Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Экстрим слепых

СЛЕПЫЕ ГОНКИ

К сожалению или к счастью, наш мир устроен таким образом, что для обретения достойного места в этой жизни нам всем приходится предпринимать определённые усилия, и не важно, зрячий ты или слепой. Но, конечно же, особенно тяжело бывает найти себя людям, потерявшим зрение уже в зрелом возрасте. Человек, уже имеющий некое образование, работу, интересы и вдруг внезапно ослепший, часто считает, что жизнь на этом закончилась, и впадает в жесточайшую депрессию, из которой так и не может выйти до конца своих дней. Разумеется, есть люди, которые спустя какое-то время всё-таки обретают новую профессию вроде массажиста, оператора, преподавателя и так далее. Но в нашей статье пойдёт речь о человеке, который после того, как ослеп в результате автокатастрофы, не посчитал для себя допустимым принципиально менять образ жизни. Всё бы ничего, но уникальность ситуации заключается в том, что в прежней жизни до аварии он был байкером. Да, как бы это не казалось абсурдным, но сейчас Борис Вишняков продолжает водить мотоцикл с коляской и с огромным успехом выступать на всевозможных байк-шоу. Именно он является основателем команды «Слепые гонки», в составе которой при содействии штурмана демонстрирует удивительные навыки управления мотоциклом, квадроциклом, багги, картом и прочей техникой. В исполнении слепого седока хорошо просчитанные и отрепетированные развороты, «змейки» и прочие вензеля неизменно приводят публику в неописуемый восторг. Да и в проводимых соревнованиях на скорость мало кто может будучи поставленным в аналогичные условия потягаться с нашим крайне своеобразным байкером. И вот не так давно свою незаурядную историю жизни специально для корреспондента нашего журнала рассказал Борис Вишняков.

— До той злополучной аварии я был самым обычным парнем из Москвы. Учился в институте, серьёзно увлекался фотографией, а главное — обожал ездить на мотоцикле. Всё круто изменилось в мае 2011 года, когда я с моим другом Николаем Никифоровым возвращался на мотоцикле с собственной фотовыставки. Он был за рулём, а я ехал сзади пассажиром. И вот тут мы врезались в КамАЗ. Слава Богу, Коля отделался царапинами, а вот я сломал кости таза, а главное — получил тяжёлую черепно-мозговую травму. Два месяца я был прикован к кровати, а потом у меня начали садиться глаза, и в октябре я окончательно ослеп. Это трудно объяснить словами. Когда зрячий человек неожиданно теряет зрение, то все привычные ему предметы становятся недоступными. Проблемой оказывается даже почистить зубы или умыться. И по большому счёту, на тот момент я решил, что всё интересное в моей жизни закончилось и никогда больше не возобновится. Но  прошло время, спустя, примерно, год ко мне в очередной раз забежал в гости Николай Никифоров и сказал: «Борис, поехали со мной в автомобильный пробег, хоть проветришься немного, всё лучше, чем безвылазно сидеть дома». Прореагировал я совершенно не так, как ожидал Николай: «Коль, извини, но я не балласт. Я мотоциклист, райдер. Я не могу в качестве «чемодана с ножками» на задней автомобильной седушке штаны просиживать в то время, когда другие гоняют сами».

И с этого момента пошла совершенно дикая работа мозга — как вернуться в седло? А также понимание того, что на самом деле без этого жизнь немыслима. Вспомнил о том, что в полярной авиации сажали борты в режиме фактически нулевой видимости. И с этого пошли размышления, что раз есть возможность посадить самолёт практически вслепую, то почему невозможно также вслепую ездить по твёрдой земле? В итоге я пришёл к двум возможным вариантам управления мотоциклом. Первый — тандемный, это когда помощник-штурман сидит сзади, и, положив руки на рёбра пилота, подаёт тактильные команды.  А второй — дистанционный, когда на пилоте находится видеокамера и специальные наушники, а у штурмана — видеомонитор и рация, посредством которых он и принимает участие в управлении. Кстати, пилот может находиться и в видимом диапазоне штурмана, в таком случае видеокамеры и мониторы становятся уже не нужны. После того как я утвердился в этих концепциях, а также в своём решении, стал искать пути для реализации этой идеи. Конечно, все, кто меня знал, сначала подумали, что это абсурд. Но потом всевозможными способами я стал искать деньги и оборудование для своей затеи. В сборе средств на квадроцикл, рации и прочее снаряжение приняли участие байкеры, рядовые пользователи интернета и просто неравнодушные люди. Энтузиастам хватило денег на подержанный, но ещё вполне приличный китайский квадроцикл. Роль оператора-поводыря, а по совместительству — менеджера этого проекта взял на себя мой друг Николай.

Учились на пустыре у него за домом. Сначала нам обоим очень страшно было этим заниматься, но потом привыкли. Спустя какое-то время я научился неплохо ездить по прямой, по кругу, нарезать «змейки», «восьмёрки», а также достаточно уверенно выписывать более сложные фигуры как задним, так и передним ходом. Было забавно, что некоторые очевидцы этих заездов даже не догадывались, что четырёхколёсной машиной управляет незрячий человек — настолько ловко я научился объезжать пеньки и ухабы пустыря. Со временем нас стали даже пускать на учебную площадку для автомобилистов, разумеется, в тот момент, когда там никто не занимался. К слову сказать, проводя тренировки, мы никогда не ездим по трассам общего пользования. Наше движение всегда идёт по строго ограниченной территории, свободной от лишних людей и предметов, когда мы совершенно чётко знаем, что езда полностью безопасна.

Итогом многодневных тренировок стало наше качественное выступление на одном из байк-шоу на востоке Москвы в сентябре 2013 года. Как сейчас помню наплыв непередаваемых ощущений,  когда я подъезжал к финишу! Сквозь эфир, сквозь закрытый наглухо шлем, чтобы слышать только оператора и ощущать машину, доносится: «Вот, наш герой возвращается с круга». И  эта совершенно безумная реакция толпы! Сначала ты просто стараешься этого не слышать, чтобы нормально доехать. А потом просто в этом растворяешься. А когда закончил показательное выступление, люди сделали живой коридор, и когда я двигался по нему, меня оглушали всевозможные подбадривания и крики: «Давай-давай! Молодец!» Это был дикий выброс адреналина с эндорфином вместе. Яркое понимание того, что ты действительно жив. И когда я вышел на сцену и начал говорить людям, я не помню, что говорил. Но я понимал одно — эта энергия одобрения и удивления, если бы  она была ветром, меня бы сдуло. Именно в тот момент я понял, что всё было не зря. Что дальше действовать нужно, только вперёд!

После этого выступления о нашей команде узнали представители многих мотоклубов, а также стали появляться интересующиеся ребята и девушки. Серьёзную поддержку нашей команде оказал мотоклуб «Златоверст», а несколько позже ВКонтакте была создана группа «Слепые гонки», посвящённая этому проекту. На данный момент деятельность команды «Слепые гонки» заключается в частых тренировках езды вслепую на разнообразных типах мото- и автотехники, а также в достаточно регулярных выступлениях на мероприятиях, которые так или иначе связаны с включением в процесс езды людей с ограниченными возможностями, в том числе и по зрению. Например, в конце сентября этого года мы участвовали в любительской гонке Социальной Внедорожной Сети «Слепая ярость-2016», где заняли первое место в зачёте квадроциклов и показали лучшее время в общем зачёте. А вообще, начиная с 2013 года, команда была задействована на многих других мероприятиях, таких как: День города, Байк-рок фестиваль «Золотая осень», юбилей телеканала «Неформат ТВ», показательные выступления для сюжета телеканала «Мир», да и многие другие события не проходили без нашего участия. А однажды мы проводили мастер-класс по технике слепого вождения на реабилитационном слёте «Патриоты России-2016», куда были приглашены президентом Федерации «Самбо слепых» Романом Новиковым. Если говорить откровенно, не так уж удивительно, что нас всегда тепло принимают как организаторы, так и зрители. И во многом это обусловлено тем фактом, что наша команда в некотором роде является уникальной. За рубежом незрячие ребята, занимающиеся примерно тем же самым, существуют. А вот у нас в России, помимо нас, возможно, где-то и встречаются отдельные люди, но так, чтобы это был уровень параспортивной команды — нигде не видели, нигде не слышали. Хотя очень бы хотели обрести «братьев по разуму». А пока мы взаимодействуем и получаем поддержку от обычных традиционных мотосообществ, за что им большое спасибо. За финансовую, информационную и техническую поддержку особо хотелось бы отметить сообщество «Мотомосква», Московское отделение мотоклуба «Free Brothers MC», Авто- и мотосервис «МототруЪ» и Артель «Старый рокер». А самое большое спасибо наша команда хотела бы сказать президенту Федерации спорта слепых Лидии Павловне Абрамовой. Благодаря её стараниям команда попала на слёт «Патриоты России-2016». Если бы не она, не её человеческий подход, искренний интерес и участие в нашей судьбе, как знать, может быть, мы бы не попали на «Патриоты» и не получили место на выставке ВОС «Доступная среда-2016», после чего удостоились дополнительного внимания со стороны различных мотосообществ. К слову сказать, никакого взаимодействия со столь распиаренным мотоклубом «Ночные волки» у нас нет и пока не предвидится, что нас, честно говоря, нисколько не печалит, так как среди подлинных участников мотодвижения репутация у этих ребят далеко не столь однозначно положительная, как принято думать.

Если говорить о планах нашей команды, то к таковым можно отнести рекорд расстояния, которое способен проехать незрячий человек за рулём мотоцикла с коляской. А в отдалённой перспективе — рекорд скорости. Также своей задачей мы видим составление методического материала по слепым гонкам и создание базы, которая позволит без каких-либо препятствий готовить незрячих пилотов и штурманов, содержать технику команды, а также проводить соревнования. В идеале на базе созданной методики, обладая некоторым пространством для нормальной, адекватной, каждодневной работы по проекту, мы хотим сделать слепые гонки видом паралимпийского мотоспорта. Проект планируется разделить на две категории: квадроциклы останутся более старшей, экстремальной категорией, а параллельно мы будем проводить эксперименты по управлению картом для создания картингового вида параспорта. Во многом потому, что именно под эту машину достаточно много инфраструктуры по всей России. Кое-что осталось ещё с советских времён. К тому же картинг является официальным видом спорта, что тоже облегчает задачу по его продвижению. Плюсом этой идеи является также то, что потенциально здесь могут быть задействованы люди с разными категориями инвалидности. Ведь в нём предусмотрено одно штурманское место, которое может занять, например, глухой гонщик либо человек с опорно-двигательными нарушениями. Правда, при любых вариантах, как я считаю, пока речь может идти только об управлении техникой на устойчивой базе, то есть, когда колёс больше, чем два. Потому что двухколёсный мотоцикл, всё-таки, к сожалению, штука  неустойчивая, и пока я не считаю для себя необходимым тренироваться именно в подобном чрезмерно опасном формате. Мотоцикл с коляской, квадроцикл, багги или карт, разумеется, являются не в пример более безопасным транспортом, особенно для людей, находящихся в аналогичном моему положении.

В данный момент полным ходом идёт взаимодействие с Музеем Индустриальной Культуры, находящемся на территории парка Кузьминки. Именно там мы собираем своих учеников и сторонников и проводим тренировки для развития того движения, которому хотим посвятить свою жизнь. Так что всех, кто считает эту идею перспективной, я призываю присоединяться к нашей команде и тренироваться вместе с нами, — заключил свой рассказ Борис Вишняков.

Прочитав эту историю, кто-то покрутит пальцем у виска и скажет что-то вроде: «Да уж, всякую ерунду слышал в своей жизни, но такую ещё не доводилось», а кто-то заинтересуется и задумается. Но эти люди делают то, что считают нужным, стремятся к достижению своей мечты, идя наперекор общепринятому мнению о несовместимости техники и незрячего человека. Своей деятельностью они наглядно демонстрируют, что в этом мире нет ничего невозможного. И даже если вы ослепли, ещё не всё потеряно, если только не отчаиваться и делать то, что каждый считает для себя необходимым.

Михаил Сергеев