Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Наука и практика

Система Брайля —

 когнитивный феномен общества

Лёгкий южный ветер едва заметно гладил мои руки, лицо и волосы, откуда-то доносились тихие звуки спокойной мелодии. Всё это я ощущала, сидя в небольшом парке на любимой скамейке, читая свои старенькие записи в дневнике. Мысли мои уходили очень далеко в прошлое, возбуждая чудесное воспоминание о далёких невозвратных временах. Вдруг я услышала, что кто-то очень осторожно приближается ко мне. Я насторожилась, пытаясь предположить, кто и с какой целью намерен нарушить мой отдых. Тут же  услышала приятный женский голос:

— Извините, я хотела бы задать вам один вопрос. 

Я непринуждённо ответила, что с радостью выслушаю её вопрос.

—  Вы читаете шрифтом Брайля?

— Да, разумеется.

—  Поймите меня правильно, меня очень беспокоит этот вопрос, поскольку моя дочь с рождения не видит. Она, конечно, маленькая, но мне любопытно узнать вашу точку зрения, нужно ли ей учить шрифт Брайля. Бытует мнение, что на сегодняшний день, в эпоху высоких технологий, слепому человеку не обязательно знать шрифт Брайля потому, что существуют электронные речевые помощники, облегчающие жизнь слепых. Я даже где-то слышала, что специальным письмом владеют только около десяти процентов незрячих.

Я позволила себе даже возмутиться:

— Думаю, что эта информация ничем не обоснована, но даже если это так,  могу с уверенностью сказать, что остальным девяноста процентам знать шрифт Брайля не только никаким бы образом не помешало в их жизни, а наоборот, улучшило её, придало уверенности. Я как каждая женщина хочу выглядеть элегантно и, конечно, хочу слыть хорошей хозяйкой, пометки Брайлем использую в платяном шкафу, на кухне, в косметичке. Благодаря небольшим хитростям чувствую себя уверенно. В общем-то, азбука Брайля простая и совсем не сложная в изучении и обращении. Как вы, наверное, знаете, любые знания и навыки для каждого человека — драгоценное сокровище, которое хранится в глубине нашего сознания и в нужный для нас момент может быть оттуда извлечено, чтобы сыграть свою положительную роль в той или иной ситуации, не требуя для этого никаких материальных и умственных затрат. За всю свою жизнь я не встретила ни одного человека, который бы сожалел о том, что умеет читать и писать, в том числе и по Брайлю.

В ходе нашего разговора я попыталась изложить свою точку зрения относительно изучения и применения в жизни незрячего системы Брайля, всю уникальность и важность этих знаний.

Шрифту Брайля уже свыше ста пятидесяти лет. За это время система усовершенствовалась. Сегодня уже никого не удивишь тем, что специально для слепых с помощью рельефно-точечной системы печатаются книги, журналы. Азбукой Брайля изданы Библия, Коран, специальные пособия узкой направленности. В современном мире можно встретить написанные шрифтом Брайля банковские извещения, бюллетени для голосования, экзаменационные документы, названия лекарственных средств, карты городов с их достопримечательностями, существует даже сборник космических снимков по Брайлю. Поэтому со стопроцентной уверенностью можно сказать, что на первый взгляд неприметные точки Брайля вошли во все сферы жизни незрячих людей.

Луи Брайль, который создал шрифт для незрячих людей, наверняка не мог себе представить, что его детище даст мощный толчок для развития всевозможных устройств, инструментов, приборов, которые помогают незрячему быть более самостоятельным и полноценным человеком как в быту, так и на работе. На фоне стремительного развития электронных технологий, получая новые средства реабилитации, многие незрячие люди задаются вопросом, а нужен ли им шрифт Брайля? Конечно, нужен! Но, к сожалению, данная система чтения и письма используется меньшинством незрячих и слабовидящих. Тому есть множество причин. Среди прочих можно выделить трудности, с которыми сталкиваются при изучении алфавита Брайля пожилые люди, потерявшие зрение в старшем возрасте, а также высокую стоимость производства учебных материалов и книг с его использованием. К тому же в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с использованием компьютерных технологий преобразования текста в речь, что значительно сужает сферы применения системы Брайля вследствие доступности книжной и прочей информации в электронном виде. Однако современные технологии и метод Луи Брайля вполне способны дополнять друг друга. Но, несмотря на это, думаю, что многие владеющие рельефно-точечным шрифтом согласятся с той точкой зрения, что Брайль не просто нужен, он необходим, особенно маленьким детям. Поскольку на сегодняшний день научно доказано что, приобретая навыки письма любым способом, в том числе и шрифтом Брайля, человек, помимо грамотности, развивает и формирует в себе особенности важных для него психических процессов и свойств характера. А личность, у которой отсутствует зрение, постепенно изучая шрифт Брайля, наряду с усовершенствованием внимания, мышления, формирования представлений об окружающем мире, также развивает мелкую моторику рук, которая впоследствии становится её глазами.

Лично у меня при каждом незначительном контакте со шрифтом Брайля возникает непреодолимое желание выразить огромную благодарность создателю системы письма для слепых. Благодаря изучению рельефно-точечного шрифта  у меня выработалась более тонкая чувствительность рук, я научилась формировать в систему представлений свои ощущения, вследствие чего мои руки становились более ловкими и подвижными. Я убеждена, что всё вышеперечисленное в дальнейшем помогло мне получить полезные в жизни бытовые, социальные и профессиональные навыки.

На позитивных нотах закончился наш любезный разговор с моей собеседницей в парке. Мне показалось, что она заинтересовалась письмом Брайля в частности и вообще всеми вытекающими отсюда вопросами и результатами. В глубине души я очень надеюсь, что эта милая женщина в лице всех близких и знакомых незрячих людей, в переносном смысле, станет неиссякаемым источником информации о системе Брайля. Хотелось бы, чтоб все, кого объединяет рельефно-точечный шрифт, способствовали его развитию и внедрению в повседневную жизнь незрячих.

Алла Полюхович,

Республика Крым