Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Творческая высота      

От Баха — до «Барыни»

РОДНЯ

Магией душевных ожиданий

Истово владеет баянист.

Каждый, в откровении признаний,

Вещими мелодиями чист.

Чувствами сплетаемое чудо,

Слышащим — доступная среда:

Музыка всплывает ниоткуда

И перетекает в никуда…

  

Неподражаемый виртуоз буквально завораживает слушателей, вдохновенно манипулируя задушевными народными мелодиями и сложнейшими пассажами великих композиторов. За молниеносными переборами Вениамина Прокопьевича Палецкого трудно уследить. Пальцы буквально порхают по кнопкам! Недаром он преклоняется перед гением Шопена и Баха, чьи произведения сам с удовольствием исполняет. Подобный репертуар свидетельствует о высочайшем профессионализме. В то же время кудесник звука имеет представление и о разнообразных течениях «высокого» рока. Ему нравятся даже некоторые «крутые» эстрадные композиции. Иногда он и сам поёт, обычно по «производственной необходимости», а тогда удивительно преображается — прямо на  глазах молодеет, сбрасывая груз пережитого. Следует заметить, что таинственные истоки его творчества крепли на сибирских просторах.

В многодетной семье Палецких первые три девочки были зрячими, но все они умерли в раннем детстве. Выжила только четвёртая дочь да единственный младшенький сынишка — оба с дефектами зрения.  Поневоле поверишь в мистическое предназначение, ведь в родах с «ущербной глазной генетикой» неизбежно возникает дилемма тягостного выбора. Что делать: сознательно рисковать здоровьем будущих детей или вообще отказаться от них? Слишком часто «потомственные слепыши» проклинают авантюрных предков, но встречаются и счастливые исключения.

Венечка  появился на свет в студёном ноябре грозного сорок первого года. В далёком от передовой Омске тоже  голодали и холодали. Эти житейские невзгоды закалили характер будущего провинциального вундеркинда, который получил в наследство от мамы с папой не только недуг, но и абсолютный слух. Мальчик немного видел до пяти лет, различал контрастные краски, а вот контуры предметов — нет. Яркие цвета он помнит до сих пор или это ему только кажется, ведь столько «глаукомной воды утекло», окончательно размывая туманные обрывки зрительной памяти. Сейчас у  него даже сны чисто «слепецкие», совершенно лишённые видеоряда. Большинству людей преимущественно снятся подвижные изобразительные образы, порой немые. У тотальников со стажем всё наоборот: причудливые отражения бессознательного они, как и в реальности,  воспринимают  через прикосновения и звуки, а  иногда  и запахи. Свои нестандартные ощущения инвалидам по зрению сложно внятно объяснить людям со «смотрящей психологией». Возможно, именно поэтому пропасть недопонимания между «тёмными странниками» и остальными гражданами так глубока, впрочем, музыка  позволяет наводить мосты чувственного единомыслия.

  Инструменты и при Сталине были не дешёвыми, но даровитому мальчику заботливые родители их всё-таки покупали. С пяти лет он играл на гармошке, с семи — на баяне и домбре, потом освоил аккордеон и фортепиано. Сравнительно недавно к его арсеналу добавился и синтезатор. Первоклассник уже пробовал аккомпанировать вокалистам и постигал тонкости мастерства в оркестре народных инструментов, а с  тринадцати лет на каникулах подрабатывал в пионерских лагерях. В составе  трио, вместе с отцом  и сестрой, рано начал   приобщаться к мировой классике. Окончив восьмилетку, он поступил в Омское музыкальное училище, в котором ему впоследствии  довелось преподавать. Кстати, будучи ещё студентом  он руководил самодеятельным хором, а его ближайшие родственники пели в нём. Получается, что своеобразная семейственность имела важное положительное значение в творческом совершенствовании молодого человека, да и сейчас положение не слишком изменилось, просто теперь это относится к другим преданным «проводникам по жизни».

  Фортуна частенько бывала к нему благосклонна. Однажды в  общежитие Гнесинского института вместе с братом заглянула зрячая москвичка. Её сердце быстро покорил целеустремлённый сибиряк, не куривший и выпивавший только по большим праздникам в хорошей компании. Молодые люди сблизились, им уже не хотелось расставаться. Отношения развивались стремительно. Вскоре они стали жить под одной крышей, так как её квартира располагалась неподалёку от вуза. Сама собой решилась проблема посещения занятий. После института Палецкий несколько лет проработал по распределению в Омске, а когда вернулся в столицу, молодые люди поженились. Евгения Михайловна стала подлинным ангелом-хранителем мужа и 40 лет его поддерживает. В начале супружеского марафона настоящим подарком судьбы было рождение зрячего сына. Константин пошёл по материнской линии: тоже работает раскройщиком в швейном производстве. Себе всегда сам шьёт. Зато незрячий племянник продолжил традиции семьи. Окончив  Омское музыкальное училище, как и дядя по классу баяна, он теперь создаёт отличные компьютерные фонограммы.

СНАЧАЛО БЫЛО СЛОВО

  Некоторые ретивые реабилитологи и даже незрячие оптимисты на полном серьёзе  утверждают, что «продвинутые» тотальники могут всё! Нужно только освоить подходящие методики, раздобыть современные тифлоприборы  и потренироваться хорошенько! Тогда инвалиды по зрению в прямой конкурентной борьбе на дистанции будут обходить зрячих! По-моему, подобный энтузиазм — это такое же преувеличение, как и  очень сомнительный  «научный факт» ещё советского производства, что без зрения Homo sapiens лишается доступа к  90 процентам информации. Видимо, «золотая середина» как раз затерялась где-то между крайними точками зрения на слепоту. 

Вот и жизнь «Заслуженного артиста Республики» В.П. Палецкого  полна противоречий: с одной стороны, трагедия ранней потери  зрения и определённая зависимость  в быту от родственников, друзей и сослуживцев, в том числе в передвижениях по мегаполису, а с другой — потрясающее исполнительское мастерство, всенародное признание  и семейное благополучие. Кстати, своё ещё «социалистическое» почётное звание он получил одним из последних, ведь президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ о его присвоении в Кремле незадолго до официального развала Советского Союза, как раз 20 лет назад. Вскоре из государственной аббревиатуры исчезли обе значимые заглавные буквы «С». Символично, что это событие произошло именно в ноябре «зеркального» 1991 года, который стал переломным в мировой истории. Так весомо и очень своевременно были отмечены достижения в области искусства тогдашнего солиста-баяниста Музыкально-эстрадного объединения МГО ВОС.

Путь познания и становления был одновременно изнурительным и замечательным. Сначала Веня получил среднее образование в специальной школе-интернате. Там было достаточно спокойно и комфортно. Впрочем, в первые недели напрягали ребята, которые, как это принято у слепых, знакомились с новичком на ощупь. Метод Петрика из повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» не устраивал стеснительного паренька. Он считал, что прикосновения допустимы лишь при доверительном общении близких людей. Тогда  они играют важную роль. В обычных условиях предпочтительней полагаться на иные надёжные ориентиры, прежде всего, акустические, ведь просто  идя рядом с говорящим спутником, можно довольно точно определить его рост и комплекцию, а  по походке оценить самочувствие и настроение. Разумеется, «детальному изучению окружающей среды» способствуют танцы. Многие инвалиды любят это во всех отношениях полезное и приятное занятие, правда, обычно выходят в круг лишь при наличии внимательной «ведущей дамы» и в знакомой компании, например, в санаториях ВОС. Естественно, Баянист с большой буквы не должен быть вальсоненавистником, но ему и поныне всё-таки чаще приходится играть на вечеринках и торжественных мероприятиях, а не плясать с девушками, поэтому изящество сольных па оставляет желать лучшего. Таково уж предназначение  «первого парня на деревне», даже если он слепой горожанин до мозга костей.

Хотя в окружении Вениамина Палецкого преобладали незрячие родственники, соседи  и одноклассники, он  довольно легко адоптировался в мире видящего большинства. В училище и Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных к нему  хорошо относились. Студенты провожали в аудитории и диктовали ноты. Бывало, и слепой однокурсник им что-то объяснял, потому что лучше схватывал на слух. Завязывались взаимовыгодные отношения.

На практике почти все тотальники обладают особым «речевым анализатором». Словно опытные спортсмены или актёры, они тонко чувствуют партнёров. Для инвалида по зрению, а тем более музыканта, очень важен дебютный звуковой контакт. Первое впечатление обычно безошибочно и подтверждается впоследствии. В индивидуальной манере говорить и словарном запасе отражается сущность человека. Если при общении  вслушиваться в тембр и еле заметные оттенки голоса, сразу становится ясно, как настроен собеседник, даже улыбку или хмурый взгляд можно распознать.

Вообще-то со звуками, а тем более буквами нужно быть на стороже. В карьере музыканта Божьей милостью встречались  и филологические курьёзы. Вместо того чтобы обратить внимание на  профессиональную символичность значения его типично «пальцевой фамилии», её почему-то довольно часто переиначивали в «полевую» — Полецкий. Чередование гласных  провоцировало путаницу. Небрежные чиновники и самонадеянные журналисты из авторитетных средств массовой информации регулярно грешили ошибками  в словесности, но природный интеллигент терпел, продолжая восхождение на Олимп реализованного  призвания.

ВЕНЕЧКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Уже два десятилетия Вениамин Прокопьевич Палецкий является ценным кадром Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС. Разумеется, коллектив и администрация начали заранее готовиться к семидесятилетию уважаемого ветерана. Их совместные усилия принесли плоды. 14 декабря гостеприимный и уютный зал на Куусинена, 19а был заполнен до отказа, а эмоциональный градус творческого вечера ожидаемо повышался. Почти трёхчасовое действо выплеснулось далеко за сценарные рамки. Яркие концертные эпизоды сменялись монологами благодарных поклонников незаурядного таланта. Очень многие соратники по ремеслу, члены творческих коллективов и просто меломаны захотели лично и прилюдно поздравить виновника торжества, в дрожащем голосе которого слышалось неподдельное волнение.

  Стержнем всей программы был маэстро, который живо реагировал на всё происходящее, с юмором отвечал ораторам, вспоминал значимые или забавные случаи из гастрольной и педагогической практики, а главное — постоянно брал в руки баян, подтверждая неувядающее  мастерство солиста, аккомпаниатора или участника коллектива. Знатоков музыки в очередной раз потряс «пронзительный» интеллект кумира, который совершенно непринуждённо импровизировал на ходу, придумывая неимоверные вариации. Интересно, что большинство старинных друзей и собратьев по ремеслу упорно называли маститого корифея попросту Венечкой, а он с удовольствием откликался на фамильярно-ласковое обращение. Возможно, на такое раскованное поведение повлияла доверительная обстановка  долгожданной встречи талантливых единомышленников.

  Особенно запомнился обширный блок Музыкально-эстрадного реабилитационного центра, директор которого Алексей Черёмуш предложил юбиляру блеснуть в цыганской композиции. Зрители убедились, что русский народный инструмент изумительно сочетается с акустическими гитарами, даже при исполнении произведений такого сложного жанра. Проникновенно прозвучал экспромтный дуэт мэтра и  тоже заслуженной артистки Ольги Четоевой. Видимо, песенная «Рожь» вдохновила слепого универсала на демонстрацию недюжинных вокальных способностей. Далеко не всем профессиональным певцам и после многочисленных репетиций удаётся так слаженно и задушевно исполнить парный номер. Данный маленький шедевр оказался приятным сюрпризом для всех, включая и обаятельную партнёршу. Кстати, в последнее время дополнительной концертной площадкой для Вениамина Прокопьевича стал  знаменитый московский ресторан «В темноте?», где он на электронном баяне аккомпанирует незрячим звёздочкам МЭРЦ.

  Хочется заметить, что в трудные годы Палецкий не брезговал подрабатывать в подземных переходах и на вокзалах. Волнительным примером популярного «уличного» репертуара стал зажигательный «Чардаш», исполненный им вместе с балалаечником Николаем Александровичем Стеблиным.

  Музыкальный подарок преподнёс преподаватель компьютерный аранжировки КСРК ВОС Александр Пивень. Им стала популярная песня с лирико-философским текстом: «Я часто время торопил, привык во все дела впрягаться. Пускай я денег не скопил: мои года  — моё богатство!» Вениамин Прокопьевич мгновенно среагировал на содержание хита: «В моей жизни всё складывается, как здесь сказано, но я ни о чём не жалею, потому что на мою долю досталось множество интересных событий и чудесных мелодий. Я действительно счастливчик, ведь меня всегда окружали прекрасные люди!» Его сын со сцены подтвердил откровенное заявление отца.

  Неудивительно, что в  адрес юбиляра поступили восторженные поздравительные телеграммы даже из Германии и США, а Центральное правление наградило его знаком «За заслуги перед Всероссийским обществом слепых» первой степени. Кроме того, повелителю гармонии была вручена памятная медаль, изготовленная в единственном экземпляре. На ней, одинаково доступные взглядам и осязанию, выделяются контуры любимого «орудия труда» и рельефные надписи. Знаменательная дата выполнена по Брайлю.

  Художественный руководитель КСРК ВОС в своём приветствии подчеркнул, что персонально для Вениамина Прокопьевича  был приобретён многотембровый готововыборный концертный баян, который по цене сравним с автомобилем. На уникальном изделии, созданном по специальному заказу,  играет исключительно маэстро. Заслуженный работник культуры РФ   Т.К. Хаялетдинов, так же как и В.П. Палецкий, в своё время немало постранствовал на теплоходах по отечественным рекам в качестве партнёра массовика-затейника и поэтому на собственном опыте знает, каким действительно тяжёлым бывает инструмент и как много зависит от его возможностей.

  Статусный народный театр звука «Русская рапсодия» под руководством Валерия Кораблёва  по традиции показал оригинальную композицию с применением современных достижений техники звука. Программу красила заслуженная артистка России Галина Кулюкина. Хор русской песни КСРК ВОС под руководством Николай Забенькин, совсем недавно отметивший собственное сорокалетие, тоже занял достойное место в ожерелье праздничных номеров. Это закономерно, ведь его многолетним концертмейстером является неувядаемый любимец публики, что благотворно сказывается на состоянии коллектива.

  Разумеется, не обошлось и без особо пестуемого детища седовласого Венечки. Превосходно вышколенный ансамбль «Русская мелодия» на подмостках «зажигал» вместе с «отцом-основателем», который немного смущался, слушая в свой адрес очередные стихотворные похвалы, впрочем, на качестве музыкального сопровождения это не сказывалось. Из песенного поздравления задорных артистов стало ясно, что их искренне обожаемый лидер не имеет себе равных и является «надеждой» всей художественной самодеятельности Общества слепых. Так было, есть и пусть будет!

Пальцами притрагиваться к нотам

Издавна Палецкому дано.

Творчество, пропитанное потом,

Мастеру лелеять суждено.

Славное искусство виртуоза

Трепет вызывает у других.

Рифмами разрубленная проза

Радует поклонников своих.

             Владимир Бухтияров