Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

КРУГОСВЕТКА

ОН ХОЧЕТ НАЙТИ ДРУЗЕЙ В РОССИИ

 

Мой собеседник —  Марко Марьянович, слепой  студент  филологического факультета   Белградского государственного университета. Изучает русский язык, хочет стать переводчиком. Он Марко, а не Марк.  Здесь, в Сербии, более распространены мужские имена на итальянский манер с окончанием на «о»,  хотя  в России  более принято Марк, Карл. Внешне он симпатичный, высокий, стройный брюнет. Очень приятен в общении, образован, начитан. На русском языке говорит без малейшего акцента. Видимо, превосходный слух, который характерен для незрячих людей, помогает ему точно воспроизводить правильную русскую речь.  Для иностранцев это, скорее, исключение из правил. В основном, югославы, даже те, которые жили и работали в России  по десять и более лет, говорят с акцентом, отдалённо напоминающим акцент жителей кавказских республик. Марко немало знает о России, следит за текущими событиями, интересуется  жизнью россиян. И прежде всего, незрячих. С  лёгкостью расшифровал аббревиатуру ВОС и сказал, что читает электронную версию журнала «Наша жизнь», которую берёт на сайте Общества. Объяснил, что это очень удобно, представлено подробное содержание каждого номера, есть полная хронология за прошедшие годы. Про существование специализированного журнала для слепых в России знает давно. Его читают многие сербские незрячие, которые владеют русским языком. Когда-то один из них порекомендовал  это издание и Марко, так как в нём печатается немало интересного материала. Про ВОС впервые услышал в Сербском Обществе Слепых и сразу же нашёл всю необходимую информацию в Интернете. Марко любезно согласился ответить на мои вопросы.

— Марко, запись нашей беседы я хочу передать в журнал  «Наша жизнь». Представься русским  читателям.

— Мне 25 лет. Родился я  в деревне,  которая расположена  на западе Сербии  и прилично удалена от  столицы.  У меня есть сестра, у неё  тоже проблемы со зрением. Несмотря на то, что большинство сельских жителей в деревне — фермеры, мой  отец — столяр, а мать  работала на фабрике. Она умерла полтора года назад. Поскольку родители работали не в деревне, у  нас не было, как у других крестьян, домашних  животных и    земли  под пшеницу, кукурузу и паприку, но я очень часто ходил к дяде, который всё это имел. Именно там,  у дяди, я научился самостоятельности.

Плохо вижу давно. Сейчас у меня сохранилось только светоощущение. Несмотря на это, своё детство считаю счастливым. Свежий воздух, здоровая пища и самое главное — свобода. Это было прекрасно!  Отсутствие опеки помогло мне  рано ощутить полноту жизни. Я  не сторонился сверстников, бегал, играл с ним, в общем, делал всё, что хотел,  и ходил туда, куда хотел. Я   быстро научился чувствовать пространство со всеми его подсказками, очень важными для человека без зрения.  Они   помогают мне до сих пор.  Деревенская жизнь приучила к самостоятельности. Умею обслуживать себя,  не пользуюсь помощью сопровождающих, по мегаполису передвигаюсь самостоятельно. Но по Белграду —  с помощью белой трости, навигатора  у меня нет. 

— Расскажи, где учился?

— Сначала, как и все незрячие дети нашей страны, в специализированной школе-интернате имени Велька Рамадановича в Белграде. Сюда приезжают даже ребята из Сербскогогосударственного образованияна территории Боснии и Герцеговины, созданного в результате Дейтонского соглашения1995 года со столицей Баня-Лука.Школа — это огромный комплекс из шести зданий, каждое из которых имеет своё предназначение: для начального образования, для среднего, для практических занятий по ремёслам и специальностям. В отдельном корпусе расположены  мультимедийный центр, студия звукозаписи, типография, библиотека, а  также большое общежитие.   Приезжих  здесь   приблизительно 65 процентов от общего числа учащихся. В административном здании, помимо управленческих служб,  располагаются также   специализированный детский сад, подготовительный класс для шестилеток и  филиал музыкальной школы. Особняком стоит новый  физкультурный комплекс.  Здесь всё, как говорится, под рукой. У меня очень хорошие впечатления о школе. Нам прекрасно преподавали общеобразовательные предметы, мы осваивали  различные ремёсла.  Жили дружно,  но проблема в том, что  в данной спецшколе нас не учили быть самостоятельными.  Все мои навыки — из моего деревенского детства.

  — Где ты продолжил обучение после окончания восьмилетки?

— В медицинском училище. Но по приобретённой специальности никогда не работал: понял,  что это не моё, и  принял  достаточно смелое решение  — получить высшее образование в сфере,   не связанной с медициной. Теперь  осознаю, что та моя  учёба  была  пустой тратой времени и блужданием в поисках жизненного пути.

—  На каких условиях  поступил в университет?

— На тех же самых, что  и другие студенты с особенными потребностями, сдавал вступительные экзамены. Положительные оценки позволили попасть на бюджетное финансирование. Это означает, что за обучение я не плачу. Но  никаких  ежемесячных стипендий  сербским студентам государство не платит. Даже  учебники и книги  мы покупаем на  личные деньги.

— А  как обстоят дела с тифлотехническими средствами для незрячих?

— Трудности заключаются в том, что  в вузе не хватает материалов с  понятными и доступными  незрячему разъяснениями. Рядом  со мной нет   зрячего ассистента, который мог бы помочь. Я вынужден самостоятельно осваивать учебный материал. При этом пользуюсь только компьютером и мобильным  телефоном.  На компьютере установлена программа Jaws,брайлевскую строку  не могу купить потому, что она невероятно  дорогостоящая. Мобильным телефоном пользуюсь, чтобы читать  книги в MP3 формате.

  Бесспорно, новинки техники   реально очень помогают мне, без этого окончить вуз  абсолютно незрячему было бы чрезвычайно сложно. Стараюсь  учиться  максимально хорошо, как только могу, но на фоне зрячих однокурсников мои оценки оставляют желать лучшего. 

— Пользуешься ли ты специализированным читальным залом Народной библиотеки Сербии, где также можно получить помощь в образовании?

 — Да, конечно, это отличное место, особенно для студентов. Но, к сожалению,  там совсем немного подходящей учебной литературы. Я студент руссистики,  мне необходимы программы на кириллице и на русском,  а в библиотеке, в основном,  латиница и  английский. Знаю, что русские слепые пользуются  разными программами, разработками и ноу-хау российского производства,  а также приложениями для ноутбуков и смартфонов, но все они на кириллице, которую наши устройства часто  не воспринимают.  В Сербии  по закону два алфавита, мы пишем и латиницей, и кириллицей. Все западные программы на латинице, а так как она здесь тоже  используется, то на кириллицу их не переводят. Очень бы хотелось, чтобы и российские разработки для слепых были доступны в Сербии в целом, а   в  специализированных  читальных центрах — особенно.

— Есть ли в университете и другие незрячие студенты?

— Со мной вместе учится  незрячая девушка, она намного лучше успевает, чем я. Она  родилась в Белграде и  у неё есть сопровождающие. Никуда  не ходит одна, даже  в университет её привозят и помогают в учёбе.

— А почему ты выбрал в качестве специализации русский язык?

— Моя любовь к русскому языку существует ещё со времени Югославской войны. Почему выбрал именно его, в нескольких словах очень трудно сказать. Когда войска НАТО во главе с американцами начали бомбардировки Сербии в 1999 году, я был ребёнком. Меня это всё, конечно же, шокировало. Многое пришлось пережить, быстро повзрослеть. Изменилось восприятие  окружающего мира. Именно тогда я увидел реальную картину  силы и власти.  Возможно,  в те годы мои симпатии  и любовь повернулись в сторону России, так как  она очень много полезного сделала  для Сербии и её народа.

 —  Расскажи о  студенческой жизни, об общежитии, как относятся к тебе зрячие сокурсники в комнате?  Как добираешься до вуза? 

— Поступив в университет, я опять оказался  в общежитии, на этот раз студенческом. Это большой городок с ограждённой  территорией. Между корпусами — дорожки для прогулок, лавочки, высокие дубы и клёны, есть фонтан, кафе на открытом воздухе, площадка для мини-гольфа, сцена для театральных выступлений, спортивный и студенческий центры, разные  магазинчики, столовая, точки быстрого питания и все необходимые услуги, начиная от ксерокопирования и заканчивая прачечной.

В университете мои  отношения со студентами  складываются по-разному. Всё  зависит от человека.  Могу похвастаться, что никогда не ссорился с соседями по комнате. Очень неудобно,  что  студенческий городок  расположен в  Новом Белграде (это  современная отдалённая часть города), а университет  —  в центре. На учёбу езжу на автобусе. Проезд в городском транспорте для слепых бесплатный. Выучил маршрут, знаю все остановки, переходы и ступеньки. Поначалу было нелегко привыкнуть к студенческой жизни и всем обязанностям, но адаптировался, и сейчас всё в норме.

—  Марко, каковы твои  планы на будущее, чем займёшься после окончания университета? На что ты рассчитываешь, какие есть возможности получить работу по специальности? Надеешься на распределение, биржу труда или самостоятельный поиск?

— Хотел бы заниматься переводами текстов и книг, связанных, прежде всего, с физикой, машиностроением или какой-либо другой точной наукой.  Такого понятия, как «распределение», здесь никогда не было. Буду искать работу по всем возможным  каналам: и  через бюро по трудоустройству, и через различные ярмарки  для  студентов и молодых специалистов без опыта работы, которые проводит  городская мэрия  два раза в год. Существуют у нас и ярмарки-практики, дающие возможность потрудиться на первых порах на старших курсах перед защитой диплома  в различных фирмах и приобрести необходимый опыт  для резюме, который в большинстве случаев требуют при устройстве на работу. Возможен поиск через  Интернет-биржи, а также по объявлениям заказчиков на переводы.  

— Имеешь ли возможность путешествовать по Сербии и за границу?  Поддерживает ли государство слепых студентов, выделяются ли средства на сопровождающих или билеты на поезд, самолёт?

—Финансовая поддержка государства, по моему мнению, достаточно хорошая для слепых студентов.  Вообще в Сербии  есть масса скидок для всех студентов, а слепым также  предоставляют определённые льготы. Но билеты им выделяют только на поездки по Сербии — это, в основном, автобус и поезд, так как страна небольшая и потребности в авиаперевозках внутри государства нет. Путешествовать за границу я не имею возможности  из-за отсутствия  необходимых финансовых средств.

— Марко,  ты всё время говоришь о своих скромных финансовых возможностях. На какие средства сейчас живёшь:  получаешь ли пенсию, социальное  пособие, имеешь ли  дополнительный заработок? Каковы твои расходы?

Сейчас живу на социальное  пособие. Его, конечно же,  недостаточно,  но жить можно только  благодаря тому, что мои расходы очень скромные, к тому же в студенческом городке  всё относительно дёшево.

— Среди твоих друзей больше слепых или зрячих? Как проводишь досуг?

— Мои друзья исключительно зрячие. Однако досуг весьма  ограничен. Больше всего люблю плавать и гулять. В 10 минутах ходьбы от студенческого городка располагается большой спортивный центр с открытыми и закрытыми бассейнами. Люблю его посещать, очень удобно и доступно: по студенческому входному билету  1,5 евро (60 рублей) я плачу за 2 часа купания. Также обожаю совершать  прогулки по многокилометровой асфальтированной пешеходной  набережной  Дуная и реки Сава, которые протекают через Белград.   Иногда читаю что-то интересное именно для души, что не имеет никакой связи с учёбой  и обязательной литературой по программе в университете.

— Знаю, что ты хочешь найти друзей по переписке в РФ. С кем бы предпочёл переписываться, объясни, какая тебе помощь необходима в учёбе?  Что знаешь о России  и что ожидаешь от будущих русских друзей?

 — Да,  я желаю найти друзей в России, но мне этого до сих пор не удавалось. Хочу переписываться со сверстниками. Надеюсь, они помогут мне с русским разговорным языком. Хотелось бы даже когда-нибудь побывать в стране.

О России знаю очень много. Я интересовался и русской историей, и наукой, немного политикой и многими другими отраслями знаний.  Молодых  зрячих студентов с моего курса, как правило, привлекает жизнь в больших городах, например, в Москве или Санкт-Петербурге.  Они говорят, что там хорошие дискотеки и  можно поразвлечься.  По правде говоря, меня это не интересует совсем.

— Марко, у тебя есть возможность обратиться к читателям журнала «Наша жизнь». Что скажешь напоследок?

— Прошу всех, кто хотел бы продолжить общение со мной, написать  мне письмо и отправить его по электронной почте на адрес (писать по-русски) Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.С нетерпением ожидаю знакомства с россиянами.

Светлана Гусева