Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ХРАНИТЕЛИ

История в ароматах и прикосновениях

Не так давно в одном из номеров журнала была опубликована статья, в которой Александр Новиков, сотрудник историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», рассказывал об оптимизации и разработке экскурсионных программ, методов показа произведений живописи незрячим и слабовидящим посетителям. А недавно  мне удалось не только услышать о новых экскурсиях, адаптированных для инвалидов по зрению, но и принять в них непосредственное участие вместе с членами первичных организаций «Лосиноостровская», «Отрадное» и ООО «Кунцево-Электро».

  Экскурсионный автобус ждал нас у станции метро «Алексеевская». Туда к десяти часам утра подъехали все участники мероприятия и, удобно разместившись в комфортабельном салоне, направились в Южный административный округ Москвы, в район Царицыно. Мужественно преодолевая прославленные столичные пробки, экскурсанты воодушевлённо переговаривались, делились соображениями о том, какую же программу подготовили сотрудники музея для нас, таких необычных и любознательных посетителей. Время в пути пролетело незаметно,  мы не успели оглянуться, как оказались возле одной из оранжерей усадьбы. Здесь нас встретил экскурсовод и предложил разделиться на две группы. Одна из них должна была начать осмотр музейных ценностей тут же, с растительных экспонатов, а другая, в числе которой находилась и я, отправилась в Большой дворец для знакомства с «Триумфом Екатерины» — картиной народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко.

Сопровождая нас по огромным гулким залам, экскурсовод вёл рассказ об исторических перипетиях, связанных с их созданием, и о той обстановке, которая нас теперь окружает. Я между тем думала, что предлагать незрячим и слабовидящим посетителям  осматривать произведения живописи вместо того, чтобы разрешить им прикоснуться к трёхмерным экспонатам или их копиям, по меньшей мере, странно. И как же я оказалась неправа! Цель  экскурсии ждала нас в Таврическом зале, и, остановившись возле неё, я вскоре позабыла все сомнения.

«В жанре парадного портрета художник изобразил величественную самодержицу в изысканном и вместе с тем торжественном наряде, а рядом с ней — фаворита, соправителя и, как многие считают, её тайного мужа — Григория Потёмкина. Как дочь и достойная последовательница дела Петра Екатерина II продолжала укреплять и расширять границы российской империи. С фактами двух удачных для России сражений и не менее удачных союзов связано появление в исторической зарисовке Василия Нестеренко французского и австрийского послов, а также шведского и турецкого правителей, аллегорически изображённых им виде карликов», — пояснял экскурсовод. Особый антураж его рассказу придавали удачно подобранные  аудиотреки, передаваемые из рук в руки копии изображённых на картине орденов Святой великомученницы Екатерины и Святого апостола Андрея Первозванного, а также тактильно доступные манекены в костюмах императрицы и её фаворита. Но, пожалуй, самым интересным оказалось самостоятельно создавать копию картины, присоединяя к магнитному экрану картонные аналоги её героев и некоторые элементы. Такой метод фрагментарного показа произведений живописи был внедрён в экскурсионные программы для инвалидов по зрению Александром Новиковым и оказался незаменимым методом их визуализации. Ведь постепенно складывая тактильно доступную композицию из отдельных частей, воссоздаёшь законченный сюжет художественного полотна.  Вот только картонные детали повторяют всего лишь контуры,  если бы они приобрели объём или рельеф, формирующийся в воображении рисунок получился  более точным.

 После знакомства с Таврическим залом экскурсовод проводил нас к выходу и заботливо передал «в руки» другому сопровождающему, за которым мы последовали в царство неувядающей флоры. Вообще же внимание и предупредительность со стороны сотрудников музея заслуживают отдельного разговора. А весёлая и оригинальная игра, которую они организовали для нас в  оранжереях после рассказа о значении цветов в XIX веке и о «селаме» — тайном языке растений, погрузила нас в атмосферу задорного, беззаботного детства. Словарик с толкованием значений различных представителей флоры можно было здесь читать по Брайлю, а экспонаты не только трогать руками, но и вдыхать их насыщенно яркие или лёгкие, едва уловимые ароматы. Подобные методы знакомства с музейными ценностями помогли нам,  незрячим экскурсантам, создать в воображении  их реально достоверные образы из приемлемых для нашего восприятия качеств, на которые зрячие посетители часто даже не обращают внимания. И, пожалуй, каждый участник экскурсии унёс с собой не только новые сведения в области истории и культуры XIX века, но и массу приятных впечатлений от знакомства с экспонатами музея, которые стали для нас доступны благодаря продуманной, слаженной работе его сотрудников.

Елена Федосеева