Творческая высота
«МНЕ С СОБОЙ ХОРОШО»
О себе и своей жизни рассказывает музыкант из Ленинск-Кузнецкого Виктор Куратов.
— Виктор Кузьмич, Ваши слова, которые я вынесла в заголовок, понравились мне не только афористичностью, но и отражением самодостаточности, внутренней гармонии, которую Вы выстроили и с которой идёте по жизни. Прекрасный повод порассуждать на эту тему. Но сначала давайте поговорим о Вашем «звёздном» часе. В этом году Вы заняли первое место на международном конкурсе «Филантроп» в номинации «Композиторы». Чем стала для Вас эта награда?
— В какой-то мере неожиданностью. Представляя свои работы, я просто хотел проверить себя. Думал, попробую. Может, что получится. Даже предположить не мог, что мне дадут первую премию. А в Вербное воскресенье, когда я только-только вернулся с очередного концерта, в моей квартире раздался звонок. Звонила однокурсница из Магнитогорска: «Витёк, поздравляю». Я не сразу понял, о чём речь. А она говорит: «У тебя первая премия на «Филантропе». В Интернете выложили информацию».
— Но ведь для участника конкурса неожиданность, как правило, ожидаемая закономерность, за которой, образно говоря, уже «тонны наработанной руды». Композитор, пробуя себя в подобном состязании, уже чувствует, чего можно ждать. Разве не так?
— Я не композитор в привычном понимании этого слова. То есть, не посвящаю всё своё время сочинению музыкальных произведений. У меня разные ипостаси: и педагогическая, и концертмейстерская, и исполнительская деятельность. Интенсивно работаю как аранжировщик. Собственных произведений у меня не очень много. Но на один концерт из двух отделений хватит. А некоторые имеют несколько сборников. Так что я действительно не знал, чем обернётся эта попытка. Вот мой конкурент из Перми, тоже инвалид по зрению, Виктор Романов, с которым мы разделили победу, настоящий профессионал. Он работает в разных направлениях — от шансона до классики, пишет звуковое сопровождение к фильмам. Меня же можно назвать любителем, хорошо владеющим законами жанра. Но соревновались мы с ним на равных. И для меня было большой радостью оказаться на одной ступеньке с ним. Кстати, на второе и третье места в нашей номинации члены жюри никого не предложили... А на предыдущем конкурсе в 2010 году у композиторов вообще не было наград.
— Такие строгие судьи?
— В общем-то, да. Помню, участница из Сочи на «свободном микрофоне» уже после вручения сертификатов высказала пожелание увеличить количество премий, не жалеть их для людей с ограниченными физическими возможностями. На что ей представители оргкомитета ответили: творчество претендентов оценивается без скидок на инвалидность. Иначе статус конкурса понизится.
—Какая же у Вас музыка, что вот так, с первого захода, покорила жюри?
— Разная. Но в основном инструментальная. Я пишу циклические произведения для баяна, аккордеона, народных инструментов. На «Филантроп» представлял театральные эскизы из трёх частей, пьесу для оркестра, две песни и два произведения для учащихся школ. Исполняли их наши кузбасские музыканты из муниципального городского оркестра и оркестра Ленинск-Кузнецкого сельского района. Думаю, победить мне помогло и то, что я подавал работы, уже проверенные временем. В этом смысле я счастливый человек, потому что никогда не пишу в стол. У меня так складывается жизненная ситуация, что всё написанное тут же могу опробовать в тех коллективах, которыми руковожу. Особенно это касается учащихся музыкальной школы.
— Как проходило награждение?
— Это было 26 мая в галерее скульптора Зураба Церетели. Лично мне сертификат на премию вручал известный саксофонист, заслуженный артист РФ Алекс Новиков. Присутствовал и сам Зураб Константинович. Было много гостей. Обстановка торжественная. После награждения состоялся гала-концерт.
— Но Вы ведь не новичок на «Филантропе»?
— Два года назад мне уже довелось пройти через подобную процедуру. Вокальный коллектив нашей местной организации «Калинушка», которым я руковожу, на «Филантропе» занял третье место в номинации «Народное пение». И тоже с первого захода. Тогда на конкурс нас буквально вытолкнул департамент культуры. И как оказалось, не зря.
—Две победы подряд. Прекрасный результат! Вы прославили свой город. Вошли в его историю как первый музыкант, выигравший этот престижный международный конкурс. Каковы Ваши ощущения?
— Когда мы разъезжались из Москвы после награждения, я сказал коллегам: «До встречи в 2014 году». Мечтаю поучаствовать в конкурсе ещё раз уже как исполнитель. Почему бы нет?
—Что ж, удачи! Говорят, «Бог троицу любит». А теперь, Виктор Кузьмич, самое время спросить Вас о том, как музыка вошла в Вашу жизнь. С чего началось увлечение ею?
— Я родился в Кемерове в 1955 году. Моя мама работала на местной ГРЭС. Отец — гастарбайтер из Молдавии, который приезжал в наш город подработать. Он «произвёл» на свет меня и спокойно уехал на родину. Я его никогда не пытался разыскать и зла на него не держу. Зрение у меня плохое с детства. Сейчас нет даже светоощущения. Причина — атрофия зрительного нерва. Я учился в спецшколе для слепых и слабовидящих детей Ленинск-Кузнецкого. Жил в интернате. Когда мне исполнилось 10 лет, умерла мама. Я остался круглым сиротой. На следующий день после похорон коллеги мамы с ГРЭС подарили мне баян с гравировкой «На память Вите от мамы. 5 января 1966 года». Она знала о моём желании научиться играть на баяне, копила деньги, но купить не успела. Это было в январе, а в сентябре я уже на слух исполнял все популярные песни того времени. Через год поступил в музыкальную школу. Меня сразу приняли во второй класс. Я не расставался со своим любимым баяном. Со временем он, правда, потерялся. Зато потом я приобрёл два других — точную копию «маминого». До сих пор с удовольствием играю на них в кругу друзей. Затем было Курское музыкальное училище, которое окончил в 1975 году с «красным» дипломом. А позже, после 12 лет практической работы в своей родной музыкальной школе, отучился на заочном отделении Иркутского педагогического института и получил специальность «Учитель музыки и пения, дирижёр хора». В эти годы много занимался аранжировкой. Хорошая теоретическая подготовка позволяла редактировать музыкальные произведения различных авторов. Меня даже в шутку называли «врагом всех композиторов».
— Ну, а своё когда захотелось написать?
— Классе в шестом. Это были пьесы для баяна. Мы разучивали их с друзьями, исполняли на концертах. Музыка шла из сердца. С конкретной жизненной ситуацией я тему не связывал. Мне просто хотелось сказать что-то своё. В душе рождались различные музыкальные образы, и я пробовал объединить их. На мой теперешний взгляд, эклектизм получился.
—Наверное, первые опусы были грустные? Ведь Вы росли в интернате, без родителей...
— Наоборот, очень даже бодрые! Несмотря на интернатовское детство, у меня всегда был светлый взгляд на жизнь. Он сохранился до сих пор. Многие люди в моём положении впадают в депрессию. А я реалист. И мои сочинения — такие же. Они настраивают на позитив. И судя по всему, это ценится. Работая в Центральном дворце культуры концертмейстером, много писал театральной музыки, а также для хореографических постановок. Меня просили, и я не отказывал. Люди были довольны тем, что я делаю.
— Говорят, Вас заметил и благословил известный музыкант, автор телепрограммы «Играй, гармонь» и её ведущий Геннадий Заволокин?
— С Геннадием Дмитриевичем мы познакомились в 1997 году в Новосибирске на фестивале, посвящённом 100-летию со дня рождения известного незрячего баяниста Ивана Ивановича Маланина. Ему понравился оркестр народных инструментов детской музыкальной школы, которым я руководил. Выступления показали по Первому каналу ТВ, нас увидела вся Россия. После смерти Геннадия Дмитриевича сюжет для ТВ о нас подготовила его дочь Настя.
— Расскажите о других важных моментах в Вашей творческой деятельности.
— В 2004 году я получил звание Заслуженного работника культуры РФ. Представлял меня департамент культуры по совокупности достижений. Рассматривали вопрос очень долго. О результате я узнал в Чебоксарах на очередном фестивале. Приказ о присвоении звания подписан В. Путиным. В 2006 году я стал лауреатом губернаторской премии в области концертмейстерской и исполнительной деятельности имени Николая Капишникова. Это легендарный в наших краях человек. В глухом сибирском посёлке Мундыбаш он создал школьный оркестр русских народных инструментов, который занял достойное место в музыкальной жизни Кузбасса. Главным моим конкурентом на этом конкурсе был дирижёр Кемеровского областного симфонического оркестра Линь Тао. Но коллегия департамента культуры Кемеровской области победу присудила мне.
— Знаю, что команда «КИСИ» местной организации, в которой Вы являетесь членом бюро и отвечаете за культмассовый сектор, в прошлом году в Красноярске на межрегиональном конкурсе заняла втрое место. В этом же тоже есть Ваша заслуга?
— Это заслуга, прежде всего, председателя МО ВОС Натальи Петровны Балашовой и её энергичных помощников. Она создала одну из лучших организаций в Кузбассе. Здесь люди умеют жить интересно, получают специальность, находят работу. В небольшом городе со 100-тысячным населением — четыре востребованных незрячих адвоката, несчётное количество действующих массажистов, много музыкантов. У нас действительно замечательная команда «КИСИ». Правда, поначалу успехов не было. А вот в Красноярске мы стали вторыми. Я готовлю музыкальную часть программы. На вопросы отвечают другие участники.
—Ранее Вы сказали, что имеете также специальность дирижёра хора и в одном из коллективов являетесь его помощником. Доступна ли эта сфера человеку без зрения?
— В моём случае, нет. Я не дирижирую. А говоря о помощнике, имел в виду совсем другое. У нас в городе есть муниципальный оркестр, дирижёром которого является директор музыкальной школы Виктор Яковлевич Денцель. Я занимаюсь репертуарной политикой в этом коллективе. В определённом смысле я — второй руководитель оркестра, а не помощник дирижёра.
—Вы в Кузбассе востребованный музыкант. У Вас шесть мест работы. Я поняла, что все народные оркестры города и района — Ваши. Как Вы везде успеваете?
— У меня каждый день расписан по минутам. Время чётко сконцентрировано. Стараюсь никогда и никуда не опаздывать. Нельзя забывать и о том, что у меня работа творческая. То есть в одном месте я могу месяц не появляться, а потом неделю оттуда не вылезать. Конечно, случаются накладки, когда одновременно надо быть в двух разных местах. Но выход всегда можно найти. В таком режиме работаю около 30 лет. Пока предложения не превышают возможности. Вот и сейчас для обучения компьютерной грамотности я выбрал «Реакомп», а не Бийский центр, ориентируясь на свой рабочий график. Курсы в Бийске планировались на август, а у меня в этом месяце грандиозный праздник, посвящённый Дню шахтёра, на котором я руковожу музыкальной частью. Кроме того, надо отшлифовывать программу к 70-летию музыкальной школы, в которой задействовано очень много исполнителей, и заниматься с незрячим мальчиком Ильёй Карелиным, которого по просьбе департамента культуры готовлю к конкурсу... Да и в Москву уезжал, едва вернувшись из Омска с всероссийского фестиваля «Поёт село родное», куда возил сельский коллектив, занявший там второе место. А после окончания курсов в эту же ночь уезжаю с детьми в Крым на конкурс «Радуга талантов»
— В Вашей жизни так много музыки! Неужели не хочется от неё отдохнуть?
— Хочется. Для этого у меня есть дача.
— Что там умеете делать?
— Пожалуй, только огород поливать...
— А вообще, какой Вы в быту?
— Я хорошо ориентируюсь в пространстве. В спецшколе даже ориентировку преподавал. Хожу самостоятельно. По всем маршрутам. В 90-е годы приходилось нередко в Москве бывать. Один ездил и в метро. Методическую подготовку прошёл в Бийской ШВТС, нашим преподавателем тогда был нынешний директор Центра Анатолий Макарович Астанин. Он очень хорошо всё объяснял, мы осваивали самые сложные маршруты, в том числе и по пересечённой местности. Ребята шутили: «Макарыч нас туда посылает, куда его отец телят не гонял». Трудно приходилось. Зато потом все были довольны. Я всегда говорю незрячим: «Ходите самостоятельно, не теряйте мобильность».
— А как Вы решились на первый самостоятельный шаг? Говорят, что в ориентировке это самое трудное.
— Со злости. Я учился в интернате для слепых детей и каждый день с сопровождающим ходил в музыкальную школу. Но однажды идти было не с кем. Я разозлился и пошёл один. С этого всё и началось.
— Обед можете приготовить?
— Я могу профессионально картошку почистить. И вообще, на кухне я классный подсобный рабочий! Нарезать, настрогать, нашинковать — это всё моё. Когда начинается период заготовки овощей, лучшего помощника не найти. Этот процесс успокаивает нервную систему. К тому же мне это нравится. Я люблю вкусно поесть и всегда готов помочь в приготовлении.
— А сейчас Вы решили освоить компьютер. Что заставило? Хотите почувствовать себя более независимым или мечтаете расширить круг общения?
— Я прежде всего хотел облегчить работу своим секретарям, которые переводят под диктовку мои методические работы с Брайля на плоскопечатный шрифт. К тому же в Интернете очень много интересной, оригинальной музыки, которую можно обработать для оркестра народных инструментов. Что касается общения, то предпочитаю живое, а не виртуальное. Правда, обучение идёт туго. Но я мужик настырный, освою.
— Какая у Вас семья?
— Моя жена Надежда Викторовна — музыкант. Мы с ней единомышленники. Она работает в детских дошкольных учреждениях. Кроме того, руководит детской эстрадной студией «Конфетти», в которой ребята обучаются вокалу. Я ей помогаю.
—Вы очень активный человек. Стремительно несётесь по жизни. Понятно, что при этом Вам хорошо с самим собой. Но куда спешите? Какую цель ставите перед собой?
— Амбиции, конечно, есть. Без них в нашем деле нельзя. Хочется, чтобы тебя принимали, уважали, знали. Ну, а цель — побеждать на конкурсах любого уровня. Начиная с районных и кончая международными. Мне говорят: зачем тебе это нужно? Я отвечаю: охота!
— После победы на «Филантропе» в Вашей жизни что-то изменилось?
— Работы прибавилось и ответственности тоже...
— Друзья и знакомые Вашим успехам, наверное, не только радуются, но и отчасти завидуют. Как Вы относитесь к зависти?
— Очень индифферентно. Стараюсь со всеми поддерживать ровные отношения.
— Что для Вас самое трудное в любимой работе?
— Пожалуй, решение вопросов, связанных с финансами для поездок на конкурсы. Легче составить программу, чем найти деньги. С чиновниками порой трудно договориться. Здесь нужна политическая воля. Правда, у нас губернатор очень хороший. Понимает наши проблемы. Вот и на фестиваль в Крым благодаря его поддержке наш коллектив поедет бесплатно.
—Вы живёте в шахтёрском крае. Нравится ваш город?
— Экология у нас тяжёлая. Но, несмотря на это, я патриот. У меня есть песня про Ленинск-Кузнецкий. А для города Полысаево, в котором находится спецшкола для слепых, я написал гимн.
В конце беседы Виктор Кузьмич Куратов показал мне записи своих произведений, за которые получил премию «Филантропа». Они очень оптимистичные. Заводят. Мне понравились. И я, кажется, поняла, почему жюри выбрало именно их. Это музыка, которая быстрее гонит кровь по жилам. Она как бы говорит: «Вперед! Ты — лучший и можешь всё!» Это музыка с философией созидательного действия, которая низвергает любой негатив и потому актуальна во все времена. Написать такую мог только очень сильный человек. А ещё В. Куратов сказал мне, что люди, которых он рекомендует на учёбу в музыкальные училища, после их окончания всегда находят работу. Это тоже хороший штрих к портрету музыканта из Кузбасса.
Беседу вела Валентина Дмитриева