Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Энциклопедия творчества

Видеть сердцем

Некоторое время назад в одной из публикаций я рассказывала об Эйджи Ким, молодой незрячей пианистке из Сеула, с которой мне посчастливилось познакомиться и расспросить о том, как живут, где учатся, работают и чем увлекаются люди с ограничениями зрения в Южной Корее. Вообразите моё удивление, когда несколько месяцев назад мне снова удалось встретить её в одном из концертных залов Москвы, но уже не в качестве сольного исполнителя, а участника уникального камерного оркестра «Hearts of vision». Думаю, что знакомые с английским языком без труда переведут его несложное название, которое по-русски можно передать двумя словами «видеть сердцем». И это неслучайно хотя бы потому, что уникальность этого единственного в своём роде коллектива заключается именно в том, что  состоит он из незрячих и слабовидящих музыкантов, каждый из которых профессионал, виртуозно владеющий одним или несколькими инструментами.

Московское выступление оркестра состоялось в  концертном зале С.В. Рахманинова в Олимпийской деревне совместно с именитыми  российскими солистами — Сергеем Кравченко (скрипачом, заслуженным артистом России,  профессором оркестровой кафедры Московской государственной консерватории) и Нареком Ахназаряном (виолончелистом, победителем конкурса им. П.И. Чайковского). Южнокорейские гости включили в программу произведения легендарных композиторов — Людвига ван Бетховена, П.И. Чайковского, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича. Приятной неожиданностью для слушателей стало второе отделение концерта, в котором прозвучали симфонические вариации на тему русских народных песен и знакомые каждому мелодии из советских кинофильмов. Пожалуй, именно такое знание предпочтений русского слушателя   и трепетное отношение к его культурному наследию окончательно покорило сердца пришедших на концерт оркестра «Hearts of vision».

Художественный руководитель и дирижёр Сан Джэ Ли тоже незрячий музыкант. С 14 лет он учился играть сразу на двух инструментах — скрипке и кларнете, имеет музыкальное образование и докторскую степень. Для каждого нового произведения он адаптирует и заказывает партитуры, напечатанные шрифтом Брайля, которые незрячим музыкантам приходится учить наизусть, самостоятельно разбирать и повторять партии дома,  прежде чем встретиться на совместных репетициях.

 «Основной целью создания оркестра «Hearts of vision» была необходимость помочь незрячим музыкантам получить работу, — рассказал Сан Джэ Ли. — В Южной Корее очень много людей с нарушениями зрения, которые получили специальное музыкальное образование, но до недавнего времени не могли применить его, профессионально развиваться, материально обеспечивать себя и свою семью. Наш коллектив существует с 2007 года, и за это время благодаря регулярным гастролям получил известность не только на родине, но и за границей. Конечно, репетиции незрячих музыкантов проходят немного иначе, нежели зрячих, и моя работа как дирижёра отличается от её традиционного понимания. Поскольку большинство оркестрантов не могут меня видеть, на репетициях мне приходится много говорить, кричать, петь, хлопать, топать, громко дышать — одним словом, издавать всевозможные звуки, благодаря которым они могут понимать  ритм, темп, характер музыки. Обычно на сцене я выступаю как член оркестра, и одновременно с этим дыханием и стуком ног помогаю своим музыкантам оставаться единым и отлаженным механизмом. Успех любого музыкального коллектива, а тем более коллектива незрячих музыкантов, это, в первую очередь, умение слушать, верить и доверять друг другу».

 «В прошлом году я стала членом оркестра, и для меня это совсем новая работа, — продолжила рассказ своего руководителя Эйджи Ким. — Сейчас коллектив насчитывает 23 профессиональных музыканта, владеющих разнообразными инструментами: роялем, виолончелью, скрипкой, контрабасом, альтом, трубой, тромбоном, фаготом, флейтой, кларнетом, тимпанами, ударными. Два раза в неделю мы встречаемся всем составом, работаем под руководством дирижёра, стараемся запоминать и учитывать все его замечания, а помимо этого, самостоятельно репетируем отдельными группами. В состав оркестра входят и зрячие музыканты, которые помогают нам и на сцене, и в бытовых вопросах во время гастролей. Лично я по-прежнему выступаю со своей собакой-проводником. В путешествия её, конечно, не беру, а вот на концертах в Сеуле мы вместе выходим на сцену. Зрячие музыканты работают на тех же правах и за такую же заработную плату, как и незрячие: в среднем, оркестрант получает 600 — 700 долларов в месяц и около 200 долларов за каждый концерт. В корейских городах мы выступаем очень часто, за границу выезжаем реже. В России наш оркестр впервые, и к выбору концертной программы пришлось подойти особым образом. Во-первых, нашему руководителю очень хотелось, чтобы в роли солистов выступали не только корейские музыканты, но и российские, именно поэтому в первом акте на одной сцене с нами  играли Сергей Кравченко  и Нарек Ахназарян. И несмотря на то, что удалось провести только несколько совместных репетиций, во время выступления мы отлично чувствовали, слышали и понимали друг друга. Во-вторых, каждый из нас хотел, чтобы российские слушатели получили удовольствие не только от прослушивания шедевров классической музыки, но и от русских фольклорных композиций и популярных в России мелодий двадцатого века. Надеюсь, нам удалось этого добиться — в некотором смысле это стало данью уважения культуре России, помогло нам хоть немного приблизиться, прикоснуться к ней».

Елена Федосеева