Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

Актуальное интервью

 

Интервью вице-президента ВОС, депутата Государственной Думы РФ Владимира Сергеевича Вшивцева

 

Ирина Зарубина

 

Предлагаем вашему вниманию интервью вице-президента ВОС, депутата Государственной Думы РФ Владимира Сергеевича Вшивцева. Интервью подготовила и провела  Главный редактор журнала «Диалог» Ирина Зарубина.

- Мы находимся в период отчётно-выборной компании во Всероссийском обществе слепых. И он совпал с решениями, которые принимались и руководством нашей страны, и на западе. Всё это вызывает, естественно, тревоги, волнения у людей.

Как мы будем жить в шестнадцатом, семнадцатом году? Давайте, наверное, по порядку начнём. Воссоединение Крыма с Российской Федерацией повлекло за собой принятие решения западными странами о введении санкций. Конечно, желание запада задним числом попытаться давить на Россию, хотя в принципе, если разбираться изначально, мы не говорим об исторических событиях, о том, чей был Крым, как принимались решения о том, чтобы он вошёл в состав Украинской республики, это в Советские годы произошло. Разговор идёт в наше время. Очевидно то, что и НАТО, и Соединённые штаты планировали размещение большой базы на территории Крымской республики, и уже шла подготовительная работа по этому поводу. И, во всяком случае, мы, как Российская Федерация, не могли допустить принятия подобного рода решений. Тем более что если бы  прошли два десятка лет, при разумной политике Украинского руководства, вряд ли бы было такое количество людей, которые шли на участки, и голосовали за воссоединение. Поверьте, что если бы всё было хорошо, то люди бы и не принимали таких решений. Значит, были большие проблемы. Всё это привело, конечно, к санкциям.

Экономическое давление направлено на то, чтобы создать нестабильную ситуацию в нашей стране, и путём проведения так называемых «Оранжевых революций» внести довольно серьёзный деструктив в нашей стране, что могло привести к развалу Российской Федерации. Это не выдумки, это не больное воображение, это реалии. И вопрос стоял настолько серьёзно, и до сих пор ещё стоит настолько серьёзно, что иногда принимаемые решения кажутся на первый взгляд не популярными. Это возможности нашего бюджета, соответственно, который учитывал бы все потребности на сегодняшний день. Это покрытие тех социальных обязательств, которые стоят перед государством по выполнению обязательств перед людьми. Это вопросы, связанные с финансированием оборонки: это и ВПК, это и армия, это силовые структуры, потому, что без этого сейчас нельзя. Мы все видим нестабильность в мире, и на сегодняшний день она же может прийти очень быстро к нам. Только кажется, что где-то там Сирия, где-то далеко территория Афганистана. Увы, к сожалению, настолько всё близко. Соответственно,  вопросы, связанные с принятием решения по бюджету повлекли за собой довольно серьёзные, ну я бы сказал так, борьбу, в кавычках, за бюджет. Конечно, депутатский корпус, который представлен инвалидами, ратовал за то, чтобы все социальные обязательства, взятые государством, были выполнены в полном объёме хотя бы по итогам пятнадцатого года. Хотя изначально шёл разговор о снижении объёма финансирования от десяти, до пятнадцати-двадцати процентов. Могу сказать, что все наши статьи, которые мы ставили на первый план, нам удалось отстоять.

Ну, во-первых, это общий объём финансирования, предоставляемый на оказание помощи, и поддержки общероссийским общественным инвалидным организациям в рамках программы «Доступная среда». Она пролонгирована до двадцатого года и осталась на уровне один миллиард, четыреста девяносто девять миллионов. Это деньги, которые распределяются между рядом общероссийских организаций инвалидов. Это ВОС, ВОИ, ВОГ и организация инвалидов войны в Афганистане. Нам удалось отстоять статьи, которые идут на финансирование наших реабилитационных центров. Это и Волоколамский центр с филиалами в Бийске и Железногорске, это школа собак-проводников, и это КСРК. Сто тридцать девять миллионов - Волоколамск, затем школа собак-проводников - шестьдесят восемь с половиной миллионов, и шестьдесят два с половиной миллиона – это - КСРК. Сразу скажу, что такие деньги не супер большие, как кажется на первый взгляд, потому, что объем работы очень большой, и любые колебания, допустим, по снижению этих объемов могло бы привести к тому, что бы мы сокращали программы, реализуемые в рамках работы наших реабилитационных центров.

Нам удалось отстоять школу собак-проводников. На ее финансирование была выделена статья из дополнительного финансирования, связанная с предоставлением ТСР. Вот этот объём средств требовал довольно-таки значительного количества денег, и всё-таки дума пошла на это, и правительство поддержало. Сумма была увеличена до девяти миллиардов. Это довольно серьёзный объём средств, который сейчас даёт возможность реализовать те программы, которые идут через фонд социального страхования. И, соответственно, мы активно участвуем в их реализации, потому, что у нас подписано взаимное соглашение с фондом социального страхования. Я думаю, что то оборудование, которое предусмотрено в федеральном перечне. Мы, всё-таки, будем иметь возможность получать.

Ну и у нас есть ещё вопросы, связанные с людьми, которые имеют проблемы со слухом. Это то, что касается бюджета. Ещё раз повторяюсь, вопрос был сложный.

Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить руководство фракции Единая Россия,  и не потому, что я являюсь ее членом, хотя и это тоже дало определённые возможности, благодаря которым мы могли использовать меня, как депутата для того, чтобы фракция активно встала за сохранение тех статей, о которых я говорил. Нам вместе с руководством фракции Единая Россия и руководством страны всё-таки, даже в самых сложных ситуациях удалось сохранить эти средства, что даёт возможность в шестнадцатом году относительно стабильно реализовывать те программы, которые у нас сформированы и заложены во Всероссийском обществе слепых. Это то, что касается бюджета, Будет ли легче? Ну, шестнадцатый год, я не думаю, что будет лёгким. Дело в том, что и цены на нефть падают, а основополагающие формирования бюджета – это, всё-таки, нефть и газ. И вопросы налогообложения тоже на первом месте, потому, что есть и сокращения производства, объёмов, хотя не по всем направлениям.

При отчёте правительства прозвучали цифры очень интересные. Дело в том, что у нас, за многие годы впервые, продажа продовольствия за пределы нашей страны превысила объёмы продажи вооружения. Его Россия продала по итогам четырнадцатого года на четырнадцать миллиардов, а продовольствия продано на двадцать миллиардов. То есть это вызывает, всё-таки, уже определённый оптимизм в том, что заработало наше сельское хозяйство, и промышленность, которая занимается переработкой сельхоз продукции. И, соответственно начинают развиваться другие направления, тем более высокотехнологичные. Возможно, скоро будем формировать бюджет не только из того, что добываем нефть и газ. Ну а если это будет происходить, значит, будет развиваться промышленность, и наши предприятия по кооперации будут иметь возможность получать объёмы работ. Соответственно, это стабильность определённая.

Есть, конечно, неудачи. Это связано с вопросом индексации пенсии работающим пенсионерам. Под эту формулировку попали и работающие инвалиды по зрению в том числе. И я готовил поправку. Вместе с Терентьевым мы подписались под ней, но, к сожалению, она не прошла. Очень жаль, конечно. Мы приводили массу аргументов, которые в том числе и указывали правительству на то, что сама природа формирования объёма средств получаемых инвалидами  - другая, она не является страховой. Но, к сожалению, проголосовало против большинство, и поэтому мы, как бы, остались за бортом. С чем это связано? Наверное, скорее всего, с недостатком тех средств, которые реально можно где-то было бы взять. Цена вопроса, сразу скажу, три с половиной миллиарда - это семьсот шестьдесят тысяч работающих. Это те цифры, которые официально приводило правительство при обсуждении, на комитете, рассматриваемого вопроса.

Мне, всё-таки, кажется, что по истечении полугодия мы ещё раз будем возвращаться к этому вопросу, и мы будем настаивать, всё-таки, на том, чтобы вернуть индексацию работающим пенсионерам. Ну, в частности, инвалидам, я имею в виду. Это, как бы, наша неудача, хотя ряд вопросов, в том числе и с пролонгацией программы «Доступная среда» до двадцатого года нам удалось решить.  Это, конечно, довольно серьёзный результат. Президент поддержал и программа пролонгирована. Соответственно, выделены довольно приличные объёмы средств. И нам удалось принять совместно ряд решений с правительством, которые дали возможность внести изменения в те законопроекты, которые правительство предлагало. В частности, если мы говорим о самой программе "Доступная среда", то там появилась одна из подпрограмм - реабилитационный центр. То есть это была наша идея, которую мы обсуждали с мин. трудом довольно активно на протяжении ряда лет. Что за собой несёт, эта подпрограмма? Мы надеемся, что развитие реабилитационных центров в регионах даст возможность людям, имеющим проблемы в частности по зрению, в реабилитационных центрах проходить не только реабилитацию, но и иметь возможность получения каких-то первичных профессиональных навыков. Потому, что все мы прекрасно понимаем то, что Волоколамский центр не в состоянии обеспечить всех желающих, проживающих  на территории Российской Федерации, реабилитационными услугами.

- А есть шанс, что в регионах появятся центры реабилитации инвалидов по зрению?

- А они уже есть. Например, Казань - Татарстан. Там работает реабилитационный центр, который уже имеет свои филиалы по республике. И это специализированное, направленное учреждение, которое работает с инвалидами по зрению. Это очень здорово, но, чтобы эти центры работали, необходимо чёткое понимание, а как они будут работать? Как они будут финансироваться, для нас это очень важно. Я ставил вопрос перед правительством, что если вы попытаетесь всё это сбросить на плечи регионов, то могут быть определённые проблемы, связанные с деятельностью этих центров. Вот если будут решены вопросы софинансирования в рамках программы "Доступная среда", что допустимо.

- По тому же механизму софинансирования.

- Да, да, да, да. То есть мы делаем первый шаг. На этом этапе сейчас будет проводиться пилотный проект? два региона будут выбираться на конкурсной основе. На них будет обкатываться вся система, начиная от методик работы специалистов, направления. По которым должен работать этот реабилитационный центр, группы, которые должны проходить через центр, вопросы финансирования. Затем будет проведён анализ, и на основе этого материала уже будет принято решение, по которому реально будет работать эта подпрограмма. Это то, что касается реабилитационных центров, и самой программы "Доступная среда". Я уже не говорю о её наполнении, там очень много позиций.

Второе довольно серьёзное решение, которое мы проводили через Государственную думу Российской Федерации, вместе с правительством, ещё раз хотелось бы отметить, это вопрос, связанный с формированием закона, тогда был законопроект, "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации". Четыреста сорок второй Федеральный закон, если я не ошибаюсь. Нам удалось внести туда большое количество поправок. На первом этапе у нас были серьёзные трения с правительством, тот вариант, который выносился, был не приемлем, и в нём были очень серьёзные ошибки, в том числе и ведущие к определённому юридическому вакууму. Потому, что при принятии данного закона два предыдущих закона теряли силу. А основной понятийный аппарат по данному закону был прописан принять в полном объёме аж в шестнадцатом году. Ну, представляете, что бы было.

Нам удалось скорректировать, и заложить довольно серьёзную основу, дающую возможность, в том числе и нашей организации, принимать участие в работе, связанной с предоставлением социальных услуг. Что это даёт? Во-первых, имея разветвлённую сеть от Калининграда  до Камчатки, от Мурманска до Махачкалы, мы можем, используя накопленный опыт наших людей, а у нас более девяти тысяч шестьсот только групоргов, наш актив привлекать к этой работе, которая имеет за собой уже финансовое обеспечение. То есть это те же самые, по сути, рабочие места, и я очень надеюсь, что на съезде мы скорректируем устав с учётом меняющейся законодательной базы, который даст нам возможность в том числе и активно принимать участие в этой работе. Наши организации будут входить в реестр тех организаций, которые могут оказать социальные услуги, и в принципе принимать участие в проводимых тендерах.

Другой вопрос – что собой представляют эти тендеры, и когда они будут проходить. Здесь мы готовим ещё одну поправку. Она поддержана правительством, ну правда сейчас буксует на уровне мин. Эконом. Развития. Это вопрос, связанный с внесением изменений в закон сорок четвёртый ФЗ, в девяносто третью статью. Она подразумевает размещение муниципальных заказов, а тот заказ как раз на муниципальном уровне, без проведения конкурсной процедуры до миллиона рублей. Вот если нам удастся всё это связать воедино, тогда мы будем организацией, имеющей возможность оказывать услуги на тех условиях, которые предусматривает определённая преференция. Ну, для этого нам надо будет ещё внести изменения, согласованные с правительством, естественно, постановления, где есть перечень тех работ и услуг, по которым эта преференция будет представляться. В принципе этот механизм уже предусмотрен в законодательстве Российской Федерации, нам просто надо тоже здесь скорректировать.

Вот это то, что касается тех новелл, которые мы продвигали. Ну и, соответственно, большой пакет документов по внесению изменений в ряд законодательных актов, в связи с ратификацией конвенции Организации объединённых наций. Там были внесены изменения в двадцать пять Федеральных законов, это разговор о доступности. И на основании принятых решений, уже на уровне министерств, ведомств, отрабатывается большой пакет документов совместно с нашей, в том числе, организацией, где реализуются нормы, заложенные уже в этих законодательных актах. То есть прописываются положения, инструкции, на основе их уже будут разработаны распоряжения и постановления правительства.

Отчётно-выборная компания естественно, довольно большая процедура, я бы так сказал, которая проводится на основе закона об общественных объединениях, религиозных организациях. Она у нас заложена в уставе, в наших регламентирующих документах, которые приняты на уровне Всероссийского общества слепых. Большое количество мероприятий, проводимых в группах, которое мы уже заканчиваем, и большое количество местных организаций, а их семьсот семьдесят две, где проходят конференции. С 15 января мы начинаем проведение региональных конференций.

- Владимир Сергеевич, есть ли замечания по проведению собраний в группах и региональных конференций?

 - Есть из нескольких регионов жалобы на некачественное проведение мероприятий в группах, Это у нас Ангарск – Иркутская область, Дагестан – Махачкала, Стерлитамак – Башкирия. В Омске стоял вопрос, и у нас вопрос по Томску. Хотя есть некоторое недопонимание, в том числе и у руководителей наших организаций. Например, по Томску. Вопрос, связанный с представительством на региональную конференцию делегатов от местных конференций. В уставе Всероссийского общества слепых, который зарегистрирован на уровне минюста, чётко написано: «Это право региональной организации, которая из рекомендации Центрального правления, по общему количеству делегатов на региональную структуру, определяет внутри, сколько должно быть делегатов от каждой местной организации». С чем это связано. Это условия работы, вопросы финансирования, обеспечения, и так далее, и тому подобное.

Ну, приведу пример, Томская организация, более шестисот человек, и, соответственно, вроде бы как, по пониманию тех, кто руководит этой организацией, то и количество делегатов должно быть больше. Но организация проводит свою работу на уровне города Томск, где вся инфраструктура, связь, транспорт и так далее. Плюс они находятся в помещении региональной организации, не платят ни за что, ни за коммуналку, ни за связь. Мероприятия проводят там же. И в то же время есть организация, которая работает на севере. Территория, на которой размещается местная организация, больше, чем, допустим, территория Германии, с вытекающими отсюда последствиями: передвижения, и так далее, и тому подобное. Потому, что есть посёлки, куда можно добраться только по зимнику, или когда сходит лёд на реке. Согласитесь, не справедливо вроде бы, да, когда одна организация будет доминировать непосредственно над этими организациями, которые работают в гораздо более тяжёлых условиях? Поэтому и дано это право региональной организации. Есть несогласие руководителя Томской организации, он начинает выходить на прокурора, прокурор начинает нам советовать, сколько нам выбирать делегатов от каждой местной организации. Сейчас было обращение в генеральную прокуратуру, она поправит этого товарища. Я думаю, он просто не до конца вник в ситуацию, ну и решил нам ещё рассказать, как это делается. Ну, я думаю, ему расскажут сейчас. Поэтому такие проблемы есть. Всё в рабочем порядке мы пытаемся улаживать.

- Владимир Сергеевич, прошли совещания в Федеральных округах. С Вашей точки зрения насколько целесообразно их проведение? Всё-таки это достаточно затратное мероприятие. И осветите, пожалуйста, основные результаты их проведения?

- Подобного рода мероприятия должны проходить, потому, что, как мы уже говорили, есть проблемы, в том числе проблемы экономического характера. И, соответственно, на совещание собираются руководители региональных организаций, в ряде регионов это были и руководители предприятий. И здесь вырабатываются общие подходы по решению тех проблем, которые возникают. И поймите правильно, что данный материал, который собирается после этих совещаний, он формулируется в документ. И эти документы являются основой того, что мы представляем на уровне правительства. Очень большие документы сейчас идут и при формировании законопроектов, которые практически с разных ведомств нам поступают. Ну, в месяц по нескольку штук. И мы, учитывая те проблемы, которые есть, пытаемся корректировать, вносить изменения и в существующие законодательства, и в предлагаемые проекты.

Ну, например, есть проблема, связанная с многоквартирными домами. На сегодняшний день, в принципе, инвалиду очень сложно попасть в дом. У нас же, кроме того, что есть люди, которые имеют проблему и опорно-двигательного аппарата, есть ещё и проблема со зрением. Вот как человеку выбраться из квартиры, и попасть в квартиру? С Михаилом Терентьевым и Баталиной Ольгой Юрьевной (это руководитель комитета по труду и социальной политике и делам ветеранов)  вместе выступили с инициативой, чтобы урегулировать эти вопросы и подготовили законопроект. Я привожу один из таких примеров. А  наша работа касается и вопросов налогообложения, и деятельности хозяйственных обществ, и вопросов имущества. Вот на сегодняшний день мы не можем решить проблему, связанную с передачей имущества в Крыму.

Постоянно идут какие-то затыки, что в Севастополе, что в Крымской республике. Необходимо внесение изменений в ряд законодательных актов, дающих основу для того, чтобы провести работу по передаче. Не передав имущество, мы не можем на сегодняшний день не в свою собственность вкладывать те Федеральные средства, которые в виде субсидии идут на поддержку наших организаций. То есть на свой страх и риск мы пытаемся помочь. С  другой стороны мы при отчётах, буквально уже  до апреля можем получить ряд проблемных вопросов, связанных с тем: «А как вы используете эти средства?».

Вторая проблема, которую удалось решить – а как тратить те средства, которые в виде субсидии идут? И в принципе ранее была одна формулировка, начали задавать вопросы: «А почему, вот, сюда вкладываете, а сюда не вкладываете?». То есть были проблемы, связанные с Федеральными органами, которые контролируют использование Федеральных средств. Этот вопрос удалось отрегулировать сейчас, при работе и со счётной палатой, и с министерством труда, и социальной защитой. Чисто практическая работа – она даёт возможность реагировать на происходящее. Вот, как раз, мероприятия, проходящие в Федеральных округах, являются основой. Они дают возможность посмотреть, а что происходит, всё-таки, на уровне Федерального округа, какие проблемы, и каким путём решать эти проблемы. Такие мероприятия надо проводить, тем более, они же не часто проводятся.

Совещание даёт возможность пообщаться руководителям между собой. Есть же много новелл, которые идут на уровне региона, у кого-то это получилось, а как это сделать у себя – мы, порой, и не знаем, поделиться опытом. Это очень неплохо.

Второе то, что действительно есть проблемы, а как их решать? У кого-то удалось на уровне, допустим, руководства области решить этот вопрос, или края, или республики, а у кого-то нет. С чем это связано? Где-то решения очень интересные приняты, по поддержке наших предприятий, в частности, вот, допустим, эта же Кострома. Есть довольно неплохие решения на уровне Тюменской области. Москва не отстаёт в этом плане. Когда собираются люди они, общаясь всё-таки, берут что-то. Правда, кто, вот, заинтересован в этом, потому, что кому это не интересно, там бесполезно, хоть собирай-не собирай – пропустят мимо ушей. Просто сидящих, ради того, чтобы приехать, и отсидеть, я думаю, нет, потому, что каждый заинтересован, чтобы в организации, которую он возглавляет, всё-таки всё получалось.

- Я наблюдала, что председатели региональных организаций практически все принимали участие в дискуссиях.

- Да, за редким исключением, но это связано или со здоровьем, или же с теми встречами, которые идут на уровне губернатора, такое бывает совпадение, вот. Ну, к счастью, что попадая на эти встречи, они тоже не так часто бывают, с руководством регионов, удаётся продвигать вопросы, связанные с поддержкой организаций и предприятий. Кто-то может сказать: «Ну вот, в ходе подготовки предвыборной компании начинают, вроде бы как, собирать руководителей для того, чтобы проговаривать вопросы, касающиеся отчётно-выборной компании». Не только, поверьте.

Хотя и мы обсуждаем вопросы, связанные с отчётно-выборной компанией, указываем на те недостатки, которые возникают, говорим о том, каким образом нам убрать эти недостатки, для того, чтобы не возникало вопросов у людей. Всё вместе – это та площадка, где слишком много вопросов обсуждается нами. Мне бы хотелось обратиться к тем, кто будет слушать этот материал, к нашим читателям. Ну, прежде всего, поздравить с наступающим Новым годом, пожелать счастья, здоровья, благополучия всем. В шестнадцатом году нас ждёт очень большая выборная компания. Эти выборы будут проходить на муниципальном уровне, на уровне региональном, государственном, где будут избираться руководители муниципальных образований, будут избираться советы, думы. Будут избираться руководители, в том числе и губернаторы, и депутаты Государственной думы. Огромная просьба ко всем – не быть безучастным к этим процессам.

Мы везде настаиваем на том, чтобы мы были равными среди равных. Законодательство Российской Федерации, отрабатывается таким образом, что наше право зафиксировано. Это право избирать, и быть избранными. И, вот, хотелось бы, чтобы вы чётко понимали, что этим правом нужно пользоваться, не только на уровне разговоров, или потом каких-то обвинений, что кого-то забыли. Всё для этого есть. И, вот, на сегодняшний день надо пользоваться этим правом. Нас, инвалидов, в стране проживает двенадцать миллионов человек. И, поверьте, наш голос очень весом, и от того, как мы с вами будем голосовать, будет развиваться наша страна. Поэтому желаю успехов, в том числе и на этом поприще. Спасибо.