получаю неизъяснимый кайф от эмоционально-мыслительного штурма, когда обостряются все чувства и множатся способности. Возможно, ещё и поэтому в  искренней открытости мне бы хотелось походить на бесшабашную Лолиту, чьи песни с удовольствием исполняю. Она не боится быть эпатажной и резкой, а в то же время казаться смешной и слабой, демонстрируя надрывную незащищённость…

Обожаю откочёвывать к тёплому морю, но для меня интересен не только «тюлений» пляжный отдых. Люблю всякие экскурсии, хочется узнать побольше интересного. Я счастливый человек, потому что с удовольствием иду на работу и с радостью возвращаюсь домой. Разумеется, стараюсь поддерживать форму: после юбилея купила на подаренные деньги новый супертренажёр. Люблю читать, открывать новые направления в музыке, оригинальных исполнителей. Стараюсь следить за всеми музыкальными конкурсами. Мне не бывает скучно одной, я очень ценю минуты уединения. И, конечно, мне дорого время нашего общения втроём, когда мы собираемся по выходным и за чаем обговариваем все наши девочкины секреты, даём друг другу советы, обсуждаем события недели.

Как ни странно, несмотря на противоречивость поступков, склонность к рискованным экспериментам  и эмоциональность мятущейся натуры, бардак в быту — не для меня. В моём доме всегда идеальный порядок, как и у большинства «правильных тотальников», ведь иначе в спешке ничего не найдёшь. Вообще-то  люблю работать на результат, который сразу можно ощутить пальцами, попробовать на вкус или оценить по запаху. Естественно, ненавижу возиться с грязными окнами, степень прозрачности которых нельзя  определить вслепую, но зато с наслаждением начисто мою полы, так как наличие или отсутствие пыли легко определяется на ощупь.

Кстати, на телевизионную рекламу проекта Пугачевой «Фактор А» наткнулась как раз во время генеральной уборки, когда елозила по  закоулкам с мокрой тряпкой в руках. Почему-то в моём сугубо индивидуальном репертуаре оказались сразу три песни, которым дала путёвку в жизнь  неподражаемая примадонна, следовательно, её продюсерская деятельность всегда вызывала мой неподдельный интерес. Ни с кем не посоветовавшись, в сопровождении Машеньки я безрассудно рванула в Москву и там, можно сказать на авось, ввязалась в жестокую борьбу за право показаться «женщине, которая поёт». Выяснилось, что предстояло преодолеть частое сито целых трёх  кастингов.

 На последнем отборочном этапе оценивали актёрское мастерство. Здесь у меня возникли проблемы, но поскольку практически до тридцати лет я прилично видела, мои движения на сцене выглядели более-менее естественными, поэтому меня пропустили дальше.

Как сейчас помню решающий тур. В трепетном волнении выхожу под прожекторы, исполняю арию из мюзикла «Чикаго» и замираю в ожидании. Понимаю, что вроде бы всё хорошо получилось, но пауза затягивается… Вдруг Алла Борисовна совершенно безапелляционно заявляет: «Я вам говорю: «Нет»! В таком возрасте уже поздновато начинать эстрадную карьеру. А вы не думали заняться преподаванием?»

В Ревду возвратилась в расстроенных чувствах, но когда прошёл шок от рухнувших надежд, стала всерьёз размышлять над предложением гениальной певицы. Постаралась объективно взвесить все «плюсы» и «минусы» предстоящего бизнес-проекта. Оказалось, прогнозируемая ситуация математически не просчитывается и логике не подчиняется: слишком велика составляющая неопределённых факторов и значение элементарного случая. Промучившись несколько бессонных ночей, я  всё-таки решилась  попробовать, тем более что имелся определённый профессиональный опыт в смежной специализации, к тому же подходящие базовые знания приобрела ещё в училище культуры и профильном питерском вузе, а потом руководила художественной самодеятельностью в КСРЦ и семь лет была заместителем  директора по социальным вопросам родного ревдинского предприятия. Довелось трудиться и в Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых.

Конечно, обучать вокальному мастерству студийцев с нормальным зрением и заниматься социокультурной реабилитацией инвалидов — это совсем не одно и то же. Но на тот момент я отчётливо поняла, что исчерпала себя на поприще певучей проводницы «странников во тьме» и не хочу топтаться на месте в тепличных условиях комфортной среды обитания в рамках ВОС. Мне было нисколько не страшно круто поменять род деятельности, хотя жутко  рисковала и угроза опростоволоситься давила на психику, а ещё боялась подвести верных единомышленников. Наверное, попытка выйти на новый уровень отношений с миром зрячих могла закончиться плачевно, но моя репутация помогла справиться с трудностями, а главное — повезло с партнёрами и меценатами.

Нас очень беспокоил первый пробный кастинг только что созданной студии «Шанс». Помню, в тщательно подготовленной аудитории собрались «учредители» в полном составе: за клавишами — композитор Виктор Столбов, за пультом — звукорежиссёр Дмитрий Мясников и я с микрофоном. Разумеется, волновались, но  в пределах нормы, а вот прямо перед началом  приёма кандидатов меня стало трясти по-настоящему, так как внезапно обрушилось понимание, что  все будущие наставники, по сути, тотальники! Это сейчас я легко справляюсь со «слепецким комплексом» и стараюсь  вообще о нём не думать, а тогда у меня началась натуральная паника. Слава Богу, всё обошлось! Я собралась и смогла взять себя в руки. Правда, пришедшие на прослушивание зрячие ребята словно бы и не заметили, что их «экзаменаторы» поголовно инвалиды. Видимо, их устроили наши профессиональные качества, а впоследствии заставила остаться воистину творческая обстановка внутри студии. Несомненно, для опытных педагогов и перспективных вокалистов важен итоговый успех, но не любой ценой, а благодаря осознанной вовлечённости в плодотворный процесс музыкального священнодействия…»

Теперь кажутся такими мелкими тревоги неопытных предпринимателей от искусства. Неизбежные трудности становления и роста давно позади. Четвёртый год исправно функционирует музыкальный конвейер, который с завидным постоянством производит штучный певческий продукт, успешно шлифуя и развивая  молодые таланты. Почти каждый месяц студийцы дают благотворительные концерты и участвуют в городских мероприятиях. Очень эффективны традиционные мастер-классы, которые для их участников расширяют горизонты культурологического мировоззрения. Ярким подтверждением правильности выбранного курса стало масштабное действо, посвящённое  «ягодному» юбилею Ларисы Юдиной. Несомненно, его надолго запомнят все занятые в нём исполнители и восторженные зрители. Бравурной кульминацией продуманной до мелочей программы стало появление на сцене сразу полусотни крепких во всех отношениях вокалистов. В качестве коллективного подарка молодые люди слаженно исполнили гимн своего творческого объединения, а затем,  вручив зрителям воздушные шары с очень  символичным логотипом «Шанс», галантно уступили место у рампы глубокочтимой наставнице. В свою очередь растроганная прима отважно объявила: «Я — то, что надо!» Её правоту тут же подтвердили дружные аплодисменты и крики: «Браво!»

Наверное, подобный безоговорочный триумф с лихвой оправдал вложенные в него усилия бенефициантки, её многочисленных соратников и болельщиков. Впрочем, на мой взгляд, почти неуловимое послевкусие, которое порой вызывают конкретные события или произведения, всё-таки гораздо важнее сиюминутного восторга непосредственного общения вживую. На самом деле, «тонкие материи» давних литературных, художественных или артистических потрясений могут десятилетиями влиять на эмоциональное состояние личности, проникая из прошлого в современную действительность   и помогая устоять на сквозняках повседневных стрессов. Скажем, в моём избирательном сознании образ слепой певицы неразрывно связан с душещипательным хитом «Памяти Эдит Пиаф». Новые впечатления накладывались на маленький шедевр, но не заслоняли его, просто возникало еле уловимое чувство желанного дежавю с ароматом ностальгии, а  сладкая грусть о прекрасном и невозвратном умывала утомлённую душу.

Лариса Васильевна и раньше не жалела репетиционных часов и затрат духовной энергии на собственное индивидуальное совершенствование, а теперь она ещё несёт тяжкий груз ответственности за рост мастеровитости даровитых студийцев и последующую их востребованность на открытом рынке исполнительского труда. Пожалуй, для истинного педагога успех воспитанников гораздо важнее собственных достижений, поэтому склонен  поверить обещанию виновницы торжества, что она больше не будет ждать целую пятилетку и вопреки традиции подготовит очередную сольную программу намного раньше, ведь тогда на большую сцену вместе с ней снова смогут выйти и её перспективные подопечные. Несомненно, подобный масштабный дебют может стать решающим толчком в их артистической судьбе, определив вектор дальнейшего карьерного развития.

Увы, к скитальцам слишком строги

Пролёты лестниц без перил.

Но ни к чему смотреть под ноги,

Во мгле растрачивая пыл.

В суровом мире озарений,

Когда туманны даль и ширь,

На глади мраморных ступеней

Спасёт незрячий поводырь!

               Владимир Бухтияров