Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Творческая высота

«МНЕ С СОБОЙ ХОРОШО»

О себе и своей жизни рассказывает музыкант из Ленинск-Кузнецкого Виктор Куратов.

Виктор Кузьмич, Ваши слова,  которые я  вынесла в заголовок, понравились мне не только  афористичностью, но и отражением  самодостаточности, внутренней гармонии, которую Вы выстроили и с которой идёте по жизни. Прекрасный повод порассуждать на эту тему.  Но сначала давайте  поговорим о Вашем «звёздном» часе. В этом году Вы заняли первое место  на международном конкурсе «Филантроп» в номинации «Композиторы». Чем стала для Вас эта награда?

— В какой-то мере неожиданностью. Представляя  свои работы, я просто хотел проверить себя. Думал, попробую. Может, что получится. Даже предположить не мог, что мне дадут первую премию. А в Вербное воскресенье, когда я только-только вернулся с очередного концерта, в моей квартире раздался звонок. Звонила однокурсница из Магнитогорска: «Витёк, поздравляю». Я не сразу понял, о чём речь. А она говорит: «У тебя первая премия на «Филантропе». В Интернете выложили информацию».

— Но ведь для участника конкурса неожиданность, как правило, ожидаемая закономерность, за которой, образно говоря, уже «тонны наработанной руды». Композитор, пробуя себя в подобном состязании, уже чувствует, чего можно ждать. Разве не так?

 — Я не  композитор  в привычном понимании этого слова. То есть, не посвящаю всё своё время сочинению музыкальных произведений. У меня  разные ипостаси: и педагогическая, и концертмейстерская, и исполнительская деятельность. Интенсивно работаю как аранжировщик. Собственных произведений у меня не очень много. Но на один концерт из двух отделений хватит. А некоторые имеют  несколько сборников. Так что я действительно не знал, чем обернётся эта попытка. Вот мой конкурент из Перми, тоже инвалид по зрению, Виктор Романов, с которым мы разделили победу, настоящий профессионал. Он работает в разных направлениях — от шансона до классики, пишет звуковое сопровождение к фильмам.  Меня же можно назвать любителем, хорошо владеющим законами жанра. Но соревновались мы с ним на равных. И для меня было большой радостью оказаться на одной ступеньке с ним. Кстати, на второе и третье места в нашей номинации члены жюри никого  не предложили... А на предыдущем конкурсе в 2010 году у композиторов вообще не было наград.

  Такие строгие судьи?

— В общем-то, да. Помню, участница из Сочи на «свободном микрофоне» уже после вручения сертификатов  высказала пожелание увеличить количество  премий, не жалеть их для людей с ограниченными физическими возможностями. На что ей представители оргкомитета ответили: творчество претендентов оценивается без скидок на инвалидность. Иначе статус конкурса понизится.

Какая же у Вас музыка, что вот так, с первого захода, покорила жюри?

— Разная. Но в основном инструментальная. Я пишу циклические произведения для баяна, аккордеона, народных инструментов. На «Филантроп» представлял театральные эскизы из трёх частей,  пьесу для оркестра,  две песни и два произведения для учащихся  школ. Исполняли их наши кузбасские музыканты из муниципального городского оркестра и оркестра Ленинск-Кузнецкого сельского района. Думаю, победить мне помогло и  то, что я подавал  работы, уже проверенные временем. В этом смысле я счастливый человек, потому что никогда не пишу в стол. У меня так складывается жизненная ситуация, что всё написанное  тут же могу опробовать в тех коллективах, которыми руковожу. Особенно это касается учащихся музыкальной школы.

— Как проходило награждение?

— Это было 26 мая в галерее скульптора Зураба Церетели. Лично мне сертификат на премию вручал известный саксофонист, заслуженный артист РФ Алекс Новиков. Присутствовал и сам Зураб Константинович. Было много гостей. Обстановка торжественная. После награждения состоялся гала-концерт.

— Но Вы ведь не новичок на «Филантропе»?

— Два года назад мне уже довелось пройти через подобную процедуру. Вокальный коллектив нашей местной организации «Калинушка», которым я руковожу, на «Филантропе» занял третье место в номинации «Народное пение». И тоже с первого захода. Тогда на конкурс нас буквально вытолкнул департамент культуры. И как оказалось, не зря.

Две победы подряд. Прекрасный результат! Вы прославили свой город. Вошли в его историю как первый музыкант, выигравший этот престижный международный конкурс. Каковы Ваши ощущения?

— Когда мы разъезжались из Москвы после награждения,  я сказал коллегам: «До встречи в 2014 году». Мечтаю поучаствовать в конкурсе ещё раз уже как исполнитель. Почему бы нет?

Что ж, удачи! Говорят, «Бог троицу любит». А теперь, Виктор Кузьмич, самое время спросить Вас о том, как музыка вошла в Вашу жизнь.  С чего началось увлечение ею?

— Я родился в Кемерове в 1955 году. Моя мама работала на местной ГРЭС. Отец — гастарбайтер из Молдавии, который приезжал в наш город подработать. Он «произвёл» на свет меня и спокойно уехал на родину. Я его никогда не пытался разыскать и зла на него не держу.  Зрение у меня плохое с детства. Сейчас нет даже светоощущения. Причина — атрофия зрительного нерва. Я   учился в спецшколе для слепых и слабовидящих детей Ленинск-Кузнецкого. Жил в интернате. Когда мне исполнилось 10 лет, умерла мама.  Я остался круглым сиротой. На следующий день после похорон коллеги мамы с ГРЭС подарили мне баян с гравировкой «На память Вите от мамы. 5 января 1966 года». Она знала о моём желании научиться играть на баяне, копила деньги, но купить не успела. Это было в январе, а в сентябре я уже  на слух исполнял все  популярные песни того времени. Через год поступил в музыкальную школу. Меня сразу приняли во второй класс. Я не расставался со своим любимым баяном. Со временем он, правда, потерялся. Зато  потом я приобрёл два других — точную копию «маминого». До сих пор с удовольствием играю на них в кругу друзей.  Затем было Курское музыкальное училище, которое окончил в 1975 году с «красным» дипломом.  А позже, после 12 лет практической работы  в своей родной музыкальной школе, отучился на заочном отделении Иркутского педагогического института  и получил специальность «Учитель музыки и пения, дирижёр хора».  В эти годы много занимался аранжировкой. Хорошая теоретическая подготовка позволяла редактировать музыкальные произведения различных авторов. Меня даже в шутку называли «врагом всех композиторов».

— Ну, а своё когда захотелось написать?

 —  Классе в шестом. Это были пьесы для баяна. Мы разучивали их с друзьями, исполняли на концертах. Музыка шла из сердца. С конкретной жизненной ситуацией я тему не связывал. Мне просто хотелось сказать что-то своё. В душе рождались  различные музыкальные образы, и я пробовал  объединить их. На мой теперешний взгляд, эклектизм получился.

Наверное, первые опусы были грустные? Ведь Вы росли в интернате, без родителей...

— Наоборот, очень даже бодрые! Несмотря на интернатовское детство, у меня всегда был светлый взгляд на жизнь. Он сохранился до сих пор. Многие люди в моём положении впадают в депрессию. А я реалист. И мои сочинения — такие же. Они настраивают на позитив. И судя по всему, это ценится.   Работая в Центральном дворце культуры концертмейстером, много писал театральной музыки, а также для хореографических постановок. Меня просили, и я не отказывал. Люди  были  довольны тем, что я делаю.

— Говорят, Вас заметил и благословил известный музыкант, автор телепрограммы «Играй, гармонь» и её ведущий Геннадий Заволокин?

— С Геннадием Дмитриевичем мы познакомились в 1997 году в Новосибирске на фестивале, посвящённом 100-летию со дня рождения известного незрячего баяниста Ивана Ивановича Маланина. Ему понравился оркестр народных инструментов детской музыкальной школы,  которым я руководил. Выступления показали по Первому каналу ТВ, нас увидела вся Россия. После смерти Геннадия Дмитриевича сюжет для ТВ о нас подготовила его дочь Настя.

— Расскажите о других важных моментах в Вашей творческой деятельности.

— В 2004 году я получил звание Заслуженного работника культуры РФ. Представлял меня департамент культуры по совокупности достижений. Рассматривали вопрос очень долго.  О результате я узнал в Чебоксарах на очередном фестивале. Приказ о присвоении звания подписан В. Путиным. В 2006 году я стал лауреатом губернаторской премии в области  концертмейстерской и исполнительной деятельности  имени Николая Капишникова. Это легендарный в наших краях человек. В глухом  сибирском посёлке Мундыбаш он создал школьный оркестр русских народных инструментов, который занял достойное место в музыкальной жизни Кузбасса.  Главным моим конкурентом на этом конкурсе был дирижёр Кемеровского областного симфонического оркестра Линь Тао. Но коллегия департамента культуры Кемеровской области победу присудила мне.

— Знаю, что команда «КИСИ» местной организации, в которой Вы являетесь членом бюро и отвечаете за культмассовый сектор,  в прошлом году в Красноярске на межрегиональном конкурсе заняла втрое место. В этом же тоже есть Ваша заслуга?

— Это заслуга, прежде всего,   председателя МО ВОС Натальи Петровны Балашовой и её энергичных помощников. Она создала одну из  лучших организаций в Кузбассе. Здесь люди  умеют жить интересно, получают специальность, находят работу.   В небольшом городе со 100-тысячным населением —  четыре  востребованных незрячих адвоката, несчётное количество действующих массажистов, много музыкантов. У нас действительно замечательная команда «КИСИ». Правда, поначалу успехов не было. А вот в Красноярске мы стали вторыми. Я готовлю музыкальную часть программы.  На вопросы отвечают другие участники.

Ранее Вы сказали, что имеете также специальность дирижёра хора и  в одном из коллективов являетесь его помощником. Доступна ли эта сфера человеку без зрения?

— В моём случае, нет. Я не дирижирую. А говоря о помощнике, имел в виду совсем другое. У нас в городе есть муниципальный оркестр, дирижёром которого является  директор музыкальной школы Виктор Яковлевич  Денцель. Я занимаюсь репертуарной политикой в этом коллективе.  В определённом смысле я — второй руководитель оркестра, а не помощник дирижёра.

Вы в Кузбассе востребованный музыкант. У Вас шесть мест работы. Я поняла, что все народные оркестры города и района — Ваши. Как Вы везде успеваете?

—  У меня каждый день расписан по минутам. Время чётко сконцентрировано. Стараюсь  никогда и никуда не опаздывать. Нельзя забывать и о том, что у меня работа творческая.  То есть в одном месте я могу месяц не появляться, а потом неделю оттуда не вылезать. Конечно, случаются накладки, когда  одновременно надо быть в двух разных местах. Но выход всегда можно найти.  В таком режиме работаю около 30 лет.  Пока предложения не превышают возможности. Вот и  сейчас для обучения  компьютерной  грамотности я выбрал «Реакомп», а не Бийский центр,  ориентируясь на свой рабочий график. Курсы в Бийске планировались на август, а у меня в этом месяце  грандиозный праздник, посвящённый Дню шахтёра,  на котором я  руковожу музыкальной частью. Кроме того, надо отшлифовывать программу к 70-летию музыкальной школы, в которой задействовано очень много исполнителей, и  заниматься с  незрячим мальчиком Ильёй Карелиным, которого по просьбе  департамента культуры готовлю к конкурсу... Да и в Москву уезжал, едва вернувшись из Омска с всероссийского фестиваля «Поёт село родное», куда возил сельский коллектив,  занявший там второе место.  А после окончания курсов в эту же ночь уезжаю с детьми в Крым на конкурс «Радуга талантов»

— В Вашей жизни так много музыки! Неужели не хочется от неё отдохнуть?

—  Хочется. Для этого у меня есть дача.

Что там умеете делать?

— Пожалуй, только огород поливать...

— А вообще,  какой Вы в  быту?

— Я хорошо ориентируюсь в пространстве. В спецшколе даже ориентировку преподавал.  Хожу самостоятельно. По всем маршрутам.  В 90-е годы  приходилось нередко  в Москве  бывать. Один ездил и  в метро.  Методическую подготовку прошёл в Бийской ШВТС, нашим преподавателем тогда был нынешний директор Центра Анатолий Макарович Астанин. Он очень хорошо всё объяснял, мы осваивали самые сложные маршруты, в том числе  и  по пересечённой местности.  Ребята шутили: «Макарыч нас туда посылает, куда его отец телят не гонял». Трудно приходилось. Зато потом все были довольны. Я всегда говорю незрячим: «Ходите самостоятельно, не теряйте мобильность».

 —  А как Вы решились на первый самостоятельный шаг? Говорят, что  в ориентировке это самое трудное.

— Со злости. Я учился в интернате для слепых детей и каждый день  с сопровождающим ходил в музыкальную школу. Но однажды идти было не с кем. Я разозлился  и пошёл один. С этого всё и началось.

—  Обед можете приготовить?

— Я могу профессионально картошку почистить.  И вообще, на кухне я классный подсобный рабочий! Нарезать, настрогать, нашинковать — это всё моё.   Когда начинается период заготовки овощей, лучшего помощника не найти. Этот процесс успокаивает нервную систему.  К тому же мне это нравится. Я люблю вкусно поесть и всегда готов помочь в приготовлении.

— А сейчас Вы  решили освоить компьютер. Что заставило? Хотите  почувствовать себя более независимым или мечтаете расширить круг общения?

— Я прежде всего хотел облегчить работу своим секретарям, которые переводят под  диктовку  мои методические работы с Брайля на плоскопечатный шрифт. К тому же в Интернете очень много интересной, оригинальной  музыки, которую можно обработать для оркестра народных инструментов.  Что касается общения, то  предпочитаю живое, а не виртуальное. Правда, обучение идёт туго. Но я мужик настырный, освою.

—  Какая у Вас семья?

—  Моя жена Надежда Викторовна — музыкант. Мы с ней единомышленники. Она работает в детских дошкольных учреждениях. Кроме того, руководит детской эстрадной студией «Конфетти», в которой ребята обучаются вокалу. Я ей помогаю.

Вы очень активный человек. Стремительно несётесь по жизни. Понятно, что при этом Вам хорошо с  самим собой.  Но куда спешите? Какую цель ставите перед собой?

— Амбиции, конечно, есть.  Без них в нашем деле нельзя. Хочется, чтобы тебя принимали, уважали,  знали. Ну, а цель — побеждать на конкурсах любого уровня. Начиная с районных и кончая международными. Мне говорят: зачем тебе это нужно? Я отвечаю: охота!

— После победы на «Филантропе» в Вашей жизни что-то изменилось?

— Работы прибавилось и ответственности тоже...

— Друзья и знакомые Вашим успехам, наверное,   не только радуются, но и  отчасти завидуют. Как Вы относитесь к зависти?

— Очень индифферентно. Стараюсь со всеми поддерживать ровные отношения.

— Что для Вас самое трудное в любимой  работе?

— Пожалуй, решение вопросов, связанных с финансами для поездок на конкурсы. Легче составить программу, чем найти деньги. С чиновниками порой трудно договориться. Здесь нужна политическая воля. Правда, у нас губернатор очень хороший. Понимает наши проблемы.  Вот и  на фестиваль в Крым благодаря его поддержке наш коллектив поедет бесплатно.

Вы  живёте в  шахтёрском крае. Нравится  ваш город?

— Экология у нас тяжёлая. Но,  несмотря на это, я патриот. У меня есть песня про Ленинск-Кузнецкий. А  для города Полысаево, в котором находится спецшкола для слепых, я написал гимн.

В конце беседы Виктор Кузьмич Куратов показал мне записи своих произведений, за которые получил премию «Филантропа». Они очень оптимистичные. Заводят. Мне понравились. И я,  кажется, поняла, почему жюри выбрало именно их. Это музыка, которая быстрее гонит кровь по жилам. Она как бы говорит: «Вперед! Ты — лучший и можешь всё!» Это музыка с философией созидательного действия, которая  низвергает любой негатив и потому актуальна во все времена. Написать такую мог только очень сильный человек. А ещё В. Куратов  сказал мне, что  люди, которых он рекомендует на учёбу в музыкальные училища, после их  окончания всегда находят работу. Это тоже хороший штрих к портрету музыканта из Кузбасса.

Беседу вела Валентина Дмитриева