Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

Тифломир

Держи курс!

Наверняка, каждому незрячему и слабовидящему человеку хоть раз приходила в голову мысль о том, как хорошо было бы раздобыть какой-нибудь волшебный приборчик, который бы и путь-дорогу указывал, и о препятствиях неожиданных предупреждал: «Направо пойдёшь — аптеку найдёшь, налево пойдёшь — в яму попадешь, а прямо пойдёшь — дом обретёшь». Правда, как в сказке? А ведь мы с вами живём в двадцать первом веке, и когда-то выдуманные ковры-самолёты, скатерти-самобранки и волшебные клубочки, благодаря которым никогда не сойдёшь с нужной тропинки, встречаются нам буквально на каждом шагу. Выглядят они, конечно, не совсем по-сказочному, но зато роль свою выполняют безукоризненно. Кажется, что без них нам уже никак не обойтись: не добраться до гавайских островов без надёжного крыла красавца-Боинга, не состряпать «на скорую руку» чудный обед, удивив неожиданных гостей, не найти нужное направление без всезнающего автомобильного навигатора. А ведь он может оказаться полезным не только для автомобилистов, но и для незрячих пешеходов. Что же это такое и как обращаться с этим новичком в мире реабилитационных средств? С этими вопросами мы и обратились к Алексею Боброву, которому в числе первых удалось освоить и применить на практике пока еще малознакомую нам науку GPS-навигации.

— Алексей, чуть больше полугода назад в Москве впервые были организованы и проведены курсы GPS-навигации, и Вы были одним из участников экспериментальной группы. Расскажите, пожалуйста, как появилась мысль о том, что подобные занятия необходимы незрячим?

— Как-то прошлой зимой художественный руководитель КСРК Анатолий Николаевич Хаялетдинов был у нас в Cтавропольском крае. Мы с нашим председателем   Анатолием Алексеевичем Донцовым встретились с ним, и после обсуждения всех текущих вопросов речь зашла и о GPS-навигации. Я рассказал о том, что серьёзно увлёкся ею, что она очень популярна и важна для незрячих. С нами была Ирина Николаевна Зарубина, которая сказала: «Навигацию надо продвигать и даже организовать курсы».  Хаялетдинов как человек деятельный, конечно, зажёгся этой идеей, и в течение двух месяцев практически полностью организовал такие курсы. Были подготовлены программы, приглашены отличные преподаватели — Светлана Цветкова и Александр Пивень (именно они в России продвигают GPS-навигацию). Первая группа состояла из шести человек — собрали ребят из разных регионов, в их число попал и я.

— Сколько времени обучают на курсах, как был организован сам процесс?

— Мы учились целый месяц, и нагрузка была немаленькой: работали с девяти  до семнадцати часов. Весь день был занят: иногда находились в классе (много работали с компьютером, Интернетом, загружали, формировали карты, прокладывали маршруты, изучали пальцами тактильные наглядные пособия, создавали карты местности при помощи конструктора «Ориентир»), и обязательно выходили на местность в разные районы Москвы, начиная с парка, прилегающего к КСРК, и заканчивая достаточно далёкими районами, в которые я раньше без GPS-навигации даже боялся заглянуть. Одним словом, курсы проходили очень интенсивно. Тогда же в форумах  незрячих развернулась полемика: «А стоит ли вообще заниматься подготовкой GPS-навигаторов?» Некоторые высказывали мнение о том, что любой незрячий, взяв в руки прибор, способен изучить его самостоятельно, для этого не надо приезжать в Москву, важно только, чтобы незрячие сами верили в то, что им это полезно и необходимо. Но я думаю иначе.  В результате курсов я узнал намного больше, чем мог бы узнать самостоятельно. И сейчас мне даже сжатый материал не удаётся объяснить другим меньше, чем за две недели. Приходится рассказывать, какими навигаторами лучше пользоваться, как с ними обращаться и, если отрабатывать теоретический материал на практике, как раз и будем заниматься не меньше месяца.

— Не могли бы Вы и нам «на пальцах» объяснить, как работает GPS-навигация?

— Обычно незрячие и слабовидящие используют небольшой приборчик, который легко найти в продаже. Для нас необязательно наличие экрана, но необходимо, чтобы он через bluetooth подключался к телефону smartfon. Обязательные условия: во-первых,  телефон smartfon, и, во-вторых, навигатор. Иногда производители современных телефонов встраивают его непосредственно в корпус — так что можно сразу приобрести всё необходимое. После этого на телефон ставится программа Loadstone (в переводе с английского языка — это магнитный железняк, магнит, компас). Понадобится ещё и карта местности, на которой будут расставлены точки для ориентира. Вот сегодня я выезжал в поля, расставлял точки на местности, карты которой нет. Можно один раз сделать это, а  следующий  навигатор будет чётко рассказывать, где они находятся, в каком направлении вы двигаетесь, с какой скоростью и даже на какой высоте над уровнем моря. Он может уведомлять вас и об астрономических явлениях: например, о восходе, закате солнца, о восхождении луны, азимуте и прочем. Конечно, можно ходить и по карте, которая уже расписана. У меня  есть достаточно подробная карта Ставрополя. Надеюсь, что в ближайшее время удастся выложить в Интернет карты Кисловодска, Пятигорска и ещё нескольких городов нашего края. На ставропольской карте обозначены не только перекрёстки, но и  объекты, которые могут понадобиться незрячему или слабовидящему человеку: магазины, аптеки, школы. Сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы автобусные и троллейбусные парки передали нам координаты своих остановок с названиями, но пока это не слишком быстро продвигается.

— Может ли ошибаться навигатор при измерении расстояний?

— Такое случается, но без навигатора сложнее, чем с ним. Иногда дорогу и спросить-то не у кого. А что касается ошибок, то при хороших условиях приёма они незначительны. К примеру, мой навигатор даёт погрешность 5 — 7 метров. Поначалу я думал, что это недопустимые цифры, но ходил по Москве, хожу по Ставрополю, и убеждён, что с навигатором передвигаться намного удобнее, чем без него или надеясь на подсказки горожан. Без трости, конечно, нельзя обойтись, она нужна, потому что навигатор не предупреждает о люках, бордюрах, канавах, но зато незаменим в определении местонахождения магазинов и остановок. Он отлично помогает в автобусах,  троллейбусах и маршрутках. Раньше я вообще старался не пользоваться маршрутками, потому что они пропускают остановки, и я не всегда могу сориентироваться, где нахожусь. Мне надо было вести лекции в одной из ставропольских школ, до неё можно было добраться только на маршрутке. А поскольку чётких визуальных ориентиров по пути следования не было, постоянно приходилось прибегать к помощи пассажиров. С навигатором дорога оказалась проще: сначала я поставил точку на нужной остановке, а сев в маршрутку, сделал её основной, «привязался» к ней и смотрел, сколько осталось до неё двигаться. Как только расстояние стало сокращаться от нескольких километров до 150 — 100 метров, я подошёл к водителю, отдал деньги и вышел на нужной мне остановке. Точно так же можно поступать в автобусах и троллейбусах: если на остановках расставлены точки, навигатор своевременно предупреждает о них. Так что если в транспорте не объявляют остановки, навигатор прекрасно это делает.

— Насколько я поняла, навигатор служит подспорьем, а не единственным средством ориентировки?

— Безусловно! Если пользоваться только тростью, ориентироваться будет намного сложнее.

— Алексей, а теперь давайте коснёмся материальной стороны вопроса: сколько стоит навигатор и какими моделями Вы бы посоветовали пользоваться?

— Позволю себе маленькое отступление. Автомобильный или туристический навигатор, говоря простым языком, представляет собой большую коробку с  экраном, на который смотрят люди и узнают расстояние до нужного объекта. Его стоимость — от одиннадцати тысяч рублей. А если мы говорим о той модели, которая подходит незрячим и при помощи bluetooth подключается к телефону, то цены будут  совсем другие. Первый навигатор я купил за две тысячи сто рублей. Существуют более совершенные модели, которые стоят от трёх  тысяч. Покупать более дорогие не имеет смысла. Я пользуюсь навигатором qstarz bt 818x. Есть и другие  хорошие модели: Holux  1200 или Iblue 737. Будучи в Москве мы проводили исследования: двигаясь в автобусе, одновременно запускали разные навигаторы и сравнивали их показания. По точности, по направлению, по скорости отклика на запрос мы выбрали именно эти модели. Кроме всего прочего,  внутри каждого навигатора есть чип, который и отвечает за все его качественные характеристики. Именно такая «фишка» и находится  в моделях, о которых мы только что говорили. Отличаться друг от друга они будут только внешним видом, производителями и батареями питания, хотя внутри запрятан один  и тот же чип. На одном  энергии хватит на десять часов, а, например, на моём кустаре — почти на  сорок часов. Одна модель будет меньше, другая — больше, но всё равно они раза в два-три уступают размеру самого телефона. У какого-нибудь навигатора может быть зарядка от сети, а у другого — только от автомобиля. Такое тоже бывает. Мы купили очень хорошую модель, а заряжаться он мог только от автомобиля, и  пришлось приобрести за 150 рублей зарядное устройство от сети. Решили, что это гораздо выгоднее, чем брать плохой прибор. Есть разные навигаторы, но надо смотреть, пробовать — и никак иначе. На сайте www.best4pda.com вы как раз сможете выбрать и приобрести заинтересовавшую вас модель. 

— Алексей, Вы полагаете, что освоить навигатор можно только на курсах?

— Я счастлив, что прошёл эти курсы и вижу от них большую пользу. Понимаю, что не у всех есть возможность поехать в Москву и, безусловно, найдутся те, кто сами освоят навигатор, может быть, даже гораздо лучше, чем на курсах. Я сторонник того, чтобы у людей был выбор. Бесспорно, достоинство  курсов в том, что, вернувшись домой, прошедшие обучение смогут поделиться с окружающими приобретёнными знаниями. В этом случае уже нет необходимости ехать в Москву, возможным станет преподавание на местах, то есть навигация будет гораздо доступнее, ближе к людям. А это и есть основная задача.

— И, наверное, самый долгожданный вопрос: как можно попасть на курсы, что необходимо для этого сделать?

— На сайте КСРК (www.ksrk.ru) есть анкета, которую надо заполнить. Это своеобразный тест, потому что для освоения GPS-навигации нужны небольшие предварительные знания: немного разбираться в компьютере и телефоне, даже если вы до этого ни разу не держали в руках прибор. Вопросы элементарные, и на них совсем несложно ответить. Из заполненных анкет и заявок формируются группы. Так что заходите на сайт и вам непременно повезёт. 

Мне остаётся поблагодарить за беседу Алексея Николаевича Боброва, кандидата психологических наук, председателя комиссии по делам молодёжи и спорта Cтавропольской местной организации ВОС. Skype: bobrovstv.

 А тем, кого заинтересовали вопросы GPS-навигации, мы рекомендуем самый интересный и важный ресурс для незрячих: www.gps4blinds.ru

Елена Федосеева,

Ставрополь

 

Брайль в моей жизни

Психологи единодушно утверждают, что 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, но глаза являются самыми уязвимыми среди всех органов чувств. Ежегодно тысячи людей во всём мире теряют зрение в результате болезней, бытовых и производст­венных травм, вооружённых конфликтов. Эти несчастья постоянно пополняют контингент людей с ограничен­ными физическими возможностями — современные приборы не могут полностью заменить бесценного дара природы. Только рельефно-точечная система Брайля оставляет шанс незрячему человеку конкурировать со зрячими людьми, даже в чём-то превосходить их.

9 августа 1950 года в результате неосторожного обращения с охот­ничьим ружьём я полностью лишился зрения. Тогда мне было всего лишь десять лет, а за плечами — три класса начальной школы в сельской местно­сти. Вокруг я слышал сердобольные голоса. Некоторые односельчане предрекали мне нищенскую жизнь. Я и сам не раз видел ослепших фрон­товиков, собирающих милостыню. Но трагедия ещё усугублялась тем, что мои родители с раннего детства были глухонемыми, они общались между собой лишь с помощью жестов. Каким-то чудом я рано научился говорить с другими детьми, но и язык отца с матерью знал в совершенстве. Теперь же в нашем общении возник непреодолимый барьер: я их не мог видеть, а они не могли меня слышать. Такая ситуация с годами могла привести к полной деградации моей личности. Совершенно случайно родители узнали, что в Саратове существует школа-интернат для слепых детей, основан­ная ещё в 1893 году. В послевоенные годы она была переполнена, но родственникам удалось  устроить меня в это учебное заведение. По-видимому, директор школы принял во внимание уникальную ситуацию в нашей семье.

Вот здесь я впервые познакомился с великим изобретением Луи Брайля. Детские пальцы легко воспринимали все комбинации из шес­ти точек, величайшие буквы русского алфавита, знаки препинания и циф­ры. Через несколько месяцев упорного труда я научился читать пальцами и писать рельефно-точечным шрифтом на специальном приборе. В это время уже были изданы по Брайлю все учебники средней школы. В библиотеке можно было получить основные произведения классиков отечественной и мировой литературы. Теперь не оставалось времени для уныния и скуки. Брайлевская книга приоткрыла окно в прекрасный мир науки и искусства. Жажду к чтению не мог остановить даже строгий запрет ночных воспитателей, они не подозревали, что незрячий мальчик иногда без света читает под одеялом.

Мой глухонемой отец ещё в детстве научился читать и писать, этой пре­мудрости его обучили старшие братья, теперь же его заинтересовала и рельефно-точечная система. Я подарил ему прибор и грифель, а к ним —  азбуку Брайля с пояснением обычным шрифтом. Вскоре я стал получать брайлевские письма из дома, в них родители сообщали о всех новостях своей жизни. В свою очередь, и я мог их порадовать успехами в школе. Так система Брайля помогла сломать преграду в нашем общении. Мы стали, как и раньше, хорошо понимать друг друга и на всю жизнь сохранили взаимную любовь.

Значительную часть времени школьной жизни я уделял музыке, изучал брайлевскую за­пись нот, меня записали в кружок игры на баяне и фортепиано. Упорный труд дал свои плоды: я стал выступать на школьных концертах, участво­вать в различных мероприятиях, в кругу друзей и знакомых. Оказалось, и шахматы доступны незрячим! В библиотеке мне выдали книгу гроссмей­стера Г. Левенфиша «Шахматы для начинающих», изданную по Брайлю. В ней доступно излагались все правила, тактика и стратегия шах­матной игры. Опыт приходил за ежедневными играми с друзьями. Через год я уже занимал призовые места в школьных, а затем и в городских соревно­ваниях. Меня очень увлекала шахматная композиция. Поток остроумных построений, задач и этюдов сравним с теми эмоциями, кото­рые испытывает зрячий человек на выставке шедевров живописи. В 1958 году мне удалось занять первое место на международном форуме реше­ния шахматных задач и этюдов, который был организован украинским жур­налом «Труд слепых». В 1959 году я окончил Саратовскую школу с золотой медалью и поступил на механико-математический факультет Москов­ского государственного университета. Для поступления требовалось сдать пять экзаменов. Условия задач по математике мне продиктовали, за де­вять минут я их переписал по Брайлю, а через 4 часа продиктовал реше­ния всех задач. После этого мою работу под шифром вместе с другими отправили на проверку. В итоге я набрал даже лишний балл и прошёл по конкурсу. Учёба на мехмате давалась нелегко. В то время не было ни од­ного учебника по высшей математике, напечатанного рельефно-точечным шрифтом. Многое приходилось переписывать по Брайлю под диктовку то­варищей. После 4-го курса я подружился со зрячей девушкой, которая вскоре стала моей женой. Многие трудности остались позади. Она мне могла вслух читать любой математический текст, переписать мои иссле­дования в плоскопечатном варианте.

В 1964 году после окончания МГУ меня направили на работу в Ива­новский текстильный институт. Мне поручили читать лекции и вести прак­тические занятия по высшей математике. Я подготовил конспект лекций, подобрал по всем темам большое количество задач и примеров. Все эти материалы были переписаны по системе Брайля, и в любую минуту они были у меня под рукой. Ответы студентов я помечал грифелем в брайлевском журнале. Со стороны студентов и администрации ко мне не было ни­каких претензий. Я успешно продвигался по служебной лестнице, однако мне не хотелось ограничиваться лишь педагогической работой. Я много размышлял над некоторыми проблемами теории вероятностей и её при­ложений, под диктовку жены переписал сотни научных статей. Большую помощь мне оказали уже издаваемые в то время брайлевские учебники по математике с унифицированной системой обозначения символов. Ре­зультаты моих исследований по теории оптимального управления запаса­ми регулярно публиковались на страницах академических журналов. В 1971 году на заседании учёного совета МГУ я защитил кандидатскую дис­сертацию, теперь меня стали приглашать к исследовательской работе в технологии текстильного производства. Я решал различные задачи по оп­тимизации процессов, записывал результаты расчетов по Брайлю, затем диктовал их коллегам по работе. На эту тему опубликовано более 80-ти научных трудов. В 1994 году мне присвоили учёное звание профессора. Великое изобретение Луи Брайля позволяет мне успешно трудиться и по сей день. Теперь многие проблемы снимает компьютер с речевым и брайлевским выводом.

Я очень рад, что в настоящее время из­даётся по Брайлю достаточно много художественной литературы, различ­ных журналов. Областная библиотека доставляет эти книги домой каждый месяц. Теперь коллеги по работе от меня узнают о самых интересных произведениях современной литературы. Беседы на эту тему сближают нас, и я себя чувствую равноправным членом коллектива. В свободное от работы время читаю для своих близких. Жена любит лириче­ские произведения, детей больше интересуют научно-популярные статьи, а внуки готовы слушать сказки до самой глубокой ночи. Вот так незрячий француз Луи Брайль своим изобретением сделал мою жизнь счастливой.

Сергей Белоголовцев,

Иваново