Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

          ФАКТЫ И МНЕНИЯ

НА ВЗЛЁТЕ

Слепой Фортуне суждено

Стрелять по лидерам на взлёте.

Когда свергаетесь на дно,

Хотя того совсем не ждёте.

Легко, закутавшись во тьму,

Понять, что сущность истин ложна

И возвращаться ни к чему,

А может, просто невозможно!

С юности меня волновали судьбы великих созидателей и эталонных экспериментаторов, чьи  жизненные пути частенько обрывались слишком рано и внезапно, как будто их что-то выталкивало из реальности. Находясь на пике творческого подъёма, поэты первой величины трагически гибли на дуэлях и в катастрофах, становились жертвами загадочных преступлений и жестоких приговоров, срывались в самоубийства и обрушивались в небытие от неизбежных перегрузок.

Жутковатая череда преждевременных потерь Золотого века русской литературы включает Рылеева и Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Разумеется, наряду с классиками девятнадцатого столетия следует назвать и выдающихся лириков советской эпохи, среди которых — Гумилёв и Есенин, Маяковский и Кедрин. Если же обратиться к нашим наиболее ярким современникам, то картина получится столь же мрачной. В последние десятилетия талантливые самородки по-прежнему страдали от досужих сплетен, пасквилей  завистников или равнодушия «сильных мира сего». Рубцов и Цой, Тальков и Насыров пополнили траурный список щемящих утрат. Такая горькая статистика невольно напрягает, а  ведь это исключительно виртуозы рифм и «пламенные исполнители», да и то далеко не все. Многих Литераторов с большой буквы «невозвратная даль» позвала в пресловутые тридцать семь или роковые тридцать пять лет, а то и раньше. Этому поспособствовали пуля и петля, финский нож и дворовый асфальт, а кто нажимал на курок или прилаживал верёвку — уже не столь важно. Лишь Высоцкого врачи «дотянули» до сорока двух. Его уход был иным, но не менее страшным.

Нужно подчеркнуть, что молодые люди превосходно читали свои стихи и любили публичные выступления, а пронзительной духовностью щедро делились с окружающими. К тому же им частенько доводилось оказываться в центре исторических событий. Впоследствии они становились объектами пристального изучения учёной братии, а то  и персонажами художественных произведений различных жанров. Видимо, исключительность сопряжена и с дополнительными персональными рисками. В моём ученическом стихотворении даже была «программная» строчка: «Не хочу быть гением!»

Кстати, на самодеятельных фестивалях и конкурсах тоже бывает всякое. Так что самоотверженные любители, упорно прорываясь на сцену и черпая вдохновение в эмоциональном общении с единомышленниками и соратниками, тоже порой становятся заложниками коварного «закулисья» со всеми вытекающими отсюда последствиями! Правда, практически у каждого есть возможность выбирать, но иной раз  яркая вспышка сверхновой звезды притягивает гораздо сильнее, чем долгое и ровное горение, а пагубное влияние окружающей среды очень трудно перебороть.

В своё время, рассуждая о муках творчества и вредных последствиях общения с музами, советский писатель Леонид Леонов высказался предельно кратко: «Хорошее искусство  связано с потерей здоровья!» С этим трудно спорить, тем более что данную выстраданную мысль подтверждают изнурительные телевизионные марафоны «Один в один» и «Точь-в-точь». Львиная доля их участников и даже некоторые судьи не выдерживали давления экстремальных стрессов и заболевали. Ослабленные организмы страдали от вирусных заболеваний и аллергии от грима, а о простудах и желудочных расстройствах и говорить нечего. Конечно, рецидивы эмоциональных вспышек и тягостных депрессий, а также  повышенная температура и скачки давления преследуют профессионалов и в обычных условиях, но многонедельные съёмки престижных проектов, проходившие параллельно с основной деятельностью и гастролями, умножали негативные эффекты работы на износ. Всех подробностей телезрители никогда не узнают, но некоторые прозрачные намёки всё-таки прорывались в эфир, а в случае с суперпопулярным экс-солистом группы «А-Студио» Батырханом Шукеновым трагические последствия оказались необратимыми!

Уникальный артист родом из Кзыл-Ордыстал участником третьего сезона шоу перевоплощений на телеканале «Россия 1». Знаменитый исполнитель песен на казахском языке выступал блистательно и постоянно входил в группу лидеров. Он был полностью поглощён съёмочным процессом, о чём подробно информировал своих фанатов и разборчивых почитателей его многогранного таланта на официальном сайте и в социальных сетях. Певец не жалел себя и выкладывался по полной программе, как будто от результата зависела вся его дальнейшая творческая судьба. Вот сердце и не выдержало. Скоротечный инфаркт подстерёг двадцать восьмого апреля в Москве. Батырхан Шукенов скончался на пятьдесят третьем году жизни прямо накануне финала шоу «Один в один», победителем которого был, в конце концов, заранее объявлен!

«Лебединой песней» мастера на проекте стала незабываемая композиция Стиви Уандера. Этот изумительный по экспрессивному накалу и внешней похожести номер навсегда останется в памяти десятков миллионов зрителей и пользователей Интернет-ресурсов. Особенно ценно, что данный маленький шедевр стал поводом для  искреннего и бережного обмена мнениями между представителями разных поколений и социальных групп.

Наверняка среди преданных поклонников телешоу было  немало и незрячих меломанов. В данном случае, наибольший интерес у них должны были вызвать авторитетные мнения специалистов, потому что затрагивалась тема слепого существования  вообще, а в частности — возможное влияние единственного конкретного тотальника на развитие культуры и современного общества в целом. Подобные искренние дискуссии с глубинным содержанием на Центральном телевидении возникают не часто, а ведь пристальный взгляд со стороны крайне важен для маломобильных граждан.

Разумеется, спонтанная разговорная речь резко отличается от высокой словесности, поэтому при публикации пришлось немного поправить и подсократить текст, сохранив смысловое содержание и колоритную индивидуальность. В отредактированных фрагментах ярких монологов членов жюри, кроме тщательного анализа вокально-постановочных изысков, запомнились попытки внести в обсуждение нотки социальной полифонии.

Юрий Стоянов отметил высокий уровень индивидуальной «мастеровитости»: «Было абсолютно точно передано психофизическое состояние персонажа. Конкурсант потрясающе поёт, в то же время по-актёрски удачно исполняя роль незрячего… И вот перед нами появляется солнечный Стиви, наполненный какой-то алхимией, получающий огромное удовольствие от происходящего и всех заражающий своей энергией. — В заключение народный артист Российской Федерациии  добавил: — Я не буду обсуждать номер, а просто хочу сказать огромное спасибо как зритель и артист… Это одно из лучших перевоплощений Батырхана в шоу, да и  не только его…»

Старшего товарища поддержал и знаменитый пародист Максим Галкин: «Сегодня нас в очередной раз поразил Батыр, который был не менее выразителен, чем оригинал… Он абсолютно другой музыкант, но при этом в нём тоже есть чувство бесконечного достоинства, которое заставляет лучше относиться к человеческой расе…»

«Не дай Бог, нам лично испытать слепоту… — почти прошептала известная  актриса и телеведущая Людмила Артемьева и тут же добавила: — Впрочем, наверное, мы не вправе рассуждать об ужасе «вечного мрака». Однако поражает, что продвинутые инвалиды,  очевидно, не тяготятся своим положением и поэтому столько тепла и света щедро дарят зрячим. Я понимаю, что Стиви — родоначальник целых музыкальных стилей, в его распоряжении четыре полных октавы, а в активе — рекордные двадцать пять премий «Грэмми». Только нынешний Батыр ему не уступает, потому что наглядно проявилось удивительное совпадение певческого таланта и его дара любить людей…»

Народная артистка Российской Федерациии и Республики Абхазия Хибла Герзмава обращалась непосредственно к универсальному солисту: «У меня настоящий шок, хоть я и знала, что это твоя музыка и ты справишься на сто процентов. Сразу убеждают такие точные руки, походка, умение сесть… — «Златоокая» оперная дива, переведя дух, продолжила с прежним воодушевлением: — Мне довелось побывать на живом концерте Стиви… И я  просто до сих пор отлично помню детали. Это было гениально! Как убедительно ты искал стул, а затем играл, демонстрируя чрезвычайно выразительные кисти… К тому же и по звуку замечательно! Короче говоря, один в один!»

Сам любимец Казахстана тоже не удержался от восторженных оценок прототипа: «Я думаю, что каждый, кто слушает песни Стиви, получает надежду и могучую мотивацию всё-таки жить, даже наперекор и вопреки невзгодам! Для меня он до сих пор — авторитетный учитель… Когда я в тысяча девятьсот семьдесят девятом году впервые услышал незрячего гения, мой внутренний мир перевернулся, потому что его музыка излучает добро, которое стало недостижимым ориентиром. Через обратную связь кумира миллионов подпитывает всеобщая любовь. Наверное, ему больше ничего и не надо… Неслучайно в давнем интервью Уандер сказал: «Вряд ли захочу, чтобы мне сделали операцию, и я прозрел…»

Необычайно трогательным и знаменательным оказался диалог между взволнованным исполнителем и ведущими программы, который открыл Игорь Верник: «Как говорила мама Стиви: «Бессмысленно копить обиду на несправедливую судьбу, а ещё глупее жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят! Живи как все, но только лучше, интереснее…»

Его коллега Юлия Ковальчук обратилась к Батыру напрямую: «Ты пока на третьей позиции, но результаты плотные. Сегодня очень важное выступление. Переживаешь?»

Ответ был неожиданным, но всё его провидческое откровение выяснилась лишь через несколько дней: «Если честно, для меня этот конкурс уже состоялся! Конечно, очень помогают советы членов нашего замечательного жюри. Бесценный опыт идёт каждому в копилочку, чему способствует дружеская атмосфера… Для меня огромное счастье сегодня быть здесь. Всем — спасибо!» Казалось бы, обычные вежливые слова, на которые поначалу никто и внимания не обратил, а оказывается, в них скрывалось горькое предвидение звёздного мастера. Выходит, что он так красиво прощался! Увы, это выступление стало последним в его карьере… Новые навыки профессионалу высшей категории  уже не пригодились!

Следует заметить, что колоритные образы слепых любимцев публики неоднократно  украшали шоу «Один в один». В прошлогоднем сезоне Ираклий Пирцхалава перевоплотился в американского музыканта Рэя Чарльза, ну, а «норвежский гастролёр» Александр Рыбак несколько месяцев назад удачно изобразил итальянского тенора Андреа Бочелли. Впрочем, Стиви Уандер вне  конкуренции, ведь на параллельном проекте «Первого канала» под названием «Точь-в-точь» его, чуть раньше казахского эстрадного певца и композитора, очень правдоподобно «сделал» режиссёр и актёр Данила Дунаев, который в итоге получил приз зрительских симпатий. В отличие от Батырхана Шукенова, эти незаурядные исполнители не стали абсолютными победителями творческих конкурсов, зато им повезло выжить!

Как ни странно, «скитальцам во тьме» издревле приписывали роковую исключительность, а значит, и непостижимую опасность для окружающих. «Убогих калик перехожих» считали хранителями уникальной предрасположенности ко всему таинственному и сакральному. По сей день не доказана реальность легендарных Гомера и Баяна, которые как бы присутствуют  в хрестоматийных произведениях, но при этом неуловимо призрачны. К тому же само существование рукописных первоисточников многие серьёзные учёные считают гениальными мистификациями, ведь слепцы были неграмотными и фактически не могли оставить потомкам экземпляры с автографами. Прижизненных изображений сказителей практически нет, а идентичность позднейших портретов не подтверждена документально. Так что у современных живописцев и режиссёров отсутствует достоверная отправная точка для фантазий.

Вообще, если вдуматься, то прослеживается тревожная закономерность непознаваемых совпадений, которая проявлялась во всех видах творчества. К сожалению, бросается в глаза, что  ранние кончины обычно преследовали выдающихся авторов, писавших о незрячих или слепоте. То же самое можно сказать о телевидении, кино и эстраде, ведь, действительно, попытки экранного или сценического копирования образов значимых личностей и литературных персонажей с дефектами зрения оборачиваются прямо-таки мистическими неприятностями, а то и  трагедиями для исполнителей. Достаточно вспомнить первого кино-двойника Павки Корчагина, который погиб на фронте в начале Великой Отечественной войны , так и не посмотрев законченного фильма. Сравнительно недавно возникли большие трудности при поисках актрисы на заглавную роль в сериале о Ванге. Наверное, из-за этого поныне нет художественно-игрового воплощения Святой Матронушки. Возможно, это и к лучшему!

Кто знает: стоит ли полёт

В объятьях вымученной славы

Той боли, что страдальца ждёт

В конце последней переправы.

Второй попытки зря не жди,

Ведь шансы призрачны и зыбки…

И зависают позади

Неисправимые ошибки.

Владимир Бухтияров

Комментарии Александры Хлевовой