Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

ЭТИ ЧУТКИЕ ПАЛЬЦЫ СЛЕПОГО

Когда в художественных произведениях заходит речь о незрячих, то авторы, будто сговорившись, называют их пальцы не иначе, как «чуткими».  Помню, как в далёком детстве меня потрясла короленковская повесть «Слепой музыкант». Да и фильм той же поры, если не потряс, то заставил вздрогнуть нежную детскую душу. Особенно та сцена, в которой на редкость странный Петрусь перепугал бедную девочку, когда посредством тех самых «чутких» пальцев надумал изучить её нежное личико. А потом, осознав свою оплошность, он упал на зелёную траву и, безутешно рыдая, разъяснил ей в перерывах между всхлипами, что он не странный, а слепой. В фильме эту сцену усиливает сопровождающая музыка, здесь она достигает своего апогея и буквально обрушивается на зрителя, вдавливая его в спинку кресла и выжимая жалостную слезу.

Но, повторяю, всё это было в далёком детстве. В юности же со мной самим случилась беда, и я оказался в положении Петруся. При этом благодаря многострадальной и неутомимой «Дайне» — хвала её создателям! — я остался страстным книгочеем. Неторопливо вращающиеся бобины раскрывали предо мной великое множество произведений как наших, так и зарубежных авторов. Однажды в руки мне попала и бобина со «Слепым музыкантом». Казалось бы, ну чем не настольная книга для незрячих? Читай, изучай и бери пример. Однако на этот раз я не смог дочитать её до конца. Причин тому было немало. Тут и некоторые высказывания родного дяди Петруся. Чего, например, стоит такое его умственное заключение: «Слепые не реагируют на шутки, потому что не могут видеть весёлые искорки в глазах рассказчика». Да и сам Петрусь благодаря своим мыслям и поступкам на этот раз показался мне более чем странным. Культурный, воспитанный мальчик вдруг ни с того ни с сего, крепко ухватив одной рукой за плечо незнакомую девочку, начинает другой рукой изучать её лицо. Да, уж… Как говорится, нет слов.

Среди моих незрячих друзей и приятелей нет ни одного, кому  бы пришла мысль знакомиться с людьми подобным образом. Да и зачем это? Ведь, как известно, все мы «созданы по образу и подобию», а в центре лица имеется нос, так утверждает один  литературный герой. Этого для нас вполне достаточно, чтобы представить себе незнакомца. А едва лишь мы услышим его голос, наше воображение тотчас дорисует данный «фоторобот».

Пишу эти строки, а по «Радио России» идёт передача о здоровье. И в ней — будто в подтверждение моих слов — врач-косметолог советует: никогда не трогайте лицо, тщательно не помыв перед этим свои руки.

Я веду весь этот разговор к тому, что в последнее время незрячим предлагается большой выбор  резных икон. Здесь и сам Творец, и Пресвятая Богородица, и лики многих православных святых. Может быть, я и не прав, но вот у меня рука не поднимается, чтобы возложить её на Святой образ. По-моему это и есть самое настоящее святотатство. Ведь когда в храме молящийся человек ставит свечку, то, прикладываясь губами, он старается не задеть Святой образ, отыскивает место в самом углу иконы. А тут ручищами, да по лицу, помилуй мя, Господи!

Да и выполнены эти иконы в довольно грубоватой манере. Вряд ли кому-нибудь может доставить эстетическое удовольствие широкий и плоский деревянный нос  или глубоко сидящие глаза. В отличие от нас, зрячий человек, взирая на Святой лик, видит сразу и направленный на него взгляд, и приданное художником данному лику выражение, и все переходы света и цвета красок при горящих свечах или лампаде. Нам же этого не дано. Поэтому, когда незрячий богомолец изучает образ по частям, он никогда не получит полного осознания и понимания его. Но в конце концов, ведь не это главное. Главное — молитесь истово и узрите Христа, и услышите глас его!

И ещё. Увлекаясь эстетикой не растерять бы нам  этику.

 Леонид Авксентьев