Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Не хлебом единым

ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — В НОВУЮ РОССИЮ

С 24 по 29 ноября в Москве впервые в мировой истории с большим успехом были проведены специальные соревнования, которые, по аналогии с Паралимпийскими играми, получили название Парадельфийских игр. Они представляли собой творческие состязания среди людей с инвалидностью различных категорий: по зрению, слуху, с ПОДА, вследствие психических заболеваний и так далее.

Немного истории. Дельфийские игры проводились в Древней Греции ещё в шестом веке до нашей эры — это движение началось немногим позже, чем олимпийское. Происхождение состязаний связано с историей Дельфийского святилища, которая опирается на мифы и легенды об Аполлоне. После победы над драконом Пифоном Аполлон устроил музыкальные состязания, которые и положили начало общегреческим соревнованиям в искусстве. Новая эра Дельфийских игр началась лишь в 2000 году, когда наша страна взяла на себя роль центра этого движения. К настоящему времени национальный Дельфийский совет России провёл уже 10 Игр, в которых приняли участие более 10 тысяч человек. Уникальные состязания по самым различным видам творчества всегда являлись ярким праздником не только для самих участников, но и для зрителей. Многие инвалиды принимали участие в Дельфийских играх наравне с остальными конкурсантами, и им удавалось побеждать. Но сегодня, вне всяких сомнений, назрела необходимость распространить идеи дельфийского движения на людей с инвалидностью как в России, так и во всём мире. Отчасти это связано с тем, что существуют особые виды искусства, которыми занимаются только инвалиды, такие, например, как жестовое пение или танцы на колясках. В 2016 году Парадельфийские игры наконец-то были организованы  Национальным Парадельфийским комитетом России при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ совместно с всероссийскими общественными организациями инвалидов. Игры носили презентационный характер, то есть артистам не присуждались призовые места, но зато лучшие участники получили право выступить на заключительном гала-концерте, состоявшемся 28 ноября в Большом Зале Конгрессов Отеля «Космос».

Основными задачами Парадельфийских игр являлись: социализация людей с ограниченными возможностями средствами искусства, реальное воплощение равных прав людей с инвалидностью на участие во всех областях жизни общества, а также поддержка и развитие их таланта. Предварительный отбор участников осуществляли региональные структуры общероссийских общественных организаций на основании итогов проведённых всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Выступающими на  Парадельфийских играх также могли стать коллективы, в состав которых входили и здоровые люди, но не больше половины от общего количества их участников. Площадками Парадельфийских игр стали Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского, Клуб-музей «Эльдар», Музей-усадьба «Царицыно», Государственные галереи «Беляево» и «Нагорная», Российский государственный социальный университет, Государственный институт музыки им. Шнитке, Российская государственная специализированная академия искусств, ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств им. В.С. Калинникова», Московский дом ветеранов войн и Вооружённых Сил, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС и другие. На этих площадках собравшиеся участники демонстрировали свои таланты в восьми номинациях:

1. «Изобразительное искусство» — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн интерьера, костюма и среды, графический дизайн.

2. «Аудиовизуальное искусство» — компьютерная графика, кино, фото, видео, радио.

3. «Театральное искусство».

4. «Музыкальное искусство» — академическое и эстрадно-джазовое инструментальное исполнительство, академическое исполнительство на народных инструментах, вокальное искусство, музыкальный фольклор народов России.

5. «Художественное слово».

6. «Хореографическое искусство», в том числе танцы инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, танцы на колясках.

7. «Оригинальный жанр» — цирк, пантомима, куклы, эксцентрика, пародия, иллюзион, звукоподражание и прочее.

8. «Жестовая песня».

Таким образом, на лучших площадках столицы выступили  около 500 участников с ограниченными возможностями здоровья более чем из сорока субъектов РФ, а также отдельные исполнители и творческие коллективы из Казахстана, Беларуси, Франции, Нидерландов, Аргентины, Испании, Португалии, Италии и других стран.

А теперь  более подробно об этапе соревнований, который состоялся в КСРК ВОС, где выступали преимущественно инвалиды по зрению. В концертном зале мероприятие началось с демонстрации презентационного  ролика Парадельфийских игр, в котором были тезисно обозначены основные принципы и задачи этого движения. После чего на сцену вышла ведущая и произнесла тёплые приветственные слова. Выступления же участников начались с номинации «Аудиовизуальное искусство», где свои проекты представили корреспонденты радио ВОС Олеся Гавриленко из Чебоксар и Георгий Потапов из Казани. Они вынесли на суд зрителей и жюри свои аудиоработы, посвящённые увлечениям и тревогам, радостям и заботам незрячих людей в их городах. Программу выступления в номинации «Вокальное искусство» продолжила обладательница второй премии Всероссийского академического фестиваля ВОС «Гармония» Светлана Мусина из Республики Башкортостан. Великолепно исполнив арию из кантаты И.-С. Баха, она сорвала первые бурные аплодисменты зрителей. Несколько позже её успех удалось повторить девушкам из вокального дуэта «Аврора» — Галине Сараевой и Елене Сосновой. Они замечательно исполнили партии из произведений Чайковского и Доницетти, даже несмотря на то, что им сперва почему-то отключили микрофоны, а потом поставили не ту фонограмму. Вслед за ними выступали музыканты, являющиеся лауреатами всероссийских и международных конкурсов из Красноярского края, Смоленской, Воронежской, Вологодской областей и многих других регионов. Также была представлена и недавно вошедшая в состав России Республика Крым. Певица, поэт-композитор Елена Николаевна Свок достойно выступила от своего полуострова, исполнив песню  «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры» и композицию «На счастье или на беду» из сериала «Сваты-4», которую, кстати, сама написала, а также исполнила в этом фильме. На этом мероприятии особого внимания был удостоен небезызвестный вокалист Валерий Грызлин из Республики Башкортостан. За верность творчеству ему вручил памятный подарок лично главный редактор «Радио ВОС» Иван Онищенко, а также обратился к нему с небольшой душевной речью.

Помимо вышеупомянутых дисциплин, на концерте были представлены такие номинации, как «Хореографическое искусство» и «Оригинальный жанр». Именно в них выступали инвалиды, в основном имеющие нарушения слуха, психики и прочие заболевания. Театр моды, пародии и иллюзии «Кураж», а также танцевальные коллективы «Агидель», «Надежда» и «Солнышки» тоже произвели очень хорошее впечатление на зрителей и приятно разнообразили своими выступлениями вокально-инструментальные номера. Но, наверное, самое яркое впечатление оставили о себе музыканты, выступавшие в номинации «Эстрадно-джазовое инструментальное исполнительство»: джазовый ансамбль Курского музыкального колледжа-интерната слепых — неоднократный лауреат областного конкурса «Студенческая весна соловьиного края», а также обладатель гран-при международного смотра-конкурса солистов и ансамблей джазовой музыки «Белгород-2013». Своим мнением о прошедшем мероприятии поделился руководитель коллектива Борис Владимирович Прусаков — многократный лауреат международных и всероссийских конкурсов.

— Как джазовый ансамбль мы существуем уже достаточно давно, и Центральное правление ВОС, разумеется, прекрасно о нас знает. Коллективы колледжа регулярно выступают как в Курске, так и во многих других городах, и поэтому в наше учебное заведение ещё в самом начале осени была прислана заявка на участие в Парадельфийских играх. Джазовый ансамбль с большим энтузиазмом принял этот творческий вызов, и вот мы здесь. В таком составе наш коллектив существует уже второй год, и я не могу сказать, что мы как-то особенно готовились к выступлению на Парадельфийских играх. Мои ребята могут легко отыграть программу больше чем на час, а сюда мы привезли просто самые эффектные композиции из нашего репертуара — музыку Гершвина, Девиса и Эллингтона. Наши студенты после завершения учёбы, как правило, уезжают в свои города, но, несмотря на некую текучку музыкального состава, я считаю, что нам удаётся держать хороший исполнительский уровень и нам есть, что показать на этих Играх. Сюда мы привезли достаточно традиционный для джазового коллектива инструментальный состав: это труба, саксофон, кларнет, тромбон, электрогитара, бас-гитара, ударные, рояль. С нами также приехала наша замечательная вокалистка. К слову, из представителей курского колледжа здесь находятся ещё аккордеонистка Ольга Маслова с сольной программой, а также трио баянистов «Конбрио», которые тоже привезли сюда весьма виртуозные композиции. В Парадельфийских играх мне в первую очередь нравится широкий охват этого мероприятия, ведь сюда приехали люди из самых отдалённых уголков России и даже из-за рубежа. Наверняка в будущем эти Игры будут проходить на регулярной основе и дадут отличную возможность творческим личностям проявить свои таланты на большой сцене. Вспоминая все прошлые мероприятия, в которых мы принимали участие, я не могу припомнить хоть одно, сопоставимое по своему размаху с нынешним событием. Конечно, если не брать в расчёт сочинскую Олимпиаду, на которой, кстати, весь наш колледж побывал чуть ли не в полном составе. Я считаю, Парадельфийские игры предоставили отличную возможность людям с инвалидностью испытать себя в по-настоящему масштабном культурном событии, что в значительной степени удовлетворило их творческие потребности. Также, как мне кажется, эти соревнования стали ещё одной формой реабилитации и профессиональной ориентации для людей с инвалидностью. Это реальное воплощение равных прав инвалидов на участие во всех областях жизни общества, а для многих талантливых ребят это событие может стать самой настоящей путёвкой в жизнь,  — заключил Борис Владимирович.

Будем надеяться, что проведение Парадельфийских игр станет хорошей ежегодной традицией, которая будет привлекать большое количество самых различных артистов со всей страны и из-за рубежа. Начало уже положено и, судя по первому опыту, у этих Игр определённо есть неплохие перспективы на дальнейшее развитие. В Древней Греции Дельфийские игры имели огромный успех и привлекали множество зрителей и участников, так почему же в наше время Парадельфийские игры не могут иметь столь же широкий охват и общественный резонанс?..

Игорь Михайлов