Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЭКСТРИМ СЛЕПЫХ

«Паруса духа» — у южных берегов

«ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!»

Самолёт плавно набирает высоту, оставляя позади «Внуково», Москву, твёрдую землю… А я пытаюсь понять, что же, собственно, произошло? Поэтому традиционное «Пристегните ремни!» кажется очень символичным.

Лето сулило быть если и не скучным, то уж точно ничем не выдающимся. И вдруг всё закрутилось... Не более месяца назад знакомая посоветовала мне посмотреть сайт «Белой трости» и обратить внимание на раздел «Паруса духа», рассудив, что мне наверняка будет интересно. И как же она была права!

Попасть в «Паруса духа» совсем не сложно. Главное — продемонстрировать свою искреннюю заинтересованность и готовность полноценно участвовать в развитии и деятельности проекта.

И вот я уже в самолёте с людьми, которых впервые лично увидела всего час назад в аэропорту, мы вместе  летим… Куда?

Давайте по порядку.

«Белая трость» — общественная организация, основанная несколько лет назад в Екатеринбурге Олегом Колпащиковым и под его руководством осуществляющая самые разнообразные социальные проекты. Одним из них и являются «Паруса духа», до глубины души покорившие меня удачным синтезом авантюрности и «правильного» дела.

Конечной целью данного проекта является кругосветное путешествие инклюзивной команды на парусном судне. Он направлен на реабилитацию и интеграцию инвалидов с помощью яхтинга, а также на мотивацию «здоровых» людей через работу в особом коллективе. Проще говоря, инвалиды различных категорий, работая вместе со здоровыми, взаимодействуют и учатся друг у друга, достигая поставленной цели, используя сильные стороны каждого. Выходя в море, все становятся одним экипажем: больше нет деления на маломобильных граждан и условно здоровых людей, есть только работа, которую нужно выполнять, и те, кто что-то уже умеет, и новички. В море роль играет лишь опыт и готовность учиться.

Участники гуманитарной миссии проходят подготовительные этапы в разных уголках земного шара. На сегодняшний день их было уже десять. Мне посчастливилось принять участие в двух последних: в июле — по Азовскому и Чёрному морям и в августе — по Финскому заливу в рамках балтийской экспедиции.

Хочется подчеркнуть, что для членов экспедиции работа на судне вместе с профессиональными моряками очень важна. Она неразделима с гуманитарной составляющей. Необходимо не просто пройти по маршруту из одного порта в другой, следует ещё успешно провести мероприятия на берегу.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ…

Самолёт закладывает вираж перед посадкой. Под крылом не только широко раскинувшийся Ростов-на-Дону, но и лента реки, плавно убегающей в сторону Азовского моря. Именно там и начнётся очередной этап нашей экспедиции. 9 членов экипажа, в том числе четыре профессионала, на яхте «Буревестник» пройдут по маршруту Таганрог — Керчь — Ялта — Балаклава — Севастополь — Таганрог, преодолев за две недели более восьмисот морских миль.

Пока ждём такси, представлю моих спутников и, прежде всего, нашего тотально слепого командора и кока, а по-сухопутному — шеф-повара,  Олега Колпащикова. Среди «мореплавателей»: слабовидящий специалист по gps-навигации Сергей Уймин  и опытная участница парусных гонок Анастасия Харламцева, работающие в Свердловской областной спецбиблиотеке для слепых, а также ответственный управляющий проектами «Белой трости» Артём Мамылин, который вместе с Настей — наши «глаза».

У каждого свой путь в яхтинг. Олег уже побывал в разных частях света. Под настроение, посмеиваясь, он любит рассказывать об угрозе цунами у берегов Таиланда или поражать новичков способностью выдернуть грот в три приёма. Для Сергея и Насти предстоящий этап — первый крупный морской поход. Впрочем, девушка участвовала в гонке у турецких берегов, а Сергей — в тренировках команды на Урале. Я же совершенный новичок! Абсолютно не спортивная, столичная барышня  практически без зрения. До сих пор на моём счету были лишь развлекательные прогулки в тёплых краях и несколько кратковременных переходов по Белому морю, да четыре сезона работы экскурсоводом в Соловецком Морском Музее. Мачту от якоря и трюм от камбуза отличить способна, но вот слова «галс» и «шкот» — это что-то из всеми любимой приключенческой литературы. И, несмотря на моральную поддержку опытных «морских волков» и заверения, что дело непременно найдётся каждому, меня периодически одолевают сомнения в собственной профпригодности и боязнь оказаться обузой.

 «Белая трость» работает с различными социальными группами. Так и теперь гуманитарная часть экспедиции началась раньше морской. Мы разделились. Я, Настя и Артём отправились в Таганрог, а Олег с Сергеем остались проводить мероприятие в «Ростове без наркотиков». Переночевав в реабилитационном центре, проведя мастер-классы, они пригласили желающих присоединиться к назначенной на шестое июля яхтенной гонке с участием инклюзивных команд. И двое ростовчан действительно приехали на следующий день в Таганрог.

«ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!»

Обстоятельства сложились так, что соревнования на кубок «Паруса духа» должны были стать первыми в сезоне. С раннего утра в Таганрогском клубе начали собираться яхтсмены. Выяснилось, что экипажей уже больше десятка. Это в несколько раз превзошло предварительные ожидания.

Но с ночи штормило так, что о выходе на воду не могло быть и речи. Утром ветер только крепчал…

Пока «ждали у моря погоды», успели дать интервью местным СМИ, представителей которых, конечно же, очень интересовала стартующая из их города необычная экспедиция. А также пообщались с представителями местной организации Общества слепых, которые передали для симферопольских коллег книги по Брайлю на русском языке. И именно этим ветреным воскресным утром и стартовала наша гуманитарная миссия.

«Буревестник», разрезая форштевнем закатную дорожку, впервые уходил в сторону Чёрного моря. Впереди были длительные переходы и стоянки в портах, прогулки по городам солнечного Крыма, а главное — самые разные люди, с которыми нам предстояло знакомиться, взаимодействовать, делать так, чтобы даже мимолётные встречи не прошли даром.

Первый переход самый длинный, больше ста морских миль. Из Таганрога идём напрямик через море в Керченский пролив. За ухой из азовской тарани знакомимся с экипажем. Алексей Петрович — наш капитан, его помощник — Роман Юрьевич. Они  мастера своего дела, с радостью передающие накопленные знания о море тем, кто готов понять и полюбить эту стихию. Паша и Ваня — шкотовые матросы во всём помогали неопытным путешественникам.

Капитан командует поворот — зрячие парни меняют положение парусов. Ветер крепчает — снова слаженная работа. И всё это быстро, чётко, не задумываясь, будто нет ничего привычнее и проще.

Выдалась свободная минутка — кто-нибудь из бывалых скитальцев морей рассказывает о штормах и штилях, о хитростях управления яхтой, о гидродинамике, механике и романтике.  И совершенно невозможно пройти мимо чарующей магии «просоленных» историй, постигая неординарный образ мышления надёжных спутников.

Уже поздно вечером входим в Керченский пролив. Крымский и кавказский берега совсем рядом. Можно сидеть на палубе, расспрашивать то про одно, то про другое скопление огней, наблюдая за снующими паромами, интересоваться, почему невыгодно поднимать затонувшие корабли, над которыми, судя по показаниям приборов, проходит наша яхта. После «тишины» открытого моря мы выучиваем позывные всех окрестных погранпостов, то и дело переговаривающихся между собой и с проходящими мимо судами. Лишь убедившись, что очередное зарево по правому борту — это Керчь,  мы попытались уснуть на непривычно неподвижной яхте.

Данный поход лично для меня был, скорее, теоретическим. На правах новичка я задавала множество вопросов, интересовалась измерительными приборами, запоминала, какие сигналы подают маяки и что обозначает та или иная окраска буйков. И к середине плавания, кажется, азами морской науки овладела достаточно неплохо.

Керчь встретила не по-южному облачным утром. И сразу подарила сюрприз: первым, кого мы увидели, был незрячий горожанин, прогуливавшийся по набережной в сопровождении жены и собаки-проводника. Эта встреча показалась символичной. После полуторасуточного похода одни члены команды занимались организационными и хозяйственными вопросами, а другие  обозревали город с высоты горы Митридат и обследовали раскопки Пантикапея. О нашем прибытии узнали местные слепые и пригласили на следующий день в гости.

Утром к причалу пришёл автобус и минут за 10 довёз нас до специализированного предприятия для инвалидов по зрению, которое, оказывается, существует без дотаций и на самоокупаемости.  Кстати, на его  базе и действует «первичная ячейка» Крымской республиканской организации Общества слепых. Соответственно, вокруг производства же крутится вся общественная, культурная, социальная жизнь. Это стало настоящим сюрпризом для нас.

Нас провели по цехам, показали несколько рабочих мест, выставку продукции, библиотеку и медицинский пункт. После встречи в актовом зале, за чаем, продолжали беседовать, делиться опытом и планами на будущее, искать точки соприкосновения. Говорили и о профессиональной реабилитации. Олег рассказал о гуманитарной миссии экспедиции. В общем, уникальное предприятие в Керчи оставило неизгладимое впечатление.

Следующая стоянка была в Ялте и продолжалась три дня. Свободное время члены экипажа использовали по-разному. Покуда впечатлительные мореплаватели гуляли  по курортной набережной, любуясь цветущими магнолиями и слушая уличных музыкантов, остальные упорно работали в Интернет-кафе с каким-то женским названием. Оно привлекло внимание уединённым расположением, прохладной террасой, хорошим вайфаем и вкуснейшим борщом с пампушками. Точнее сказать, все  мы поочерёдно наведывались туда то за духовной, то за вполне материальной пищей, стараясь совместить эти удовольствия с плодотворной деятельностью, и так преуспели в этом стремлении, что однажды, между обедом и полуфиналом  мундиаля, совершили восхождение на Ай-Петри.

Встреча с ялтинскими инвалидами по зрению прошла в библиотеке. Олег, как обычно,  рассказывал о себе и увлекательных проектах «Белой трости». Сергей предложил помощь в настройке сенсорных гаджетов и освоении GPS-навигации. Кое-кто живо заинтересовался и после  официальной части, подошёл с вопросами.

Мне тоже дали слово, ведь одна из целей проекта — на личном примере демонстрировать позитивный настрой и возможности инвалидов в современном обществе. Поэтому и рассказать о себе должен каждый. Честно говоря, очень волновалась, хотя опыт выступлений перед незнакомой аудиторией у меня есть. Просто сначала не понимала, о чём говорить, так как  мои скромные «достижения» считаю нормой и не вижу в этом ничего экстраординарного. Конечно, моя повседневность наполнена интересным  содержанием, но я живу не на изломе, не на грани невозможного. Потом, поразмыслив, поняла, что далеко не каждый в одночасье готов отбросить застарелые комплексы. Разумеется, необходима концентрация внутренней энергии, чтобы  решить: я могу  действовать! Маломобильные граждане должны понять, что победы возможны, стоит лишь разрешить себе поверить и по-настоящему захотеть. Если нам удалось пусть не привить, а просто донести хотя бы до нескольких незрячих свой образ мысли, вектор отношения к собственному предназначению, то значит, мы трудились не зря.

Застоявшийся в порту «Буревестник» под парусами шёл очень резво. Как такового шторма не было, просто сильное волнение вынуждало идти галсами. Яхту кренило. Готовившееся мясо улетело под плиту и стало ясно, что нормальной еды не видать до спокойного хода. Впрочем, наши капитаны  получали истинное удовольствие от борьбы со стихией. Кажется, они даже расстроились, когда ближе к вечеру с падением ветра включили мотор. Уже на траверсе Балаклавы решили немного подрейфовать и отдохнуть на время позднего ужина и финала всё того же Чемпионата мира по футболу. С утра практически полным составом отправились на секретную ремонтную базу подводных лодок. Кажется, в знаменитом подземном музее одинаково интересно было и профессиональным морякам, и любознательным девушкам, как зрячим, так и слепым.

Ближе к ночи четырнадцатого июля встали в Царской бухте Севастополя. Провели в городе два насыщенных дня. Прямо с утра  в Центральной городской библиотеке собралось человек 50 местных любителей экзотичного отдыха и состоялся очередной разговор по душам. Рассказывали о себе и подготовительных этапах будущей кругосветки. Публика смешанная и слабо подготовленная, но реагировала достаточно живо. Только каверзные вопросы жители города-героя почему-то задавали лично и уже по окончании основной части встречи. Олег продемонстрировал «мультимобильность» в экстремальных  условиях или, проще говоря, устроил для добровольца прогулку с завязанными глазами. Это один из традиционных и очень популярных мастер-классов «Белой трости». Причём кто бы ни оказался испытуемым, польза гарантирована. В этот раз по площади Ушакова странствовала  отважная девушка Александра, благодаря которой мы получили приглашение посетить Севастопольскую организацию Общества слепых. Вскоре нашлись и другие желающие. Однако, к сожалению, время уже поджимало. Тем же вечером в яхт-клубе состоялось долгожданное рандеву с местными спортсменами. Естественно, гораздо больше говорили непосредственно о секретах судовождения. Доклады и комментарии были более специфическими и профессиональными. Видеофильм, снятый во время майской регаты в Турции, получил широкий отклик. Из него явственно следует, что незрячие на паруснике не являются никчёмным балластом. Это радует!

Помню, как после всевозможных официальностей и блужданий  по раскалённым улицам сидела на пирсе и  болтала ногами, впрок поглощая  покой и умиротворение. Взгляд скользил по силуэтам мачт, а потом вдруг забрался на гору, выше и левее — на сияющую отражённым закатным светом крышу где-то в городе.

Тем же вечером завершалась основная часть экспедиции. Обратный путь  был пропитан прощанием и зарождающейся печалью. Нас ожидало трёхдневное возвращение вдоль убегающего назад Крымского побережья с короткой дозаправкой в Керчи и непростой переход через Азовское море…

На берегу бывалые путешественники морщились, потому что ветер пах скошенной травой, а не морем. Было странно, что кровати стоят непривычно ровно и кружки не скользят по столу.

Мы знали, что ничего не заканчивается, ведь «Паруса духа»  остаются в нас! Члены сплочённой команды разъезжались, мысленно собирая рюкзаки для следующих морских этапов и планируя участие в делах сухопутных. Нам предстояли многочисленные мастер-классы в столице и Екатеринбурге, поездки в лагеря беженцев и подмосковный детский дом. Несомненно, всё задуманное требует полной отдачи и желания работать. А значит, вперёд! Мы справимся!

Евгения Малышко