Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТИФЛОМИР

«ДОКАЗАНО ВРЕМЕНЕМ!»

Я улыбаюсь... Улыбка вызвана моими воспоминаниями о том далёком мартовском дне 1984 года, когда я впервые столкнулся с системой Брайля. Это произошло на Алтае, в Центре реабилитации слепых, куда я поступил на обучение девятнадцатилетним юношей. На тот момент я только-только начинал жить в новом качестве —  без зрения. В памяти всплыл эпизод, когда на уроке  по изучению Брайля мой седовласый незрячий учитель, руки которого пахли табачным дымом, рассказывал об основах рельефно-точечного шрифта слепых и показывал, как пользоваться письменными принадлежностями. Его объяснения я слушал рассеянно, меня не оставляла одна мысль: «Зачем мне это? У меня за плечами десятилетка, учиться больше не придётся, а почитать художественную литературу можно, пользуясь «говорящими» книгами. Но постепенно эту мысль вытеснила другая: незрячему будет сложно жить, не имея возможности произвести запись и прочитать её. И тогда я со всем возможным прилежанием освоил Брайль.

Волшебное шеститочие понадобилось мне практически сразу после изучения. Когда я закончил освоение курса элементарной реабилитации, директор Центра Михаил Никитович Наумов предложил остаться работать в должности преподавателя по пространственной ориентировке. Но при этом было поставлено обязательное условие: мне придётся поступить в вуз и получить  педагогическое образование. И вот я, единственный на курсе незрячий среди студентов-заочников, сижу на лекции и веду записи, используя брайлевский письменный прибор. Лёгкий шум, возникающий при ведении записи РТШ, поначалу привлекает внимание студентов и преподавателя, но постепенно все привыкают к этим звукам, и неизменный интерес у них вызывает момент, когда я читаю записи пальцами. Благодаря возможности вести записи лекций и читать их я получил высшее образование с достаточно высоким уровнем знаний.

В моей жизни не единожды складывались ситуации, когда владение Брайлем в чём-то меняло её уклад. Так, например, в начале 90-х годов экономическая неразбериха в стране привела к тому, что многим инвалидам пришлось зарабатывать на жизнь. Пенсии были невелики, да и выдавали их с длительными задержками. Вот тогда я и решил подрабатывать в качестве звонаря в Успенском храме города Бийска. Настоятель храма, архимандрит Ермаген, в беседе со мной много говорил об ответственности звонаря как церковнослужителя. Он пообещал взять меня с испытательным сроком, но для начала предложил выучить молитву, обязательную к прочтению перед трезвоном. Я вынул из сумки письменный прибор и приготовился к записи. Настоятель продиктовал первые слова: «Велию божию...» Когда запись молитвы была закончена, настоятель объявил: «Виктор, я беру тебя звонарём без всякого испытательного срока». Я до сих пор уверен, что его решение изменилось при виде того, как я записывал и читал молитву. Видимо, для настоятеля стало ясным, что незрячий справится с работой не хуже зрячего, а может быть, даже в чём-то и лучше. В Успенском храме я подрабатывал в течение пяти лет. Но и по сей день я часто посещаю воскресные литургии.

На этом мои дополнительные заработки благодаря знанию Брайля не закончились. В течение двух лет я давал частные уроки игры на гитаре и баяне. Интересно, когда гениальный француз создавал эту систему, предполагал ли он, что её можно будет использовать при обозначении нот? Мне думается, что, создавая вид письменности, он как музыкант не мог не думать и об этом. Мне нередко приходилось пользоваться брайлевским вариантом нот. За что я бесконечно благодарен ему, не побоюсь этого слова, Великому Людовику Брайлю.

Ещё одна улыбка адресована давнему эпизоду... Я сижу на диване, а моя двухлетняя дочь Юля, смешно и натужно кряхтя, волочит по полу ко мне большую толстую брайлевскую книгу со сказками и просит: «Прочитай сказку про лису и медведя!» Я открываю книгу и начинаю читать. Дочь садится рядом и внимательно следит за тем, как мои пальцы скользят по странице, а потом заливисто смеётся, когда я дочитываю до того места, где лиса обхитрила медведя. Пролетело время... Вот у меня уже трое детей, и при оказании помощи в решении школьных задач каждому из них, меня опять выручает система Брайля.

Многолетний труд в ЦРС был у меня практически ежедневно сопряжён с использованием рельефно-точечного шрифта. Это и ведение методической документации, и составление планов уроков, и запись результатов в карточки успеваемости на учащихся и т.д. В такой рутинной работе теряется значимость шрифта Брайля. Но однажды ценность шеститочия великого француза снова ярко проявилась. Сплетение двух изобретений — РТШ Брайля и эсперанто варшавского врача Людвига Заменгофа, произошедшее когда-то очень давно, для меня, освоившего этот язык, открыло возможность расширения своих познаний о мире через друзей-респондентов, проживающих в самых разных странах нашей планеты.

Недавно взялся перечитывать «Лолиту» В. Набокова и, прочитав строки «... собака прыгала перед Лолитой и передними лапами брала на газоне аккорды», я подумал: «Насколько всё-таки уникальна эта система, созданная гением — музыкантом и тифлопедагогом, которая позволяет незрячим воспринимать каждое слово и каждую букву полюбившегося литературного произведения, что не может не доставлять удовольствия читателю».

Я улыбаюсь... Передо мной на рабочем столе лежит небольшая стопка листов, исписанных рельефно-точечным шрифтом. Это листки с домашними заданиями, которые выполнили мои ученики. Я проверяю их работы и улыбаюсь над их первыми шагами на нелёгком пути освоения письма для незрячих. В настоящее время я преподаю Брайль в том самом Центре реабилитации слепых, где когда-то учился. Мне приходится отвечать на множество разных вопросов, которые задают мои незрячие ученики, в том числе: «А зачем мне это? Разве в жизни мне система Брайля пригодится?»

Я не курю, мои руки не пахнут табачным дымом,  седина уже тронула мои виски. Я знаю точно: система Луи Брайля как вид письма для незрячих на настоящий момент альтернативы не имеет. Это проверено и доказано временем! Разве бы возникло у меня столько самых разных воспоминаний и сложилась бы моя жизнь таким образом, если бы я не владел системой Брайля?!

Виктор Миллер,

Бийск, Алтайский край