Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Организация ВОС крупным планом

 

Главное найти себя и быть полезным людям

Репортаж  Антона Кроткова

 

Предлагаю вашему вниманию рассказ о городской организации ВОС Екатеринбурга. В этом небольшом коллективе я провёл всего несколько дней, но у меня сложилось чёткое впечатление о нём, как о дружной семье, в которой каждый, как в хорошо сыгранном ансамбле, исполняет свою партию с максимальным вдохновением и отдачей.  И начну я конечно с Председателя. Знакомьтесь: Валентина   Викторовна Попова.

- Наша организация - это 7 районов и пригород города Екатеринбург. На сегодняшний день объединяет 2 337 человек незрячих людей. Контингент разный: дети, ученики, студенты, рабочие и престарелый возраст. У нас много людей, которым за 90.

Конечно, мотивация вступления в ВОС у всех разная. И председателю периодически приходится сталкиваться с определённым меркантилизмом в этом вопросе.

- Есть люди, которые приходят к нам в организацию и спрашивают: «А что нам могут дать?» А что мы можем дать?

- Но когда люди к вам приходят, они все-таки что-то получают

- Обязательно, ни один человек не уйдет, если что-то я не могу решить,

- А обеспечение специальными электронными средствами? 

- Это посложнее. С получением необходимых инвалидам электронных помощников не всё обстоит так, как хотелось бы екатеринбургским инвалидам. Конечно, из федерального и местного бюджета на эти цели выделяются средства. Но, тем не менее, многим незрячим приходится годами ждать необходимых им приборов.

- Раньше Екатеринбург был город богатых людей, которые, хорошо жертвовали, а сейчас?

- Да, есть. Теплякова, директор банка, но особенно нам помогает Секачев Олег Владимирович – это молодой, перспективный предприниматель, он совершенно зрячий человек, молодой, спортивный. Он всегда нам поможет. Если он  не может через предприятие, то он с личной карты переводит нам средства.

У нас есть Черепанова Наталья Викторовна, которая занимается с детьми, проводят беседы с родителями, которые не знают, как вести себя с этими детками. Вот сейчас мамочка приезжает из Полевского она все думает, как ей поступить с ребенком. Ребёнку трудно в общеобразовательной школе учиться. Он у нее один единственный ребенок и возможно с 1 сентября, этот ребенок пойдет в Верхнюю Пышму.

В Верхней Пышме расположена специализированная школа для незрячих, где, кстати, сложился удивительный коллектив педагогов-единомышленников. Знаю это, ибо имел опыт посещения данного образовательного учреждения.

- А вот, вновь ослепшие наверняка сталкиваются с серьезными психологическими проблемами, многие замыкаются в себе?

- Таким людям очень сложно, мы тоже стараемся им помочь, если они физически здоровы, предлагаем им поступить в медколледж на массажиста, это очень престижная работа для нашей категории людей, но там нужно среднее образование. Есть те, которые не успели закончить школу, ну мало ли что в жизни бывает, мы стараемся им помочь или с Верхней Пышмой договариваемся или же здесь 78 школа-интернат у нас есть. Прямо вот в этом помещении у нас компьютерный класс, где занимается Калинин Андрей Владимирович, Он помогает освоить компьютер. Очень много обращается наших людей на обучение компьютеру.

-  Какого возраста приходят?

- В основном, как ни странно после 50-ти 60-ти лет. Даже за 70 есть, люди Вы знаете, такие головушки умные, прожили всю жизнь и сейчас они хотят шагать в ногу со всеми и вместе с молодыми, изучать и пользоваться интернетом. Очень много таких людей обучаются.

- А реально курсы помогают в  трудоустройстве людям, которым нужна работа?

- Сейчас у нас работу ищет Свяжен Петр он вроде бы, и компьютер знает, и закончил юридическую академию, но пока, трудоустроится, ему трудно. Ему хочется, что бы сразу устроится на хорошую работу и сразу чтобы получать денежки. Вот опыта пока ещё у него нет. Кто не гонится за деньгами, те, как-то потихонечку, потихонечку поднимаются и устраиваются на работу. У нас здесь есть предприятия «Гофротек», «Эпос».

- Если человек хочет найти работу на свободном рынке труда, то ваша организация может реально им помочь?

- Пытаемся. У нас со службой занятости есть связи.  Многие у нас являются индивидуальными предпринимателями. Вакансии, что нам предлагают, мы предлагаем нашим ребятам, но пока знаете, это очень сложно.

- А вообще, из своего опыта современные молодые люди они меркантильные?

- Они очень умные - чересчур, в шахматы занимают первые места, в математических олимпиадах участвуют. Но они под крылом мамочек и бабушек. Им сложнее.

Моя собеседница на собственном примере неоднократно наблюдала, когда чересчур опекаемые дети, повзрослев, тем не менее, в социальном плане словно застревали в детстве. Так бывает, когда родители чрезмерной опекой приучают своих любимых чад  не полагаться на собственные силы. Ведь для незрячего ребёнка сам по себе высокий интеллект или наличие энергичных родителей ещё не гарантирует нормального будущего.  Родители – не вечны. А без умения, к примеру, уверенно самостоятельно передвигаться по городу или обслуживать себя в быту незрячему человеку может на определённом этапе судьбы прийтись ой как сложно. Поэтому крайне необходимо, чтобы процесс всесторонней социализации ребёнка, подростка, юноши  шёл без запаздываний и срывов.

- А вы как пришли на свою должность?

- Я была совершенно здоровой девушкой, а потом потеряла зрение полностью, работала в Первоуральске на УПП, я всегда занималась общественной работой,  и люди меня выдвинули председателем, конечно, было  страшно, и сейчас очень переживаешь, потому что люди приходят каждый день с новым вопросом, с новыми просьбами.

Молодёжный активист Константин Пунегов рассказывает, что актив делает многое, чтобы сплотить городскую восовскую молодёжь. Для этого регулярно организуются различные мероприятия – спортивные, туристические. КВНы. Основная площадка - местный Дом Культуры ВОС. Вместе с тем, по словам моего собеседника, существует проблема неохваченных вниманием молодых людей, которые замыкаются в тесном мирке собственных квартир. Константин считает, что для того чтобы помочь человеку не оказаться в самоизоляции важно, чтобы рядом с ним вовремя оказался человек, способный зарядить его оптимизмом. Екатеринбургские активисты стараются вести такую работу. Например, этим летом они часто бывали гостями молодёжного лагеря, организованного администрацией верхнепышминской школы совместно с руководством региональной и городской организаций ВОС.

- Мы с ними сидели у костра, практически каждый день. Кто-то в массаж хотел идти, говорят, ну, расскажи плюсы, минусы. Я сидел-рассказывал. Молодёжь, её надо замотивировать. На самом деле к любому можно найти подход.

Я инвалид от рождения. Последний учебный год я отработал в интернате для детей с ДЦП, массажистом, хотя у меня высшее образование психолога. Но психологом я не пошел работать  из-за того, что там очень много бумаг, а так, в принципе, в жизни, это образование очень пригодилось, даже с теми же родителями с детьми найти подходы, и вообще с людьми, обществом. Я раньше боялся, подойти спросить какой троллейбус, как мне доехать? Сейчас вообще трудностей не вижу, допустим, пришел в какую-то контору, там спокойно к любому работнику подошел, сказал так и так. Точно так же вот летал в Москву, приехал в аэропорт, и говорю: «Ребят, я слепой мне нужно помочь улететь в Москву», все  и там целое приключение, очень позитивное было для меня, ребята на вокзале в Москве встречали, я в окружении 4-х сопровождающих, довольно забавная ситуация была.

- Как Вы видите свое будущее? Какие-то есть проекты?

- У меня стаж массажа очень большой и на здоровье это начинает сказываться, тем более периодически нужно было очень много денег, и работал на двух работах. Сейчас руки болят,  колени  хочется маленький бар открыть, что бы там было всем комфортно. А вторая мечта – выбраться за город и построить свой дом. Есть тут рядышком Арамиль, хочется туда.

Константин говорит, что осознаёт все риски, связанные с открытием своего дела, и, что намерен пойти учиться бизнесу на какие-нибудь курсы. 

- Нет страха?

- Не попробовав, ты не узнаешь, каково это. В интернете с ребятами переписываюсь, читаю дневники. Очень много примеров, ребят, которые что-то открывали, не получалось, и они опять что-то новое придумывали и опять открывали  можно же всю жизнь бояться и дома просидеть лучше сделать, а потом пожалеть, нежели ничего не делать и сидеть горевать.

Активистка городской организации Раиса Бондарик по моей просьбе рассказывает о себе:

- В организации я с 14-ти лет, когда еще училась в школе в Верхней Пышме. Работаю я в городе, переплетчицей, хожу по организациям обрабатываю документы.

- А где эту специальность получили?

-В школе, у нас были мастерские картонажные и при выпуске нам выдавали свидетельства картонажника. Узнала, что у нас в городе есть фабрика деловых и канцелярских товаров и туда принимают инвалидов.  Меня взяли, понравилось. Фабрики давно уже нету, но есть свои организации Администрация города, ЗАГСы, Судебный департамент, страховые компании, я с ними и работаю

Жизнь была бы серой, если бы не городская организация, в которой, прежде всего, ценно общение. Какая-то подпитка энергией. Выезжаем на природу. Проводятся всякие конкурсы, где я участвую.

Наверное, была бы всем довольна, если бы родная организация ещё помогла со специальными техническими средствами, без которых социальная мобильность пока неполная. Например, бывает, дают незнакомый адрес сложновато найти.

Сейчас осваиваю компьютер на курсах. С говорящей программой. Стараюсь, конечно, освоить побыстрее.

Вот такие вот активные люди составляют костяк Екатеринбургской городской организации ВОС. Спорт занимает важное место в её жизни. т Курирует же это направление Игорь Астафьевич Новокийков.

- Я с 14 лет занимаюсь спортом

- И тогда уже были  проблемы со зрением?

- Да, у меня с детства проблемы со зрением, я в специализированной школе учился, сперва в Тюменской области, затем последние два года в Верхней Пышме с Верхней Пышмы уже активно занимался спортом, входил в сборную молодежную Союза по лыжам по инвалидам по зрению. И в РФ был и по легкой атлетике и по лыжам в сборной.

- В советское время поддержка спорта была мощная?

- С экипировкой проблемы были. То есть давалась какая-то экипировка, но поскольку она не устраивала спортсменов-профессионалов, приходилось закупать всякими путями самим, а с проведением мероприятий деньги ВОСовские были,

Новокийков: В 90-е спад как раз сам попал под эту раздачу.

- А как психологически пережили эти 90-е годы, как себя поддерживали? Ведь, наверное, многие и сломались?

- Все равно активно занимался спортом. Как раз в то время в 90-е годы неплохо предприятие Регентское работало, и вот за счет Регентского предприятия я занимался. Директор поддерживал меня лыжами, и всей экипировкой, даже вывозил в Норвегию за средства предприятия.

Сейчас гораздо проще, только занимайся,  государственная поддержка очень хорошая, я бегал за одни грамоты, ну и плюс предприятие там немножко выплачивало, то сейчас же у них у всех, кто в сборную входит. Стипендия плюс экипировка, какую они хотят, по их размеру, вообще красота. Прямо завидую им, ну, зависть конечно хорошая, что государственная поддержка. Сейчас выгодно заниматься большим спортом инвалидным

Конечно, без поддержки мы никуда местная власть, председатель Юдина Мавзиля Ахмадеевна плюс директора  без них не было бы спорта в области, командируют  ребят, питание, автобусы помогают в проведении мероприятий, допустим, мы проводили соревнования - туристическое многоборье, привозят экипировку

У нас двое были на Паралимпиаде в Сочи это Федорук Александр и Лысова. Лысова 5 медалей привезла, 3 золотых и 2 серебряных, Федорук был 12-м на Паралимпиаде,  это тоже неплохо, в общем то.

- А молодежь, которая смотрит на вот таких спортсменов, наверное, тоже стремится?

- Да, не сказать, что особо стремятся. Это надо здоровье адское чтобы заниматься большим спортом плюс надо жертвовать всем, это никаких праздников, ничего ты не можешь себе лишнего позволить, надо отказаться от всего. Это единицы, которые могут вот так все это выдержать. Я сам до 36-ти лет не мог себе позволить, нормального праздника, куда-то съездить в гости, где-то нормально отдохнуть, у меня все спортивный режим. Так же я вижу и у ребят, они не могут себе ничего позволить.

- Ну, может быть, спорт и многое дает незрячему человеку?

- Конечно, это реабилитация движение. Ориентировка в пространстве развивает, вот я работаю с  ребятами, много ребят, которые сидят дома, ничего не делают, а тут все-таки они общаются, познают мир. Я допустим, всю жизнь занимаюсь спортом и не жалею, я многое познал, многое увидел, даже порой здоровые столько не познали и не увидели. Мои братья живут в деревнях там, все спиваются.

- У вас были такие реальные случаи, когда из депрессии «вытаскивали» при помощи спорта?

- Вот Наташа Кокотова, привели ее, познакомились, женщина, учитель младших классов потеряла зрение, где-то простыла менингит у нее, несколько операций сделали, поставили ее на ноги с остатком зрения она видит 2-3 % и вот с этими 2-3 % она боится выходить. А парень тотально слепой, говорит: «Наташа, ты же видишь» «Да, вижу», «А, я вообще не вижу, вот  пойдем со мной». Я вместе с ребятами учил её. Говорю: «пойдём в поход». Она: «нет, я не пойду, я ничего не смогу». Я говорю: «мы тотально слепые идём и тебя берём, пошли». Она согласилась. Сейчас она уже прекрасно себя чувствует. Вот у нас один бывший «бандюга», у него завод, крутой парень  выводили из этого состояния ступора. Подвзорвали его, он вообще несколько лет никуда не выходил, дома сидел. Потерял зрение в результате покушения. Он живой остался, всех остальных убило.

Вот  его выводил из ступора активный образ жизни.

- Поменялось у него мировоззрение?

- Не знаю, какой он был раньше, сейчас он нашел себя. Занимается инвалидами.  Главное найти себя и быть кому-то полезным.