Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ВОС —  85  лет

 

ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В истории Общества слепых  немало интересных страниц. Одна из них связана с созданием при предприятиях ВОС учебно-консультационных пунктов — УКП, которые находились под контролем региональных очно-заочных школ для взрослых слепых и слабовидящих. Нынешнему молодому поколению незрячих эта аббревиатура незнакома, но в 60 — 70 и даже 80-е годы  каждому восовцу она была понятна. УКП — это уникальное  явление, связанное с образованием и просвещением  работников учебно-производственных предприятий ВОС. Необходимость их создания была продиктована велением времени.  На тот период пришёлся расцвет ВОС, когда развернулось мощное производственное и жилищное строительство, когда развивались предприятия, расширялись старые, возводились новые, когда наши УПП стали активно работать по кооперации с госпромышленностью.  Большой прорыв требовал  квалифицированных кадров. А у многих рабочих  не было даже среднего образования.  Учебно-консультационные пункты стали идеальной формой для его получения.  Они открывались, главным образом, в непосредственной близости от предприятий, порой на их территории. Небольшие по численности классы позволяли заниматься индивидуальным обучением инвалидов по зрению. Многие незрячие, прошедшие через УКП, продолжили  образование в вузах,  стали руководителями  подразделений ВОС. Консультпункты – важная часть жизни тех ярких, незабываемых лет. Вот одна из региональных историй.

ТО, ЧТО ДОРОГО, НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ

В начале 60-х годов прошлого столетия Центральное правление ВОС приняло постановление, в соответствии с которым все инвалиды по зрению и до 10 процентов зрячих работников учебно-производственных предприятий в возрасте до 35 лет, не имеющие среднего образования, должны пойти учиться. Необходимость создания учебно-консультационных пунктов  для Кировской области была очень актуальной, так как общеобразовательный уровень кадров  оставлял желать лучшего. Большинство воспитанников Белохолуницкой школы для слепых  детей, которая обеспечивала основной приток рабочей силы на УПП, приходили сюда после восьмилетки, и лишь немногие стремились получить среднее образование в Костроме или Свердловске.

Ответственность за выполнение решения  возложили на заместителей директоров по воспитательной работе УПП ВОС. На первых порах многие инвалиды по зрению с недоверием отнеслись к новшеству, но в результате разъяснительной и организационной работы 1 сентября 1964 года во всех четырёх консультпунктах — Кировском, Слободском, Котельничском и Малмыжском — начался учебный год. За парты сели инвалиды по зрению, для которых были созданы необходимые условия для учёбы и предоставлены льготы. В классах числились от 4 до 8 человек, в отдельных случаях — до 12. Учителя обязательно должны были владеть системой Брайля.

У истоков консультпункта при Кировском УПП «Прожектор» ВОС стояли Лидия Филипповна Смирнова, ставшая его первой заведующей, и заместитель директора по социальным вопросам Кирилл Иванович Рабков. Оба  деятельные, энергичные, провели, без преувеличения, огромную организаторскую работу по открытию УКП, формированию классов, подбору педагогов и обеспечению учебно-воспитательного процесса учебниками и наглядными пособиями.

В 1965 году в школу для слепых пришли учителя с высшим образованием: математик И. Щерчкова, литератор И. Тимкина, физик А. Бобров, историк Б. Мокрушин, инвалид по зрению первой группы, который до этого преподавал в педагогическом институте. Они составляли костяк педагогического коллектива, который был на хорошем счету.

Пятнадцать  лет консультпунктом заведовала Инна Мелисеновна Щерчкова, сменившая в 1965 году на этом посту Л.  Смирнову. Она не только умело руководила коллективом, но и была прекрасным учителем математики. И. Щерчкова вспоминает:

— Кировский консультпункт славился в системе ВОС. Его ставили в пример за творческий подход к проведению уроков, использованию различных наглядных пособий. Дважды в год школу инспектировали преподаватели Ленинградской очно-заочной школы для слепых и слабовидящих, в которой мы повышали свою квалификацию. Все контрольные работы, сочинения учеников и рецензии на них, обязательно написанные  по Брайлю, высылались туда же. Нареканий на учебно-воспитательный процесс не было. К примеру, инспектор Ленинградской школы Н. Груздков всегда уезжал из Кирова удовлетворённым увиденным, увозя с собой разработанные учителями брайлевские учебно-методические пособия с целью использования их в других консультпунктах. Нашу работу контролировали также руководители предприятия и областное правление ВОС.

В моей памяти осталось немало способных учеников. С большим желанием учился А. Бакулин, ставший профессиональным массажистом. Имели способности к предметам С. Яговкин, В. Чакина, С. Буторина и другие. Немало времени приходилось отдавать незрячим, которые приезжали из деревень, устраивались на предприятие, не имея образования. Для них мы открывали подготовительные классы, где они  осваивали азбуку Брайля, ускоренными темпами проходили программу начальной школы.

Труд педагогов поощрялся почётными грамотами, но лучшим подарком для них была хорошая успеваемость незрячих. Люди чёрствые и не милосердные в коллективе УКП, как правило, не задерживались, ведь учить приходилось взрослых, у которых  отсутствовало зрение. Это обстоятельство накладывало на каждого дополнительную ответственность.

— К занятиям большинство учеников относились добросовестно, — вспоминает Ида Михайловна Тимкина, проработавшая четверть века литератором, из них десять лет — заведующей, — злостных прогульщиков не наблюдалось. Стимулом к учёбе являлись и льготы: ежемесячные денежные субсидии, работа в первую смену, отпуск в летнее время, повышение по службе. Среди наших выпускников были бригадиры, мастера, а первые выпускники, Б. Дёмин и В.Беспятых, стали начальниками цехов. Некоторые  продолжали образование в техникумах и вузах.

Мы ценили эрудицию и начитанность А. Марьинского, В. Городилова, Г. Северюхина. Они писали прекрасные сочинения, заметки в стенную печать,  сотрудничали с газетой «Кировская правда». Но, на мой взгляд, самой активной и начитанной ученицей была Г. Михеева.  Незрячая девушка радовала учителей успехами, принимала деятельное участие во всех мероприятиях, знала в совершенстве Брайль, даже помогала  проверять школьные сочинения и писать на них рецензии. Студенткой она проходила практику на УКП, блестяще окончила Кировский педагогический институт и получила диплом преподавателя русского языка и литературы.  Мы и сейчас с ней в добрых отношениях. Я рада, что она до сих пор удерживает титул лучшей брайлистки области.

К сожалению, не сумел реализовать свою мечту и стать переводчиком А. Марьинский. Он легко поступил в педагогический институт на факультет иностранных языков, но проучился недолго. Ушёл из-за проблем с учебниками по Брайлю, сложного материального положения семьи. Однако способный юноша реализовал себя в творчестве: играл на музыкальных инструментах в духовом и струнном оркестрах предприятия, писал неплохие стихи и заметки в газеты.

На уровне требований времени было не только преподавание школьных предметов, но и организация внеклассных мероприятий. Учителя проводили еженедельные политинформации в цехах предприятия, готовили доклады. Добрым и заинтересованным партнёром в организации досуга была К. Власова, заведующая филиалом областной библиотеки для слепых. Совместно мы готовили литературные вечера, диспуты и конференции. Запомнился вечер, посвящённый поэту Михаилу Исаковскому. Во время подготовки я обратилась к нему лично, он прислал мне тёплое письмо с пожеланиями успехов и томик своих стихов.

— Несмотря на трудности, работа приносила удовлетворение, — продолжает Ида Михайловна. — Ученики с уважением относились к преподавателям, узнавали нас по голосам. Мы тоже не отмахивались от их проблем, старались помочь  во всём, иногда сопровождали. Радовались, что наш труд идёт на пользу, ведь жизнь у наших выпускников после окончания школы становилась ярче и интереснее.

Годы учёбы с теплотой вспоминают многие восовцы.

— То, что дорого, не забывается и из памяти не стирается, — говорит Г. Михеева. — Мне очень нравились гуманитарные дисциплины, а литератор Ида Михайловна для меня была больше другом, чем учителем.

В 1991 году надобность в консультпункте на «Прожекторе» отпала сама по себе — все желающие получили среднее образование, и его закрыли.

Большую роль консультпункт сыграл и в истории Слободского УПП ВОС, организацией которого пришлось заниматься Анатолию Филипповичу Семухину, работавшему в то время заместителем директора, нынешнему председателю региональной организации ВОС. Первой заведующей  назначили тотально незрячую выпускницу Ленинградского государственного университета Антонину Ильиничну Агафонову, окончившую его с отличием. Пришлось пережить немало временных трудностей: поначалу не было приспособленного помещения и занятия проходили в конторе предприятия, не хватало  пособий и учебников по Брайлю, консультпункт испытывал настоящий дефицит учительских кадров: практически все они были совместителями, так как предприятие находилось в стороне от транспортных дорог города.

Но постепенно работа УКП наладилась. Его заведующими были Т. Чистякова, С. Акимов, А. Сергеев. Деятельность  школы инспектировалась тоже дважды в год. В 1970 году с проверкой здесь  побывал даже директор Ленинградской школы К. Башкин.

К началу 80-х годов абсолютное большинство рабочих предприятия получили среднее образование. Консультпункт сыграл огромную роль в судьбе и карьере В. Шкаредного, который  прошёл путь от рабочего до заместителя директора, а потом более 13 лет возглавлял УПП. Отличным массажистом стал В. Сосегов. Много лет трудится на предприятии и до сих пор активно участвует в общественной жизни Г. Чертищев.

Таким образом, консультпункты сыграли важную роль в образовании инвалидов по зрению и в определённой мере подготовили зрячих к  восприятию их как способных, обладающих большим творческим и интеллектуальным потенциалом  членов общества.

Лидия Семёновых,

 Киров