Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ПОЭЗИЯ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ

— Друзья, сегодня перед нами выступят две незрячие поэтессы из небольшого городка Нея, что в Костромской области, — начал я очередную встречу с членами ВОС. А надо сказать, что такие встречи у нас проводятся еженедельно: каждый понедельник к одиннадцати часам, несмотря на капризы погоды, домашние дела, возраст, наиболее активные незрячие собираются в зале нашей местной организации.

— Где же они? Как  отважились приехать к нам из такой дали? Кто их сопровождает? А где они остановились? — посыпались вопросы.

— Не волнуйтесь, они находятся у себя дома, возле своего персонального компьютера. А встреча наша стала возможной благодаря Интернету и программе Skype. Вы будете их слышать и сможете задавать им вопросы точно так же, как если бы они находились в этом зале,

После  этих слов я нашёл нужный контакт и нажал клавишу «enter». В громкоговорителях раздались длинные гудки, такие же, как при телефонном звонке, а затем послышался голос моей давней знакомой Татьяны Расуловой:

— Привет, Рифкат! Мы с Надей ждём твоего звонка!

Тут же к разговору подключилась Надежда Усова:

— Здравствуйте, чистопольцы! Мы рады вашему приглашению и с удовольствием пообщаемся с вами!

С Татьяной Расуловой и Надеждой Усовой я познакомился в 2005 году на Втором Всероссийском фестивале незрячих поэтов «Поэтическое ристалище», который проходил в городе Глазове, в Удмуртии. Произошло это так. Внезапно женский голос произнёс: «Рифкат Гарайханович Гардиев, Татарская РО ВОС». Услышав собственные фамилию, имя и отчество, да ещё и правильно произнесённые, я на миг растерялся, а затем с шутливым высокомерием сказал сопровождавшему меня в той поездке Марселю Гайфуллину: «Страна знает своих поэтов!» Тут же я почувствовал, как кто-то постучал ноготком по бейджику, прикреплённому к лацкану моего пиджака, и тут до меня, что называется, «дошло», откуда незнакомка могла узнать моё имя. Я невольно рассмеялся. Стоявшие рядом женщины присоединились ко мне. Оказалось, что Любовь Симакова, сопровождавшая нейчанок в той поездке, знакомила их с участниками фестиваля.

Спустя два года мы встретились в Перми. Именно там Надежда прочитала ставшие знаменитыми строки:

Слова необычайны были,

Как будто сказаны судьбой:

«Когда меня бы так любили,

Я б согласилась быть слепой…».

С Татьяной же мы все эти годы обменивались письмами по Брайлю, а когда у неё дома появился компьютер, подключённый к Интернету, то общение стало регулярным.

Легко и непосредственно нейчанки стали общаться с незрячими чистопольцами: их необычный, напевный говор, стихи, идущие от сердца, искренние и честные ответы на заданные вопросы и впрямь не могли оставить равнодушными. И Татьяна, и Надежда не только пишут стихи, но и сочиняют к ним музыку, и тогда получаются великолепные песни, многие из которых стали украшением нашей встречи. До сих пор, кажется, слышу простые, но неповторимые слова из песни Татьяны «Возвращение»:

Воздух здесь, словно мёд: им дышу и хмелею.

А над Неей-рекой уж восход пламенеет.

Здесь белее снега и трава зеленее.

В небольшом городке с кратким именем Нея.

Три недели спустя состоялась вторая встреча: на сей раз гостьей нашей местной организации стала самодеятельная поэтесса и композитор из Канаша, что в Чувашии, Алевтина Степанова. О знакомстве с ней я написал в материале «Частушки — дело серьёзное», которая была опубликована в этом журнале три года назад. С тех пор наше общение в виртуальном пространстве стало практически ежедневным. Алевтина — кладезь талантов: она активно изучает языки, занимается бисероплетением, участвует в виртуальных концертах и конкурсах. И всё это она делает со светлым и звонким задором. В ходе встречи на мою просьбу: «Алевтина, пожалуйста, расскажите о себе», она, ничуть не смутившись, начала читать стихи:

В деревне нашей, в маленькой избушке,

 мы жили нашей дружною семьёй.

Дарили младшим сказки и игрушки.

Шли к поезду дорожкой полевой.

— Алевтина, а вы смогли бы что-нибудь спеть на родном языке? — обратился к ней кто-то из присутствующих.

Тут же из громкоговорителей донеслись мелодичные звуки чувашской песни. Сидевший в первом ряду Володя Дмитриев, вероятно, и сам не заметил, как стал  подпевать.

— Спасибо вам огромное! Как будто на родине побывал! — горячо поблагодарил он Алевтину после того, как их импровизированный дуэт, разделённый сотнями километров, закончил петь.

Третья встреча отличалась от предыдущих тем, что я сам был приглашён в гости: возможности Интернета позволили мне побывать в Лесосибирской местной организации, входящей в состав Красноярской РО ВОС. С её руководителем Натальей Погодаевой я знаком с 2004 года. Тогда наши команды вошли в число победителей семейного конкурса «Три — в одном», который проходил в Волоколамске. За прошедшие почти восемь лет мы не раз встречались на кубках «КИСИ», обменивались письмами и телефонными звонками, а с появлением Интернета разделявшие нас километры и вовсе исчезли. Более того, мы какое-то время даже играли в одной команде в виртуальном клубе «Что? Где? Когда?». Естественно, встречу с лесосибирцами я начал со стихотворения, посвящённого Наталье, в котором есть такие строки:

В названии Лесосибирск —

задумчивость, нежность и плавность,

И жгучих ветров пересвист,

и памятных встреч стародавность.

Оказавшись в роли выступающего, я почувствовал, насколько это необычно и сложно, когда ты произносишь какие-то слова, читаешь стихи, отвечаешь на вопросы, а сам в это время находишься у собственного компьютера, который, по сути, является хотя и высокоорганизованным, но бездушным железом. Выступая перед реальными слушателями в конкретном зрительном зале, ты ощущаешь их дыхание, пытаешься предугадать  реакцию на те или иные реплики. Здесь же слышен лишь негромкий шум от работы системного блока. Поэтому в ходе выступления я время от времени специально обращался к слушателям из Лесосибирска, спрашивал, слышно ли меня, интересно ли им то, о чём  говорю. Мне охотно отвечали, таким образом, наша встреча постепенно превратилась в непосредственный и откровенный разговор не только о поэзии, но и о тех проблемах, которые объединяют всех незрячих, где бы они не проживали.

Населённые пункты, о которых шла речь в этой корреспонденции, разделяют сотни и даже тысячи километров. Но благодаря новым информационным технологиям мы можем общаться с ними в реальном времени. Насколько мне известно, такая форма контактов пока нигде не практикуется, но она мне представляется весьма перспективной. Мы планируем провести подобные встречи не только с незрячими разных регионов России, но и других стран.

Рифкат Гардиев,

Чистополь