Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Социальный проект

Война в моей семье

 

 Степан Кузнецов

 Тридцать первого августа две тысячи пятнадцатого года в конференц-зале Красноярской краевой специальной библиотеки прошла презентация книги «Война в судьбе моей семьи». В книгу вошли произведения незрячих авторов, победителей одноимённого конкурса, который библиотека проводила совместно с министерством культуры Красноярского края. Финансовые средства, на издание этой книги, библиотеке, совместно с краевой организацией общества слепых, удалось привлечь, приняв участие в конкурсе социальных проектов, который проводил центр культурных инициатив.

Открыл мероприятие директор библиотеки – Павел Юрьевич Пермяков.

- Я рад приветствовать вас в помещении нашей библиотеки, в конференц-зале, на презентации авторского сборника «Война в судьбе моей семьи». Я хочу вас поздравить с окончанием лета, и завтра начинается первое сентября, новый учебный год, новые хлопоты у нас у всех. А сегодня, в последний день лета, мы презентуем наш совместный проект, с красноярской краевой организацией Всероссийского общества слепых, с центром культурных инициатив, который выступил грантодателем в данном проекте, и изыскал деньги на издание нашего сборника. Ну и я, конечно, рад приветствовать присутствующих здесь авторов, произведения которых вошли в этот сборник. Мы долго к этому шли, но можно уже смело говорить, что у нас всё получилось. У вас получилось написать замечательные произведения, у нас получилось провести конкурс по этим произведениям, и найти деньги с помощью нашего грантодателя, и издать сборник произведений, посвящённых Великой отечественной войне, в юбилейный год. В этом году, как вы помните, исполняется семьдесят лет со дня победы в Великой отечественной войне, и в итоге всей этой длительной совместной работы и получился наш сборник.

Выступая перед гостями презентации председатель Красноярской краевой организации Всероссийского общества слепых, Валентина Ивановна Пруткова, поблагодарила всех, тех, кто принял участие в этом проекте.

- Дорогие друзья, Павел Юрьевич сказал об окончании лета. Летом обычно у нас летние каникулы. Вот в нашей работе почему-то про эти летние каникулы мы уже давно забыли. Потому, что настолько много творческих людей, в нашей организации, настолько много социальных проектов, что мы, как говорится, не успеваем всё выдыхать. Но, тем не менее, я благодарна коллективу нашей библиотеки, я благодарна центру культурных инициатив за наш тройственный союз. И вот, благодаря этому тройственному союзу у нас уже выходит второй сборник. Первый сборник, посвящённый девяностолетию краевой организации, Нина Григорьевна Зайцева у нас издалась, и вот сейчас уже второй такой, хороший, качественный продукт.

А теперь расскажем о самой книге. И никто не сделает этого лучше, чем составитель сборника – Александр Владимирович Ёлдышев.

- День сегодня знаменательный - наконец-то вышел сборник. У пишущих людей вообще такая потребность, во-первых опубликовать, а во-вторых сборник получить. Ну, уж никуда не денешься, так уж устроены пишущие люди. День знаменательный, и для людей не только внимательно воспринимающих серьёзную литературу, но и пытающихся как-то излить свои мысли через рассказ, повесть, очерк. В юбилейный год Великой победы каждый Россиянин наверняка задумался о том, какую роль сыграла Великая война в судьбе его семьи. Война затронула, конечно, каждую семью. И этот наш конкурс проходил по трём номинациям: проза, поэзия и публицистика. И произведения прислали шестьдесят три автора: читатели библиотеки из Красноярска, Ачинского района, Енисейского, Канского, Краснотуранского, Манского, Минусинского. Шестьдесят три автора, а произведений семьдесят, потому, что некоторые в разных номинациях участвовали. Конечно, всех мы опубликовать не могли, объем сборника ограничен, но все-таки мы опубликовали двадцать три автора из шестидесяти трёх.

Вы знаете, в творческом деле очень трудно определить победителя. Это не то, что, например, поднятие тяжести – кто больше поднял, тот забрал приз Хотя и там бывают субъективные моменты. А уж здесь совсем всё сложно. Жюри долго принимало решение.

Я спросил у Александра Владимировича о критериях, которыми руководствовалось жюри при выборе победителей конкурса, и отборе тех произведений, которые вошли в сборник.

- Критерии очень просты. Просто хорошие произведения должны быть. Ну как определяются хорошие произведения, будь то проза, будь то поэзия – чтоб было хорошо написано, чтоб мысли там были интересные. Чтоб интересно было читать, чтоб и факты были. Художественное произведение – есть художественное, там можно фантазировать как угодно. А публицистика – там люди собирали факты в архивах, в интернете. Ну, писали то поскольку, «Война в судьбе моей семьи», от своих предков, участников войны, тружеников тыла. Вот это тоже интересно, тоже как критерий, насколько глубоко человек проникал, какие факты он там отбирал.

Победителями конкурса «Война в судьбе моей семьи», по итогам которого была издана книга, стали: в номинации «Проза» - Евгения Зуева; в номинации «Поэзия» - Анатолий Кобзев; в номинации «Публицистика» - Галина Шушкова. Все авторы, чьи произведения были опубликованы в сборнике, получили по пять экземпляров книги в плоскопечатном, и озвученном варианте. Авторы, которые смогли прийти на презентацию книги, имели возможность лично прочесть отрывок из своего произведения, познакомить гостей презентации с его героями, и поделиться с участниками презентации своими мыслями.
В завершении своего рассказа о книге и её презентации я бы хотел познакомить вас с отрывком произведения, автор которого, Наталья Геннадьевна Ерышева, заняла второе место в номинации «Публицистика». Своё произведение «Память об отце» она представила в виде литературно-музыкальной композиции, дополнив его музыкальными отрывками, которые она сама сыграла на рояле.

Наталья (читает отрывок из произведения): - «Память об отце». Ночью поезд остановился в Сальске. Я вышла на перрон. Был конец декабря, моросил дождь. Сыро, зябко, и такая тоска стиснула сердце. Где-то здесь, в Сальских степях, погиб в ноябре сорок второго мой отец. Он был техником на аэродроме, и писал маме: «Ты обо мне не расстраивайся. Наше дело копать да грузить, да поддерживать связь с землёй. Если нам придётся участвовать в боях, то только лётчикам». Участвовать в боях пришлось всем. Там был такой кипящий котёл, такая мясорубка: наступали, отступали, занимались, сдавали, бились за каждый камешек, за каждую травинку, что теперь и косточек родных не найдёшь, не то, что могилу. В Козьмодемьянске, в нашей комнате, стояла тумбочка, набитая фронтовыми треугольниками. Когда мама переезжала ко мне, она сожгла письма. И только одно, от двадцать девятого июля сорок первого года, привезла мне. Во много слов обо мне: «Люся, я рад, что у нас такая хорошенькая дочурка растёт. Ты почаще целуй её за меня». Вот за него меня и целовали, а ему не пришлось. И покачать, подержать на руках тоже. Ждал очень, когда родится дитя, но волновался, хватит ли на двоих то людей. Он служил в армии, когда я родилась, а потом началась война. Мама хотела ехать к нему, но воспротивился дедушка: «Ты хочешь ребёнка сиротой оставить? Там уже бомбят». Ограничились фотографией, мама держит на руках трёхмесячную дочку. Видно, это письмо и было ответом. А мама, молодая, красивая, ей нет ещё и девятнадцати. В двадцать лет она стала вдовой. Отец остался навсегда двадцатилетним.

Звучит фрагмент романса г. Свиридова в исполнении Натальи.

Наталья продолжает читать: У меня есть несколько его фотографий: вот он после выпускного бала, а здесь – со значком ГТО. Тогда все парни имели этот значок. Они были спортсменами, сильными, ловкими – видно чувствовали, что им предстоит, и готовились к этому. Отец переплывал Волгу, отлично бегал на лыжах, и ездил на велосипеде, участвовал в соревнованиях. Когда я училась в школе, в той же, где и мама с папой, оказалось, старый учитель физкультуры помнит моего отца. Посмотрев на меня несколько уроков он заметил с разочарованием: «И это дочка Геннадия Ерышева?». Я же была совершенно неуклюжа и не спортивна. И есть ещё одна фотография из армии: «Шлем со звездой». Военная форма красноармейца, похудевший. Людмила Андреевна Винская подарила нам портрет, сделанный с той фотографии. Бесценный дар. История его такова: в две тысячи седьмом году журналистки Людмила Андреевна Винская и Валентина Андреевна Майстренко помогли мне выпустить книгу «Добрая фея». Там есть раздел стихов, посвящённый отцу. Потом была презентация, на которой Винская сказала: «Гена Ярышев, который погиб, так и не увидев свою дочку, объединил сегодня всех нас. Он напомнил нам обо всех, кого не дождались дома. Это огромная память, и пока она живёт в нас, мы можем считать себя людьми достойными подвига тех солдат, которые так и остались молодыми.

Поставлю пред собой портрет,
За пианино сяду.
Отвечу папиному взгляду,
Как делаю уж много лет.

Это поминальный концерт девятому мая. С мамой, потом одна, шла в этот день в церковь, на панихиду, на парад. Покупала маме гвоздики, мы устраивали поминальный обед, зажигали свечу, и концерт. Я играла Шопена и Бетховена, Свиридова и военные песни, перемежая их своими стихами. Однажды достала то папино письмо, и прочитала вслух. Мама удивилась: «Ты хранишь?», «Храню, мама, и сейчас храню». И всё-таки свидание с отцом состоялось. Когда скульптор Учетич создал свой бессмертный мемориал «Родина-мать зовёт», на Мамаевом кургане в Волгограде, я прямо заболела – мне туда надо. Через год поехали с мамой на теплоходе, по Волге, по маршруту Москва-Астрахань. Уже от Саратова я начала волноваться и ждать. На рассвете появились очертания большого города. Долго-долго тянулись вдоль берега заводы, трубы, склады. Потом увидели полуразрушенное здание из кирпича. Дыры в стенах, оконные провалы, копоть. Это бывшая мельница, её сохраняют, как память о тех страшных годах. Рядом с ней жилые дома, потом потянулся бульвар, и на высоком кургане над городом женщина с поднятым мечом, устремлённая вперёд, зовущая в атаку.

Наконец пристали, экскурсионный автобус повёз нас по городу, и на Мамаев курган. Наш экскурсовод, молодая девушка, рассказывала так, будто сама пережила все события Сталинградских боёв. Я не только смотрела и слушала, я всё переживала сердцем, впитывала в себя этот воздух. На кургане колючая ёлка прикоснулась к щеке иголками, будто папа щекой небритой прикоснулся к моей щеке. Я ни за что не хотела уходить. Пришлось экскурсоводу договариваться со следующей группой, чтобы меня забрали. С тех пор десять лет подряд ездила по Волге.

Теплоход приходил в Волгоград рано-рано утром. Я покупала на причале цветы, садилась на трамвай, и ехала на свидание с папой. На кургане ещё никого не было. Я успевала подняться снизу до самого верха, пока появлялся караул, туристы, становилось людно. Для себя решила так: Сальские степи недалеко от Сталинграда, сколько таких отцов погибло там, сколько детей, таких же, как я, никогда не видели их. Я буду класть цветы на Кургане, будто на папину могилу. Ну и что же, что нет его имени среди защитников, Сталинграда. А Вечный огонь – он для всех, обо всех память.

Строго, горько стоят в карауле
Неподвижные тополя.
Вечным сном здесь солдаты уснули.
Будь им пухом родная земля.

Отец погиб второго ноября тысяча девятьсот сорок второго года. На Мамаевом кургане в последний раз я была второго ноября тысяча девятьсот девяносто первого года. Навигация заканчивалась. Мы стояли на палубе в тёплых куртках. Дул ледяной ветер, рвал из рук цветы, которые мы бросали в Волгу. А теплоход гудел, и гудел, прощаясь до будущей весны. Больше я в Сталинграде не была.

Звучит фрагмент Романса Г. Свиридова в исполнении Натальи.