Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА

Город для всех

В самом сердце Москвы расположен один из красивейших соборов, построенный по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, Покровский собор. С ним связана одна из легенд, которую многие знают со школьной скамьи. Зодчие собора Барма и Постник были ослеплены по приказу царя, чтобы никогда не построить столь же великолепный храм.

Может ли отсутствие зрения помешать таланту? В конце девятнадцатого — начале двадцатого века в Москве жил и работал архитектор Сергей Сергеевич Шуцман. Представитель школы московского модерна родился 28 января 1869 года в семье садовника. В 25 лет окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры, Малой серебряной медалью по рисованию и Большой серебряной медалью по архитектуре. Сергей стал помощником архитектора Л.Н. Кекушева и продолжил обучение в Императорской Академии художеств. После полной потери зрения работал со своим братом — архитектором и военным инженером Н.С. Шуцманом. С 1902 года состоял в Московском архитектурном обществе. Внёс вклад в постройку нескольких зданий, которые в настоящее время являются памятниками архитектуры. Одно из них — особняк Т.И. Коробкова, возведённый в 1866 году. По проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева были построены флигель и ограда, а в 1899 году С.С. Шуцман продлил декоративную отделку фасада, и здание было расширено.

После революции 1917 года дальнейшая судьба Сергея Сергеевича неизвестна. Но он был не единственным незрячим архитектором, талант и целеустремлённость которого преодолели все жизненные обстоятельства на пути к мечте. Примером для многих может стать Александр Иванович Зотов родом из небольшого городка Тайшет Иркутской области. Будучи уже слепым он возвёл город Ангрен.

Александр родился 15 мая 1914 года. Когда ему исполнилось 11 лет, семья переехала в Ташкент. В 1931 году будущий архитектор поступил в Среднеазиатский политехнический институт. На четвёртом курсе понял, что хочет заниматься градостроительством. В 1941 году Зотова отправили на фронт в звании командира взвода отдельного сапёрного батальона. В середине ноября того же года во время минирования он подорвался. Из книги «Для чего живу» Бориса Рябухина: «Взрыв прогрохотал недалеко от него. Боль обожгла руку и лицо. Последнее, что он видел, — это яркая-яркая вспышка на белом снежном поле и синяя-синяя кромка леса невдалеке... Он встал и пошёл под обстрелом, обливаясь кровью. Он шёл во весь рост по направлению к своим позициям. Правый глаз ещё кое-как видел. Вот и вмороженные в речку сани, по которым шли на задание. Еле добрался до своих окопов и потерял сознание».

После реабилитации Александр Иванович продолжил заниматься архитектурой, во всех проектах ему помогала любимая жена Галина. Первым успехом в работе стала победа в конкурсе на проект жилых домов и общежития на 50 мест для Бекабадского металлургического комбината.Предложенные Зотовым архитектурные решения были просты в исполнении, не требовали больших затрат.В феврале 1951 года А.Н. Зотов начал работу над генеральным планом застройки Ангрена, который спустя три года  был утверждён, а ещё через два началось строительство.

Из рассказа «Опалённый войной» Бориса Рябухина: «Помню, как мы ехали из Ташкента в Ангрен. Рядом со мной сидел Зотов, крупный, широкоплечий пожилой человек, добродушное лицо которого было усеяно чёрными, как оспинки, точками — явными следами ожогов. Александр Николаевич Зотов тогда был руководителем архитектурной мастерской отдела генеральных планов института градостроительства. Высунув руку из окна машины, он рассказывал о том, что открывалось взору: «Вот городок Ахангаран», — показал вперёд Александр Николаевич. И я вздрогнул. Как он догадался, что мы проезжаем сейчас именно через этот город? Он же  слепой! «На этом месте был маленький посёлок, — продолжал Зотов, — из которого по генеральному плану, разработанному нашим институтом, за пятнадцать лет должен вырасти большой современный город. Я уже вижу мой Ангрен». Он видит?..»

В XXIвеке ещё более новаторский подход к тому, какой должна быть городская архитектура, озвучил в интервью для TED архитектор Крис Дауни, ослепший в 2008 году. Дому для нескольких тысяч людей нужны незрячие люди, потому что они могут придумать новые градостроительные решения, не ограничиваясь существующими шаблонами. У города, созданного с учётом потребностей слепых, насыщенная и комфортная среда, удобные, широкие и предсказуемо расположенные тротуары, а расстояние между домами приспособлено и для людей, и для автомобилей, в нём есть большая и разветвлённая система общественного транспорта, которая соединяет все районы и окружающие пригороды. И, конечно, в городе, созданном с учётом людей с ограниченными возможностями, есть, прежде всего, специализированные рабочие места для них. «Слепые тоже хотят работать и зарабатывать на жизнь», — сказал архитектор. «Проектируя города для слепых, я надеюсь, вы начнёте осознавать, что это действительно был бы более доступный, более справедливый город для всех», — подчеркнул Крис Дауни.

 Ирина Федотова