Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТИФЛОМИР

Институт Брайля: жить полноценной жизнью

Окончание. Начало читайте в № 6.

Я позволила себе использовать термин «лабиринт», потому что на первый взгляд организация обширного пространства Института, состоящего из нескольких разных зданий, соединённых галереями и переходами,  выходящими на открытые  внутренние площадки, кажется запутанным и сложным для ориентировки. Тем не менее, на территории  мне удалось  зафиксировать максимальную концентрацию воплощённых идей универсального дизайна и разумных приспособлений самого разного характера: тактильных, контрастно-цветовых, контрастно-акустических, световых, архитектурно-технологических. Все они в комплексе создают доступную среду для людей с различными зрительными патологиями и очень комфортную инфраструктуру для всех без исключения.

Все здания располагаются на двух одноплоскостных уровнях и соединены между собой. Между этажами перемещение осуществляется при помощи лифтов,  озвученных и снабжённых тактильными кнопками с шрифтом Брайля. На каждом уровне всёнаходится в одной плоскости без так портящих жизнь порогов и ступенек, небольшие перепады высоты нивелируются пандусами с удобными поручнями и обязательным рельефно-тактильным предупреждением перед ним, а также перед поворотами. Вдоль всех коридоров на уровне руки человекавдоль стен располагаются контрастно-тактильные направляющие планки с характерными выступами напротив всех дверей, так что невозможно их пропустить, даже следуя по противоположной стороне.

Очень интересно используется дифференцированная акустика холлов, коридоров и помещений разного назначения, что достигается различной высотой потолков практически всех смысловых блоков, что хорошо ощущается  изменением звука трости и служит дополнительным ориентиром. Звуковыми маячками здесь служит практически всё: журчание декоративных и питьевых фонтанчиков, информационные сообщения технологического центра,  даже пение птиц и озвученная фигура самого Роберта Аткинсона во внутреннем дворе.

Растрогали  своей доступностью и комфортом для слепых и слабовидящих помещения бытового назначения —кафе и туалеты. В просторном и очень светлом кафе, где всего за 2 доллара инвалиды по зрению и их сопровождающие ежедневно получают превосходные комплексные обеды из 5— 6 блюд, все столики имеют тактильную маркировку на уголках и крупную  контрастную табличку. Меню в человеческий рост с яркими обозначениями блюд меняется ежедневно, а кроме этого,его можно прочитать,воспользовавшись сканером-телеувеличителем, которые есть во всех помещениях, включая кафе, чтобы слабовидящие клиенты могли максимально использовать остаток зрения и быть независимыми даже в таких мелочах. Все туалеты имеют универсальную тактильную маркировку: круг—для обозначения женского, и треугольник —для мужского. В кабинках незрячему посетителю не придётся на ощупь искать кнопку или рычаг —смыв сработает автоматически.

Здесь людям с проблемами зрения гораздо легче пользоваться и банкоматами, поскольку практически все они адаптированы для плохо видящих и слепых клиентов. Наружная часть банкомата—кнопки, отверстия для ввода карты, получения денег, информация о банке — дублируются шрифтом Брайля. Онитакже озвучивают всю выводимую на экран информацию, при этом предусмотрены меры по соблюдению безопасности и конфиденциальности, так как  звуковая поддержка подаётся в стандартные наушники, для которых на передней панели банкомата есть специальные отверстия. Их местонахождение помогают найти яркая маркировка и надпись поБрайлю. Единственное, о чём нужно позаботиться клиенту с проблемами зрения,так это иметь с собой обычные телефонные наушники. Такие адаптированные банкоматы есть и во многих банках.

Институт расположен в шаговой доступности от станции метро и автобусных остановок нескольких маршрутов. Все переходы, как и везде в Лос-Анджелесе, озвучены и снабжены кнопкой безопасного передвижения, промаркированы ярко-жёлтыми рельефными предупреждающими и направляющими. 

Неограниченное количество раз люди с инвалидностью могут заказывать специализированное такси «Access» («Доступность»). Услуга эта не бесплатная, но всего за 2 доллара 75 центов можно комфортно доехать из дома  до Института Брайля и обратно в любой, даже самый отдалённый район или пригород. Весь парк машин инватакси  от легковых автомобилей до микроавтобусов оснащён откидными пандусами и другими приспособлениями, облегчающими посадку и передвижение пассажиров разных нозологий и с комплексной инвалидностью. С раннего утра и в течение дня я наблюдала прибытие и отъезд самых разных автомобилей с яркой надписью «Доступность», видела, как их водители квалифицированно помогают своим пассажирам, нередко сопровождая их до входа и передавая эстафету администраторам Центра. Я разговаривала со многими приезжающими и практически все они были едины в своих оценках: услуга удобна, еёстоимость минимальна и сопоставима со стоимостью проезда на общественном транспорте. Единственным условным недостатком называли необходимость заказа такси накануне и сложность рассчитать время в пути, поскольку оно зависит от количества людей, заказавших такси в том или ином направлении. Если попутчиков много, то диспетчер выделяет авто большей вместимости и маршрут удлиняется за счёт необходимости собрать и развезти всех по пути следования.

В 1998 году был впервые запущен сайт Института Брайля, что позволило открыть доступ к информации и услугам  гораздо большему числу желающих, расширить спектр сервисов и целевую аудиторию за счёт тех, кто получил возможность удалённо  учиться, пользоваться библиотекой, получать консультации и доступ к общению в режиме онлайн. С тех пор сайт постоянно развивается и обновляется в соответствии с требованиями времени. Таким образом, он стал дополнительной интерактивной площадкой распространения географии услуг для слепых и слабовидящих.  Согласно информации официального сайта прямыми услугами и программами Института Брайля ежегодно пользуются более 75 тысяч человек, а в непрямые вовлечены десятки и сотни тысяч людей. За несколько дней моего пребывания там я познакомилась с некоторыми из них, поделилась своими идеями, знаниями, опытом. Внимательно слушала их истории, анализировала плюсы и минусы системы, схожесть и разность проблем и путей их решения.

В результате я пришла к некоторым выводам: где бы мы ни жили на планете, нас волнуют одни и те же проблемы, мы сталкиваемся с одними и теми же трудностями и учимся их преодолевать. Пути, которыми мы идём, бывают разными, но мне это кажется похожим на изобретение своей версии одного и того же велосипеда, модели которых носятнациональный колорит.

Лариса Саевич