Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЛИЧНОСТЬ

ЕГО НАЗВАЛИ «ЧЕЛОВЕКОМ ГОДА»

Известие о том, что Евгений Кегелев стал чемпионом Паралимпийских игр в Лондоне, произвело в Красноярске настоящий фурор. О нём писали почти все местные газеты. Сюжеты с его участием показывали каналы красноярского телевидения. Не осталось в стороне и радиовещание. Газета «Комсомольская правда в Красноярске» в № 163 за 2012 год опубликовала статью Артёма Дмитриевского под заголовком «Паралимпийский чемпион Евгений Кегелев отправил почтовый перевод для тяжелобольных детей». Управление Красноярской железной дороги — филиал ОАО «Российские железные дороги», вот уже несколько лет являющееся постоянным спонсором Евгения, наградило его нагрудным знаком «Почётный железнодорожник». А журнал «Деловой квартал», подводя в декабре итоги конкурса «Лучший по профессии», объявил Кегелева победителем в главной номинации — «Человек года».  

Шесть лет назад

С Женей и его мамой, Антониной Васильевной, я познакомилась в июле 2006 года. Узнав о том, что на ООО «КрасТЭМ» на участке жгутов работает  слабовидящий и почти не слышащий парень, который только что стал кандидатом в мастера спорта по лёгкой атлетике, я, как и каждый любопытный журналист, захотела с ним встретиться и взять интервью. Но как это сделать? Ведь у него, ко всему прочему, оказалась ещё и очень неразборчивая речь. Председатель МО при ООО «КрасТЭМ» А.И. Раков, к которому я обратилась,  рассказал, что   Кегелевы — беженцы из  Киргизии, что в Красноярске они снимают небольшую комнату, и ни  у кого из них пока ещё нет российского паспорта. Несмотря на это, Женю приняли в члены ВОС и, учитывая труднейшее семейное положение, Альберт Иванович обратился  к тогдашнему генеральному директору предприятия В.В. Сипкину с просьбой о трудоустройстве парня на работу. Выслушав председателя, Владимир Васильевич подумал, что, если он примет на работу человека, у которого пока ещё нет паспорта и практически средств к существованию, большого греха не будет. И дал приказ принять Кегелева в цех металлообработки на участок сборки жгутов. Его наставником стал Александр Толстихин, который был не только мастером своего дела, но и его товарищем по спорту. Теперь они вместе работали,  ходили в спортивный зал  на тренировки, участвовали в соревнованиях. Этот рассказ меня заинтриговал ещё больше. И, взяв у Ракова номер сотового телефона Жениной мамы, я ей позвонила. А на следующий день мы встретились. Наша беседа с Женей и Антониной Васильевной, которая была за переводчика,  длилась около двух часов.

Необычный ребёнок

Кегелевы жили в Бишкеке в собственном доме с небольшим садом, в котором росли яблони, груши, другие фруктовые деревья и ягодные кусты, овощи и, конечно, много цветов. Словом, жили, не тужили. Родившийся мальчик, которого назвали Женей, был третьим ребёнком. Старшая дочь уже училась в восьмом классе. Разница в возрасте между братьями составляла десять лет, и поэтому новорождённому малышу все были рады. Но радость оказалась недолгой, так как малыш родился совершенно слепым и глухим: глазки ребёнка  словно кто-то щедро раскрасил красной краской, а до крошечных ушек не доходили никакие звуки. Горе Антонины Васильевны передать невозможно. Она не спала ночами.  Врачи, к которым обращалась безутешная мать, ничего обнадёживающего не обещали. Но всё же через полгода она стала замечать, что малыш начал чуть-чуть реагировать на свет, а затем появились признаки слуха. Понемногу зрение стало улучшаться, а вот со слухом было сложнее. Когда мальчику исполнилось три года, его устроили в специализированный детский садик для слепых детей. Но глухота оставалась на прежнем уровне, и Женя пошёл в школу для глухонемых.

Вынужденный переезд

После распада СССР, когда Киргизия стала самостоятельным государством, жизнь проживающих на её территории русских коренным образом изменилась.  Махровым цветом  расцветал национализм, русские начали уезжать в Россию. Из семьи Кегелевых первой покинула Бишкек старшая дочь: уехала в Сибирь и поселилась в Красноярске. В 2003 году она приехала к родителям в гости. Жизнь в Бишкеке к тому времени  стала уже невмоготу. На семейном совете договорились, что сестра, уезжая,  заберёт Женю с собой (к тому времени он окончил 9 классов), а затем приедут и остальные члены семьи. Так и произошло.

В Красноярске мальчик, как и в Киргизии, поступил в школу глухонемых. Зрение у него более-менее стабилизировалось, но он носил очки с очень сильными линзами и уже довольно сносно владел жестовой речью. Учился он хорошо. Почти за бесценок продав дом, мебель и остальные нажитые годами вещи, взяв  лишь самое необходимое, то, что  можно было увезти с собой в вагоне, Кегелевы тоже приехали в Сибирь,  где жили их дети. В тот день, когда их поезд прибыл в Красноярск, у Жени в школе был выпускной бал. На первых порах остановились в семье дочери. Едва распаковав вещи и приведя себя в порядок, Антонина Васильевна отправилась на праздник сына.

Гостеприимный Красноярск

С самых первых дней пребывания в Красноярске у Жени всё складывалось удачно. А может быть, ему просто везло на встречи с хорошими людьми. Получив свидетельство об окончании средней общеобразовательной коррекционной школы, он сразу же поступил в лицей № 11, в котором стал учиться на автослесаря. Но отлично сдав экзамены, работать по специальности не смог, так как у него оказалась аллергия на бензин. Узнав, что в Красноярске есть Общество слепых, Антонина Васильевна вместе с Женей поехала в краевое правление ВОС, базирующееся на улице Свердловская, 49-а. Там же находилось и УПП. Их направили в производственную МО, председателем которой в то время был Альберт Иванович Раков. Внимательно выслушав жизненную эпопею Кегелевых, председатель предложил Жене вступить в члены ВОС и пообещал помочь  с трудоустройством на ООО «КрасТЭМ». Своё обещание он выполнил при первой же возможности. Ещё в 2004 году, летом, когда Антонина Васильевна приезжала из Бишкека к детям в гости, они как-то с Женей пошли погулять по острову Отдыха. Проходя мимо Дворца спорта, решили зайти туда. Вошли и стали осматриваться. К ним  подошёл мужчина.

— Я тренер, Александр Юрьевич Мельников, — представился мужчина. — Тренирую группу инвалидов.

Немного побеседовав, Александр Юрьевич предложил:

— Не хочешь позаниматься у меня лёгкой атлетикой?

— Хочу! — обрадовался Женя.

Так состоялось знакомство будущего паралимпийского чемпиона и его тренера. С первых же дней спорт околдовал юношу. Он стал ежедневно появляться в спортивном зале, не пропуская ни одной тренировки.

Валентина Ивановна Прудкова, председатель Красноярского регионального отделения спорта слепых, сразу же взяла талантливого парня под своё крылышко. Чем только Женя тогда не занимался! Пауэрлифтингом, прыжками, бегом на разные дистанции, плаванием. И по каким бы из этих видов спорта не проходили соревнования, Валентина Ивановна всегда приглашала Женю принять в них участие. И он с удовольствием участвовал. С самых первых своих шагов в спорте он стал показывать неплохие результаты, которые с каждым разом становились всё лучше и лучше. Но так как у Жени ещё не было российского гражданства, то он мог участвовать  лишь в  соревнованиях на уровне региона. Но это его не волновало. Пять раз в неделю он спешил на стадион и по 3 часа в день упорно тренировался, получая от этого чувство удовлетворения. Знал, что с каждой тренировкой набирается опыта и мастерства, крепнут его ноги и руки. Усилия парня не пропали даром. Уже в 2005 году он имел первый разряд по лёгкой атлетике.  Едва  получив российское гражданство, а вместе с ним и паспорт, он был включён в команду и отправился на чемпионат России в Сочи. Там   занял тогда пятое место. Более удачным оказалось первое полугодие 2006 года. Уже в феврале Женя участвовал в чемпионате России в Омске, а через месяц — в Челябинске, откуда привёз сразу три бронзовые медали и к тому же стал кандидатом в мастера спорта. Едва вернувшись из Челябинска, уехал на сборы в Сочи, где тренировки продлились целый месяц.

Июль в том году выдался не очень летним. Часто шли дожди. Но, несмотря на каверзы погоды, группа инвалидов, занимающихся спортом, решила совершить марш-бросок на  красивую таёжную реку Ману. Отправился и Женя. Взяв палатки, спальные мешки, набив рюкзаки продуктами и другими необходимыми в турпоходе вещами, они на целую неделю исчезли из города. Расположились на самом берегу бурлящей реки. Дождь лил почти ежедневно, но ребятам было весело. Мана — река холодная. Родившись в отрогах Саян, она за неблизкий свой путь к Енисею даже в самое жаркое лето не успевает прогреть свои воды выше 15 — 17 градусов. Но сибиряков, да ещё спортсменов, холодной водой не напугаешь! Они купались, чтобы согреться, делали пробежки, готовили на костре еду, а по ночам, если дождь, смилостившись, прекращался, и на небе высыпали огромные яркие звёзды, чуть ли не до утра сидели у пылающего костра, спорили. А когда споры прекращались, просто сидели, слушали тайгу, мечтали каждый о своём. Промокшие, грязные, но довольные, отдохнувшие вернулись ребята домой. Обо всём этом мать и сын рассказали мне во время так хорошо запомнившейся той встречи.

Наша беседа длилась около двух часов. У меня до сих пор хранится кассета с её записью. В заключение я спросила Женю, есть ли у него заветная мечта. И он, не задумываясь, ответил: «Стать мастером спорта и попасть на Паралимпиаду в Пекин». «Ну что ж, мечтать не вредно», — подумала я и про себя улыбнулась: ведь до Паралимпийских игр в Китае оставалось всего два года. А у него после российского чемпионата в активе всего лишь бронзовые медали.

На прощание я искренне пожелала Жене удачи.

Сбывшаяся мечта

Наметив цель, Кегелев к ней не шёл, а бежал в буквальном смысле этого слова, так как теперь его основным занятием стали бег и прыжки. Он не давал себе ни малейшей поблажки! После работы спешил то на тренировки, то в тренажёрный зал, который находился при  УПП ВОС, и по-прежнему не упускал случая принять участие в соревнованиях. Результаты не замедлили сказаться. Уже в 2007 году с одного из чемпионатов России он вернулся мастером спорта и тремя медалями, одна из них была золотой. В том же году Женю включили в сборную команду России, а затем он стал и членом паралимпийской команды, отъезжающей в Пекин. Однако неожиданный случай мог помешать этой поездке. За два месяца до начала Игр на одной из тренировок по прыжкам в длину, а именно в этой дисциплине он должен был выступать, Женя травмировал пятку. Но лечение, а скорее, сила воли парня, сделали своё дело, и в Китай он всё же поехал. Правда, его дебют оказался не очень удачным. Что повлияло на результаты? Кто знает! То ли волнение, то ли плохо залеченная травма. Но прыгнул он хуже своих возможностей. Дома его прыжок составлял 6,6 м, а там меньше на целых 55 см. В результате он занял в тройном прыжке седьмое место, а в прыжках в длину — одиннадцатое. Но всё же участие в Паралимпийских играх стало его большой удачей.

Виражи спортивной Фортуны

По возвращении из Китая в судьбе Евгения Кегелева произошло сразу несколько событий. Поссорившись с Мельниковым, с которым прозанимался более четырёх лет, он перешёл к другому, тоже довольно известному далеко за пределами края тренеру — Евгению Константиновичу Слушкину. Но в 2009 году Слушкин уехал из Красноярска в Чебоксары и взял с собой перспективного ученика. Там он помог ему поступить в школу олимпийского резерва. В связи с переездом Жене, естественно, пришлось уволиться с работы. Счастливым событием в его жизни оказалась встреча с хорошенькой девушкой по имени Надя. Она тоже была инвалидом по слуху. Молодые люди сразу же полюбили друг друга и вскоре стали мужем и женой.

И ещё один немаловажный след оставил тот год в жизни Евгения.  На чемпионате мира, проходившем в Греции, ему впервые удалось попасть в тройку сильнейших, и домой он вернулся с бронзовой медалью. Дела в Чебоксарах складывались неплохо. Учёба давалась легко. Как всегда, он много тренировался, участвовал в соревнованиях, выезжал на различные чемпионаты за границу. Но в Красноярске оставалась молодая жена, которую, конечно же, длительная разлука с мужем не радовала. И в 2011 году Кегелев вернулся домой. Помирившись с Александром Юрьевичем Мельниковым, он снова стал тренироваться у него. Копилка с медалями регулярно пополнялась. Теперь  уже без наград он возвращался крайне редко. За последние годы ему посчастливилось побывать во многих странах, все перечесть трудно. Самой дальней оказалась Новая Зеландия. Туда их команда летела целых 23 часа!

Успехи в спорте приносили не только моральное, но и материальное удовлетворение: президентская стипендия, премии при завоевании медалей и  другие денежные вознаграждения, положенные при удачном выступлении на чемпионатах. Всё это дало возможность улучшить материальное положение семьи Кегелевых. Они купили 2-комнатную квартиру, машину.  Личным водителем  Евгения, конечно же, стала его любимая жена Надя.

Госпожа удача — дело не последнее

Вернувшись из Чебоксар и оформив свой перевод в Красноярскую школу олимпийского резерва, Евгений сразу же приступил к тренировкам и стал готовиться к Паралимпиаде в Лондоне. В том, что он обязательно туда поедет, сомнений не было. Его спортивные результаты в крае были лучшими, и соперников он практически не имел. Да и Александр Юрьевич, как и прежде, спуску не давал. Коллекция наград спортсмена составляла уже более 50 медалей разного достоинства. Но он грезил о Паралимпийской.  Мечта эта была давней, с тех самых пор, как он  всерьёз увлёкся спортом. Для начала устроила бы и «бронза». Поэтому он так упорно готовился  ко второй своей Паралимпиаде. Боялся лишь, чтобы вновь не произошло чего-нибудь непредвиденного. В его успех верили и тренер, и Валентина Ивановна Прудкова, которая теперь уже не только возглавляла краевую ФСС, но и являлась членом исполкома Паралимпийского комитета России и председателем Красноярского регионального отделения Паралимпийского комитета России.

И вот подготовительный период позади. Команда сформирована. Евгений был заявлен  в двух дисциплинах: прыжках в длину и в тройном.  И ещё был запасным для выступления в эстафете 4 х 100. Но, как нередко случается во время соревнований, произошли изменения. Группа по прыжкам в длину, в которую входил Евгений, с соревнований была снята. Но зато ему повезло в  другом. Вышло как по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Один из участников эстафеты чуть ли не в самый последний момент по уважительной причине из команды выбыл, и его место занял Кегелев.

Кроме Евгения в команду паралимпийцев входила ещё одна представительница Красноярска — Марта Прокофьева. Она соревновалась в толкании ядра.  И вот, наконец, команда в Лондоне. К открытию Паралимпиады из Красноярска прибыла группа поддержки из 12 человек во главе с В.И. Прудковой и председателем Красноярской РО ВОС В.В. Сипкиным. Находясь на трибунах, они морально поддерживали своих земляков во время соревнований. Для Евгения счастливым оказалось выступление в  эстафете 4 х 100. Их «четвёрке» повезло: победу они буквально вырвали у своих соперников–китайцев,  с результатом 42,66 секунды установив новый паралимпийский рекорд и
опередив их на 0,22 секунды! Хотя недаром говорят: удача — удачей, а везёт всё же сильнейшему. Находясь вместе со своими товарищами на высшей ступени пьедестала и чувствуя на груди приятную тяжесть золотой медали чемпиона, но ещё не до конца веря, что его заветная мечта сбылась, Евгений широко улыбался.

А вот его выступление в тройном прыжке получилось не совсем удачным, хотя прыгнул он на 13 м 87 см. Просто у других результат оказался лучше. Кегелев занял лишь 6 место. Его землячка Марта Прокофьева в толкании ядра вошла в десятку лучших, оказавшись на 8 месте.

Слёзы счастья матери

О том, что сын стал паралимпийским чемпионом, Антонина Васильевна Кегелева узнала в пятом часу утра. Её разбудил телефонный звонок, и чей-то взволнованный голос сообщил: «Женя завоевал золотую медаль!». Не вполне поверив  и думая, что это, может быть, какой-то розыгрыш, она всё же подняла на ноги всех своих родственников, которые тоже с сомнением отнеслись к этой новости. Чтобы узнать правду, оставалось лишь дождаться утренних известий по телевидению. Убедившись, что ночной доброжелатель её не обманул и  Женя действительно чемпион, она теперь до конца Паралимпиады не отходила от экрана. А когда увидела своего ненаглядного сына в Кремле на приёме у Президента вместе с другими паралимпийцами с золотой лентой с автографом главы государства и орденом Дружбы на груди, вручённым ему самим Владимиром Владимировичем Путиным, по её счастливому  лицу потекли прозрачные ручейки. Она смотрела на экран, а сама, мысленно вернувшись на 26 лет назад, видела не этого статного юношу, а того, слепоглухонемого новорождённого крохотулю, над которым бессонными ночами пролила столько горьких слёз. Вместе с орденом в Москве Евгений получил 4 миллиона рублей денежного вознаграждения и ещё три миллиона ему вручило правительство  Красноярского края на основании Закона «О физической культуре и спорта» № 13  по Красноярскому краю как единовременное пособие. На эти  деньги они  с женой купили на пр. Красноярский рабочий  трёхкомнатную квартиру в 100 кв.м.

Прыжки к новым рекордам продолжаются

2013-й  для Евгения начался удачно. Как всегда, никаких послаблений он  себе не даёт. По-прежнему для отдыха, домашних и других не связанных со спортом дел остаётся всего лишь один день в неделю. По воскресеньям — сауна и бассейн, а в остальные дни недели — тренировки. В его семье теперь уже два спортсмена: чтобы не отставать от мужа, спортом занялась и Надя. Они вместе ходят на стадион, иногда участвуют в одних и тех же соревнованиях. В прошлом году на чемпионате России она заняла второе место. А в феврале этого года Кегелевы выступали на чемпионате России в Ярославле, правда, в разных командах. Надежда — в команде инвалидов по слуху, а Евгений, как всегда, от инвалидов по зрению. С этих соревнований Кегелев привёз сразу 4 медали: две золотые, серебряную и бронзовую. На сегодняшний день в его коллекции уже 34 золотых, 13 серебряных и 15 бронзовых медалей. Жена тоже вернулась с «серебром».  

Спортивная программа этого года у заслуженного мастера спорта России Евгения Кегелева  очень насыщенна. В марте он выезжал на учебно-тренировочные сборы в Португалию. Затем предстоит чемпионат мира во Франции. Ещё планирует поехать на Кубок Европы в Германию. Конечно же, он будет участвовать в соревнованиях на родине. Всё это делается для того, чтобы на будущей Паралимпиаде выиграть золотую медаль в личном зачёте.

Кто знает, возможно, всё так и будет. Ведь иногда, казалось бы, самые несбыточные мечты вдруг становятся явью. Особенно у тех, кто не жалеет для их осуществления ни сил, ни времени.

Нина Зайцева, Татьяна Степанова