Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Женский вопрос

ДЕВИЧНИК

Слова: «рахмат», «мерси», «спасибо» —

Единым смыслом сплетены.

Благодарите чаще, ибо

Все интонации важны.

Сторицей может возвратиться

В кошмар обрушенная ночь:

Чужою болью насладиться

Гораздо легче, чем помочь…

  

Разумеется, цифры учёта постоянно колеблются, не исключая некоторую процентную погрешность, но ключевые позиции сохраняют тенденцию долгосрочного постоянства. Это касается и демографических показателей. Всего членами ВОС в настоящее время являются примерно 213 тысяч граждан России, насчитывается 74 региональных и вдесятеро больше местных организаций. Естественно, что в сплочённых рядах незрячих, так же как и вообще  в населении нашей страны,  преобладают женщины. Для доказательства достаточно вспомнить знаменитые строчки реалистичного хита полувековой давности: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят…» С тех пор ситуация лишь усугубилась. У россиян преклонного возраста диспропорция удручающая, а ведь именно ветераны образуют устойчивое большинство Общества слепых. Теперь соотношение мам и пап, бабушек и дедушек, в лучшем случае, десять  — к восьми!

   На капитанских мостиках МО находятся три сотни достойных кавалеров, а руководящих дам в полтора раза больше. Если сюда добавить зрячих и слабовидящих секретарей или, точнее, секретарш организаций, то получится  четырёхкратное превосходство вечно молодых умниц и красавиц, которые, как правило, самозабвенно служат делу всесторонней реабилитации инвалидов по зрению. Обаятельные  подвижницы стараются «не за страх, а за совесть», ведь сравнительно скромные зарплаты не могут компенсировать гигантские затраты эмоциональной энергии, но искренняя благодарность многочисленных «соратников по борьбе с недугами и стрессами», а главное — подлинная роскошь человеческого общения являются для них могучим стимулом, подпитывающим  душевное силы. Они выполняют свой долг, невзирая на изнурительную тягостность будней, бытовые неполадки и обидную несправедливость, которые тоже щедро выпадают на их долю как бы в нагрузку. Для восовских лидеров «первичного звена» важнейшими качествами являются отзывчивость мудрого и универсального наставника, уважительное отношение к подопечным и самоотверженная терпимость к их слабостям. Данные особенности общения играют решающую роль в создании комфортной, можно сказать, семейной обстановки внутри хрупкого коллектива людей с  ограниченными возможностями здоровья. Доброжелательность и понимание «товарищей по несчастью» многим восовцам действительно помогает выжить.  Местная организация зачастую становится для них комфортным пристанищем, а порой и надёжным укрытием. К сожалению, до сих пор десятки тысяч   незрячих обходят стороной Всероссийское общество слепых, оставаясь уязвимыми одиночками в бурном море современных социальных бурь. Некоторые наши «тёмные» соотечественники вступают в другие организации инвалидов, в том числе региональные. Это только усугубляет тупиковость проблемы невольного слепецкого индивидуализма и разобщённости. Такое тревожное положение тоже призваны исправлять бюро местных организаций, что требует времени и особого дара создания атмосферы человеколюбия и взаимопонимания.

Деятелям республиканского, краевого или областного значения тоже необходимо уметь сопереживать. Они просто обязаны быть в курсе повседневных чаяний незрячих, вникая в самую суть и своевременно принимая выверенные решения. Только на этом уровне сразу бросаются в глаза коренные изменения в персоналиях, потому что среди руководителей РО ВОС львиная доля приходится на матёрых представителей сильного пола. Так уж повелось испокон веков, что проникшие в русский язык западноевропейские заимствования — «председатель», «директор», «министр», «капитан» и тому подобные — принято употреблять в мужском роде. Впрочем, в  художественной литературе иногда встречаются слова: «председательницы или директрисы», несущие ярко выраженный ироничный смысл, а «министершами и капитаншами» обычно называют  супруг высокопоставленных чиновников и офицеров.

  Всё-таки следует признать, что  сравнительно  недавно ситуация стала потихоньку меняться. Наблюдается увеличение влияния прекрасной половины человечества. На самом деле именно «слабые женщины» правят миром, но тщательно это скрывают, чтобы не обижать «дорогих мужчин», ведь они «очень ранимые…» К сожалению,  число «деловых леди» на ответственных постах лишь немного превосходит четверть списочного состава. Кстати, активных лидеров «незрячей молодёжи» в возрасте до пятидесяти  лет наберётся примерно столько же. В ходе недавней отчётно-выборной кампании «золотой фонд» кадров значительно обновился, но вряд ли следовало рассчитывать на революционные изменения. Видимо, широким массам россиян хочется стабильности, к тому же процесс «воспитания достойного резерва» длителен и кропотлив. Профессионально подготовленный, надёжный и современно мыслящий «командир производства» или общественный деятель, опытный тифлопедагог или психолог на социальном рынке «товар штучный и очень дефицитный», особенно в инвалидной среде. Личность председателя РО должна в значительной мере объединять в себе признаки всех  этих специалистов, а значит, подобрать подходящую кандидатуру архисложно.

УРАЛОЧКИ

    Действительно, трудная «работа незрячими рулить», как и положено, главным образом достаётся мужчинам. За редким исключением так происходит в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, зато в Уральском федеральном округе, в состав которого входят Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, всё совершенно иначе: в тамошнем председательском «корпусе» постепенно сформировался полнейший матриархат.

  В Центральном правлении ВОС всего 3 дамы, в том числе как раз две — уралочки. Именно так президент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин любит называть Татьяну Павловну Савицкую и Мавзилю Ахмадеевну Юдину, которым  доверено представлять инвалидов по зрению нашей страны  на Генеральной ассамблее Европейского Союза Слепых. Она пройдёт на территории Дании в середине октября. Если не учитывать переводчиков, то официальная делегация ровно наполовину будет состоять из женщин.  

  Зарождалась «дамская гегемония» весной 1991 года, когда по предложению уходившего на заслуженный отдых А.В. Пологова, который был её предшественником, М.А. Юдина оказалась в числе шести кандидатов на пост председателя правления Свердловской областной организации ВОС. Неожиданно, прежде всего, для самой претендентки, поданных за неё голосов с лихвой хватило для избрания на ответственный и беспокойный пост. Ровно 20 лет спустя ситуация повторилась в пятый раз, теперь уже  на безальтернативной основе. У восовской «хозяйки Урала» жёсткий характер и недоброжелателей хватает, тем не менее, ни один мандат не был поднят «против».

  Благодаря активной жизненной позиции, опытная управленка успешно проводит большую работу по защите прав инвалидов, направленную на их реабилитацию и интеграцию в общество. В 1997 году она явилась инициатором организации женского движения во Всероссийском обществе слепых и в настоящее время возглавляет соответствующий Совет при Центральном правлении. С октября 2001 года М.А. Юдина является полномочным представителем президента ВОС по Уральскому федеральному округу. Разумеется, А.Я. Неумывакин не случайно доверил ей координацию деятельности четырёх  региональных организаций.

  Сейчас Свердловская РО является одним из «непотопляемых флагманов» восовской «эскадры». В многонациональной команде насчитывается почти 7 тысяч членов, что позволяет уверенно входить в шестёрку крупнейших «подразделений» и решать непростые стратегические и тактические задачи на благо инвалидов по зрению. Кстати, в ней на 26 местных организаций приходится всего 4 председателя сильного пола.

  Современная бизнесвумен практически всегда добивается результата, работая без скидок на усталость и хвори. Это у неё, видно, в характере: обязательно быть в центре событий и на хорошем счету. На рубеже веков феноменальной восовке присвоено почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации», а 5 лет назад она награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Уроженка глухой башкирской деревни  Бакрак отличается целеустремлённостью и поневоле привыкла опираться на собственные ресурсы, правда, всегда говорит, что ей Аллах помогает!

ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА

  

  Родным языком для человека является тот, на котором он думает. Только вот как определить национальную приоритетность, если  Мавзиля Ахмадеевна Юдина сейчас даже не замечает, на каком наречии мыслит? Скорее всего, данный процесс объединяет сразу тюркские и славянские корни, обогащая их взаимопроникновением, но так было далеко не всегда.

  Последнего ребёнка сорокачетырёхлетняя Хасиба Хасанова родила 14 января 1949 года. Главный кормилец бедной многодетной семьи умер, когда младшенькая была ещё  грудничком. Детство Мавзили прошло в башкирской глубинке, поэтому девочка рано привыкла выполнять  повседневную крестьянскую работу, пожалуй, ещё с тех пор приобретя упорство, выносливость, деловитость и аккуратность. Во время тяжёлой болезни мамы, которая сама была знаменитой народной целительницей, тогдашняя шестиклассница умело ухаживала за ней, так как старшие братья и сестра уже жили отдельно. Хасиба очень не хотела расставаться с дочкой, но когда  у неё стало резко падать зрение, решительно продала единственную корову, чтобы отправить любимицу в село Табынск. Там находилась школа-интернат для слабовидящих детей.

  Мавзиля Ахмадеевна вспоминает: «Мама у меня — башкирка, а отец — татарин. Так же как и практически все односельчане,  они были «двуязычными». В деревне у нас школа была национальная. Русский язык — всего два урока в неделю, я знала, может, полтора десятка слов. В интернате поначалу тяжело  приходилось, потому что все  по-русски говорили, а я почти ничего не понимала. Выручила моя дальняя родственница, работавшая там сторожихой, которая однажды подвела ко мне незнакомую девочку и объяснила, что она знает по-татарски и будет шефствовать надо мной. Через юную посредницу начала общаться с преподавателями и ребятами. Вскоре привезли из дома башкирские книги. Так и занималась: с одной стороны были учебники по всем предметам на родном языке, а с другой – на русском. Я попросту  зубрила, иначе не получалось, а хотелось сразу учиться хорошо. По математике я сперва посчитаю по-башкирски, а потом только перевожу на русский, вот так по каждому предмету. После уроков часок погуляю и снова за чтение, а если чувствовала, что подготовилась плохо, вставала в пять утра. На память не жаловалась. Если я дважды страничку прочитала, могла воспроизвести текст от слова до слова…»

 

СТАНОВЛЕНИЕ

  Характер юной Мавзили формировался в детстве, когда она полной мерой хлебнула трудностей и лишений. Неласковая доля сироты, которая вынуждена приспосабливаться к непривычным и даже чуждым условиям окружающей среды, сделала её одновременно гибкой и твёрдой, уступчивой и решительной. Слабовидящая девочка рано повзрослела и приступила к покорению, казалось бы, недоступных  вершин. Через полвека, уже став бабушкой, она поделилась воспоминаниями о времени проб и ошибок, страшных потерь и счастливых обретений:

  «После смерти мамы, родственники звали меня жить с ними, но я отказалась, заявив, что отчий дом не брошу. К счастью, интернат находился всего в сорока пяти километрах от него. Каждые каникулы я приезжала на малую Родину, да ещё привозила с собой подруг. Сестра меня поддерживала, давала продукты. Тогда  меня очень угнетало то, что у  ребят в старших классах появлялись карманные деньги. Они покупали всякие вкусности, безделушки  и полезную мелочёвку, а я – нет, берегла каждую копеечку, получаемую от родни. Средств и так едва хватало на самое необходимое. На каникулах старалась подработать. После окончания краткосрочных курсов заведующий складом хлебоприёмного пункта взял меня лаборанткой. Три сезона принимала машины, подходившие одна за другой, брала пробы зерна и определяла влажность, а ещё приходилось взвешивать  и подсчитывать груз. Хоть и маленькая была, а от меня многое зависело, в общем, чувствовала  ответственность».

  Жизненные обстоятельства заставили покинуть родные места. Отважная девушка сделал важный шаг навстречу неведомому.

  «Табынские 9 классов меня не устроили, поэтому перебралась в далёкую Верхнюю Пышму. Там слепым и слабовидящим давали полное среднее образование. Направления туда добилась с большим трудом. Посодействовал  районный Совет, уважаемым депутатом которого когда-то была Хасиба Шаймухаметовна Хасанова. Ведущее учебное заведение союзного значения формировало крепкую базу знаний. Кстати, именно там познакомилась с будущим мужем — Василием Юдиным из Томска и обзавелась вторым именем — Мария, которое прижилось, всё-таки не заменив полученное в младенчестве. Для себя тогда уже решила, что обратно в деревню ни за что не вернусь. В новом коллективе я была тихой и без особого азарта выполняла отдельные комсомольские поручения. Мне пришлось сосредоточиться на учёбе, ведь хотелось успешно окончить школу, чтобы уверенно встать на ноги и обрести материальную самостоятельность. — Продолжает документальное повествование Мавзиля Ахмадеевна. — После десятого класса я месяц проходила практику на Ревдинском учебно-производственном предприятии ВОС. Там очень понравилось: много молодёжи и относятся к новичкам по-доброму. Есть перспективы роста и на жильё можно рассчитывать. Получив  аттестат, пришла в цех обжига выводных концов катушки дросселей. Вот тут-то и проснулась до поры до времени дремавшая во мне общественная  активность: стала регулярно выступать на конференциях и собраниях, в том числе и с критикой порядков на УПП. Что касается отношений в бригаде - конфликтов не припомню.  Рабочие были, в основном, преклонного возраста, а жили неподалёку. Я могла запросто к любому заглянуть «на огонёк», чтобы помочь по хозяйству или в магазин проводить, была палочкой-выручалочкой. Когда меня переводили на новую должность, помню, многие сожалели…»

  В разгар перестройки активистка из крестьян была избрана членом правления Свердловской областной организации и задания, которые получала как член президиума, всегда исправно выполняла. Сейчас М.А. Юдина, кроме всего прочего, член Совета по делам инвалидов при губернаторе Свердловской области и такой же статус имеет в коллегии при региональном министерстве социальной защиты населения. Она по нескольку раз в год объезжает подопечную территорию, встречается с восовцами, выслушивает их просьбы и по возможности старается помочь. Не имея права на слабость, женщина с лидерским характером требовательна к себе и своим подчинённым. Она человек очень обязательный, к достойным людям относится с большим уважением и умеет быть благодарной.

  М.А. Юдина регулярно выступает в печати  и благодаря её усилиям в первую субботу каждого месяца на «Радио Урала» выходит специальная передача «Надежда», которую  ведёт Ольга Дерябина. Известная журналистка с восхищением вспоминает: «В середине  девяностых Мария Ахмадеевна писала, билась, требовала, но её не хотели понять. Вот и пошла она на крайнюю меру: буквально с нашего прямого эфира направилась в Белый дом, чтобы там начать экстремальную акцию в знак протеста против ущемления прав незрячих и предприятий ВОС, которых  лишали положенных льгот! Слава Богу, обошлось тогда! Услышав по радио о намерении председателя региональной организации начать бессрочную голодовку, чиновники «забегали быстро-быстро». В итоге появилось постановление правительства Свердловской области по поддержке предприятий Общества слепых и инвалидов по зрению».

           ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

  Будучи признанным корифеем восовской деятельности на Урале, Мавзиля Ахмадеевна продолжает любить сцену и неповторимую ауру массовых мероприятий, на которых теперь обычно является ответственным докладчиком или почётным гостем. Впрочем, когда выдаётся свободное время, хлебосольная хозяйка и душа компании до сих пор любит танцевать, петь и общаться в непринуждённой обстановке. Это и понятно, ведь у деревенской девчонки всегда наблюдалась склонность ко всем проявлениям народного творчества. В Ревде недавняя школьница сразу же записалась в танцевальный кружок, скоро пробилась в солистки и начала выступать, а через несколько лет талантливой звёздочке местного масштаба предложили стать заведующей клубом. Тогда-то, по мнению некоторых «знатоков человеческих душ», девушка «таранного типа» впервые вознеслась не по чину, о чём даже и не подозревала.  Подобные нелестные оценки сопутствуют практически любому выдвиженцу, особенно в  коллективах инвалидов. Избежать кривотолков невозможно, будь ты хоть ангелом во плоти, а простому смертному тем более. Три года Мавзиля продержалась на беспокойной должности, а потом попросилась обратно в цех, где стала мастером смены, а в  1989 году вновь возглавила местный «творческий очаг» и поступила на заочный факультет Челябинского института культуры. Выйдя из самой гущи народных масс, она жадно тянулась к знаниям и, в конце концов, выстрадала диплом методиста-организатора, а затем стала и профессиональным тифлореабилитологом, окончив без отрыва от работы Санкт-Петербургский  педагогический университет имени Герцена.

  Двигаясь по материнским стопам, Лариса Юдина в  своё время сдала экзамены в училище культуры, а затем в тот же вуз в городе на Неве. По семейной традиции она руководила ревдинской художественной самодеятельностью и клубом в целом, а потом несколько лет была заместителем  директора по социальным вопросам родного предприятия. Теперь она занимает одноимённую должность в КСРЦ,  развивая социокультурную реабилитацию  в Свердловской области. За плечами её дочери Марии, которую назвали в честь бабушки, престижный колледж, а в  данный момент юная бизнесвумен «грызёт гранит науки» в Уральском Горном университете. Несомненно, два образования помогают деятельным дамам справляться с повседневными заботами универсального управленца или администратора. Кроме того, отличительной чертой всех троих является преданность искусству, которая  зарождалась в клубе Ревдинского УПП. Здесь прослеживается определённое дежавю. Мавзиля танцевала на смотре на шестом месяце беременности, а Лариса весь срок ходила на вокальные репетиции, да и Мария буквально с молоком матери впитала дух рампы, став отличным организатором праздников для друзей и близких, чем и сегодня иногда занимается в свободное время.

  Вообще, представительницы трёх поколений Юдиных очень разные: вдумчивый ислам незрячей Мавзили Ахмадеевны, умеренное православие тотальницы Ларисы Васильевны и крещённая неопределённость зрячей Машеньки сплетаются в тугой узел дружной семьи, где все не на показ, а искренне заботятся друг о друге. Старшая в роду предпочитает отдыхать на даче, поближе к природе, копаясь в земле для собственного удовольствия. Средняя с удовольствием откочёвывает к морю, через силу заставляет себя крутить педали на тренажёре, а самое большое наслаждение получает, когда её пение находит отклик у взыскательной публики. Младшая обожает укрощать норовистые  автомобили и носиться на сноуборде по крутым склонам. Пожалуй, лишь в любви к свободе они единодушны!

  Конечно, для полного счастья и даже просто нормального существования только работы и учёбы – маловато будет. Необходимо постоянно чувствовать поддержку близких друзей и родственников, поэтому семья играет огромную роль в судьбе любой женщины. Так уж получается, что в данный момент рядом с Юдиными мужей уже или пока нет, но, несмотря на это, они по праву могут гордиться своим «девичником». Хотелось бы, чтобы у этой «чисто женской ячейки общества» находилось побольше поводов для хорошего настроения, потому что внутреннее состояние каждого активно влияет на душевный комфорт всего общества.

Не скрою: хочется порою

Пройти по краешку любви,

Даря случайному герою

Порывы лучшие свои.

Мечты туманны и красивы,

Но понимаешь в свой черёд,

Что ныне даже перспективы

Оплату требуют вперёд!

           Владимир Бухтияров