Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО

ПОЗАБЫТЫЙ СТИХ

Как-то дождливым осенним вечером мне позвонил приятель.

— Слушай, иду сегодня по двору мимо помойки, а там, видимо, кто-то избавился от старой мебели. Стулья, тумбочки, диван. Но предприимчивые шустрые мужички уже подогнали пикап и пытаются что-то из этого добра увезти. Помимо старой мебели, на земле, а вернее, в огромной луже валялись ненужные вещи. Мужички ходили по мокнущим книгам, журналам и грампластинкам. Зрелище, надо сказать, грустное. Я поспешил пройти мимо, как вдруг заметил на одной из тумбочек сиротливо лежащий диск-гигант. Любопытство взяло верх, и я прихватил его, предварительно испросив разрешения у мужичков. «Да хоть всё загребай», — великодушно разрешил старший.

Конверт с диском успел промокнуть, но внутри его имелся пластиковый пакет, в который и был бережно упакован сам диск. Так вот, продолжал товарищ, называется он «Черновик», сборник стихов Ники Турбиной. Читает автор. Ну, думаю,  ты поэзией интересуешься, да и проигрыватель у тебя ещё пашет, возьмёшь?

Я молчал. А что тут скажешь, ведь не далее, как вчера, я вспоминал Нику. Вернее сказать, одно её стихотворение, которое начиналось такими вот строчками: «Вы — поводырь, а я слепой старик.

Вы — проводник, я еду без билета».

Я промучился весь вечер, но так и не мог вспомнить весь стих, который раньше знал. И вот на тебе! Целый сборник Ники Турбиной, можно сказать, свалился мне прямо в руки. Видимо, где-то наверху пожалели меня и, улыбнувшись, отправили мне этот подарок.

И вот, потрескивая тихонько, пластинка вращается на моём проигрывателе. Из колонок льётся напряжённый детский голос. С точки зрения правил декламации эта девятилетняя девочка читает плохо. Сплошная патетика! Пафос и неоправданный надрыв. Но зато сколько в этом голосе экспрессии! И постепенно забываешь, что стихи читает ребёнок. Впечатление такое, будто в него вселилась душа взрослой, много повидавшей женщины. В интонациях исполнительницы явно слышится манера Ахмадулиной. Бесспорно, здесь присутствуют и интонации Евгения Евтушенко.  Так или иначе, но постепенно маленькая исполнительница уводит вас за собой. В придуманный мир своей удивительной поэзии. Приведу два стихотворения.

Перевели стихи на языки чужие,
так переходят улицу слепые.
Им кажется, что ощупью идя,
они спасают от беды себя.

Чужие языки, слепые строки —
им нужен проводник, иначе нет дороги.
 

А вот стихотворение, которое не давало мне покоя. Оно посвящено Евгению Евтушенко. Не хочу, чтобы его последняя строка оказалась пророческой.

Вы — поводырь, а я слепой старик.

Вы — проводник, я еду без билета.

И мой вопрос остался без ответа

и втоптан в землю прах друзей моих.

Вы — глас людской, я — позабытый стих.

Имя Ники в середине восьмидесятых годов не сходило со страниц газет. Многочисленные интервью на радио и телевидении. И повсюду рядом с ней как добрый наставник — великий Евтушенко. Ей аплодировала Америка и Европа. Успех был оглушительный. Судите сами: получить в двенадцать лет главный приз Венецианского фестиваля поэзии — «Золотого льва». До неё этой  награды была удостоена лишь царственная Ахматова, которой тогда было уже за шестьдесят. И вдруг после такого оглушительного успеха пришло не менее оглушительное забвение. Забыли, накупавшись в лучах её славы, многочисленные друзья. Забыли средства массовой информации. Забыл о ней и уважаемый Евгений Александрович. Увы! Судьба вундеркиндов зачастую очень коварна.

Когда-то Гоголь посетовал, что в России две беды: это дураки и плохие дороги. Однако после времён Николая Васильевича к ним добавилась и ещё одна, пожалуй, пострашнее двух предыдущих. Сколько талантов она сгубила! К сожалению, не минула она и Нику Турбину. 11 мая 2002 года Ника ушла из жизни. Было ей на то время 27 лет, как и Лермонтову. 17 декабря 2014 года ей могло бы исполниться сорок лет.  Подобно яркой комете, она ворвалась в нашу жизнь и исчезла в тёмных глубинах Космоса. Пусть же, как и положено небесным странницам, время от времени возвращается на небосвод нашей памяти эта удивительная комета по имени Ника Турбина.


Леонид Авксентьев