ВО ТЬМЕ ОДИНОЧЕСТВА
Закрыв глаза на слепоту
У каждого читателя свой путь знакомства с книгой. Даже если у неё солидная биография и тысячи поклонников разных лет, «своей» для человека она становится тогда, когда он находит в ней отражение собственной души, личных переживаний, решение моральных дилемм. Такой «энциклопедией жизни» для меня стал роман французского писателя Клода Клоца «Слепая любовь», который он выпустил в 1975 году под псевдонимом Патрик Ковэн. В руки российских читателей книга попала в 1984 году и вряд ли спустя почти три десятилетия была бы удостоена внимания современных библиоманов, если бы в своё время не получила столь широкий резонанс. Аудиозапись романа в исполнении Светланы Репиной была произведена спустя 4 годаЦентральным полиграфическим УПП Мосгорправления ВОС, сейчас это ИПТК «Логосвос». Сегодня её можно скачать в открытом доступе практически с любого сайта, распространяющего аудиокниги, что, в общем-то, я и сделала, ибо такое неоднозначное название сразу привлекло моё внимание и вызвало неподдельный интерес. А вот текстовый вариант, по крайней мере, в электронном виде, мне раздобыть так и не удалось. Имя Патрика Ковэна я раньше не слышала, не читала других его произведений, но, думаю, вышеупомянутый роман попал мне в руки не просто так. Неслучайной была и встреча его главных героев.
Что же такое «слепая любовь»?Нежелание видеть в любимом человеке недостатки или возможность быть любимым, будучи невидимым? Попробуем вместе с автором найти ответы на эти, в общем-то, риторические вопросы…
Книга повествует о любви незрячей женщины Лоры Берьен и разведённого учителя литературы Жака Бернье. Они знакомятся в кино, и сначала Жак даже не замечает слепоты этой очаровательной дамы — настолько уверенно и раскованно она ведёт себя. Но, даже узнав о её недуге, главный герой нисколько не смущается и лишь пытается разобраться в новых, необычных для него чувствах.
Ей — 37, ему — 45. Она — слепая, он — зрячий, но всё это не имеет значения. Рядом с Лорой Жак чувствует себя на двадцать, не больше, и признаётся, что эта женщина решительно перевернула всю его жизнь. Буквально через несколько дней после знакомства они вдвоём отправляются в путешествие по Франции и Бельгии. Три счастливых недели совместных летних каникул пролетают незаметно.
До встречи с Лорой мир незрячих был совершенно чужд Жаку. Теперь же, в их окружении, он замечает, что ходят они вдоль одной стены и в одном направлении, очевидно, чтобы не натыкаться друг на друга. Пожимать им руки оказалось для него трюком покруче двойного сальто-мортале, просьба начитать книгу на кассету отнюдь не вызвала в его душе восторга, а жизнь со слепой далека от его представления о ней как о безмятежном покое с тихой музыкой и чтением на ночь. Но Лора не похожа на других. Она почти ни минуты не сидит на месте: модно одевается, сама делает макияж, посещает клуб незрячих, как угорелая носится по своей квартире, купается в море, любит фильмы ужасов, с лёгкостью и поразительной точностью описывает увиденные ранее картины, а в Вашингтоне её уже ждёт престижная должность.
Водя пальцем левой руки по лицу Жака, а в правой держа остро заточенный карандаш, по наброшенным штрихам Лора рисует его портрет — учёба в художественной школе всё-таки не прошла даром! Да и за рулём автомобиля под чутким руководством Жака она чувствует себя вполне уверенно, видимо, опыт даёт о себе знать, хотя её прошлую, зрячую, жизнь по молчаливому согласию обоих они никогда не обсуждали.
«Слепой — это не просто человек, которому недостаёт зрения, это не ущербный человек, а человек, отличающийся от других: по-иному думающий, чувствующий, любящий, ненавидящий, — говорит ещё один герой романа, Максим, влюблённый в Лору, и намеренно заключает: — по-настоящему общаться слепой может только со слепым…». Надо признать, что в этих словах есть доля правды, ведь общество привыкло видеть незрячих серьёзными или даже печальными, но никак не смеющимися, улыбающимися. Окружающим кажется, что человек с проблемами зрения нуждается в их постоянной опеке, а когда инвалид становится самостоятельным, они не знают, чем себя занять, их жизнь рядом с ним будто теряет смысл. Однако Максим не учёл одного: Лора и Жак полюбили друг друга, а это значит, что всякие границы между их, казалось, такими разными мирами стёрлись.
Героине романа не раз приходилось выслушивать упрёки и нравоучения от прохожих и совершенно посторонних ей людей, поэтому она и перестала носить чёрные очки и брать в руки белую трость — так немногие догадываются о её слепоте. Да и как объяснить окружающим, каково это — не видеть? «Значит, если ты не видишь, ты видишь всё чёрным?» — спрашивает её маленькая незнакомая девочка. В ответ Лора приводит отличный пример: ощупывая предмет, ладонь чувствует его, но не видит цвета, ни чёрного, ни какого-либо другого. Вот так и она, Лора, ничего не видит… Ничего! Взрослые из любопытства наверняка задали бы ей тот же вопрос, но им не позволяет тактичность, а дети — до невозможности наивные существа…
Лора устала объяснять всем и каждому, что она слепая, хотя при необходимости делает это без всякого стеснения. Есть, конечно, те, кто не понимает или попросту не хочет понимать этого. Встречаются и те, кто ошарашен её прямолинейностью, но, в основном, люди относятся к ней вполне толерантно. Дочь Жака, Антония, уже взрослая девушка, отнюдь не была против их романа, но всегда чувствовала неловкость за «слепую любовь» отца.
Мог ли Жак искренне полюбить Лору? А почему бы и нет? Любовь, вероятно, и не была бы таким сильным, всеобъемлющим, всепрощающим чувством, если б хоть на секунду обрела зрение. Возможно, она и должна быть слепой, ведь глаза зачастую не дают «прозреть» душе, не дают ей увидеть главного в человеке, воспринимая лишь внешнее, почти всегда обманчивое. Жак же заглянул во внутренний мир Лоры и был поистине восхищён, пленён её несокрушимым мужеством в сочетании с природным женским обаянием, перед которым он не смог устоять. И, полагаю, не только он: сильный характер Лоры вызывает неподдельное, непоколебимое уважение к этой женщине, наталкивает читателя на философские размышления о судьбе и счастье. На мой взгляд, Лора — яркий пример для подражания многим из нас. Земной свет для неё погас, но она не окончила свой путь, не замкнулась в себе, а, напротив, смело пошла вперёд, гордо подняв голову, открыв душу людям, а сердце — любви.
Нет человека, созданного для слепоты, но вот уже четыре года Лора вынуждена пребывать во мраке и полагаться лишь на обоняние, осязание, слух, а медицина в этом случае, к сожалению, оказалась бессильной. Впрочем, Лора ведь никогда и не производила впечатления ущербной, в чём-то обделённой женщины: умная, привлекательная, жизнерадостная, волевая, а обмануть её значительно сложнее, чем любого зрячего… И никому, кроме неё самой, неизвестно, что за всей этой внешней благополучностью кроется непрерывная, нечеловеческая борьба с темнотой, с самой собой, со своими страхами. И только тогда, когда Лора даёт волю нахлынувшим чувствам, Жак понимает, насколько она хрупка, уязвима, окружена всевозможными опасностями, насколько нуждается в его защите. Отныне он готов всегда быть её опорой, лишь бы она этого тоже хотела…
Между Жаком и Лорой довольно много общего: привычки, пристрастия, интересы, даже фамилии их созвучны — Бернье и Берьен, а все различия, кажется, не сталкивают их лбами, а, напротив, являются гармоничным дополнением друг друга. Ни о чём специально не договариваясь, влюблённые выработали определённый ритм при ходьбе, так что шли практически нога в ногу. При покупке одежды для Жака Лора проявляет неподдельную материнскую заботу и лично удостоверяется, что ему в ней будет действительно комфортно, а Жак с удовольствием описывает ей окружающую обстановку, цвета предметов. Конечно, сюжет романа несколько идеализирован и похож на красивую сказку, а намёк на будущее героев остаётся лишь расплывчатой дымкой. Семейная жизнь, по словам психологов и многих опытных супругов, всё-таки сильно отличается от совместного отдыха, а ответственность за счастье находится сразу в четырёх руках. И Жаку, и Лоре, скорее всего, придётся запастись терпением и немало потрудиться, чтобы сохранить свой союз, ведь, как показывает практика, любви тоже нужен верный спутник — взаимопонимание.
После провала своего первого модернистского романа «Учения» (1968 г.) Клод Клоц пишет детективные, приключенческие, фантастические и любовные произведения, однако лишь «Слепая любовь» принесла писателю громкую славу. Авторское чувство юмора, которым пропитана каждая строчка, придаёт повествованию живость и лёгкость, а ироничная самокритика героев вносит в него элемент неожиданности и тонкие нотки пикантности. Сочные фразы и образы Патрика Ковэна провоцируют читателя «выпить» роман, как стакан свежего апельсинового сока. Приятного вам читательского аппетита!
Анастасия Павлюченкова,
Тверь