Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Шедевры на ощупь

«И ярче краски у слепца…»

Палитра души Ларисы Павловой

С 1976 года в Центре культурно-спортивной реабилитации для инвалидов по зрению Санкт-Петербургской региональной организации ВОС действует творческое объединение «Художник». С 2004 года оно носит название «Студия изобразительного искусства незрячих художников». Эта творческая группа вывела на художественный небосклон Питера целую плеяду «звёзд» и «звёздочек»: Тамару Куренкову, Татьяну Сорокину, Наталью Селиванову, Елену Пашутину, Олега Зиновьева, Анатолия Кончакова, Дениса Донченко, Андрея Савочкина… Среди наиболее известных и ярких незрячих художников Санкт-Петербурга ? Лариса Павлова.

Ослепнув, я сразу повзрослела

В 2005 году первой из российских инвалидов по зрению Лариса Владиславовна стала членом Союза художников России. Её персональные выставки проходили в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в «Галерее Зураба Церетели» в Москве, а также во многих других престижных залах двух столиц. В 2006 году Павлова стала лауреатом международной премии «Филантроп», отмечающей выдающиеся творческие достижения инвалидов. Каждый год она принимает участие в нескольких групповых выставках региональной организации Союза художников России. Выставлять свои работы рядом со зрячими художниками ? совершенно нормально и естественно для нашей героини.

В 1981 году, в возрасте восьми лет, в результате несчастного случая Лариса полностью и безвозвратно потеряла зрение: «Моя жизнь очень изменилась. Раньше я была активной и непоседливой. В то время первоклассники часто сами возвращались домой из школы, сами гуляли во дворе… И я тоже была такой же боевой, компанейской, дворовой девчонкой».

После произошедшей трагедии прежняя жизнь стала уже невозможной: «Разумеется, из-за отсутствия зрения резко снизилась моя мобильность и самостоятельность. Но дело не только в этом. Я как-то сразу повзрослела, стала гораздо больше общаться со взрослыми людьми, а не с ровесниками. Честно говоря, первое время не хватало именно «детского общения». Я стала учиться в специализированной школе-интернате, но подружки из прежней школы как-то сразу растворились, а установить контакты с новым окружением оказалось сложнее».

Родители и сама Лариса стали искать новые увлечения, а заодно и средства реабилитации. Девочка увлеклась шахматами, гимнастикой. Но всё-таки главным делом жизни стало художественное творчество. В 1982 году Лариса пришла в «Художник», где занимались и взрослые, и дети.

 

Продолжить дело Учителя

С огромной теплотой Лариса Владиславовна рассказывает о своём педагоге Ю.А. Нашивочникове. Он является создателем художественной студии, возглавлял её с 1976 по 1995 год. И сегодня, несмотря на преклонный возраст ? в 2012 году мастер готовится отметить свой девяностолетний юбилей! ? Юрий Алексеевич остаётся неформальным лидером незрячих художников, их помощником и наставником.

Нашивочников ? один из немногих петербургских деятелей культуры — участников Великой Отечественной войны, продолжающих активную работу. Он создаёт новые полотна, участвует в выставках, словом и делом поддерживает своих учеников.  «Юрия Алексеевича можно с полным правом назвать Учителем с большой буквы, ? рассказывает Л.В. Павлова. ? Он разработал целый ряд художественных методик, специально ориентированных на инвалидов по зрению. Но дело не только в конкретных знаниях и навыках. Юрий Алексеевич помог мне и десяткам других незрячих и слабовидящих людей поверить в свои силы и обрести внутреннюю гармонию».

Во время нашей встречи Лариса Владиславовна неоднократно подчёркивала, что собственные достижения, участие в выставках, общественное признание не являются для неё самоцелью. Главная задача ? продолжить дело Учителя, пропагандировать художественное творчество среди восовцев. В последние годы деятельность Павловой привлекла внимание многих средств массовой информации, особенную активность проявили питерские теле- и радиоканалы.

Но интерес журналистов не всегда радует нашу героиню: «Странно и нелепо, когда обо мне  сообщают как о неком феномене, уникальном явлении. На самом деле, незрячий художник ? дело совершенно нормальное. Очень важно, чтобы художественное творчество стало неотъемлемой частью реабилитационного процесса и обучения детей в специализированных детских садах и школах, чтобы ему уделяли внимание в реабилитационных центрах для взрослых инвалидов, в домах культуры».

Пусть незрячий ребёнок нарисует рыбку!

Лариса Павлова с увлечением говорит о необходимости художественного воспитания детей с особыми потребностями: «Пусть незрячий ребёнок нарисует рыбку, цветочек, кошечку! Процесс рисования способствует формированию зрительных образов. У незрячих и слабовидящих людей участки мозга, отвечающие за формирование зрительных образов, не получают необходимого развития. Занятия художественным творчеством помогают ощущать мир объёмным, красочным и многоцветным».

Моя собеседница ставит на первый план реабилитационный эффект занятий искусством, его роль в формировании личности незрячего человека, в преодолении внутренних комплексов, в борьбе с депрессией. Это правда. Но это только часть правды. Творчество Павловой нельзя сводить только к «реабилитационно-прикладной» составляющей. Оно оригинально и самобытно, представляет художественную, эстетическую ценность и вызывает интерес у самого широкого круга зрителей, а не только у инвалидов и специалистов-реабилитологов.

Многие посетители питерских художественных выставок сравнивают работы Павловой с детскими рисунками. В её произведениях присутствует искромётная выразительность, детская непосредственность восприятия мира. Почти все работы ? очень светлые, радостные и оптимистичные. Лариса любит изображать животных, цветы и растения, пейзажи.

Эти картины приятно повесить на стену, они органично вписываются в домашний интерьер. К ним хочется осторожно прикоснуться кончиками пальцев. Причём потребность в прикосновении возникает не только у незрячих или слабовидящих зрителей. Тактильные ощущения могут в равной мере обрадовать и зрителей с отличным зрением.

«Я бы не стала называть работы Павловой детскими, ? считает петербургский искусствовед и архитектор Елена Федосеева. ? В них присутствует и детская наивность, и мудрость человека трудной судьбы, человека много знающего и много пережившего».

Пластилин вместо красок

И обычные зрители, и специалисты обращают внимание на многообразие технических приёмов, которые применяет Павлова для создания своих произведений. Лариса очень любит рисовать пластилином (да, да, именно рисовать, а не лепить). Пластилин фактически играет роль красок. На плотный картон художник пальцами наносит пластилиновые мазки.

Ещё одна излюбленная техника ? тиснение по фольге или латуни. Кроме того, Лариса создаёт бисерные мозаики, процарапывает рисунки на фотобумаге или специальном материале — сплендерлюксе, продавливает изображения на пенопластовой потолочной плитке. Она любит рисовать на ткани. Под слой материи помещается тонкая пластилиновая подкладка. Она выполняет две задачи. Во-первых, вогнутые отпечатки на пластилиновой основе дают возможность незрячему мастеру оценить, проконтролировать ход работы. Во-вторых, пластилин начинает сильнее или слабее просвечивать через ткань, создавая фон.

Рисуя карандашами или шариковыми ручками по бумаге, художник подкладывает тонкий слой резины… Существует и много других средств и технических приёмов, позволяющих создавать яркие произведения без зрительного контроля. Секретами своего мастерства Лариса с удовольствием делится со всеми желающими. Десятки людей из различных регионов России и зарубежных стран каждый день становятся посетителями её сайта в Интернете www.pavlova.ws. Этот Интернет-ресурс был создан и регулярно обновляется в содружестве с веб-дизайнером Валентиной Ахметзяновой.

Лариса Владиславовна лично отвечает всем посетителям сайта. Среди них много незрячих и слабовидящих людей, родителей детей-инвалидов. Нередко Интернет-общение приводит к личным встречам. Летом 2010 года художник побывала в Литве, где проводила мастер-классы в Вильнюсе и Клайпеде. Один из самых запоминающихся проектов последнего времени: проведение мастер-классов в петербургском хосписе.

«Мы не только рисовали и занимались чеканкой, но и пели, танцевали, общались, пили чай со сладостями, ? рассказывает Лариса. ? Меня очень тронули теплота и доверие маленьких пациентов, ведущих неравную борьбу с тяжкими недугами».

Самый лучший папа

Рассказ о Ларисе Павловой будет неполным, если не посвятить хотя бы небольшую главку её отцу — Владиславу Максимовичу. Мама, Нина Серафимовна, рано ушла из жизни. Ларисе было тогда всего пятнадцать лет. И отцу пришлось брать на себя родительские обязанности «за двоих».

 

? Без помощи папы я бы не состоялась как художник. Он был и остаётся главным другом, помощником, советчиком, менеджером, организатором всех выставок и деловых контактов. Это он находит и покупает в магазинах подходящие материалы, ручки, карандаши, картон, пластилин и многое-многое другое. И далеко не любым карандашом я могу рисовать, далеко не каждый пластилин оказывается достаточно пластичным… Папа не жалеет эмоциональных и физических сил, чтобы найти именно то, что нужно. В детстве он создавал для меня рельефные картинки животных, а сейчас изготовляет необходимые приспособления для работы. И всегда он скромно остаётся в тени!

Владислав Максимович не только отец и многолетний менеджер Ларисы. Он автор небольшой, но очень познавательной книги ? «Палитра души», рассказывающей о творчестве незрячих художников. В своей работе В.М. Павлов предостерегает людей, лишённых зрения, «от стремления равняться в своём  творчестве на зрячих». По мнению автора, самое главное в искусстве ? не формальное сходство («совсем как у зрячего»), а самобытность, изящество и лёгкость. 

К незримому солнцу

«К незримому солнцу» ? так озаглавлена вышедшая в свет в 1939 году повесть незрячего писателя Бориса Розова, посвящённая первому незрячему художнику России Василию Нечаеву, творившему в начале двадцатого века.

Нечаев писал картины маслом, ориентируясь с помощью размещённой на холсте рыболовной сети и других вспомогательных приспособлений. Из-за собственных сомнений и отсутствия внешней поддержки он отказался от занятий художественным творчеством, от поисков «незримого солнца». Впрочем, Нечаев нашёл себя в общественной деятельности: в 1916 году он стал одним из создателей Всероссийского союза слепых… Во время нашей встречи Лариса Павлова упомянула о судьбе первопроходца и заметила с осторожным оптимизмом: «Хочется верить, что в наше время общественное мнение более благосклонно к незрячим творцам».

Существует ли внутреннее зрение? Действительно ли незрячие художники обладают им в большей мере, чем художники зрячие? Прощаясь с Ларисой Павловой, мне хотелось встретиться с ней снова. А на ум приходили строки Арсения Тарковского:

Найдёшь и у пророка слово,
      Но лучше слово — у немого,
      И ярче краски у слепца:
      Когда отыскан угол зренья,
      И ты при вспышке озаренья
      Собой угадан до конца.

Илья Бруштейн