Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

      ЛИЧНОСТЬ

«Я ПРОМЕНЯЛ ВСЁ НА СВОИ СТИХИ!»

Честно говоря, я ожидала иных впечатлений от встречи с Алексеем Дутовым, ведь тяжёлый больной, как правило, это угрюмый, озлобленный, озабоченный своим состоянием человек, которого мало что может обрадовать и заинтересовать. Передо мной же сидел симпатичный парень, в комнате работал компьютер, солнечные зайчики плясали по стенам, а обоев не было видно, потому что везде был Виктор Цой. Его портреты и плакаты смотрели со всех сторон. Нельзя было не заметить полку с книгами о нём, выставку значков с его изображением, а главное — диски и кассеты кумира детства, которые занимали огромное место на стене. Вот это да! Каждый входящий сразу оказывался в настоящем музее. Кстати, потом мама рассказала, что однажды сыну было очень плохо, вызвали врача, приехала молоденькая девушка, вошла и вместо того, чтобы срочно оказать помощь страждущему, начала рассматривать редкие экспонаты.

Алексей родился в 1976 году в семье потомственных интеллигентов. Бабушка была заслуженным учителем, дедушка всю жизнь проработал директором школы, мама около сорока  лет посвятила детям, работая в библиотеке средней школы. Она по праву «Отличник народного просвещения». Ясно, что ребёнок с детства был погружён в читательскую атмосферу. Заболев в 5 лет сахарным диабетом, часто лежал в областной детской больнице, а два раза в году ездил в московский центр для коррекции лечения. Мама вспоминает: «Откуда все нормальные люди везли колбасу и сласти, сын притаскивал рюкзачок, плотно набитый столичными изданиями. Он никогда не ставил книгу на полку, пока не прочитывал её». Чуть позже, подросток обязательно разыскивал новые песни Цоя и буклеты о нём. Простые тексты сразу и полностью захватили его, вроде обыкновенная музыка, а как трогает душу, заставляет подтягиваться, быть строже к себе.

 Окончив школу, юноша устроился на работу помощником нотариуса, так как мечтал со временем стать юристом, но зрение стало ухудшаться. По нескольку раз в год лежал в офтальмологической клинике, постоянно наблюдался в институте им. Гельмгольца, увы, операции ничего не дали. Диабет коварен. Потом перитонит уложил его, уже незрячего, в больницу на 2 месяца. Хирург, только выписывая, рассказал всю правду о проведённой операции: «Ты в рубашке родился. Обязательно поставь свечку Николаю Угоднику. Понимаешь, разрезали тебя, а там каша, аппендицит лопнул, нашли его с большим трудом, он был спрятан за печенью. Такую операцию не всякий здоровый перенёс бы, после такого перитонита выживает лишь треть пациентов, а ты диабетик со стажем. Я на второй день и спрашивать не стал: знал, вряд ли... Оказалось, жив!» До сих пор Алексей благодарен этому кудеснику за продление жизни, а икона Угодника появилась в их доме.

  Вскоре пришла болезнь похуже — парализовала всю левую сторону, а ведь Алексей был левша. Но он терпеливо переносил все невзгоды. Постоянно работал над собой. Друзья, соседи помогали ему: подарили эспандеры для разработки кисти и стопы. Чтобы передвигаться по комнатам, протянули верёвки, и он ходил, держась за них. Живут они с мамой вдвоём, она вынуждена была работать, поэтому он сам обсуживал себя: грел обеды в микроволновке, умывался, чистил зубы. Только вот недуг брал своё и настал миг, когда он не смог встать самостоятельно с постели. Вот это уже была не беда, а настоящая трагедия парнишки. Что делать? Сначала просто поглощал аудиокниги, которые доставала мама, кроме того, читали по вечерам вслух, а ещё был голос Цоя, который останется для него неким символом непокорённости, его песни давали ему надежду на что-то ещё неведомое, уверенность в завтрашнем дне. А однажды, как вспоминает Алексей в одной из своих книг:

В тот год мне было 30 лет,

Я о судьбе такой не ведал —

Родился искренний поэт,

И с миром потекла беседа.

В году две тысячи шестом

Вдруг поэтически очнулся,

И неожиданно притом

Я сердцем к рифме прикоснулся…

  С той поры начинается новый этап в его жизни. Стихи хлынули сплошным потоком, через них молодой поэт передавал свои чувства, желания, мысли. Он начал записывать их на диктофон, который подарили ему, а вечером мама, вернувшись с работы, переносила их в общую тетрадь. Сначала она была одна, потом их стало  пять, и возникла мысль о покупке компьютера. Как только его поставили в комнате, началась эпоха освоения. В гостях у Алексея побывал корреспондент газеты «Курский вестник» Павел Рышков и рассказал о программе озвучки клавиш. И правда, вскоре у Алексея Дутова появился разговорчивый «Джоз». Радости не было предела! За короткий срок был освоен набор текста, и теперь плодовитый творец сам печатал, а вечером мама корректировала. Кстати, статья, написанная Павлом, «Не видя света, суджанец пишет светлые стихи» помогла облагородить дворик, чтобы можно было выезжать на коляске: районная администрация положила асфальт. Свежий воздух, пение птиц, ласковые лучи солнца сделали своё дело, и работа закипела.
Как-то в гости приехала мамина подруга детства, живущая в Курске, увидела, сколько стихов, почитала их и сказала: «Это надо срочно напечатать! Я найду типографию и узнаю, как это можно сделать». Помогли друзья. Так появилась на свет первая книга — «По ступеням любви». Её раздали всем знакомым, друзьям, соседям. Вот одно из стихотворений талантливого лирика:

Я тебя поцелую?

Не ругай ты меня.

Сам с собой я воюю

В нише ночи, средь дня.

Эти робкие губы

Каждый миг, каждый час,

Манят, манят и губят.

Всё тревожно у нас!

Затем пошла книга за книгой.
В настоящее время их десять. Алексей пишет обо всём, хотя он лишён возможности бродить по лесам и полям, купаться в реке, да просто ходить. Его любимая тема — природа. Сколько создано произведений, серьёзно, а порой даже грустно воспевающих её красоту:

В осень холодно и сыро.

В кучки сбились те, кто смог.

Ветер бьёт неукротимо,

Нападая, как щенок.

Избы сжались все, уткнувшись

В занавески, как в платки.

И пускали дым, проснувшись,

У печурок старики.

Грустно — птицы улетели,

Всюду лишь порхает лист,

Осень, осень в самом деле,

Выходя, за зонт держись!

Иногда получается очень образно и трогательно, как-то даже по-детски весело и звонко:

Гибкие ивы склонились над речкой,

Пальцами веток щекочут её.

Томный закат оплывает, как свечка,

Хор лягушачий поёт про своё…

Всего стихотворений  у него более четырёх тысяч. Они о маме, друзьях, братьях меньших, добре и зле, да и много ещё о чём:

Снег тихонько планирует к нам на дома.

Просит он: «Ну, пусти!»

Я ему говорю: «Здесь глухая тюрьма,

так что, милый, прости.

Ведь в ресничках снежинок твоих красота.

Неужели не жаль?

Взаперти для тебя лишь одна пустота,

И глухая печаль!»

Немало стихов он посвятил своему родному городу:

Средь малахита трав, под солнца тёплым ливнем,

Лежит тенистый край, зовётся Суджей он.

Под шёпоты дубрав, под небом ясно-синим

Проходит жизнь моя, тихонько, словно сон…

Кстати, мамина подруга, в прошлом преподаватель детской музыкальной школы, написала музыку к его текстам, в частности, и к этому:

Курский край, речушки да болота,

Журавли да утки в небесах,

Почему-то только здесь свобода,

В этих вот туманах и лесах…

Очень много зарифмованных лиричных переживаний:

По аллее ушедшей любви

Я иду не спеша.

И зови  не  зови,

Зря тоскует душа…

Алексей — верующий человек, местный батюшка, отец Евгений, приходит его исповедовать и причащать на дому. В минувшем году талантливый самородок написал несколько «православных» произведений, некоторые из них прозвучали на праздничном концерте, который был приурочен к знаменательному юбилею, а часть была опубликована в буклете «Между прошлым и будущим. Троицкому Храму — 200 лет»:

За облаками, между птицами,

Стремились души прямо к Богу,

Такая вечная традиция:

Уйдя, искать к нему дорогу!

В 2010 году было необыкновенно жаркое лето, здоровому человеку тяжко, а каково больному?! Захлестнул новый страшный виток болезни — теперь она насовсем уложила его в постель. Не хватало сил даже повернуться, трудно стало глотать. Маме пришлось уволиться, так как невозможно было отойти ни на минуту. Но вот однажды, когда зной спал,  пришла учительница начальных классов С. Савченко и объявила: «Алексей, мои дети провели такой чудесный урок, посвящённый  осени, где читали твои стихи. Я всё записала на диск». Мы, буквально  не дыша, просмотрели его, то смеясь, то плача. Уходя, она добавила: «Ну что это такое, выставку делать не из чего — всего три книги стоят. Ну что ж ты так, давай пополняй экспозицию! Ждём!» Пришлось потихоньку работать: что он наговаривал на диктофон, еле разбирали за полдня, но постепенно речь стала более или менее понятной, конечно, не такой как прежде, но и так — слава Богу! Тесная дружба с этим классом продолжается  до сих пор. Недавно была издана красочная книжка «Как в сказке», рисунки к произведениям в ней сделаны маленькими художниками. Каждый ребёнок получил книгу в подарок! Дети были счастливы. Вместе с ними очень радовались их родители, а больше всех бабушки и дедушки!

На сегодня, хотя и сидеть без посторонней помощи невозможно и даже чашку с водой самому не взять, стихи не покидают Алексея — это его жизнь! Не зря же он так активно готовит к печати десятую авторскую книгу. Вот несколько строк из будущего персонального сборника:

Для жизни мне нужна горбушка хлеба.

И чтоб душа отмыла все грехи.

По сути нищий, я не плачу в небо,

Я променял всё на свои стихи…

Дом Дутовых всегда распахнут для многочисленных посетителей, о чём наглядно свидетельствует пухлый альбом. У них такой обычай: кто приходит впервые, обязательно фотографируется с Алексеем. Далеко не у каждого здорового человека за всю жизнь столько встреч наберётся. Недавно в гостях у них побывали суджанский  мэр и сотрудница газеты «Курская правда» Анна Белунова, которая написала замечательную статью «Пока мне шанс даруют небеса». А люди всё идут, вот и я пришла. Уверена, что ещё побываю здесь не один раз, наслаждаясь тёплым приёмом, горячим чаем и светлыми стихами обыкновенного героя нашего времени — настоящего Человека с большой буквы!

   Ирина Пасько,

председатель Суджанской МО Курской РО ВОС