Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

     ОБЗОР РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

ОСТРЫЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА

Несравненная леди ВОС

Ура, наконец-то рубрика «Дискуссионный клуб» получила весомое количество откликов! Почтовый шквал местного значения спровоцировала мартовская публикация «Обратная связь», посвящённая обзору секограмм Оксаны Лебедевой. Естественно, в очередном заочном «разговоре по душам» не обойтись без цитирования первоисточников. Как обычно, чтобы избежать повторов и нестыковок, «закавыченные монологи» почитателей эпистолярного жанра подвергаются необходимым сокращениям. Подчеркну, что лёгкая редакторская правка делается в интересах пресловутой «художественности», которая, увы, не в чести у львиной доли нынешних журналистов. Вот и неутомимый Геннадий Глухов упрекает меня в излишней любви к броским эпитетам и призывает: «Ну, хоть вы не говорите красиво!» Возможно, дорогой мой соратник отчасти прав, да что с поэта возьмёшь? Иногда склонность к лиризму сильнее меня!

Начну с послания Г. Матвеевой. Кстати, уважаемая жительница из Казахстана почему-то скрывает своё имя, поэтому вести с ней диалог не очень комфортно, в то же время с удовольствием отмечу, что её письменная речь отличается выверенной конкретностью и чётким слогом. Подобные тексты ждёт «зелёная улица», пусть даже данные эмоциональные изыски порой и не совсем соответствуют реальному положению дел. Судите сами:

«Вполне возможно, я подвергнусь жёсткой критике, но всё же выскажусь, тем более что формат рубрики позволяет выражать свои суждения, на то и «Дискуссионный клуб». Для любого незрячего «Наша жизнь» —  больше чем просто журнал. Образно говоря, мы приходим в него с раскрытой душой, уверенные, что нас поймут и поддержат! Непрофессиональные корреспонденты, как умеют, делятся с «товарищами по несчастью» горем и радостью, мыслями и чаяниями. У одних получается хорошо, у других не очень удачно. Никто не спорит, что далеко не всё присылаемое годится для публикации, но я уверена, что негативные моменты должны оставаться «за кадром», ведь это же  «внутренняя кухня». Всегда есть подходящие произведения и негодные к производству материалы… Опять же, вряд ли любители пооткровенничать готовы к тому, что их  искренность выставят напоказ… Не стану каким-либо образом комментировать то, что пишет Оксана Лебедева и другие авторы статей,  не соответствующих стандартным требованиям, но спрашиваю: «Зачем устраивать публичное «избиение» сочинителей неудачных опусов?»

Без альтернативных заявлений увлекательная полемика теряет всю свою прелесть, как говорится: «Сколько людей — столько и мнений!» Вот и к экспертной критике отношение разное,но моим глубокочтимым оппонентам следует помнить, что на общее обозрение выставлены письма, направленные на официальный редакционный адрес, а такие обращения подразумевают, что разъяснения и комментарии могут быть даны в печатном виде. К тому же такая возможность в данном случае заранее обсуждалась. Сугубо личную или мало-мальски секретную переписку я бы обнародовать не посмел. Поэтому, мне кажется, что супер творческая натура из братского государства уж слишком близко к сердцу приняла судьбу «библио-звёздочки». Словом, слухи о нравственных страданиях Оксаны Лебедевой «были сильно преувеличены». Чтобы не быть голословным, приведу отрывки из её очередных брайлевских работ:

«Дело своё Вы знаете — «Дискуссионный клуб» вышел с пользой! Надеюсь, откликов будет много. Так важно суметь разбудить и всколыхнуть массы. Искренне Вас благодарю за внимание к моей персоне! Возможно, Вы и правы, что иногда противоречу самой себе. Я правда находка для «НЖ» и рада, что по достоинству оценили мой труд, поняв уникальность личности леди ВОС… Только я вовсе не въедливая дама и совсем не домоседка, хотя действительно уверена, что персональный коттедж для незрячего лучше тесной городской квартиры. Как достаточно мобильная и деловая женщина, ответственно заявляю, что всё успеваю, так как мало сплю, только на праздные гуляния у меня просто не хватает времени. Будучи по сути специалистом широкого профиля, в арсенале имею две трости, в незнакомые места беру сопровождающих, а при необходимости езжу на такси…» 

Разумеется, я обрадовался, встретив у соавтора милостивое одобрение нашего своеобразного произведения. Возможно, на понимание повлияла уникальная наследственность, ведь мама Оксаны: «Была редактором «Мичуринской правды» и писала стихи…»

Брайль — наше все

Сохранение колоритной специфики подписных изданий для маломобильных граждан волнует многих. На этот раз весомый повод к обмену репликами вновь удалось почерпнуть в «эпистолярных закромах» дорогой леди ВОС:

«В зависимости от ситуации, каждый сам вправе выбирать средства для комфортного общения и добычи необходимой информации. Лично я сочетаю все доступные способы, но менять РТШ на компьютер, смартфон или другую тифлотехнику не собираюсь, хотя мне и по вкусу миниатюрные вещи. Наш журнал был основан для незрячих, и его сотрудники обязаны знать рельефно-точечный шрифт. Всех призываю его изучать, как завещал великий Луи Брайль!»

Пожалуй, эмоциональная дама вновь погорячилась, предлагая всем поголовно осваивать РТШ. К счастью, тотальников чрезвычайно мало. На нас приходятся лишь несколько сотых долей процента населения, а остальным россиянам владеть системой великого француза вовсе не обязательно. Разумеется, известны случаи, когда зрячие в переписке использовали  «алфавит на кончиках пальцев», но и эти фанатичные родители или одухотворённые влюблённые «точечные шифровки», как правило, читали глазами. Сегодня добрая треть небольшого коллектива редакции знает секреты данного искусства. Несомненно, в процентном отношении это даже больше, чем было в советское время.

Несмотря на категоричность тона Оксаны Лебедевой, её воззрения полностью или частично разделяют некоторые «абсолютчики», в том числе Ирина Экимашева из Пскова. Вот выдержка из её волнующей секограммы: «Радость жизни я не потеряла. Мы переписываемся и с Володей Рачкиным с 2010 года. Тогда он откликнулся на мою заметку в журнале для слепоглухих «Ваш собеседник». Рельефно-точечный шрифт мне помог дважды. Сначала благодаря ему я снова взяла в руки книгу, а потом Брайль стал компенсировать живое общение с людьми, которого с потерей слуха стало очень не хватать. Он — настоящий друг, не пренебрегайте им!»

Словарный запас

Периодически возникает насущная потребность  «выплеснуть» в мир сокровенные мысли о наболевшем. Думаю, что в  «Год литературы» будет логично и уместно уделить пристальное внимание некоторым животрепещущим вопросам отечественной словесности. Я постараюсь прояснить свою позицию по некоторым из них. Надеюсь, мои филологические заметки вызовут интерес и желание присоединиться к обсуждению, а вот актуальную причину для откровенного разговора долго искать не пришлось. Вновь выручила заядлая библиофилка из Тамбовской области. Она настаивает  на изменении терминологии «НЖ», безапелляционно утверждая: «На страницах журнала слишком часто появляется слово «слепой», которое встречается в каждом материале по нескольку раз…»

Так как, оказывается, о вкусах — спорят, я снова вынужден сослаться на «правдолюба» изЛипецкой области. Он по привычке занимает прямо противоположную позицию: «Мечтаю, чтобы журналу вернули его прежнее название «Жизнь слепых», а рассуждение о том, что в публикациях лучше использовать ныне модный синоним «незрячие», по-моему, пижонство чистейшей воды…»

Вообще-то трудно поверить, что участники дискуссии не читали писем друг друга и часто даже не знакомы, тем более ценно их пронзительное взаимопонимание. Меня поражает, до какой степени точно они порой возражают своим заочным оппонентам. Впрочем, пора самому беспристрастно взвесить аргументы противоборствующих сторон и высказаться по существу. Как ни странно, в данном случае я противник обеих крайних точек  зрения и склоняюсь к недостижимой «золотой середине».

В защиту же якобы «неэстетичного» слова, которое так пугает «тамбовскую книгоманку», могу заметить, что десятилетия оно входит в столь дорогие нам аббревиатуры ВОС и РГБС. Хочу напомнить, что «слепой» в русском языке одновременно прилагательное и существительное. Видимо, поэтому  он имеет немало однокоренных «родственников» в различных частях речи, вследствие чего чрезвычайно востребован и живуч. Несомненно, его популяризации способствуют как деревенские частушечники, так и  маститые писатели. Достаточно вспомнить фантастическуюповесть Герберта Уэллса«Страна слепых» и бестселлер «Слепота» лауреата Нобелевской премии по литературе Жозе Сарамаго из Португалии, экранизацию тифлошедевра Владимира Короленко «Слепой  музыкант» и современный многосерийный боевик  «Слепой», который не имеет никакого отношения к инвалидам по зрению. Любой просвещённый интеллигент обязан понимать, что десятки книг, упоминающих тотальников даже в названиях, просто так никуда не денешь. Вряд ли получится переформулировать фразеологизмы и другие устойчивые сочетания, в числе которых: слепой дождь и аналогичный  полёт, слепая судьба и такая же Фортуна. В биологии пользуются известностью: «куриная слепота» и слепая кишка, а ещё есть грызун слепыш и насекомое слепень. Попытайтесь противопоставить этому далеко неполному перечню подобный языковой ряд с неологизмом «незрячий», смысловой диапазон которого гораздо уже, а «историческая база» крайне слабая, вследствие чего употребление пока ограниченно.

 

Борьба за качество

Довольно мощный антагонистический резонанс вызвала и майская реплика под заголовком «И смех, и грех». К рекомендациям заслуженного работника культуры Карелии опять не осталась равнодушной и Г. Матвеева: «Я не претендую на публикацию, но не согласна с тем, что статьи нужно предварительно «обкатывать» в провинциальной прессе, не все темы для этого пригодны. Существуют серьёзные проблемы, понятные лишь узкому кругу заинтересованных лиц…» Непримиримую позицию занял и Виктор Никитин из Волгоградской области: «Мой оппонент Леонид Авксентьев посоветовал «пишущей братии» не посылать своих корреспонденций в «НЖ», если они не прошли своеобразную аттестацию местных и областных СМИ. Я абсолютно не приемлю такую «правду» последней инстанции, а поэтому считаю, что подобный запрет — не что иное, как ущемление моих демократических прав!»

Думаю, что маститый универсал был понят превратно. Наоборот, нам просто необходимы материалы из мегаполисов и глубинки, помогающие формировать содержание «НЖ», только они должны быть мало-мальски грамотными, а главное — действительно интересными. Крайне важна корректность изложения фактов и точность деталей. Приведу конкретный пример. Замечательный незрячий прозаик из Пензы Владимир Рогожкин в течение года трижды присылал мне свой рассказ «Алабай», заглавным героем которого был пёс-проводник. Выслушав мои замечания, автор исправлял произведение, но порода оставалась прежней. Жутко представить, как бойцовый зверь ростом с телёнка вместе с хозяином протискивается в переполненный автобус или совершает набег на магазин. В настоящее время даже овчарок редко используют в этих благородных целях. Явное предпочтение отдаётся милым и терпеливым лабрадорам. Так что я, вслед за классиком, вынужден был повторять: «Не верю!»

Мудрые англичане говорят: «Делай, что хочешь, но при этом не мешай другим!» Следовательно, любой адекватный гражданин должен соразмерять свои желания с интересами остальных членов Общества. Каждый автор может послать свои произведения хоть в «Нью-Йорк таймс», но это совсем не значит, что их тут же напечатают. Увы, экономика диктует свои правила. Здоровую конкуренцию ещё никто не отменял, а публицистика подчиняется жёстким законам рынка. За свои деньги наши подписчики имеют неоспоримое право своевременно получать разнообразный и качественный продукт, удовлетворяющий потребности подавляющего большинства. Рифмованные похвалы заботливой тёте Маше или дорогому председателю местной организации, а тем более многословные благодарности бескорыстным жертвователям, восторженно принятые в узком кругу дружеского застолья, вряд ли заинтересуют читателей с другого конца страны, которые и не подозревают о существовании этих подвижников. Для общероссийского издания необходимо находить достойный информационный повод.

Нынешней весной широко отмечалось девяностолетие Всероссийского общества слепых и юбилей Великой Победы, в связи с чем среди пишущих инвалидов по зрению проводились творческие конкурсы. На призыв Центрального правления ВОС откликнулись представители десятков региональных организаций. Особенно активными оказались корреспонденты из Кирова и Костромы, Краснодарского и Красноярского краёв, Крыма и Приморья, Самары и Саратова, Татарстана и Удмуртии. Всего набралось  114 файлов с разножанровыми произведениями, а ещё  почти столько же брайлевских, плоскопечатных и электронных новинок скопилось в собственном «редакционном портфеле» журнала. Отдельные поступления содержали сразу по нескольку статей или подборок стихотворений талантливых земляков.

Конечно, встречались совпадения или очень похожие статьи на родственные темы, к тому же кое-какие сюжеты были уже знакомы по другим источникам, а всё же около двухсот единиц компьютерного хранения обогатили «Мои документы». Только вот после внимательного изучения перспективными было признано менее пятидесяти авторских работ, то есть едва четверть от первоначального объёма. В данном номере благодаря тематическим потокам наполнены рубрики «Творческая высота» и «Поэзия».

В лирике самый распространённый сюжет по традиции посвящён злоключениям «путника во тьме» на оживлённой улице,  когда перед хозяином белой трости возникает проблема преодоления нерегулируемого перехода. Финал часто счастливый — с доброй старушкой или благородным юношей, а изредка горький — с равнодушной толпой и обидным возвращением восвояси. Вариант с экстремальным перебеганием проезжей части прямо перед носом автомобиля неординарен и раньше не встречался. Один из доморощенных «Гомеров двадцать первого века» ухитрился изобрести нестандартный образ, который в облагороженном виде выглядит так: «Я и тросточка моя — очень дружная семья!»

Понятно, что даже «художественные тифлоблизнецы» всё-таки будут появляться в «НЖ», но гораздо реже, чем хотелось бы их литературным родителям. Предпочтение отдаётся создателям добротных и оригинальных текстов, включающих рациональное зерно, но так как значительную часть творений членов ВОС составляют неразборчивые рассуждения «ни о чём» или неудачные попытки выразиться «высоким стилем», позволю себе обратить внимание  любителей поэзии на типовое послание с черноморского побережья:

«Здравствуй, дорогая редакция! Меня зовут Татьяна Язиджян. В 2014 году в связи с Паралимпийскими играми в Сочи я сочинила стихотворение о её участниках из России, в апреле и октябре того же года  посылала его в редакцию в бумажном варианте, а позже узнала, что «НЖ» чаще принимает письма в электронном варианте. Пожалуйста, опубликуйте это стихотворение к годовщине Паралимпиады. Думаю, паралимпийцы и их родственники будут очень рады…»  

Не могу отвечать за всех незрячих спортсменов, но безликое произведение со слабыми рифмами, а порой и вовсе без них лично мне эстетического удовольствия не доставило. Его даже нельзя назвать подражательным, а значит, бесполезно корректировать. Привожу лишь два четверостишия, которые всё-таки попали на страницы ежемесячника, на чём так настаивала сочинительница. Согласно оригиналу, строфы расположены «в подбор», то есть все подряд, как в прозе. Вот самая читабельная выдержка из довольно длинной «оды»:

«Годы непосильных тренировок помогли победу одержать, целеустремлённость и упорство, стойкость, сила воли и азарт! И, являясь инвалидом с детства, всей душой болела я за них, мысленно желая им победы, множества медалей золотых…»

Трудный хлеб

Убеждён, что самодеятельные, да и профессиональные литераторы, которые не стремятся к постоянному совершенствованию, рано или поздно окажутся за бортом корабля русской словесности! Иногда после нелицеприятных оценок отдельные крайне самолюбивые индивидуумы начинают «писать в стол» или бросаются в «сети всемирной паутины», где любая безграмотная чушь может быть обнародована. Только графоманы всё   равно обречены на забвение!

Когда благодаря усилиям сотрудников  КСРК ВОС появилось «Поэтическое ристалище», я был потрясён вопиющей малограмотностью некоторых незрячих ремесленников, что особенно ярко проявилось в ходе «Литературной викторины». Наряду с глубоко начитанными мастерами стихосложения с мощным творческим потенциалом находились и самовлюблённые стихоплёты, отважно скакавшие на своих персональных Пегасах. К сожалению, подобные борзописцы изредка встречаются и сегодня. Они совершенно не интересуются достижениями незрячих «собратьев по перу» и даже неважно знают русскую классику в объёмах школьной программы. Особенно беспокоит, что среди «ярких дарований» с вузовскими дипломами встречаются будущие филологи и  педагоги.

Мне могут резонно возразить: «А причём тут журналистика?» Так ведь всё взаимосвязано! Как известно, почти все великие классики были неисправимыми трудоголиками и крутыми универсалами: создавали изумительные рассказы, романы  и повести, отдавали дань душевной лирике и успешно сотрудничали в периодической печати. Для целеустремлённых поклонников муз работа на износ по-прежнему не потеряла своей актуальности. Недаром советский классик Леонид Леонов однажды сказал: «Хорошее искусство  связано с потерей здоровья…»

Казалось бы, нельзя отрицать огромную значимость постоянного и упорного самообразования, однако некоторым сегодняшним  экспериментаторам опыт гениальных предшественников не указ. Им приходится доказывать необходимость повышения общего культурного уровня, потому что подлинной мастеровитости  нельзя достигнуть без опоры на шедевры минувших веков,  да и знакомство с тенденциями развития современной словесности тоже необходимо! Возможно, «планка сочинительства» в «НЖ» поднята высоковато, но ведь наряду с увеличением производительности  труда борьба за качество всегда была определяющим компонентом любого рентабельного производства, в том числе и творческого процесса! Впрочем, каждый сам для себя выбирает тихую гавань созерцания или тернистый путь созидания и познания горьких истин!

В наш торопливый и пронизанный стрессами век особенно ценна подлинная «роскошь человеческого общения», которую щедро дарит мне почта «НЖ», предоставляя богатые материалы для будущих статей и размышлений на досуге. Спасибо всем неравнодушным авторам, а за нравоучительный мини-ликбез — извините, накипело, знаете ли! Тем самым, надеюсь, удастся, пусть и не в полной мере, удовлетворить потребности выдающегося эсперантиста и брайлиста из Ельца, который с завидным упорством обращается к сотрудникам редакции: «Прошу на страницах журнала хотя бы небольшими порциями заниматься литучёбой корреспондентского актива!» Не скрою, такие же пожелания постоянно высказывают завсегдатаи заочных диспутов о задачах литературы и журналистики. «Гвардейцы» публицистики, художественной прозы и поэзии  предпочитают учиться на чужих ошибках, а замечания в свой адрес принимают как должное. В заключение вслед за Геннадием Глуховым хочется спросить: «Что об этом думаете вы, дорогие читатели?»

       Владимир Бухтияров