Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Дискуссионный клуб

Трудный путь к Брайлю

Давно хотелось поделиться опытом освоения «незряческого» чтения, спросить, как научились читать без глаз другие. Да не решалась, думала, кому это интересно? Да и вообще, это личное дело каждого. Но начавшийся недавно разговор об информации, о системе Брайля на страницах журнала «Наша жизнь» заставил меня задуматься. Да, конечно, научиться читать необходимо. Хотя бы для того, чтобы этикетки на упаковках элементарно прочесть. Это зрячим. А слепым? Ведь рельефно-точечный шрифт в нашей обычной жизни практически не используется. Понятно, что знание системы Брайля нужно для получения хотя бы базового образования и дальнейшего развития личности. Но это необходимо тем, кто потерял зрение в детстве. А вот тем, кто ослеп уже будучи взрослым человеком, нужно ли изучать рельефно-точечный шрифт?.. Это решает каждый сам для себя.

Зрение уходило от меня постепенно, я ослепла совсем в 2002 году. По роду своей деятельности я  «профессиональный потребитель печатной продукции», так как по специальности библиограф: в 1986 году заочно окончила Челябинский Государственный институт культуры и работала в библиотеке ДК ВОГ — я плохо слышу с двухлетнего возраста. Читать начала рано, едва выучив азбуку в четыре года. С тех пор читала всегда, везде и запоем. И вот в 42 года полная слепота… Для меня навсегда был потерян увлекательнейший мир КНИГИ. Да, я слышала про озвученные издания, но мне хотелось читать самой.

Когда в конце 2004 года пришла вступать в общество слепоглухих «Эльвира», узнала, что у нас есть специальная библиотека для слепых. Отправилась туда. Стояло лето 2005-го. Почти все работники библиотеки были в отпуске. На абонементе от предложенной «говорящей» книги я отказалась, потому что плохо воспринимаю текст на слух. Спросила, есть ли какой-то другой способ чтения без глаз. Мне ответили, что, да, только один — это система Брайля. Дали какой-то пластиковый лист с множеством непонятных точек. Нашли «инструкцию», прочли её вслух. Попыталась вникнуть… На моё счастье, в это время в библиотеку зашла учительница из школы для слепых детей и, попросив принести «Букварь», объяснила мне суть чтения по «точкам Брайля». Поставила мне руки, пальцы, понаблюдала за мной и ушла по своим делам. Я немного посидела. Пощупала эти точки. Ура! Всё понятно! Сказала, что хочу перечитать «Войну и мир» Л. Толстого. Мне показали одну книгу. Я прямо-таки остолбенела: вот это фолиант! Да ещё с двух сторон листа точечки! Боже мой! Да как же это читается, а мне говорят, что в «Войне и мире» больше 30-ти таких вот  томов… Ой, господи, да как это можно осилить! Но, как говорится, охота пуще неволи. Решила не отступать. Буквально за неделю выучила весь брайлевский алфавит, прочла «Букварь» пальцами. Ура! Пройден первый класс!

А дальше второй класс — «Послебукварная книга для чтения». Начала. Страница, другая…больше двух часов у меня уходило на одну только страницу. Дочитываю последнее слово в предложении, а сама уже не помню, с чего оно начиналось. Да ещё вдобавок стало ломить суставы, начали болеть пальцы, локти, плечи, спина, даже подташнивало.  Я бросала всё, а на следующий день снова принималась за «прощупывание» точек Брайля. После недели такого мучительного «чтения» я не выдержала. Плакала от боли, от злости на саму себя, но взять в руки брайлевскую книгу уже не могла. Ишь, какая! Нахрапом хотела освоить науку «шеститочия». Ан не вышло!.. Я смирилась с тем, что Льва Толстого перечитать уже не смогу.

А в тот год меня уже подписали на журнал «Наша жизнь» в брайлевском варианте. И вот с января 2006 года он стал приходить, а читать его некому.

Прошёл почти год. И, в конце концов, «не вынесла душа» библиотекаря: ну как же — информация мимо носа проплывает! Взыграла профессиональная струнка — взяла наудачу один из номеров, стала читать содержание, хоть по названиям статей узнать, как живут и чем дышат незрячие люди. Меня заинтересовала статья Н. Кремнёвой «Волонтёр» в рубрике «Рука — в руке». Читала её целую неделю… Но ведь прочитала! Осилила! Вот так я потихонечку-потихонечку стала всё больше и больше читать. Нелёгкая, скажу я вам, наука, но вполне усваиваемая. Только надо запастись большим терпением, и тогда всё получится, и, конечно, хорошо, если рядом с вами будет опытный наставник.

А я от всей своей «читательской» души благодарю своего невольного «наставника» — журнал «Наша жизнь» за науку читать по Брайлю. Какое же это наслаждение — ЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО! Судьба дала мне удивительный шанс: по-новому почувствовать СЛОВО, оценить красоту его звучания, глубже вникнуть в его смысл, увидеть по-особенному. Даже ощутить его аромат и вкус. Как оно искрится, вспыхивает яркими картинками: иногда весёлыми, иногда грустными,  но всегда красочными. Слово бывает тёплым, нежным, как мамина ласковая ладонь, бывает ледяным и колючим, как злой зимний ветер. Как же я благодарна Луи Брайлю за его гениальное изобретение, которое помогло мне вернуться в общество читающих людей!

Я стала читать «Нашу жизнь» «от корки до корки». И в каждом номере находить для себя что-то полезное и интересное. Журнал стал для меня «окошечком» в большой мир. Это был мой первый, не очень-то умелый, но всё же шаг по дороге «слепецкой» жизни, моё достижение. Теперь сделала второй шаг — научилась писать. Но это уже другая история.

P.S. Спустя несколько лет в разговоре с Любовью Анатольевной, заведующей читальным залом нашей спецбиблиотеки, выясняется, что причиной моих неприятных ощущений при чтении «Послебукварной книги для чтения» оказались наверняка неоднократные потопления канализационными водами книгохранилища и «почтенный возраст» попавшего мне в руки экземпляра.

 Н.Л. Залевская,

 Челябинск