Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

          ТИФЛОМИР

            «КОНТАКТЫ» МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Потеряв зрение в детстве или в зрелом возрасте,  неминуемо сталкиваешься с утратой элементарной самостоятельности,  что наотмашь бьёт по нервам. Я падал в свою «непроглядную яму»  постепенно и всё-таки успел хоть немного «соломки подстелить»: в двадцать  лет я ещё передвигался без посторонней помощи, в двадцать пять  с трудом пытался совмещать подслеповатую ориентировку в знакомом пространстве с применением белой трости на выезде, а к тридцати годам  желание  использовать глаза прошло само собой — за ненадобностью. Вот так я и превратился в странника по радужной тьме, лишённого  счастья поглощать видеоинформацию.  В такой отчаянной ситуации оказываются очень многие поздноослепшие. Зрительное голодание лишает душевного равновесия и  заставляет принимать решительные меры или придавливает личность сознанием неодолимой беспомощности. Преодолеть тяжкий период привыкания и постепенного постижения суровых правил увлекательной игры под названием «Жизнь» помогло давнее умение понимать чужие чаяния и сопереживать им, как своим собственным.

Не следует переоценивать возможности глубоких инвалидов. Мы на самом деле можем далеко не всё! Впрочем, зрячие тоже не всемогущи! Слепым просто необходимы равные возможности для всестороннего участия в социально-экономической жизни общества. Крайне важно решить проблемы повсеместной безбарьерности и мобильности передвижения в экстремальных условиях мегаполиса. Подходящие условия для конструктивного диалога всех заинтересованных сторон есть далеко не везде, а уровень персональной ответственности отдельных индивидуумов частенько оставляет желать лучшего. Нужно заметить, что некоторые водители плохо выполняют свои профессиональные функции,  создавая огромные неудобства для всех законопослушных участников движения. Многие пенсионеры и гости города путаются, когда на маршруте отсутствуют толковые объявления, а ещё хуже, если он озвучивается  неправильно. От этого особенно страдают тотальники, для которых «сольный выход» в незнакомом пункте превращается в экстремальный рейд по пересечённой местности. Шофёрская небрежность может обернуться серьёзной бедой. Хорошо,  если найдётся отзывчивый и знающий прохожий, который сможет объяснить дорогу незрячему или проводит его до нужного дома. Автобусные, троллейбусные и трамвайные остановки частенько загромождаются палатками или припаркованными машинами, что провоцирует дорожно-транспортные происшествия. Почти каждый член ВОС попадал под колёса или сваливался на рельсы. Катастрофы нередко происходят прямо на пешеходных переходах или вообще на тротуарах.

 Принято считать, что самым травмаопасным видом транспорта является Метрополитен. На самом деле там всё находится на своих постоянных местах, а войти на эскалатор умеют все испытанные слепые ходоки. Мало кто знает, что в московской подземке мужской голос объявляет станции в поездах, следующих в центр, а женский — наоборот, при движении к окраинам. Это призвано способствовать быстрому определению нужного направления. Такая незаметная, но достаточно эффективная реабилитационная функция применяется десятки лет. Рельефные линии перед ступеньками  и шершавые полосы вдоль края платформ на некоторых станциях минимизируют степень риска. Гораздо опаснее пользоваться пригородными электричками, где нефиксированное положение дверей вагонов, а главное — огромные щели между ними и перроном становятся жутким препятствием для скитальцев с белыми тростями.

Дорогостоящие новомодные  плитки с выпуклыми полосками малоэффективны, тем более что их нельзя установить повсеместно.  Плохо подготовленные дорожные рабочие равнодушно «разукрашивают» асфальт невразумительными указателями, что лишь увеличивает трагичную вероятность свалиться на проезжую часть. Подавляющее большинство инвалидов не умеют ими пользоваться, а так как они слишком скользкие, не прощупываются  и не просматриваются под снегом или листвой, то стимулируют падения. Основными жертвами очередной «медвежьей услуги» являются женщины на высоких каблуках и «калики перехожии». Привычные бордюры и направляющие  из контрастно окрашенных труб намного лучше выполняют свои реабилитационные функции, а неприметные звуковые маячки позволяют «тёмным пилигримам» не сбиться с верного направления и найти вход в нужное здание или на остановку. Иногда авторитетные предприниматели или чиновники в интересах рекламы на пересечениях людских потоков устанавливают стационарные радиотрансляции. Они даже не подозревают, что тем самым обеспечивают слепых и слабовидящих надёжными ориентирами.

  Из-за неистребимого ужаса остаться наедине с гибельными «мелочами» повседневности, тысячи незрячих жителей мегаполисов становятся заложниками своих недугов. Десятилетиями маясь в ограниченном пространстве комфортабельных узилищ, они обрекают себя на самоизоляцию. На перегруженных улицах  горожанам с дефектами зрения порою очень неуютно. Львиная доля изнурительных тягот сохраняется при попустительстве зрячих, которым следовало бы добросовестнее выполнять свои должностные обязанности. Ответственным лицам  иной раз просто некогда проявлять минимальную заинтересованность в насущных нуждах «убогих» и элементарную гуманность. Коренным образом изменить нетерпимое положение должны  активисты организаций инвалидов, а также социально ориентированные бизнесмены и чиновники новой формации. Лишь общими усилиями удастся сделать каждый крупный город безопаснее и приветливее, а главное — улучшить взаимопонимание между различными компонентами социума. Поступательное движение в данном направлении уже заметно, хотя дебютные удачи пока носят «точечный характер».

Разумеется, уже несколько лет функционирует общемосковская служба социального такси, где час поездки стоит всего 210 рублей. Она достаточно успешно работает на базе Второго автобусного парка и курируется ВОИ. Интересно, что совсем недавно Северо-Восточный административный округ обзавёлся автономным «Доступным транспортом» с такими же расценками. Насколько знаю, ничего подобного в других районах пока нет. Это и не случайно, ведь именно там создана уникальная атмосфера поддержки социальных инициатив и благотворительности. Хотелось бы, чтобы архиположительный пример «конкуренции на благо маломобильных слоёв населения» получил  максимально широкое распространение. Данный эксперимент в пропаганде не нуждается — местных клиентов и так хватает. Я даже не стану указывать соответствующий телефон для справок, просто подчеркну, что проект позволяет добираться в самые отдалённые уголки Москвы и области, способствуя своевременному и комфортному посещению медицинских учреждений и административных зданий, реабилитационных,  торговых, развлекательных или спортивных объектов. Теперь достойное трудоустройство многих незрячих  жителей СВАО не будет  напрямую зависеть от транспортной досягаемости инфраструктуры, что поможет налаживанию личностных и деловых отношений между инвалидами и остальными россиянами.

Оригинальную деятельность по льготному оказанию адресных услуг развивает РООИ «Московский городской клуб инвалидов «Контакты-1». Его  достижения хорошо известны в Комитете общественных связей и Департаменте социальной защиты населения Москвы. Финансовый потенциал этой неправительственной общественной организации формируется за счёт целевой бюджетной поддержки со стороны органов исполнительной власти различных уровней, грантов и  пожертвований от частных «доноров». Коллектив единомышленников возглавляет кандидат социологических наук Екатерина Никифоровна Ким, на  собственном опыте познавшая гнёт тяжёлой инвалидности. На протяжении двадцати лет «Контакты» с окраины столицы содействуют комплексной адаптации и профессиональной ориентации инвалидов, качественно улучшая положение маломобильных граждан. На практике реализован целый ряд полезных начинаний. Проект «Доступный транспорт», пожалуй, самый значимый из них. С нынешней весны к нему приобщились и тотальники, работающие в ИПТК «Логосвос».

  Начальник центра экспериментальной и оперативной тифлополиграфии Александр Борисович Петров охотно поделился своими впечатлениями. Ему есть с чем сравнивать: «Раньше было крайне сложно дозвониться до диспетчера социального такси. В «Контактах-1» процедура упростилась, а главное — можно сделать заказы  сразу на месяц вперёд. При этом постоянному клиенту машина предоставляется в удобное время, вследствие чего  частично удаётся «обмануть» жуткие московские пробки. Проблемы «слепецкого опознания» нужного автомобиля и «блуждания по маршруту» отпали сами собой, потому что нас обслуживают знакомые «ассы», обычно проживающие поблизости. В «Доступном транспорте» после четверти часа поездки идёт исключительно поминутная оплата, а прежние перевозчики округляли суммы  до  минимальных номиналов талонов, которые ещё надо было приобрести. Оказалось, что и рассчитываться наличными намного удобнее, впрочем, отдавать «живые» деньги всё-таки психологически сложнее, зато выгоднее. Кстати, удивляет странная  дискриминация: недавно на магистралях столицы появились выделенные полосы для общественного транспорта, но если ими отваживаются пользоваться «социальные» водители, то их почему-то штрафуют. Ситуацию не меняет даже присутствие в салоне пассажира с инвалидностью. — В заключение незрячий специалист посетовал: — Жаль, что воистину безбарьерная среда обитания, по-видимому,  формируется лишь на ограниченном пространстве столичной окраины, но ведь никому не запрещается перенять опыт энтузиастов с берегов Яузы!»

               Владимир Бухтияров