Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

АКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

ЧУВСТВОВАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ

Обладательнице удивительных вокальных данных Гульнаре Рязанцевой удалось прорваться «сквозь тернии к звёздам» и состояться как в профессиональном, так и в личностном плане вопреки множеству преград. Одним из главных препятствий был отказ в получении высшего образования. Но Гульнара не впала в отчаяние, когда её не приняли в один из лучших столичных музыкальных вузов из-за плохого зрения.

Девушка не опустила руки, а решила добиваться поставленной цели и — поступила в Казанскую государственную консерваторию! Не депрессовать, а действовать, стремиться во что бы то ни стало и вопреки всему, реализоваться в жизни — таков её девиз и совет людям, чья жизнь омрачена каким-либо недугом. Это лекарство от уныния и тоски Г. Рязанцева советует принимать как можно чаще и нашим читателям.

— Гульнара, сложно было, имея большие проблемы со зрением, получить высшее музыкальное образование?

— Непросто было доказать, что я имею такое же, как здоровый человек, право учиться в вузе. Так, по окончании школы-интерната меня не приняли в столичное «обычное», не для незрячих, музыкальное училище из-за плохого зрения. Членам приёмной комиссии было не важно, что у меня абсолютный слух и хорошие данные. Тогда я поехала в Курск и без экзаменов была принята в Курское музыкальное училище-интернат для слабовидящих и незрячих. Окончила это училище с отличием и поступила в Казанскую государственную консерваторию на кафедру хорового дирижирования. В столичную консерваторию я не стала поступать. И денег не было. А ведь просто так, без блата и денег, в столичный вуз попасть крайне сложно. В Казани же в консерваторию без проблем взяли. Там я себя чувствовала королевой: жила у родной тёти, даже купила для занятий подержанное пианино! В 1998 году я вышла замуж и перевелась в Московский государственный университет культуры и искусств, который окончила с отличием.

— Вы из музыкальной семьи?

— Нет, мои родители — самые обыкновенные люди, всю жизнь проработали на заводе, папа был наладчиком станков и парторгом. Он был очень хорошим человеком. К сожалению, папа погиб, когда мне было 16 лет. Мама, слава Богу, жива. Она вышла замуж во второй раз. У неё всё нормально. Родители вспоминали, что я пела с младенчества, когда ещё была в пелёнках. Что касается выбора профессии, то особо выбирать мне не приходилось. У меня глаукома (которая активно проявилась после рождения дочки). Сейчас у меня Iгруппа инвалидности. Вот я и решила, что наиболее оптимальным вариантом для меня будет музыка.

— Вы уверенно двигаетесь и разговариваете, глядя собеседнику в глаза. Наверняка многие, с кем Вам доводится общаться, не догадываются, что перед ними человек, имеющий тяжкие проблемы со зрением. Это же можно сказать о Вашей коллеге по коллективу «Подолье» Ольге Мухиной.

— Ольга Мухина — молодец! Я восхищаюсь и ей, и Светланой Малиной, концертмейстером коллектива «Вдохновение». Они настолько самодостаточны, что, честно говоря, совершенно не вызывают жалости, скорее, им можно удивляться и восхищаться. Ведь они абсолютно реализованы как женщины и как личности. Оля и Светлана — прекрасные хозяйки, готовят, вяжут, всё делают по дому. Преклоняюсь перед такими людьми.

Очень хочется, чтобы незрячие женщины и мужчины не опускали руки, а напротив, работали над собой, совершенствовались, развивались, пытались себя реализовать. Потому что можно быть счастливым человеком, будучи не совсем здоровым. У меня множество таких знакомых.

— Вы ведь тоже стремитесь наперекор болезни себя реализовать. Музыку сочиняете, поёте. Сколько у Вас собственных музыкальных произведений?

— Сложно сказать. Основная моя беда — мне лень записывать свою музыку, так как на это нужно тратить много времени, сил и здоровья. Однако большую часть своих сочинений я не записала. У меня большое количество детских песен, а также романсов, написанных, в том числе, на стихи поэтов Серебряного века. Думаю, всего около двух сотен произведений. Сочиняю я музыку с детства, лет с десяти. Кстати, у меня есть баллада на стихотворение Владимира Бухтиярова. С Ольгой Мухиной мы сочинили песню о Подольске, которую я писала с чувством любви и благодарности ко всем участникам квартета «Подолье». С молитвой всегда сочиняю музыку. Обычно плачу, когда произведение удаётся, чувствую необыкновенную радость, когда словно купаешься в том, что получилось, и свет в душе…

— Сразу по окончании вуза Вами был создан коллектив «Вдохновение»?

— Не совсем так. Ещё во время учёбы в институте меня пригласили руководить кружком «Татарские напевы» в ДК «Металлург», в котором впоследствии я стала художественным руководителем. Когда я устроилась на работу, то вспомнила, что со мной училась девушка из Подольска, Зоя Штылина. Я ей позвонила, мы встретились, оказалось, что она — певица. Я предложила ей сделать совместную программу. Работая над нашей первой программой, я познакомилась со Светой Малиной — её мне порекомендовали ребята из клуба ВОС. Она стала нашим концертмейстером. Первый концерт коллектива «Вдохновение» состоялся 8 декабря 2002 года в Доме культуры «Металлург». Потом наш коллектив часто выступал в санаториях, домах отдыха.

— Вы ведь ещё поёте в квартете «Подолье»… Где черпаете силы, энергию?

— Для меня участие в концертах — это возможность самовыражения, самореализации. Так, с квартетом «Подолье» мы выступаем на различных клубных мероприятиях. Поём эстраду и классику. При этом участников квартета связывает крепкая дружба. Мы по-настоящему дружим, помогаем друг другу, ездим вместе отдыхать, в отпуск, в выходные на дачи, дни рождения отмечаем. Стараемся не расставаться в праздники и в будни. Кстати, мы с Зоей Штылиной ещё работаем с ансамблем народной музыки «Рио-Рита», в составе которого — педагоги музыкальных школ. Мы вместе с ними поём песни советских композиторов, народные песни и романсы, исполняем музыку ретро. С огромным удовольствием выступаем везде, куда нас приглашают. Вот несколько лет подряд плавали по Волге на теплоходе с концертами во время акции «Салют Победы». Это живая музыка! Нас очень хорошо принимали. Добавлю, что с ансамблем «Рио-Рита» я стала обладательницей Гран-при на международном конкурсе «Талисман удачи» в Польше. Честно говоря, мне нравится петь для самой разной публики. Часто выступаем перед ветеранами. По-моему, ветераны и пенсионеры — это самые благодарные слушатели. Они и спляшут, и расцелуют, и от души поблагодарят. Хотя не могу сказать, что молодёжи не интересно то, что мы делаем. Не всем ведь молодым ребятам нужны исключительно рок, попса и дискотеки…

— А как Вы оказались в квартете «Подолье»?

— Я пришла в клуб ВОС, признаюсь, с корыстной целью: хотела узнать, как в санаторий получить льготную путёвку. Меня пригласили сыграть Бабу-Ягу на новогоднем празднике, я согласилась — и с тех пор обрела замечательных друзей, квартет «Подолье», народный хор, Клуб интеллектуального современного искусства. Ребята из квартета привели меня в Правый хор Троицкого собора, поскольку у меня хоровое образование. Мы там десять лет пропели, а три года назад, к сожалению, нас расформировали. Теперь пою в новом храме — священномученика Александра Подольского. Участвую с командой «Подолье» в «КИСИ». Прекрасно, что есть такая игра, которая даёт возможность встретиться незрячим людям из разных городов нашей страны. Как правило, слепецкий мир очень тесный. Мы общаемся постоянно по телефону, в Интернете. А «КИСИ» даёт нам лишнюю возможность повидаться. Ведь общение — одна из самых больших радостей в жизни, которой мы зачастую лишены. Кроме того, игра тренирует интеллект, помогает «мозгам не застаиваться».

— Вы родом из Подольска?

— Да, но в детстве толком дома-то и не жила. Я ведь воспитывалась, как многие незрячие и слабовидящие, в интернатах: сначала в Малаховке, потом в Курске, затем уехала учиться в Казань. При этом родители старались мне дать всё, что могли. Так, в детстве у меня был частный педагог по музыке Маргарита Михайловна Хромова. Я приезжала на выходные домой и занималась с ней. Она меня научила чувствовать и понимать музыку. Низкий ей поклон.

— А Вы сами преподаете?

— Да, я занимаюсь с учениками. Очень люблю это дело. Одним ребятам даю комплексные уроки, других учу вокалу. Мне очень интересно заниматься с маленькими детьми, обучать их играть на фортепиано, петь, да и разным «общечеловеческим вещам». Педагогика — это искусство, конечно. В тех случаях, когда педагог стремится отражаться в своих учениках. До некоторого времени я этого не понимала. Думала, ой, как скучно, ученики… Но один человек изменил моё мировоззрение, отношение к педагогике, открыв истину, что учитель продолжается в своих учениках, за что я ему очень благодарна. Этот человек — Владимир Голубев, концертмейстер. Он объяснил мне: «Ученики — это твоё продолжение, ведь всё, что знаешь, ты отдаёшь им, и они дальше по жизни несут это знание, чтобы передать его другим людям».

— Вы удивительно вокально одарены. Вам профессионально ставили голос?

— Вокалом я занималась в Курске. Но считаю, что по-настоящему вокалом я пока ещё не овладела. Надо постоянно совершенствоваться, заниматься с педагогом. На сегодняшний день я не вижу смысла рассматривать своё пение как профессиональное занятие вокалом. Потому что в таком случае нужна оперная сцена, камерные концерты, поставленные на поток выступления, чтобы этим зарабатывать. Мне сейчас вполне достаточно того, что хоровое образование позволяет мне работать в храме и (это самое интересное в настоящий момент для меня) заниматься с учениками. Вот уже два года я работаю руководителем ансамбля народной песни «Традиция» в Доме культуры им. К. Маркса. Много концертирую, у меня бывает по два-три концерта в неделю.

Квартет «Подолье» — это всё-таки ансамбль. Здесь не нужен особый вокал каждого участника. У нас самодеятельный коллектив. Поэтому высоких требований мы не предъявляем. Что касается профессиональных хоров, то даже не пыталась там прослушиваться. Это всё из-за зрения. Потому что я считаю, что вокалистка со сцены должна выглядеть эстетично. А если я в очках с толстыми линзами выйду… Приоритеты с возрастом меняются. Раньше у меня было больше честолюбия. Мне хотелось творчески реализоваться, а кроме того, накупить множество дорогой и красивой одежды. Но сейчас я понимаю, что драгоценности и вещи уже не имеют для меня ценности. В молодости они были элементом реабилитации. Ведь если я приду в норковой шубе в магазин и спрошу у продавцов, сколько стоит такая-то вещь, никто из них не сможет мне пренебрежительно сказать: «Там всё написано!»

Сегодня для меня главное, чтобы в семье всё было хорошо. Есть у меня работа, зарплата — и слава Богу. Мне важно знать, что близкие здоровы. Я люблю готовить, убираться, заниматься домом, семьёй, ребёнком.

— Ваша дочка, как и Вы, увлечена музыкой?

— Пока моя замечательная дочка ещё выбирает, каким делом заниматься. Юле 14 лет. Она отличница, много читает, владеет компьютером. Занимается понемногу и музыкой, и живописью, и лепкой, учит английский. Даже не представляю, где и в чём она найдёт призвание. Какие главные приоритеты воспитания? Спокойствие, взаимоуважение (к родителям,  близким,  друзьям). Считаю важным научить ребёнка дружить. Мы с ней как подружки. Убеждена, что ни в коем случае не следует давить на ребёнка, особенно в подростковом возрасте. Нужно просто пережить с ним все сложные моменты. Конечно, я стараюсь развивать дочь музыкально. Некоторое время Юля училась играть на скрипке, гитаре, занималась с прекрасными педагогами. Однако у нас был большой перерыв из-за болезни. И педагог сказала, что ей важен результат, а не процесс обучения. А нам был важен именно процесс! Мы не в консерваторию собирались поступать, а просто учились для себя… Мне кажется прекрасным незрячего ребёнка чему-то научить, особенно музыке. Тем более что у Юли прекрасный слух, она хорошо поёт. Я очень обрадовалась, когда Юля сказала, что будет играть в «КИСИ» среди школьников. Надеюсь, ей удастся найти дело по душе.

Юлия Седова