Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Не хлебом единым

МУЗЕЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛЕПЫХ

Я хочу рассказать об уникальном музее итальянского города Анконы и о его создателе, человеке редких способностей, сумевшем воплотить в жизнь свою мечту: для людей, лишённых зрения, он сделал доступным огромный мир искусства.

Альдо Грассини родился в 1940-м, зрение полностью потерял в детстве — последствия войны. Он доктор философии, тридцать семь лет преподавал в лицеях Анконы философию и историю. Семь лет назад ушёл на пенсию, но и сейчас у него очень много общественной работы: в народном университете часто читает лекции по истории и искусству. С Альдо Грассини я познакомилась в 1978 году в Варне (Болгария) во время моего первого эсперанто конгресса.

Уже тогда, слушая его доклад, я поняла, как одарен этот человек, как умеет он донести до слушателей глубокие знания, как ясны и убедительны доводы излагаемого им материала. В 1980 году Альдо организовал в Анконе «Общество друзей оперы» и продолжает быть его вице-президентом. Будучи президентом региональной организации слепых Италии и национальным советником, он часто выезжает на места, где нужно решать назревшие проблемы. В течение восьми лет Грассини был советником городского муниципалитета. В 2001 году отказался баллотироваться, но, как и прежде, живёт интересами своей партии — левых демократов, он член её правления.

Активные эсперантисты, незрячие супруги Альдо и Даниэла много путешествуют по миру: катались на слонах в Индии, посещали пагоды и священные места Китая, Японии, знакомясь, где было доступно, с предметами искусства. Получая огромное удовольствие, эти удивительные люди мечтали дать возможность и другим незрячим шире познать мир прекрасного. Идея вынашивалась в течение двадцати лет. Наконец, в 1993 году Альдо основывает музей для слепых «Омеро». Его друзья-эсперантисты с интересом и вниманием следили за работой этого энтузиаста.

31 декабря 1994 года мне впервые посчастливилось посетить «Омеро». Альдо и его помощник в неурочное время организовали трёхчасовую экскурсию для троих итальянцев, наших гостеприимных хозяев, и нас, троих кисловодчан. Сам организатор вдохновенно рассказывал о каждом предмете, показывая, обращал наше внимание на детали экспоната. Вот эпизод из греческой мифологии: «Богиня Ника, развязывающая сандалию». Пробегая пальцами по нежному изгибу шеи, тонкой талии, рельефу напряжённых мышц, я ощутила силу искусства, способного передавать красоту человеческого тела, что было характерно для скульпторов древней Греции. Затем по лестничке я поднялась на уровень головы знаменитого «Давида» Микеланджело. И «увидела» его сосредоточенно сдвинутые брови, бугры мускулов метателя, готового к борьбе. Уже тогда всё это оставило неизгладимый след.

Экскурсия продолжалась для меня и в квартире Грассини: он показывал скульптуры, подаренные ему современными мастерами, но ещё не нашедшие места в музее. На наши многочисленные вопросы энтузиаст  всегда отвечал чётко, терпеливо, скромно. Вот некоторые его ответы.

Музей родился 29 мая 1993 года как учреждение муниципалитета Анконы. Поначалу в нём приходилось работать самому создателю, который искал советов и помощи у более опытных друзей. Первыми его поддержали три преподавательницы и директор школы высшего искусства. Потом муниципалитет утвердил секретаря музея, но фактически в нём работали волонтёры, которых Альдо объединил в специальное общество. В 1999 году, отмечая активную деятельность музея и интерес к нему общественности, итальянский парламент узаконил его как  государственный национальный. С 2002 года он располагает собственным бюджетом и двенадцатью сотрудниками.

Скульптуры покупали на специальных рынках, некоторые копии оплачивал сам Альдо. Современные произведения скульпторов все оригинальные, они либо подарены авторами, либо приобретены Альдо при разных обстоятельствах. В изготовлении копий  и макетов архитектурных сооружений большую помощь оказывает регион Маркио. Школа скульптурных искусств оказывает техническую помощь и советниками. Муниципалитет Анконы позаботился о местоположении музея. Поначалу это был этаж школы, её крыло площадью 750 квадратных метров.

«Как я убеждал администрацию в важности музея? О! Это очень трудно достигалось: ссылался на культурное и социальное значение проекта, на уникальность и национальный интерес и прочие аргументы. Терпеливо повторяя это тысячу раз в газетах и публичных выступлениях, учитывал политические отношения, убеждая муниципалитет и оппозиционеров. Конечно, важную роль сыграло и то обстоятельство, что с 1993 по 2001 годы я был членом муниципального совета и приобрёл много друзей, поддержавших мою идею. Среди них Роберто Фаррони, нынешний президент музея".

Так Альдо отвечал на наши вопросы в 2006 году, накануне моего второго посещения «Омеро» во время Универсального конгресса эсперантистов, главным организатором которого он был.

В настоящее время музей заинтересовал большой круг общественных деятелей. Вскоре после реставрации исторического монумента «Омеро» получит площадь в 3000 кв. метров. Это архитектурное сооружение знаменитого итальянского мастера XVIII века Луиджи Ванвителли — крепость, построенная внутри гавани в качестве карантина от разных инфекций, заносимых иной раз прибывавшими судами. Музей будет основательно преобразован, над этим работает международный комитет учёных, известнейшие специалисты международного уровня. Будут значительно расширены секции архитектуры, археологии, скульптуры классической и современной. Первый этаж займёт совсем новая структура: там разместится лаборатория по изучению сенсорных восприятий — отделы звуков, музыки, современного промышленного дизайна и скоростей (автомобили фирмы Феррари, скоростные поезда и т. д.). Примечательно, что всё обустройство этого этажа обойдётся за счёт меценатов. Один из них — крупный итальянский промышленник Диего Делла Валле, прославившийся дорогой обувью «Тодос».

Приведу фрагмент убедительного выступления Грассини перед публикой, которая не может оставаться равнодушной к его детищу: «Вы входите в большой салон, заполненный античными скульптурами: вот «Ника из Самотраки»! Но разве она не в Лувре? Да, в Лувре, а здесь её копия. Чуть поодаль ваше внимание привлекает знаменитый этрусский оратор. Повернулись налево — и в следующем салоне вы видите фигуру «Дискометателя» с могучей мускулатурой борца. А вот и сама Венера Милосская. Статуя, созданная в III веке до нашей эры, была найдена лишь в 1820 году. Здесь её копия. В зале эпохи Возрождения вас ожидают удивительные творения в мраморе, бронзе, гипсе знаменитых скульпторов Донателло, Микеланджело, Бернини... Осязая многие статуи, позволяющие «видеть» красоту великих творений, вы постигаете силу искусства, переданную руками мастеров.

Некоторые наивно спрашивают меня: «Разве слепые способны понять искусство ваяния?» И я советую им: «Войдите в музей «Омеро», когда слепой своими чувствительными руками осторожно, ласково касается лица «Мёртвой Галатеи», и вы получите ответ, увидев лицо этого слепого, выражающее удивление, даже восхищение, что ясно даст вам понять, как глубоко он посредством рук воспринимает искусство. Если зрячие имеют возможность видеть скульптурные произведения даже в разных версиях, то для слепого «видеть» руками — единственный способ соприкоснуться с этим искусством. И как раз такую возможность даёт им уникальный музей «Омеро».

Этажом выше вы найдёте макеты великих произведений архитектуры. Это величественные памятники Рима: собор Святого Петра, пантеон, памятник легендарной волчице. Здесь же представлены соборы Анконы, Флоренции... Перед изготовителями макетов стояла важная задача: уменьшая памятник в размерах, дать полное представление о нём, сохранить все его детали.

И вот вдвоём с моим итальянским другом, отличным знатоком искусства и истории страны, сантиметр за сантиметром мы «рассматриваем» макет собора Святого Петра, его башенки, балконы, окна различной формы, цветные стёкла. Макет большой, высотой в 80 сантиметров: можно «разглядеть» колонны и лепные украшения, фигурки святых на фронтоне собора. Трудно было оторваться от этого чуда мирового искусства. Посчастливилось мне побывать и в самом соборе, и прослушать рождественскую мессу. Вот почему в моей памяти так явственно живёт эта незабываемая достопримечательность великого города.        

Теперь музей организует и выездные экспозиции, его экспонаты побывали в нескольких городах Италии, а также в Хорватии и Чехии. В связи с этим серьёзно решается техническая проблема транспортировки экспонатов в специальных вагонах. Материалы о музее публикуются в Интернете на итальянском, английском и на языке эсперанто.

 Если вначале музей задумывался только для слепых, то теперь он стал достоянием всех ценителей искусства: бывают здесь школьники, студенты, пишущие научные рефераты.

И снова подтверждается мысль: если общество заботится об инвалидах, оно само становится лучше, комфортнее для всех.

Анастасия Жукова,

 Кисловодск