Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

КИНО НА СЛУХ

ЗВУКОПИСЬ ИЛИ ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ?

Окончание. Начало в № 7.

Стоны и шорохи, будто бы краски,

В каждой картине творят антураж.

Кистью фантазий могу без опаски

Изобразить и портрет, и пейзаж.

Пробую образность вкусных открытий,

Слыша, как цвет обретает объём.

Трогают запахи давних событий:

Им замещение чувств нипочём.

Уже давно назрела необходимость  сделать киноискусство более доступным и понятным каждому маломобильному гражданину, чему могла бы способствовать детальная и корректная звукопись, объясняющая происходящее на экране. Конечно, нелегко реализовывать благородные цели приобщения инвалидов различных категорий к «великому и прекрасному», но достижения на магистралях «проб и ошибок» всё-таки встречаются. Кроме нескольких опытов, связанных с тематическими сеансами в КСРК ВОС, о которых рассказывалось ранее, функционируют и параллельные спецпрограммы. На этот раз хочется поведать о масштабном проекте, которым бессменно руководит таинственная Лидия Андреева. Он несёт важную социально-просветительскую нагрузку и призван на практике знакомить  широкие массы незрячих с яркими явлениями современной культуры, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли без помех приобщаться к шедеврам цивилизации.

Шестёрка  фильмов, о которых пойдёт речь, имеет несколько совпадающих или очень близких позиций. Все они созданы в Российской Федерации  за последнюю пятилетку, хотя съёмки порой велись за границей, а среди актёров встречаются и зарубежные звёзды первой величины. Надо заметить, что соответствующие диски с тифлокомментариями и субтитрами на русском языке для инвалидов по зрению и слуху изготовлены кинокомпанией «Формат А плюс». Они бесплатно распространяются через учреждения, региональные и местные организации ВОС и отделения ВОГ. Важный эксперимент реализуется при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также  при содействии благотворительного Фонда «Живые сердца» и компании «Национальное Кино».

Вполне логично, что  на роль консультанта от Всероссийского общества слепых  был приглашён генеральный директор Института «Реакомп», кандидат педагогических наук Сергей Ваньшин. Это и понятно, ведь именно он является создателем и давним пропагандистом российской концепции профессионального тифлокомментирования. Когда исполнители действуют согласно его теоретическим разработкам, адаптированные кинокартины, как правило, получают положительные заключения, а значит, им присваивают первые  категории качества.

Несомненно, основные требования к закадровому тексту, в целом, обычно соблюдаются. Не случайно, Наталья Кузьмина за свою авторскую деятельность заслужила высший балл. Видимо, она лучший специалист в данной области, а значит, коллеги должны равняться на её творческие достижения. Единственным исключением в анализируемой группе оказался «Продавец игрушек», которого курировала Марина Бауэр. Так как чёткость пояснений оставляла желать лучшего, а некоторые другие показатели оказались далеки от совершенства, хотя и приемлемы, этот фильм отнесли лишь ко второй категории.

По ключевым дополнительным признакам данную полудюжину кинофильмов можно легко разбить на двойки. Хочется начать с «номерных» лент: «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда № 17», «родственность» которых видна невооружённым глазом. Они  посвящены ярким событиям советского периода истории и рассказывают об уникальных судьбах выдающихся россиян. У действующих лиц  подлинные фамилии, а излагаемые факты — реалистичны, хотя и присутствуют элементы плакатного романтизма. Оба бестселлера занимали ведущие прокатные позиции в минувшем году, чему помогла массированная рекламная кампания. Безоговорочный успех был, в частности, обусловлен востребованной актуальностью повествований, интересными работами актёров и хорошим качеством постановочного материала. Подобные художественно оформленные хроники ориентированы на семейный просмотр в формате «6+».

Само название «Гагарин. Первый в космосе» является своеобразным анонсом картины, действенный лаконизм которого приближается к абсолюту. На фоне мировых катаклизмов режиссёр-постановщик Павел Пархоменко, сценаристы  Олег Капанец и Андрей Дмитриев создали драматично-живописное полотно личных взлётов и падений. Заглавный герой, его друзья-соратники Герман Титов и Григорий Нелюбов, а ещё, разумеется, гениальный Сергей Павлович Королёв вызывают искреннее восхищение и неподдельный интерес у зрителей двадцать первого века.

Несомненно, не подкачала и «Легенда № 17». Этот фильм о подвигах советских хоккеистов, кстати, тоже офицеров, как и вышеупомянутый киношный собрат, заслужил шквал похвал и внушительную лавину престижных наград. Режиссёром Николаем Лебедевым, который наряду с Михаилом Местецким и Николаем Куликовым является и соавтором сценария, мастерски написан и снят мощный гимн «мужеству несгибаемых парней», самоотверженно сражавшихся на ледовых площадках. Невольно вспоминается знаменитая победа русских дружинников и ополченцев, одержанная  над тевтонскими рыцарями на замёрзшем Чудском озере. Полководческий триумф Великого Князя Александра Невского восьмивековой давности до сих пор не забыт благодарными потомками.

Последнее время отечественная киноиндустрия утратила былую конкурентоспособность и не часто дарит нам шедевры международного класса, поэтому   коммерческий успех «патриотичной пары» особенно радует. Приведу лишь один типичный пример истинной популярности достойных уважения полнометражных работ и позволю себе изложить факты, взятые из редакционной почты. Немало аналогичных сообщений можно найти в интернет-пространстве, но мне приглянулось  именно это:

  «Несколько месяцев назад презентацию совместного инновационного проекта «Кино для всех» провели Костромская региональная организация ВОС во главе с Дмитрием Владимировичем Андреевым  и Областная библиотека для инвалидов по зрению. Её актовый зал на два часа превратился в настоящий мини-кинотеатр, в котором взрослые незрячие читатели и  учащиеся школы-интерната для детей с нарушением зрения, затаив дыхание, следили за развитием динамичного сюжета из социалистического прошлого нашей страны. Благодаря закадровому описанию привлекалось внимание к визуальным деталям, и можно было точнее оценить эмоциональное состояние героев. Это помогало целостному восприятию картины. Созданию атмосферы сопричастности способствовала и развёрнутая в фойе тематическая экспозиция, посвящённая истории освоения космоса. В ней  были представлены рельефно-точечные издания и соответствующие графические тифлопособия, «говорящие» книги, крупношрифтовая плоскопечатная литература различных жанров. Разумеется, не случайно данная выставка называлась «Путь к звёздам», ведь на этот раз демонстрировался  адаптированный фильм «Гагарин. Первый в космосе», а на очереди — «Легенда № 17». О значимости данного события для Костромы в целом свидетельствует присутствие на нём специалистов областного Дома народного творчества и Романовского реабилитационного центра, а также и то, что  о необычном сеансе с тифлокомментариями дружно рассказали местные радио- и телекомпании».

Данные увлекательные биографии по-настоящему креативных личностей просто просились на экран. Харизматичная мощь советских «богатырей духа», в большей или меньшей степени, повлияла на ход мировой истории. Благодаря рекламе эти фильмы хорошо известны миллионам россиян, многие из которых их с удовольствием посмотрели. Так что к оригиналам претензии нет.

Несомненно, главным образом наше внимание привлекают киноленты, адаптированные в интересах слепых. Как известно, сегодня в наличии всего полторы дюжины подобных картин. В их производстве использовались ресурсы министерства, благотворительных фондов и целевых грантов, которые следовало бы экономить. Только вот «Легенду №17» почему-то тифлокомментировали дважды. Правда, заказы выполнялись различными фирмами. Неужели столичные кураторы специальных проектов для инвалидов не сумели скоординировать усилия? Возможно, председатель Московской городской организации ВОС Александр Николаевич Мошковский прав, с горечью говоря: «К сожалению, для зрячих предпринимателей от культуры социальные программы являются лишь стабильным источником хорошей прибыли, а истинные потребности незрячих киноманов учитываются далеко не всегда!»

Надо заметить, что существует и ещё один весомый повод для огорчений. Как ни странно, в объяснениях видеоряда у профессионально подготовленных дикторов и актёров иногда проскальзывает странная небрежность, а некомпетентность в «слепецких» вопросах бросается в глаза. Даже ВОС однажды назвали Всесоюзным обществом, чего не было и при советской власти, а в настоящее время в принципе невозможно.

Теперь пора внимательно  присмотреться к своеобразным экранизациям из разных эпох. Следуя хронологии описываемых событий, начнём с армейской драмы. Как известно, у Александра Куприна есть повесть «Юнкера». Закономерно, что телевизионный сериал десятилетней давности на ту же тему стал тёзкой произведения классического наследия. Так же называется и полнометражная художественная лента 2009 года. По понятным причинам, именно она интересует нас прежде всего. Сразу обращает на себя внимание потрясающая универсальность и откровенная творческая семейственность, свойственная авторскому коллективу. Дело в том, что режиссёром картины является Игорь Черницкий. Он же вместе с Аэлитой Романенко занимался обработкой  литературного первоисточника, а также исполнил роль капитана Буланина. К тому же генерала Анчутина сыграл Юрий Черницкий.

Конечно, необходимо приобщать тотальников к творчеству корифеев «Серебряного века», но не такими же методами! По-моему, излишняя вольность сугубо авторской работы оттолкнёт зрителей старшего поколения, воспитанных на выдающихся образцах прошлого, а на молодёжный вкус крутизны спецэффектов явно маловато. Кстати, демонстрация совершенно справедливо  рассчитана на возраст «16+», что заранее резко ограничивает  зрительскую аудиторию.

Уверен, что «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова или «Хождение по мукам» Алексея Толстого в  наше непростое время были бы востребованы. Сам в очередной раз с наслаждением пересмотрел бы знакомые экранизации уже с профессиональными тифлокомментариями, которые помогли бы обнаружить новые оттенки гениальных эпопей. Данные военные хроники гораздо актуальнее и несравнимо художественнее обсуждаемого произведения. Разумеется, я поспрашивал зрячих и слепых знакомых о новоделе «Юнкера», но потерпел полное фиаско, потому что никто его не видел и не собирается заполнять данный пробел образования. Так что дискуссия не получилась. Таким образом, исчез важнейший стимул любого просмотра. Правда, с незрячими участниками  Всероссийского фестиваля «Пой, гитара!» поговорить на эту тему не удалось, а ведь все талантливые авторы и голосистые исполнители самодеятельной песни ВОС получили диски с лентой производства кинокомпании «Черомафильм» в качестве одного из сувениров на память о встрече в Самаре.

Невесёлая прокатная судьба и у остросюжетной кинокартины «Продавец игрушек» две тысячи одиннадцатого года выпуска, которая ориентирована на зрителей, начиная с двенадцати лет. В её основу якобы легли реальные события. Сценарий Виктора Добросоцкого написан по его одноимённой книге, а также  по мотивам спектакля Театра Юрия Васильева, основатель и руководитель которого в звании народного артиста РФ, естественно, стал режиссёром-постановщиком экранного воплощения романтической истории «с русскими корнями, но с французским акцентом». 

Незамысловатую фабулу можно изложить очень кратко. Дебют интриги разыгрывается в Париже. Там Николя Берсен работает продавцом и однажды под Рождество в интеллектуальном шоу выигрывает поездку на историческую Родину. Для потомка русских эмигрантов поиски фамильных сокровищ превращаются в борьбу за бескорыстную любовь. Забавно, что роль богатого отца его отвергнутой невесты играет легендарный комик Пьер Ришар, в своё время прославившийся благодаря бестселлеру «Игрушка».

Съёмки, в основном, велись на уникальных архитектурных объектах. В суровые крещенские морозы актёры согревались чаем, а иногда и коньяком, что, возможно, и повлияло на прокатную несостоятельность криминальной комедии. Несмотря на министерский грант, детектив с лиричным уклоном всё равно кажется старомодным и слишком наивным! Даже хит, записанный группой  «Город 312», не спасает ситуацию.

Вместо довольно средненького произведения вновь с удовольствием впитал бы эмоциональный заряд франко-бельгийского трёхчасового телефильма «Тайна Брайля». Этот детективный  триллер   с претензией на историчность и тифлопедагогическим  уклоном было бы полезно посмотреть всем инвалидам по зрению, тем более что увлекательный калейдоскоп эпизодов держит в постоянном напряжении. Вот тут очень пригодился бы чёткий закадровый перевод зрительных образов в красочную словесность. Несомненно, голливудские шедевры  «Сорвиголова» и «Книга Илая» тоже понравились бы тотальникам России, особенно потому, что в центре типичного боевика с романтичным ретро привкусом и философской фантазии на тему жуткого будущего  находятся слепые герои.

Продолжая отважно погружаться в глубины современного российского искусства, хочу бросить критичный взгляд на так называемое «детское кино». По всеобщему мнению, анимационные изделия широкого потребления рекомендуется поглощать буквально с пелёнок и до глубокой старости, на что указывает категория зрительского допуска «0+». К сожалению, о детище клана Боярских под многообещающей вывеской «Иван Царевич и Серый Волк» ничего определённого сказать не могу, потому что пока не довелось приобщиться к этому рисованному творению. Зато мультфильм  «Три богатыря на дальних берегах» произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Если бы не имена витязей, я бы и не догадался, что лента сделана по мотивам славянских былин. Особенно странно смотрится вынужденный рейд богатырей на экзотичный остров. Абсолютно чужеродным элементом в сказке с русским колоритом представляется местное чудовище Гомума, напоминающее голливудского Кинг-Конга. Впрочем, ещё сильнее отвращают тренированные зайцы-переростки, вооружённые убойной морковкой. Видимо, по мнению нынешних сочинителей, именно так выглядят «двое из ларца — одинаковы с лица». Удивительно, но из всех персонажей симпатию вызывает лишь импортный конь Юлий, который, словно болтливый Осёл, не скупится на мудрые изречения. Достаточно убедительна и «злокозненная старушка из избушки», сохранившая остатки фольклорного имиджа. Как обычно в сомнительных подражаниях, развитие сюжета и счастливый финал, прямо-таки в американском стиле,  предугадывались заранее. Короче говоря, пока Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич спасали запуганных туземцев, коварный купец Колыван и Баба-Яга лишили власти князя Киевского, но на выручку незадачливому правителю всё-таки пришли могучие дружинники, а кроме того, их жёны. 

Может быть, отдельным анимационным гурманам придётся по вкусу это «форменное безобразие», но ведь среди незрячих потребителей преобладают люди, ориентированные на традиционные ценности. С ужасом представляю, какое влияние на неокрепшую детскую психику окажет порождение безудержных фантазий деятелей шоу-бизнеса! Так часто говорим о потерянном поколении, попавшем в сети «всемирной паутины», а при этом берёмся за распространение экранного кошмара. Вслед за великим Николаем Озеровым хочется воскликнуть: «Такие фильмы нам не нужны!» Несомненно, юным тотальникам полезнее было бы встретиться с кумирами нескольких поколений. По моему субъективному мнению, в любом возрасте приятно «общаться» с изобретательным капитаном Врунгелем, трогательным Чебурашкой и домовитым Котом Матроскиным или забавным Винни-Пухом, очаровательным Карлсоном и отважной Алисой, чудесные путешествия которой воспевал Владимир Высоцкий. Впрочем, данные шедевры на все времена, в основном, понятны и без закадровой озвучки видеоряда.

  Неужели социально значимой инициативе грозит провал из-за несовпадения интересов производителей и слепых потребителей? Разумеется, нет! Существует гораздо более плодотворный и эффективный путь. Дело в том, что в регионах страны активно развивается самодеятельное тифлокомментирование. Вот, например, сотрудник Пермской специальной библиотеки Алексей Викторов на стандартном оборудовании лично создал сопроводительные тексты к полудюжине картин и выложил их в интернет, получив  свыше тысячи скачиваний и сотни положительных отзывов. Вышло  «дёшево и сердито»! На творческом счету инвалида первой группы с минимальным остатком зрения шедевральные «Гостья из будущего» и «Женя, Женечка и Катюша», а кроме того, менее известные «Хоттабыч», «В ожидании чуда» и «Тариф Новогодний» да ещё скандально знаменитый документальный фильм «Город слепых» о пресловутой «Боровской резервации».

У подвижника есть соратники, последователи и даже ученики, в том числе главный библиограф из Уфы Галина Евдищенко, которая благодаря выигранному гранту  приезжала стажироваться в Пермь. Энтузиасткой уже удачно адаптированы семь фильмов. Среди «ушедших в народ» экземпляров — двухсерийный «Солярис» по мотивам романа Лемма, «Блиндаж» по Быкову, короткометражки «Ранняя оттепель» и «Жеребёнок» по Шолохову, а ещё эталонный мультфильм «Маша и медведь». Вообще, в данной тематической программе отдаётся предпочтение экранизациям добротной классики различных жанров, произведениям о незрячих  и народному фольклору. Недавно был выполнен специальный «национальный заказ» из Удмуртии, а в планах — запись киноварианта башкирских легенд и сказок с пояснениями для  тотальников. Признаюсь: меня восхищают тонкий вкус скромных любителей и желание поделиться своими достижениями с товарищами по несчастью. На фоне провинциальных успехов сразу бледнеют затратные проекты ведущих компаний.

Если же говорить о действительно высококачественной звукописи, необходимо вспомнить истинные «квадровкусности» Владимира Каллистова. Этот фанат инструментализма самозабвенно занимался в Одесской музыкальной школе, в Училище и Академии имени Гнесиных. Затем он блестяще окончил Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу музыковедения, а впоследствии написал ряд статей, посвящённых западноевропейской классике и русской духовной традиции. Ещё студентом виртуозный исполнитель на акустическом баяне гастролировал в Японии, США и Германии, стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов, в том числе  в Праге в 1981 году. Уже зрелый мастер перебрался в Италию, где прожил несколько десятилетий и неоднократно побеждал на престижных творческих состязаниях,  в частности, ему была присвоена почётная «Премия Города Рима». На композиторском поприще у него тоже были успехи.  

Свободное владение компьютером и знания в области информатики позволили слепому самородку с помощью эксклюзивного оборудования создать  новое направление  современного искусства. Итогом изнурительного труда и многолетнего творческого поиска и явилась своеобразная галерея «Звуковой Живописи». С её экспонатами изобретатель много ездил по миру, выступая с лекциями и демонстрациями собственных «аудиофильмов». Благодаря выразительным скрипам или шорохам,  индустриальным шумам или голосам природы, в экспериментальных работах достигался  эффект реального присутствия и пронзительной сопричастности. Бессловесная, но такая «говорящая» прогулка по пляжу или таинственная экскурсия по старому дому одинаково завораживали слепых и зрячих меломанов. Выверенное «звукорисование» высочайшего уровня навсегда оставалось в памяти слухачей!

Сегодняшним продюсерам, режиссёрам-постановщикам, инженерам, оформителям  и редакторам следовало бы ориентироваться на самоотверженный профессионализм корифеев советского «Радиотеатра», бескорыстную плодовитость Алексея Викторова и эталонные технологии Владимира Каллистова, да и о достойном репертуаре нельзя  забывать! Возможно, тогда при скромных затратах на художественную «звукопись»  инвалиды по зрению наконец-то получат востребованный конечный продукт с высоким коэффициентом полезного действия, который захочется регулярно принимать для удовольствия, а не потому, что выбирать практически не из чего!

Зрительный мир объяснять бесполезно —

Действенных методов попросту нет!

Только сильней обнажается бездна

В бледную тьму опрокинутых лет.

Ежели омуты творчества мелки,

То безнадёжно искать глубину.

Заполонили крутые подделки:

В «мути», того и гляди, утону!

                    Владимир Бухтияров

                       Комментарии Ирины Федотовой