Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кругосветка

ВЕК ЖИВИ — ВЕК УЧИСЬ

Сто лет назад в городке Уиннетка, что близ Чикаго, жил и работал преподаватель средней школы Уильям Аллан Хэдли. Но в 1915 году он внезапно ослеп в возрасте 55 лет. Подобный «сюрприз» мог бы деморализовать и молодого человека, полного сил и устремлений, а для пожилого это вообще должно было бы показаться началом конца. Но мистер Хэдли воспринял случившееся просто как очередное жизненное испытание и сразу озаботился тем, чтобы адекватно ответить на него. Прежде всего, он изучил систему Брайля и тем самым вернул себе возможность читать и заниматься умственным трудом. А потом он подумал о том, что должны же быть и другие люди, попавшие в такую беду, и что не все они знают, как с этим справляться. Значит, решил он, им надо каким-то образом помочь. Своими идеями он поделился с соседом, офтальмологом доктором Брауном. Тот не только горячо поддержал его намерения, но и вызвался оказывать практическое содействие. Вот так и зародилась Школа дистанционного обучения для людей с нарушениями зрения.

Поначалу особых амбиций у создателей Школы не было — предполагалось всего лишь обучать желающих системе Брайля по почте. И в 1920 году у них появился первый студент. Им стала незрячая женщина из штата Канзас (к сожалению, ни в одном из моих источников её имени не упоминается). Можно предполагать, что как бывший учитель мистер Хэдли сумел сразу же профессионально поставить дело в отношении методики и организации обучения, поэтому неудивительно, что начинание это оказалось более чем успешным. Вполне естественно и то, что со временем Хэдли и его соратникам захотелось обучать людей не только Брайлю, но и общеобразовательным предметам. А следующим шагом стало включение в программу предметов, способствующих социальной и трудовой реабилитации...

К 1941 году, когда мистер Хэдли ушёл из жизни, созданная им Школа обслуживала уже около восьмисот учащихся. Из гуманного и скромного начинания группы отзывчивых энтузиастов выросло настоящее серьёзное учебное заведение со штатом преподавателей и администрацией, поставивших себе целью средствами образования защищать интересы инвалидов по зрению и тем самым помогать им улучшить своё положение в обществе. Власти также не остались в стороне и помогли Школе с помещением и иной материальной поддержкой. Но основными источниками финансирования деятельности Школы были и остались пожертвования различных общественных организаций, фирм и частных лиц.

Как видим, у Хэдли и его помощников были все основания гордиться достигнутым, но и тогда они едва ли предполагали, во что, в конце концов, выльется их благородная инициатива. Ибо на сегодняшний день Школа Хэдли — единственный в своём роде  центр заочного обучения слепых, в котором, по последним данным, учатся около десяти с половиной тысяч студентов не только со всей Америки, но и из более чем ста стран мира. А в Китае уже появился филиал. Обучение ведётся по четырём программам: «Средняя школа», «Непрерывное образование взрослых», «Профессиональное обучение» и «Семейное образование». Школьная и профессиональная программы предназначены только для жителей Америки, а остальные  — для всех желающих. Общее же количество предлагаемых курсов уже приближается к ста тридцати. Вот самый общий перечень предметов: 12 разных курсов по изучению Брайля;  литература; математика; история; языки; экономика; бизнес; трудоустройство; забота о здоровье; что надо знать о глазах; собаки-проводники; растения в горшках; шахматы; грамотная самозащита от насильников; безопасность у себя дома и ещё много других, я уж и не вспомню. И ведь как они предлагаются! При зачислении человек в обязательном порядке получает полный каталог курсов, большинство из которых представлены в нескольких версиях в зависимости от принадлежности к той или иной программе. То есть каждый может выбрать практически любой приглянувшийся ему курс. Но и это ещё не все. Опять-таки большинство курсов предлагается в нескольких формах: по Брайлю, крупным шрифтом, на кассетах, по электронной почте и даже онлайн. А недавно появился специальный телефонный номер, по которому можно наговорить выполненное домашнее задание. Наверное, немаловажным для незрячих является и тот факт, что всё обучение совершенно бесплатное, студенты несут лишь почтовые расходы, да и те при желании и настойчивости можно значительно сократить или вовсе отвергнуть. Понятно, что использование компьютера полностью снимает данную проблему,  и это только наименьшее из его преимуществ…

В одном из первых номеров «Школьного вестника» за 2004 год была опубликована статья замечательного незрячего специалиста и просто очень умного и хорошего человека Бориса Мещевцева о Школе Хэдли, что и позволило мне стать её студентом. Я до конца дней моих буду благодарен и господину Мещевцеву (к огромному моему сожалению, не знаю его отчества), и редакции «Школьного вестника» за то, что они дали мне возможность хотя бы ненадолго отвлечься от презренной действительности нашего повседневного существования и прикоснуться к совершенно неизведанному и невероятно интересному миру новых знаний, незнакомых людей и истинно культурного общения, свободного от подозрительности, зависти и корысти. И если за последнее время я хоть чуть-чуть изменился к лучшему, то этим обязан исключительно данному опыту.

До середины февраля текущего года моя учёба в «Хэдли» двигалась весьма и весьма вяло, причём — и это самое обидное — вовсе не по моей вине, а только из-за всем известных «достоинств»  родной почты. Посудите сами: присылаемые из Америки материалы доходили дней за десять, максимум — за две недели, тогда как моих ответов учителям приходилось ждать по два, а то и  три месяца. Заявки на тот или иной курс я приспособился посылать факсом, и это здорово ускоряло дело, но отправлять так же уроки, сами понимаете, было бы очень уж накладно. Словом, эта наша почта сильно портила мне «музыку», да и перед американцами было очень неудобно, тем более, что они не позволили себе ни одного замечания на этот счёт. Так вот, за прошедшие семь лет мне удалось сдать лишь шесть курсов: «Английский Брайль третьего уровня», «Ранняя Америка в истории и литературе», «Персональная психология», «Самоконтроль при диабете», «Самоуважение и приспособление к жизни в условиях слепоты» и «Технологии доступа к компьютеру». Последний из этих курсов был мною выбран не случайно: я уже знал, что скоро у меня будет компьютер. И действительно, 13 января я впервые в жизни сел за него. Узнав об этом, председатель нашей РО ВОС Александр Яковлевич Романов выразил готовность устроить мою поездку в «Реакомп», но по некоторым причинам я счёл за лучшее с благодарностью отклонить это предложение. И теперь очень доволен своим поступком: во-первых, из-за таких пустяков едва ли стоило ехать в Москву, а во-вторых, своим отказом я сэкономил восовские деньги, которых и так всегда не хватает. Короче, как и Джеймс Галахер, статью которого я однажды перевёл для вас, компьютер я осваиваю самостоятельно. Только мне значительно легче, чем Джеймсу, поскольку в моём распоряжении оказался великолепный курс лекций Константина Бруля из Киева. Хочется выразить ему горячую признательность за эту серьёзную работу, написанную понятно, естественно и очень благожелательно. Кроме этого курса, я пользуюсь справочной системой программы JAWS и руководством по эксплуатации брайлевского дисплея. И то и другое у меня на английском языке, но это ведь не проблема для меня...

В связи с этим считаю нелишним небольшое отступление. В интервью нашему журналу Татьяна Павловна Савицкая высказалась в том смысле, что в нынешних условиях, чтобы чего-то достичь, незрячему необходимы, как минимум, компьютерная грамотность и знание английского. Быть может, кто-то скажет: «Подумаешь, Америку открыла, это и так понятно». Ошибаетесь. Её наблюдение гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, и вот почему: традиционные ниши для массового трудоустройства слепых находятся в стадии отмирания. Однако мы-то знаем, что хотим и умеем работать и можем приносить обществу реальную пользу, если дать нам соответствующие возможности. Но в том-то и дело, что эти возможности в подарок нам никто не преподнесёт, мы должны сами создать или заслужить их. А для этого нужно не возмущаться тем, что начальство почему-то не «рожает» для нас работы, и не предаваться чувствительным воспоминаниям о безвозвратно ушедших временах, а живее приспосабливаться к современным требованиям. И они таковы, что именно компьютер и доступ к глобальным информационным ресурсам дают нам хоть какой-то шанс на перспективное трудоустройство. Вот что хотела сказать Татьяна Павловна, если я правильно её понял. Во всяком случае, я лично твёрдо намерен попытаться найти работу, когда сочту себя достаточно подготовленным.

Итак, мне удалось за пару недель понять и усвоить базовые операции на компьютере. Это оказалось даже легче, чем я предполагал. Замечание умышленное, в расчёте на тех, кто хотел бы, но не решается приобрести компьютер. Ничего не бойтесь, всё можно понять и изучить. Поверьте, большинство из тех, кто с умным видом рассуждает о компьютерах и стращает нас многоэтажными терминами, на самом деле просто пускает пыль в глаза и самоутверждается. Любой дееспособный человек может легко овладеть управлением компьютером, и для этого совсем не обязательно куда-то ехать. Позвольте мне только дать вам один-единственный совет: не пытайтесь одну за другой запомнить команды управления. Вместо этого постарайтесь понять общие принципы работы системы. Их не так уж и много, и когда вы их поймёте, то запоминать вам придётся значительно меньше, потому что многое окажется само собой разумеющимся.

В феврале я подключился к Интернету, и с этого момента для меня, как говорится, началась новая эра. Прежде всего, я перевёл общение с «Хэдли» на электронную почту, в результате чего в течение одного месяца сдал два курса. Но мне и этого показалось мало, и с апреля я начал брать курсы в режиме онлайн. Не могу выразить, до какой степени мне нравится эта форма учёбы! Начать с того, что никаких материалов гонять туда-сюда не приходится. Заходите на сайт, вводите полученный от преподавателя пароль и вам выкладывают ваш курс, с которым можете делать что угодно в пределах здравого смысла, т.е. читать, перечитывать, просматривать и т.д. Он под завязку напичкан средствами навигации, поэтому легко и быстро можно попасть в любую точку содержания. Есть, конечно, и ссылка на страничку помощи, где можно выбрать, к кому обращаться: к учителю, компьютерщикам или в администрацию (первые два варианта мне уже пришлось испробовать). Прежде чем взять курс, можно запустить свой текстовый редактор и параллельно конспектировать то, что читаешь.  Каждый раздел текста снабжён контрольным заданием и практическими упражнениями, помогающими закрепить материал. А в конце урока помещено задание на отметку. В основном, такие задания оформлены по типу ЕГЭ, т.е. предлагается 10 или 20 вопросов, к каждому из коих дано на выбор несколько вариантов ответа. После заключительного вопроса появляется сообщение: «Сдайте работу. Кнопка…». Как только выполнили команду — сервер тут же выдаёт  результат, а копии отправляет и вам, и преподавателю по электронной почте. Я сдал уже два курса онлайн и сейчас работаю над третьим: «Интернет: сверх основ». Очень полезный курс. В нём рассказывается обо всех видах угроз и типах злоумышленников, как от них защищаться, грамотно искать информацию в сети,  удобно организовать путешествие, совершать покупки через Интернет и многое другое. Всего в этой форме предлагается десятка три курсов, но их число быстро растёт, так что на мой век хватит.

Помимо просветительской миссии, Школа Хэдли осуществляет исследовательскую, реабилитационную, культурную и информационную деятельность. Налажены творческие связи с университетами, в результате чего не только возрастает качество курсов, но, что особенно важно, формируется позитивное отношение к незрячим со стороны вузов. В целях реабилитации и интеграции незрячих Школа либо сама регулярно проводит конференции и семинары, либо принимает активное участие в их проведении. За прошедший месяц меня уже трижды приглашали поучаствовать в онлайн-семинарах, и я бы со всем моим удовольствием, но что делать — не могу: они устные. Высказаться я бы, пожалуй, сумел, но слушать — исключено. Я и по-русски мало что понимаю. А буквально первого июня  поступил запрос: мол, удалось ли вам с помощью наших курсов найти работу, и если да, пришлите, пожалуйста, сообщение об этом и фото, на коем видно, как вы работаете. Хочется отметить и то, что свою многообразную деятельность они не ограничивают пределами Америки, а стараются наладить контакты и в зарубежных странах. Недавно они откликнулись на предложение о сотрудничестве,  с которым к ним обратились учителя из Челябинской и Московской школ для слепых детей,  и при поддержке Госдепартамента США организовали визит своих преподавателей в Россию. Нэфиса Килз с большой теплотой рассказывает об этой поездке. «Ребята не хотели меня отпускать, и чувства наши были взаимными», — пишет она.

В заключение хочу выразить надежду, что мой рассказ показался вам интересным и содержательным, и что кому-то захочется последовать моему примеру. Дерзайте, и вы не пожалеете об этом. Для начала вам необходимо лишь самое минимальное представление об английском языке, чтобы вы и Школа могли понять друг друга, а в дальнейшем они обучат вас и языку: у них масса курсов для начинающих. Поступить туда могут и школьники старше четырнадцати лет. Вот контактная информация:

The Hadley School for the Blind

700 Elm Street

Winnetka, IL 60093-2554, USA

E-mail: info@hadley.edu

        Хамзат Цуров,

Астрахань