ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСОТА
Романов с улицы Одоевского
Нет, речь пойдёт не о потомке царской семьи, как, наверное, подумали некоторые, особо впечатлительные читатели, увидев заголовок. Речь — о лауреате Международной премии«Филантроп» 2012 года за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства незрячем композиторе Викторе Викторовиче Романове. Получив редакционное задание — написать для журнала о своём ставшем в одночасье знаменитом земляке, я засомневался: а получится ли? Ни в местной, ни в региональной организациях никакой информацией об этом человеке не располагали. Да и в члены ВОС он вступил сравнительно недавно — менее двух лет назад, после того как в 2010 году получил первую группу инвалидности из-за резкого падения зрения в результате дистрофии сетчатки. На неоднократные телефонные звонки в течение полутора месяцев никто не отвечал. Удалось лишь выяснить, что мой будущий герой живёт на улице, носящей имя русского поэта-декабриста Александра Одоевского. Этот факт показался мне интересным. Ведь получалось, что в его нынешней жизни переплелись две известные русские фамилии — царская и литературная. Я не упустил возможность подчеркнуть своеобразную избранность Виктора и отразил данную информацию в заголовке.
Связаться с В. Романовым мне помогла сотрудница орготдела правления Наталья Гилёва, тем более что и она хотела взять у него интервью для звукового журнала «Голос ПКО ВОС», который выходит раз в два месяца и рассылается в Дом культуры, школу-интернат для слабовидящих, спецбиблиотеку и её филиалы, а также в 15 МО ВОС.
Наша встреча состоялась в музее истории краевой организации, куда Виктор Викторович пришёл вместе со своей супругой Эльмирой Геннадьевной. Здесь же присутствовала и Н. Гилёва.
— Виктор Викторович, фамилия у Вас довольно звучная, знаменитая, одним словом, царская! Как Вы к этому относитесь? — сразу же задал я волновавший меня вопрос.
— Нормально отношусь, — улыбнулся он, — хотя, конечно, меня иногда спрашивают, уж не царских ли я корней! Кстати, у моей супруги Эльмиры фамилия Тимурханова и она её не меняла после брака, вот и у неё интересуются, уж не ханских ли она кровей! У нас в семье даже дети шутят: «Вот, пошла орда на рать»! Но если серьёзно, то фамилия у меня хорошая, и мне она нравится.
— А кто Ваши родители?
— Мама с Украины, папа пермяк. Они уехали из Перми на заработки в шахтерский посёлок Кадыкчан Магаданской области. Там я и родился в сентябре 1967 года. До этого у родителей уже был старший сын, а после меня появилась и дочь. Там я учился в местной школе, одновременно посещал музыкальную по классу скрипки.
Кстати, любовь к музыке мальчику привила мама. Игре на пианино она выучилась самостоятельно, была музыкальным работником в детских садах. Будущие утренники репетировала дома со своими тремя детьми. Отец — шахтёр, сутками «вкалывал» в забое. В старших классах Витя играл в школьном ансамбле на различных музыкальных инструментах: гитаре, клавишных, ударных, а затем — в ресторанах на танцах.
Когда мальчику исполнилось 17 лет, он переехал в город Добрянка Пермской области к своему деду, куда позже с Колымы вернулась и вся семья, окончил радиотехническое училище, затем была практика на Пермской ГРЭС. Играл в ВИА Дома культуры. Затем работал на областном радио и в частных студиях.
Полученная специальность телерадиомастера, сочетание абсолютного музыкального слуха и знание технической составляющей аппаратуры в дальнейшем повлияли на его будущую профессию композитора-аранжировщика (у него более 1000 аранжировок). Началом творческой карьеры была работа на ведущих радиостанциях и в телекомпаниях в различных городах России, где он будучи профессиональным звукорежиссёром начал писать саунд-треки — музыкальные сопровождения к передачам, фильмам, джинглам — мелодико-речевой рекламе. Многие профессиональные коллективы и отдельные исполнители в нашей стране и за рубежом (певец Brian, США) используют его музыкальный материал. Он работает в разных жанрах: это фольклор и эстрада, рок и R&B, классика и шансон. Также он тесно сотрудничает с церковью, помогая музыкально-техническим оформлением в песнопениях на христианских службах и церковных праздниках.В 2006 году создал звукозаписывающую компанию ООО «RIVALMUSIC», где стал сначала исполнительным, а с 2009 года уже генеральным директором. В 2010 году получил первую группу инвалидности, но сохранил компанию, которая успешно развивалась всё это время. Также занимался благотворительностью. В 2007 году его компания подарила нескольким детским домам города 40 видеомагнитофонов.
Одними из самых ярких проектов В. Романова являются: стилизованная женская фолк-группа «Покров день», детская фолк-группа «Седмица», шансон-группы «Рулетка» и «Арматура», которые используютэлектронную музыку с применением современных технологий звучания и в сочетании с хорошими, жизненными текстами заставляют по-новому взглянуть на традиционный шансон. Кстати, у «Рулетки» и Виктора Романова — одно и то же место рождения — посёлок Кадыкчан Магаданской области.
В 2008 году вышел его альбом инструментальной музыки под названием «RELIGION», который стал популярен во всём мире среди ценителей стиля эмбиент. Это особая мелодичная структура, включающая в себя звуки окружающей среды, природы, города, вставки разговорной речи.
— Виктор Викторович, в своём творчестве Вы рука об руку идёте со своей женой и помощницей, нельзя ли поподробнее узнать, как сложился ваш творческий тандем?
Ответила на вопрос Эльмира Геннадьевна:
— С Виктором мы познакомились более 10 лет назад. До этого оба уже были в разводе: у Вити есть дочь, которой он помогает, в этом году она с красным дипломом окончила финансово-экономический университет в Санкт-Петербурге. У меня две дочери, которым уже 17 и 14 лет, они школьницы. Виктор тогда работал в телекомпании Т7, а я — с фолк-группой «Покров день». Нам нужен был композитор, и мне посоветовали пригласить Романова. Так мы и познакомились, с тех пор идём рука об руку по жизни и в творчестве. Для группы «Покров день» муж пишет музыку, а я — тексты, поём народные песни в его обработке. Я также руковожу детской фолк-группой «Седмица», для которой Виктор делает аранжировки.
— Ваши дочери тоже пошли по стопам родителей?
— Обе дочери выучились в музыкальной школе, одна — по вокалу, другая — по классу скрипки. Обе поют в том же ансамбле, в котором преподаёт мама, — объяснил Виктор Викторович.
— А как Вы восприняли новость о том, что стали первым в своей номинации и Вам вручена Международная премия«Филантроп»? Вы разделили победу с другим незрячим — композитором из Ленинска-Кузнецкого Виктором Куратовым, какие чувства испытали? И какое произведение представили на конкурс?
— Конечно, были рады, ибо считали, что это действительно заслуженно. На конкурс я представил альбом «Религия», за который и получил премию «Филантроп», а трек «Ностальгия» из него звучал на открытии гала-концерта.
Кстати, на радио «РАНСИС» выходит цикл передач о творчестве В. Романова, уже прозвучал рассказ о группе «Покров день». Он написал музыку к нескольким документальным фильмам. Сейчас плотно работает с московскими исполнителями шансона дистанционно — для этого есть все возможности. Сравнительно недавно начал сотрудничать с Нью-Йоркской Киноакадемией, выступив в роли композитора и саунд-продюсера в двух короткометражных фильмах: «Боль» и «Слушай».
— И последний вопрос: почему мне почти всё лето не удавалось с Вами связаться?
— В июне Виктор много работал над новыми произведениями, а потом мы уехали отдыхать на Украину, где родилась и похоронена мама Виктора. К тому же не были на море 8 лет, вот и использовали полученную премию для отдыха, — пояснила супруга.
Несколько вопросов также задала и Наталья Гилёва:
Н.Г.: — Почему свой альбом, представленный на конкурс, назвали «Религия»? Вы верующий человек?
В.Р. — Да, но не до фанатизма! Среди моих друзей есть и мусульмане, мне нравятся эти две конфессии — ислам и православие, и я попытался передать свои размышления, фантазии и впечатления. Интересно было наложить на музыку, как мулла в мечети поёт молитвы.
Н.Г.: — Давно Вы пишете музыку?
В.Р.: — Да, давно, когда ещё не было синтезаторов, секвенцеров, компьютеров. Тогда ленились записывать ноты, надеялись на память или переносили сочинения на кассеты. Но чтобы зарегистрироваться в «Российском авторском обществе», в котором я уже 10 лет, надо представить и ноты, и фонограммы.
Н.Г.: — Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от церемонии вручения премии.
В.Р.: — Всё было очень красиво, торжественно. Прозвучали приветствия от Президента РФ, Премьер-министра, Патриарха. Понравился концерт в театре Александра Калягина «Etcetera». Запомнилась фраза ведущего: «Вас называют людьми с ограниченными возможностями. А вы люди с неограниченными возможностями». Действительно, когда люди не могут в полную силу использовать зрение, слух, двигательные функции, то происходит какое-то усилие в мозгу, в душе.
Н.Г.: — Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?
В.Р.: — Огромные! Планирую выпустить два альбома: один — к Олимпиаде в Сочи, второй — этнический. Много уже готового. Эльмира занимается в библиотеке, выписывает редкие этнические материалы, на их основе делаю авторские зарисовки. Думаю, что будет интересно!
Одним словом, этот незаурядный, талантливый человек живёт полноценной, насыщенной жизнью, продолжая писать музыку к песням и фильмам, выражая тем самым свой внутренний взгляд на окружающий мир, радуя поклонников своего таланта прекрасными композициями. Потеря зрения не ожесточила его душу и не сломила характер. Это прекрасный, добрый человек с любящим и ранимым сердцем, готовый всегда протянуть руку помощи. Его супруга — верный и надёжный партнёр. Вместе они преодолевают все трудности жизни и очень гармонично дополняют друг друга!
Хочется поздравить В. Романова с заслуженной наградой и с недавно прошедшим личным юбилеем — ему исполнилось 45 лет, пожелать удачи во всех делах и счастья в жизни!
Владимир Рачкин, Пермь