Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

РЯДОМ С НАМИ

 ДРУГ НА СЧАСТЬЕ

Некоммерческое образовательное учреждение «Российская школа подготовки собак-проводников ВОС», базирующаяся в подмосковной Купавне, — один из центров помощи инвалидам по зрению, желающим изменить свою жизнь. За годы своего существования она подготовила и передала незрячим более 4000 собак-проводников.        На сегодняшний день  располагает всем необходимым. Есть питомник по выращиванию щенков, кормокухня, ветеринарный комплекс, административный корпус, гостиница, вольеры, хозяйственные постройки, выгульные и тренировочные площадки.        С собаками работают профессионалы — воспитатели щенков и инструкторы-методисты.

Немного истории

В 1960 году Всероссийское общество слепых  открыло в Москве  Школу по подготовке собак-проводников, которую возглавил военный кинолог Н.Е. Орехов. К сожалению, поначалу  процент выбраковки  собак был очень большой.  И только когда Школа из Москвы переехала в Купавну и на работу пришли гражданские специалисты с новыми методиками, этот показатель  значительно снизился. В тот период более 100 собак в год передавали незрячим. В 1998 году из-за экономических соображений Центральное правление ВОС приняло решение о  закрытии учреждения.  С 2000 года финансирование стало осуществляться из федерального бюджета России. И Школа снова  начала возрождаться.

В данное время  она готовит и передаёт инвалидам по зрению 60 собак-проводников в год. Для такой огромной страны, как наша, это немного, считает директор Школы Олег Евгеньевич Исаенко, который возглавляет коллектив  уже 6 лет.      Мы попросили его ответить на несколько вопросов.

Расскажите, пожалуйста, как Вы оказались в школе.

— Мой отец, Евгений Миронович Исаенко, был директором Ижевского предприятия ВОС «Спутник». Наша семья жила в городке для инвалидов. Так что с восовскими проблемами я был хорошо знаком.  По специальности  — инженер-строитель, работал в коммерции, имел своё предприятие. Получив второе высшее образование, устроился главным инженером в крупную строительную компанию. После ухода на пенсию бывшего директора Школы Анатолия Михайловича Ермошина мне предложили возглавить её. Так я оказался здесь и ничуть не жалею.  

— Как готовят собак-проводников?

— Это достигается длительным процессом воспитания щенка от рождения до передачи его инструктору для дрессировки. На всех этапах происходит отбор и выбраковка животных. Приведу такой пример. Инструктор первой категории Алексей Шемонаев показал комиссии красивую восточно-европейскую овчарку.  Ей было на тот момент 10 месяцев. С первого взгляда, идеальные параметры: отменное здоровье, дружественный нрав, отсутствие злобы и агрессии.  Но когда собаке был показан объект, который она видит впервые, то она разволновалась  и продолжительное время не могла успокоиться. Несложно представить, как трудно будет инвалиду с таким проводником  при нештатной ситуации:  он  сам не знает, в какую среду попал, а  ещё и собаку придётся успокаивать.

Щенок проходит первое тестирование в 45-дневном возрасте, в последующем его многократно испытывают и заканчивается подготовка сдачей 3-х экзаменов:  по общему курсу дрессировки и двум специальным. Первый  подразумевает выполнение определённых команд на послушание (сидеть, лежать,  стоять, рядом, апорт и т.д.). Два вторых — преодоление определённого маршрута с множеством разнообразных препятствий, при этом в роли хозяина  выступает инструктор в светонепроницаемых очках. Экзамены принимает эксперт, который выставляет штрафные баллы за неправильные действия. И чем их больше, тем меньше надежды на хороший результат. Оштрафованный инструктор  продолжает   работать с собакой дальше.

— Кто поставляет Вам  щенков?

— В советский период Школа пользовалась услугами разных питомников. После перестройки многие из них закрылись,  и нам пришлось создать свой, в котором выращиваем собственное «поголовье». В результате часть клеток  отдали под нужды питомника. А в итоге это сказалось на количестве подготавливаемых собак (их стало меньше). При этом мы столкнулись с проблемой обучения специалистов. До 3-х месячного возраста со щенками  интенсивно занимаются наши воспитатели: выводят на улицу, приучают к кошкам и другим животным, шумам, знакомят с людьми, автотранспортом. Потом начинается другой этап. При этом проводится  подробное тестирование собаки, и наша задача, которую мы должны решить в ближайшем будущем, чтобы уже в этом возрасте научиться определять, подходит ли она к службе проводника. Это обусловлено и экономическими затратами. Чем старше щенок, чем больше в него вкладываешь, тем он нам обходится дороже, а продажная стоимость  его (в случае выбраковки) с каждым месяцем уменьшается. На рынке, как правило, востребованы животные в более молодом возрасте. С 3-х до 10-ти месяцев молодняком занимаются специально обученные инструкторы. И только потом, после тестирования, его передают для дрессировки.

— Какие породы  оптимальны для такой ответственной службы?

— Раньше Школа готовила собак разных пород:  эрдельтерьеров,  шотландских колли, немецких и восточно-европейских овчарок. В последнее время  остановились на следующих: восточно-европейская и немецкая овчарки, лабрадор ретривер, голден ретривер. В техническом задании контракта с Фондом социального страхования РФ также указываются и метисы этих пород. Дело в том, что чистокровность породы для нас не стоит на первом месте. Куда важнее здоровье и деловые качества. В прошлом году 50 процентов собак, переданных инвалидам, были нашего разведения и 50 процентов — приобретены у населения и в других питомниках.  Животных, поступающих со стороны, мы тестируем в течение двух недель. Если они соответствует нашим критериям, мы их приобретаем.

— Что Вы можете сказать о воспитателях и дрессировщиках.

— Когда я в 2005 году пришёл в Школу,  высококлассных специалистов можно было пересчитать по пальцам. Пришлось пересмотреть практику подготовки учеников, и на сегодняшний день вновь поступившие работники проходят обучение у специалистов высшей (первой) категории. Это значительно повысило уровень их  знаний. В Школе существуют три категории инструкторов. В европейских странах учеником считается специалист, проработавший в этой области три года. У нас в процессе полугодового обучения стажёр под постоянным руководством наставника готовит одну собаку-проводника и передает её  инвалиду. После практики  сдаёт теоретический экзамен. И только после этого ему присваивают третью категорию. Через три года (как и в Европе) он имеет право повысить свою квалификацию. В настоящее время в Школе работают 4 специалиста первой категории, три  — второй и семь — третьей. Не скрою, что  решить кадровый вопрос отчасти  помог кризис.  Безработица  привела к нам  людей думающих, знающих своё дело.

 Сейчас много говорят  о  важности карьерного роста сотрудников. А как с этим у вас?

Накопленный опыт  даёт им возможность для этого. С повышением  категории у человека увеличивается заработная плата и, соответственно, расширяется круг обязанностей. Так, он уже может принимать экзамены у других работников, проводить групповые занятия, читать лекции незрячим, а с получением первой категории — уже и обучать  новичков.

Что Вам на данном этапе необходимо учесть в работе?

Обратную связь, чтобы отслеживать судьбы наших питомцев. Мы это делаем,  но только тогда, когда инвалид или его проводник оказываются в трудной ситуации и нуждаются в помощи,  а в идеале нужно всегда. Однажды на Совете по реабилитации при МГО ВОС незрячие выразили сожаление, что местные организации   сейчас исключены из этого процесса. Ведь в  связи с Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.11.2005 г.  незрячий получает собаку через органы соцзащиты. Идя навстречу пожеланиям, мы решили укрепить связь с общественностью и  сейчас рассматриваем вопрос об организации рабочего места для специалиста этого направления.

Какие проблемы считаете первостепенными?

Их хватает. Одна из них — оформление земли в собственность ВОС. Нам приходится постоянно судиться с администрацией Балашихинского района. Много времени уходит впустую.

Вторая проблема — уровень зарплаты. Надо учитывать, что мы находимся близко от Москвы, что в Школе не работают инвалиды, которые получают пенсию. На протяжении нескольких лет  у нас не индексировалась заработная плата, а цены в стране на продукты питания, проезд  и коммунальные услуги растут постоянно.

Радует, что хозяйственные вопросы решаются своевременно. Здесь важно быть в курсе политики Правительства и действовать на опережение. Например, через средства массовой информации государство нас предупредило, что цены на газ вырастут до европейского уровня. Мы тут же просчитываем: надо котельную переводить на автоматический режим. Если жаркое лето и есть угроза пожара, значит, следует проложить временный водопровод, закупить пожарные рукава. Надо всегда смотреть вперёд,  быть готовым к нестандартным ситуациям и правильно распределять выделенные средства.

— Каковы ваши ближайшие планы?

— У нас в стране рыночная среда и основная цель любого предприятия — быть конкурентоспособным. Мы себя позиционируем с европейскими школами. В апреле наши ветврачи побывали на Международной конференции, на которой подтвердилось, что условия содержания и подготовки собаки-проводника у нас находятся на должном уровне. По оснащённости мы не уступаем европейским школам, так, например, вольеры у нас такие же, как в Европе, имеются беговые дорожки для собак, автоматические мойки «Керхер» для уборки вольеров. Зоогигиена — в норме. Корма — одни из лучших.

Планируем достроить здание для щенят на 40 клеток и родовое отделение на 10 клеток, что даст нам возможность полностью перейти на собственное поголовье.

Для получения  породистых собак планируем в ближайшем будущем закупить оборудование для искусственного оплодотворения. Это позволит подбирать оптимальные пары, производить отбор  по лучшим деловым характеристикам.

— Насколько мне известно, у Школы крепнут и международные связи?

— Да, мы гордимся этим.  Подготовили для Болгарии 5 инструкторов, за что нам выразили благодарность. В мае этого года  их школу проверили специалисты из Германии, Англии и дали положительный отзыв. В дальнейшем планируется создание школ на основе нашего опыта в Украине и Белоруссии. Для братских народов мы делаем выгодные коммерческие предложения. И только сложные экономические условия отодвигают решение этих задач.

— И последний  вопрос: как инвалиду получить собаку-проводника?

— В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 708 от 30.11.2005 г. инвалид должен обратиться в местные органы социальной защиты (Фонд социального страхования, Управление, Министерство социальной защиты и т.д.). При себе  необходимо иметь паспорт и ИПР, в которую должна быть вписана собака-проводник как средство реабилитации.  Потом он  составляет заявление  и заполняет анкету. Органы соцзащиты направляют документы в Школу, а мы в двухнедельный срок обязаны дать ответ о постановке человека на очередь. После вызова в Школу незрячий проходит 12-дневные курсы теории и практики. Сопровождающее лицо и инвалида бесплатно обеспечивают трёхразовым питанием и проживанием. Их проезд  оплачивается за счёт средств органов социальной защиты. Обучение завершается сдачей экзамена  и передачей собаки. В настоящее время очередь составляет около 100 человек.  И  мы готовы принимать новые заявки.

Беседовала Людмила Карху,

Мурманск