Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЯЗАНСКИЕ МАРИНЫ

              Окончание. Начало читайте в № 5

НЕПОЗНАВАЕМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Дети появляются «случайно»,

Вследствие неведомых причин.

Манит неразгаданная тайна

Женщин и особенно — мужчин.

Крутится житейская рулетка —

Незачем бояться колеса.

Мы обогащаемся нередко,

Пальцем попадая в небеса.

Фортуна капризна и непредсказуема. Как часто все мы являемся невольными жертвами «слепого жребия», даже не замечая мистики происходящего. Чтобы получить «на грош пятаков», стало модным действовать наобум или наугад, при этом рассчитывая на авось. Только неотъемлемой частью теории игр считается проигрыш. Везёт далеко не всем!

Матёрые психологи и опытные бизнес-аналитики утверждают, что наилучших результатов в управлении фирмами, учреждениями или организациями добиваются люди, ставшие начальниками по воле роковых обстоятельств. Стремительное восхождение по карьерной лестнице иногда происходит даже вопреки намерениям «нелогичного» кандидата на пост. Следует помнить, что в конкурентной борьбе велика роль случая, да и элементарное везение нельзя сбрасывать со счетов. Всё так, но главное в любом состязании: талант, профессионализм, упорство и отвага, поэтому «хрупкая» слепая дзюдоистка запросто бросает на татами самоуверенного зрячего мужика, который в полтора раза тяжелее девушки, но не обладает вышеперечисленными качествами.

У Марины  Прониной в «крутые» девяностые годы семейный бюджет трещал по швам. Пришлось подыскивать посильное занятие. Устраивалась где могла, потому что деньги были нужны. После нескольких не слишком удачных попыток попала в организацию трудоустройства инвалидов, в которой изготавливали противопожарные системы. Год проработала там. Эта странноватая «контора» с аббревиатурным названием «ОРТИН», просуществовала недолго и развалилась в одночасье. Потом даже на рынке месила тесто и пекла лепёшки. «Моё социальное положение коренным образом изменилось в  феврале две тысячи шестого года и тоже по воле случая. Подруга предложила сходить на отчётно-выборную конференцию в местную организацию. Хотя мы и не были делегатами, но захотели морально поддержать Е.А. Терентьеву в борьбе с В.А. Поршаковой. Тогда никто не набрал большинства голосов. «Схватку» за председательское кресло перенесли на два дня, а через сутки мне  позвонили и предложили выставить свою кандидатуру. Возможно, чтобы введением в игру «тёмной лошадки» как-нибудь разрешить затянувшийся кризис…»

  К тому времени безработной домохозяйке и заочнице  юридического факультета института менеджмента, экономики и права как раз надоело быть лишь хранительницей домашнего очага. Зрелая первокурсница захотела «тряхнуть стариной». Накануне вечером она прочитала Устав ВОС, а на утро выступила со своей программой и получила одобрение. Так Марина Пронина стала общественным деятелем городского масштаба, возглавив объединённую местную организацию Рязанской РО ВОС, в которой насчитывалось свыше тысячи членов. Что поразительно, до тех пор она особой активностью не отличалась, даже мероприятия 14 лет практически не посещала и только исправно платила взносы. Чем «взяла народ» сорокапятилетняя  самовыдвиженка, остаётся загадкой и поныне. Среди кандидатов были и поопытнее, и помоложе. Может быть, непритязательный  рассказ о повседневных заботах  тронул искренностью души незрячих, которым понравилась её спокойная уверенность в собственных силах. Претендентка ждала голосования без особого волнения, ведь до конца не думала, что выберут. А вон как получилось! Муж и сын заранее ничего не знали, но обрадовались ошеломляющей новости.

  Марине Викторовне досталась беспокойная должность, а вскоре предстояло сделать шаг навстречу судьбе. Оказалось, что решимости ей не занимать. Переломный момент она описывает сдержанно и откровенно: «Тогдашний председатель Рязанской областной организации Сергей Викторович Полуяхтов вынужден был уйти по состоянию здоровья, не дотерпев полтора года до отчётно-выборной конференции. Мой предшественник и вице-президент ВОС В.С. Вшивцев предложили мне попробовать поработать на региональном уровне, тем более  предстоял хороший период для испытательного срока. Я стала председателем РО ВОС по решению правления: из девяти членов только один был против моей кандидатуры, воздержавшийся тоже оказался в единственном числе. Старалась доказать свою состоятельность, только почему-то  слишком долго переходила на новое место, каждый рабочий день начиная в первичке, благо её помещение находилось на том же этаже, что  и офис областной организации. Как раз в этот момент у меня всё складывалось удачно. Только что своими силами сделали ремонт в городской  МО. Для оформления почётные  грамоты и стенгазеты пригодились — красиво получилось. Психологически было сложно привыкнуть к изменению статуса, а вот сомнений выдвигаться на второй срок не было, имелись основания надеяться, что выберут. К тому же Сапожковская эпопея к тому времени в основном уже закончилась, потому что С.В. Барышников  за рукоприкладство получил два года условно…»

  М.В. Бойко продвигалась к своей вершине тоже окольными стёжками. Её триумф был очень нужен людям, поэтому и всё срослось. В Рязани школы для незрячих вообще не было. Ездить в столицу далековато и дорого, а  отправлять детей в дальние интернаты  боязно, поэтому  в 1994 году при детском садике №106 открыли несколько классов начальной школы для детей с нарушением зрения. Марине Владимировне дали малокомплектный класс, а когда заведующая комплексом потребовала выделения ставки завуча, слабовидящую учительницу уговорили взяться за ответственное дело, просто больше некому было. Пришлось отправляться в школы Питера и Москвы. Интернаты с историей поделились брайлевскими  «залежами». Удалось изучить много полезных методик, ведь начинать приходилось практически с нуля. Мало того, энергичная дама ещё и учителей своих отправила в первый московский интернат — квалификацию повышать. Скоро места стало маловато, а неподалёку закрыли ещё один центр дошкольного воспитания и его половинку уступили в пользу незрячих, а немного погодя и оставшуюся часть корпуса отдали. В основном, своими руками сделали перепланировку помещений. Новую школу № 26 торжественно открыли  1 июля 1998 года. Потом настырная преподавательница «вытоптала» проект трёхэтажного здания с  вместительным актовым залом. Шикарную пристройку предстояло возвести за полтора года, иначе получился бы очередной долгострой. Незрячая предводительница учительской «бригады» лично вырубала деревья и кирпичи подавала. Содействие оказывал сам тогдашний губернатор Георгий Иванович Шпак.

  Сейчас в специальной школе-интернате в общей сложности 144 сотрудника, из них больше половины преподаватели. Всего 224 ученика с первого по двенадцатый класс. Ребятки приходят  с различными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и астигматизмом. Благодаря тому, что создана хорошая офтальмологическая база, удаётся на месте решить часть проблем. Важно, что все медики в штате. Отлично работают стоматологический и массажный кабинеты. Проводятся лечебная физкультура и ритмика, налажено развитие осязания, мелкой моторики и зрительного восприятия, плюс кислородный коктейль. Давать образование незрячим, при этом оздоравливая их,  это дорогое удовольствие, впрочем, в Америке всё гораздо основательнее: группы состоят из четырёх инвалидов. У каждого персональный компьютер и особый наставник, а ещё специалисты по предметам.

  «По закону в учреждение третьего и четвёртого вида нельзя принимать  детей, у которых острота зрения выше норматива, — взволнованно говорит Марина Владимировна Бойко. — Без толку доказывать, что мы «подтягиваем» здоровье подопечных, а  если их выгоним, то при стрессе сразу произойдёт резкое ухудшение. Я регулярно пытаюсь переубедить  прокуратуру. Всё попусту! К тому же даже при минимальном увеличении списочного состава учащихся меня штрафуют, потому что якобы  при этом нарушаются  права инвалидов. Согласно типовому положению, в соответствующих классах должно числиться ровно 12 слабовидящих, 8 незрячих или 5 школьников со множественными дефектами. Из-за строгих ограничений не могу принять всех нуждающихся в специальных условиях — переполнена школа!

Наш замечательный Этнографический музей, работающий по программе «Учись смотреть и видеть», входит в десятку лучших аналогичных очагов культуры города. Активно развивается проект «Окно в мир». В его рамках каждый год выезжаем в какую-либо  «родственную» школу. Уже побывали в Москве, Питере, Кисловодске, Липецке, Астрахани, Одессе и Керчи. Кроме того, ребята с удовольствием совершали прогулки на теплоходах по Чёрному морю. Профессиональное направление обучения является приоритетным. Развивается «стильная» Рязанская лепка. Из кожи юные мастера делают очень интересные картины. В конце года проходит ярмарка, на которой они продают свои поделки, худо-бедно 20 тысяч зарабатывают. В Курский колледж  никого не отправляем. Нотную грамоту ребята изучают на уроках пения и в кружках, а необходимые брайлевские издания заказывают в РГБС. Антон Белоусов одновременно успешно занимался в школе и музыкальном училище. По проторенной дорожке пошли и другие. — Немного подумав, педагог от Бога продолжает с воодушевлением: — Не люблю домашнее обучение, потому что там всего 8 часов в неделю. Хотите получать полновесные знания, идите в школу, именно в специализированную, но должно быть право выбора. Мы очень молоды: наш коллектив ещё «подросткового возраста». Обязательно стараемся выступать наравне со здоровыми сверстниками, а если ВОС приглашает, конечно, откликаемся. Наши педагоги и ученики удивительно талантливы. Почти все выпускники поступают в различные вузы. Своим детям говорю, что нужно быть упорными и терпеливыми, потому что если будете себя жалеть,  ничего путного не выйдет…»

ЕДИНСТВО ПОМЫСЛОВ И ЧУВСТВ

Странных совпадений вереница

Тянется минувшему во след.

Редко понимание струится

В мареве усталости от бед.

Нежности сумейте не стыдиться —

Сплачивает преданности свет.

Гордость Богородицей простится,

Если соблюдается «Завет»! 

Само собой разумеется, легко можно припомнить поразительные аналогии, подтверждающие непостижимую связь духовных сущностей дружных рязанок. Скажем, обе Марины второе высшее образование получали заочно, когда их дети уже школу окончили.

Сейчас председателю РО ВОС наблюдательный Совет спокойно спать не даёт. Очень сложно «присматривать» за предприятием, в цехе которого когда-то сама работала, поскольку тут необходимо добротное экономическое образование, а  ведь лишь в  2009 году Пронина окончила юрфак. Ей тогда три с половиной  года приходилось втихомолку бегать по сессиям, благо училась в Рязани. Официально от служебных обязанностей не освобождали, но «охота — пуще неволи», справилась и с этой перегрузкой и уже замахивается на третий диплом.

  Признанный лидер в области образования в своё время окончила Герценовский дефектологический университет. Сам А.Г. Литвак отмечал её способности. Сначала в Волоколамском филиале два года отучилась и всё прикрыли. Потом заново поступила на первый курс, потому что иначе бы пришлось платить немалые деньги, которых не было, ведь как раз дочь стала абитуриенткой.

  Теперь Марина Викторовна с улыбкой вспоминает первые робкие шаги по карьерной лестнице: «Я совершенно не ориентировалась в государственных законах, посвящённых инвалидам, не умела писать соответствующие документы, даже плохо представляла обязанности членов  бюро, поэтому, спустя месяц после избрания председателем МО, с удовольствием отправилась на курсы в «Реакомп». Там матёрые наставники, кроме всего прочего,  учили незрячих дебютантов правильно оформлять «хитрые» гранты.  Поначалу в данном бумаготворчестве особенно преуспел Дмитрий Зарипов из Иванова. Честно говоря, в ходе дружеского общения я у него некоторые идейки позаимствовала, а в 2007 году выиграла первый общероссийский президентский  грант на сумму  161 тысяча рублей. Писала его от имени областной организации, поскольку только юридические лица могли участвовать. На полученные средства удалось создать  компьютерный центр. Сначала оборудовали два рабочих места с «говорилками», а  брайлевские строки не потянули из-за дороговизны. Ещё парочку персональных аппаратов нам передали спонсоры и жертвователи. Они же, в основном, помогали оплачивать преподавателей. За два года порядка пятидесяти  незрячих приобщили к интернетовской «науке». Вскоре прыткие интеллектуалы ринулись в столичный call-центр, чтобы подзаработать, но показушный проект лопнул. Сегодня «гвардейцы телефонных контактов» на мели, хоть и мечтают о «халявном чуде», а пока проедают накопления и компенсации. Перспективы на достойное трудоустройство слабые, а ведь нужно семьи кормить. Правда, приглашение на дополнительное обучение в «Реакомп» даёт призрачную надежду на улучшение ситуации…»

  Марина Владимировна Бойко замечает с улыбкой: «В нашей школе-интернате компьютерным ликбезом пораньше занялись. Ещё десять лет назад я выиграла очередной грант и оснастила первый в Рязани кабинет информатики для незрячих, а сегодня там учащиеся «макинтоши» осваивают. Так что большинство молодых пользователей ПК первичную подготовку прошли у нас. Как правило, выпускники становятся знающими скитальцами по просторам всемирной сети…»

  «Председательская необходимость» вынудила меня заниматься всем понемногу, — заявила М.В. Пронина. — Можно сказать, по зову сердца пришла и в «КИСИ», с головой окунувшись в популярное действо. Видно, попросту соскучилась по раскованности девичника. Учредительницы приняли меня в задорную компанию «Ай, да мы». Играли мы самозабвенно, правда, вояжи на Всероссийские Кубки приносили разочарования. В активе — единственное третье место в Подольске, зато оригинальными визитными карточками славились. Особенно зажигательная была в Ярославле. Наши «инопланетяне» на обложке «НЖ» красовались. Мы и эти креативные костюмы сделали за несколько минут. В магазине я по случаю купила необычный материал для утепления труб и принесла его в правление. Наши рукодельницы тут же скроили «прикольные» шапки, а когда прострочили вместе с подходящей тканью, смотрелось очень эстетично. Когда мне предложили впервые в Рязани провести всероссийское социокультурное состязание знатоков, я согласилась,  поскольку понимала, что  проживание, питание и собственно игра должны концентрироваться в одном месте, то договорилась с администрацией загородного санатория, в котором есть клуб и можно порепетировать. Нам пошли навстречу, потому что три года назад на этой же базе успешно провели  масштабный шахматно-шашечный турнир, на который съехались представители двадцати с лишним регионов, но было всё-таки полегче, ведь общее количество участников сильно уступало форуму «кисистов». — Переведя дух, Марина Викторовна уверенно продолжила. — Чтобы обмануть жуткую гиподинамию,  инвалидам по зрению необходимо дружить с физкультурой. Мы уделяем внимание  традиционным и сравнительно новым видам спорта, пытаемся развивать и экстремальные. Я сама являюсь поклонницей «охоты на лис». Уверена, что даже тотальники могут успешно заниматься радиоориентированием. При «слепом» поиске необходимо запеленговать пять «маячков», разбросанных на пересечённой местности. Передвигаясь по участку,  хорошо реабилитированные незрячие на слух определяют расстояние и направление. Когда объект рядышком, в течение пяти секунд звук усиливается. Мы как раз в минувшем году собирались провести межрегиональные соревнования совместно с Тамбовской и Липецкой организациями ВОС, но пожары помешали. Въезд в лес был запрещён: кругом всё горело…»

  «В любых состязаниях главным является душевное общение незрячих. К тому же руководителям удаётся в неформальной обстановке посоветоваться с опытными коллегами, — дополнила Марина Владимировна. — Что касается рязанских «знатоков», то, естественно, произошла смена поколений. Ветеранам движения стало некогда готовиться к играм, а наша выпускница Лена Лунёва из библиотеки сформировала  крепкую молодёжную команду. Интеллектуальные традиции в школе-интернате  давние и богатые. На последнем Всероссийском фестивале «КИСИШ» в Кисловодске в 2004 году именно мои ребята первое место заняли. Жаль, что потом на этом всё и закончилось…»

  М. Бойко, сама когда-то показывавшая неплохие результаты в лёгкой атлетике, сейчас тоже уделяет пристальное внимание спорту. В этом важном реабилитационном деле проявилась полезная семейственность. Её нынешний муж, в недавнем прошлом сотрудник ФСБ, мастер спорта по плаванию, волейболу и велоспорту, с удовольствием приобщает ребят к паралимпийским видам, а с учительской командой выезжает на соревнования по туризму. Кстати, у незрячих школьников популярен мини-футбол. Паша Ревин стал настоящим мастером, да и малышня подрастает. Так что у юношеской команды, которую тренирует инвалид Игорь Генералов, есть потенциал, а серьёзно заниматься негде. В спортивный зал их пускать нельзя, ведь тяжёлые мячи его «угрохают напрочь», зато  специальную площадку уже начали строить».

  В заключение — о сокровенном. Марина Пронина искренне хочет, чтобы реабилитация приносила реальную пользу незрячим, а для себя лично — внуков, ведь сын как раз женился в августе. Пора и по этому показателю подругу догонять. В свою очередь Марина  Бойко, которой  недавно вручили Почётный знак «За заслуги перед Рязанской областью», мечтает достроить просторный загородный дом, чтобы там собиралась вся семья и могли без стеснения поместиться её любимые ученики. Желания, в общем-то, похожие и очень тёплые, что наглядно характеризует ультрасовременных дам из глубинки.

  Конечно, далеко не все детали текущих проектов и подробности биографий скромных подвижниц удалось отразить, прежде  всего, потому, что тёзки неохотно говорят о собственных достижениях, а как раз тернистый путь становления незаурядных личностей и мощная харизма незрячих лидеров вызывают наибольший интерес. За рамками повествования осталось тесное взаимодействие Викторовны с местными властями и областной администрацией, а также напряжённая работа в наблюдательном Совете, едва затронута значительная общественная деятельность и профессионально ориентированные рейды Владимировны в Штаты и Германию. Пожалуй, рязанки и не подозревают, что давно пополнили элитную когорту «сильных мира сего». На уровне субъекта федерации от них в большой степени зависят благосостояние, комфорт  и душевный покой сотен людей. Удивительно, что при этом провинциалки ухитряются не забывать и о себе: наперекор всему они   самодостаточны и по-своему счастливы. Несомненно, Труженицы с большой буквы достойны всеобщего преклонения! Дай Бог, им успехов на важнейшем поприще социального обновления Великой России.

      Владимир Бухтияров