Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Корни

 

Без прошлого не бывает будущего

 

Александр Гусев

Пятнадцатого марта две тысячи шестнадцатого года в конференц-зале центра культурно-спортивной реабилитации состоялась презентация книги /Владислава Куприянова «Санкт-Петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых». Презентация прошла в рамках заседания совета по работе с ветеранами. Председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, Алексей Колосов, отметил, что без прошлого нет будущего, и предложил издать книгу в аудио формате.

- Уважаемый Владислав Тимофеевич, уважаемые друзья и коллеги, не скажу ничего нового. Без прошлого нет будущего в любой организации. Ну а для того, чтобы было это прошлое, оно должно быть написано, оно должно, ну, и прежде всего, проанализировано, и, соответственно, издано. И вот сегодня мы с вами присутствуем при замечательном событии. Несмотря на то, что формат книги по Брайлю вышел уже определённое время назад, поэтому может быть мы даже немножко и затянули с данным мероприятием. Не так давно уже появилась книга в плоскопечатном формате, красиво изданная, ну и, естественно, у нас остался ещё один формат, который пока не реализован – это аудио формат. Поэтому, наверное, первое моё предложение, и в какой-то степени обязательство перед Владислав Тимофеевичем – это согласовать вопрос с библиотекой, потому, что аудио формат доступен всем. Поэтому надеемся, что в этом году мы такую работу проделаем, и уже завершим тогда этот цикл.

Должен сказать, что в книге Владислав Тимофеевич приводит, различные цитаты: «Нам трудно, но мы победим». Ну, я думаю, что мы с вами согласимся и сегодня с тем, что это и актуально, и правильно. Слава Богу, для того, чтобы нам собираться сегодня, нам не надо наши пайки менять на трамвайные билеты. Конечно, трудности есть определённые в любой исторический период, поэтому мы в этом плане должны бороться за своё единство, за свою сплочённость. Мне кажется, что в определённой степени мы эти вопросы решаем, но, конечно, можно было бы их решать, наверное, ещё лучше. Но для этого и нужны такие значительные работы, которую провёл Владислав Тимофеевич Куприянов. Я совершенно ответственно говорю, что, данная работа Владислав Тимофеевича – на сегодняшний день это самое полное историческое издание о деятельности нашей организации, самое развёрнутое, охватывающее практически все периоды нашей истории. И в этом, конечно, её ценность, которую, наверное, нельзя преувеличить.

Хранитель фондов народного музея Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, Галина Галямова, сделала краткий экскурс в биографию автора.

- Владислав Тимофеевич закончил школу с золотой медалью. Потом он поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета имени Жданова, закончил его, и в течение пятнадцати лет работал по специальности в химико-механическом техникуме. И с семьдесят седьмого года он был приглашён на работу в УПП один, тогда ещё не было ОО «Свет», он руководил очень крупным надомным цехом до первого января тысяча девятьсот восемьдесят первого года.

Вот когда было образовано объединение «Свет», тогда Владислава Тимофеевича назначают заместителем генерального директора по воспитательной работе. А в девяносто девятом году уже он стал заместителем генерального директора по реабилитации и социальным вопросам. И когда он был приглашён в дом культуры имени Шелгунова на должность Заведующий музеем, в музее было очень много работы, потому, что фонды находились, ну, в таком состоянии, неважном. Потому, что в сентябре тысяча девятьсот девяностого года умер Евгений Васильевич Клюшников, ну и так потом всё и пошло. Десять лет отработал Владислав Тимофеевич в музее, и благодаря его труду и появилась эта замечательная книга.

Нина Иванова много лет преподавала историю в школе-интернате имени Грота для слепых и слабовидящих детей. Она считает, что нынешней молодёжи есть, чему поучиться у незрячих людей, стоявших у истоков общества слепых.

- Прежде всего, я хочу может быть ото всех, всё-таки низко поклониться за этот труд Куприянову Владиславу Тимофеевичу. Мне думается, что с этой книгой, с этим трудом должны быть знакомы, действительно, не только члены ВОС в рамках нашего города. Эта книга написана для всего Всероссийского общества слепых. И нужно, чтобы эту книгу знали, читали. То есть знали прежде всего о тех людях, которые начинали это общественное движение. Кто тогда платил, в начале двадцатого века, слепым за их труд? За их хождение, я имею в виду, ремесленный труд – это можно было реализовать. А как можно было реализовать этот энтузиазм, как можно оценить было? А оценить было просто-напросто тем девизом, который был тогда: «Жить – значит трудиться!». А разве прошло сто лет, сегодняшний день не отвечает этому девизу? Поэтому нынешней молодёжи, людям средних лет, тоже с таким же энтузиазмом, как предыдущее поколение боролось за право жить – это значит трудиться, надо, наверное, и сегодня это сделать.

- По мнению директора издательства «Чтение», Олега Пилюгина, Владислав Куприянов в своей книге смог последовательно описать три важнейшие составляющие деятельности общества слепых: общественную, трудовую и культурную.

- Я думаю, что блажен человек, который добивается чего-то в своей жизни не в результате каких-то фантазий и амбиций определяя своё призвание, а в результате того, как жизнь сложилась. Куда, что называется, бог повёл. Лев Николаевич Толстой, который, как известно, склонен был к самоанализу, задавал сам себе вопросы, и сам на них отвечал, он так объяснял, почему он стал учителем в Крестьянской школе: «Я – помещик, значит живу рядом с крестьянами и отвечаю за них. Я – образованный человек, что я должен делать? Я должен учить, учить крестьянских детей». И так же, наверное, может быть не так буквально, не так чётко в мыслях, не отдавая, может быть, себе в этом такого, сознательного отчёта, но так же поступил Владислав Тимофеевич. Кто он по образованию? Историк. А кто он по жизненному опыту и по судьбе? ВОСовец. Вот он историю, и ВОСовскую свою жизнь объединил воедино.

Я очень рад, что книга вышла плоским шрифтом, и я уверен в том, что эта книга нужна не только незрячим людям. Она нужна зрячим, для того, чтоб они знали о наших возможностях, о наших мечтах, о том, как мы живём, и как мы хотели бы жить. Она нужна тем из зрячих, кто по долгу своей службы отвечает за положение инвалидов. Мне кажется, что Владислав Тимофеевич сумел последовательно описать, через разные исторические этапы, три важнейших составляющих жизни нашего общества слепых. Это непосредственно общественная деятельность, это трудоустройство, жизнь предприятий, и это многообразная, многоплановая жизнь деятелей культуры, коллективов художественной самодеятельности, писателей и поэтов, музыкантов, спортсменов – всех тех, кто создаёт культурную среду в нашем обществе. Ну и к этому примыкает последняя глава об истории Брайля, от Анны Адлер, до издательства «Чтение», в которой мы наиболее тесным образом с Владиславом Тимофеевичем сотрудничали. Спасибо Вам большое, Владислав Тимофеевич, за то, что Вы написали эту книгу.

Автор книги, Владислав Куприянов, подчеркнул уникальность Санкт-Петербургской, Ленинградской организации ВОС.

- Я старался показать, что Ленинградская, Санкт-Петербургская организация – единственная такая уникальная, на которую могут, и должны ровняться все остальные. «Первая артель», трудовое объединение где было создано? В Санкт-Петербурге. Первое объединение в масштабах России, предшественник нашего ВОСа – в Петербурге, Всероссийский союз слепых. Первый дом просвещения слепых где? У нас. Первая организация первичная работников интеллектуального труда. Ну а возьмите блокаду Ленинграда, нет ни одного города в стране, где бы проявили себя незрячие так, как у нас. В том числе и известные наши слухачи. Большое спасибо всем тем, кто мне помогал, в том числе и Пилюгину Олегу Николаевичу. Он очень много работал с тем, чтобы кое-какие места подправить, исправить, сгладить и так далее. Я считаю, что это обыкновенная книжка. Написал я её лишь только потому, что никто другой за это дело не взялся. Думаю, что самое главное её назначение в том, чтобы она до написания следующей книги была бы пособием для изучения истории нашей организации.

После презентации я побеседовал с Владиславом Тимофеевичем о его книге.
- Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея написать книгу? Ведь столько книг уже было написано по истории Всероссийского общества слепых, по истории нашей, Ленинградской, Санкт-Петербургской организации.

- Дело в том, что наша организация –очень известная в нашем обществе, а знаем мы об этом мало. И не только в других организациях, но мы даже сами друг о друге то ничего не знаем. Поэтому, когда я стал работать в музее, у меня сразу появилась мысль, что как-то надо всё это отразить, и чтобы лекции проходили, экскурсии проходили по определённому направлению, и высказывались определённые идеи. Поэтому я, не сразу, но, наверное, уже через несколько лет после начала работы стал подбирать материал для этой книги. За основу была взята книга Леонида Алексеевича Матвеева и Евгения Васильевича Клюшникова. Опираясь на неё, я, так сказать, многое изменил, добавил многие материалы, покопался в архивах, которые у нас в музее есть, ну и чувствую, что нужно, наверное, всё-таки книжку делать, чтоб она была пособием для ознакомления, ну и для изучения может быть даже, истории нашей организации.

- А чем Ваша книга отличается от всех других по истории нашей организации?

- Она отличается, самое главное, двумя обстоятельствами: Первое – что она более дана обширная предыстория, до создания Ленкубсовета так называемого, и ещё даны материалы уже девяностых годов, и даже начала нашего, двадцать первого века. А второе – что во всех предыдущих книгах не было чёткого разделения на отдельные периоды. Я постарался сделать отдельные главы, отдельные разделы по периодам. В каждом из этих периодов есть свои задачи, есть свои методы работы и выполнения. И теперь работать вот с этой книгой очень легко в том плане, что если ты хочешь рассказать, например, о подъёме нашей организации, то открывай соответствующую главу – «Шестидесятые-семидесятые годы». Если хочешь поговорить о культуре – пожалуйста, две главы: «Очаг культуры» и «Дом культуры». И таким образом для изучения всей нашей истории, особенно для руководителей местных организаций стало проще знакомить всех своих вновь пришедших членов общества. Да и, может быть, и старых, которые не знают историю нашей организации.

- А каким годом начинаются, и каким годом заканчиваются материалы, описанные в вашей книге?

- Начинается история нашей организации с конца девяностых годов девятнадцатого века. Включает в себя весь двадцатый век, и заканчивается, можно сказать, первыми двумя пятилетками, одиннадцатым даже годом уже нашего, двадцать первого века.

- А планируете ли Вы дополнять и переиздавать книгу, включая уже нынешний период?

- Это можно сделать, но очень трудно. Потому, что рассказывать об истории последних лет это всегда субъективно. Трудно найти объективную оценку, которая бы действительно отвечала и времени, и интересам всех участников этого исторического процесса. Даже по последнему периоду в моей книге, это первое десятилетие двадцать первого века, и то уже были разные подходы, разные мнения о том, какую роль играли те, или иные предприятия в этот период, какое значение имели те, или иные события, да и вообще какое направление приняло развитие нашего общества. Это вопрос пока носит, мне кажется, такой, сугубо личный, субъективный характер. Поэтому писать о последних годах сложно, ведь всем известна фраза, что большое видится на расстоянии.

- А вам не кажется, что история всегда субъективна, и взгляд на какие-то исторические события зависит от того, какая сейчас ситуация в стране, в мире?

- Есть, конечно, разные подходы к разным событиям, но всё-таки объективность, я думаю, что впоследствии вырабатывается. Но не сразу.

- А как Вы думаете, есть ли ещё в каком-нибудь регионе написанная книга об истории региональной организации общества слепых?

- Начиная, мне кажется с нашей, Ленинградской организации. Это была первая история региональной организации. А вот уже в нашем, пожалуй, двадцать первом веке, появляется уже много историй. Есть некоторое, такое описание, краткое правда, Смоленской. Довольно хорошая появилась книга о Красноярской организации. Но эта Красноярская организация носит как бы такой, сугубо личный характер. Зайцева, которая её написала, она написала её о своих позициях. Она сама, как правило, занимала какие-либо руководящие посты в этой организации, и описала то, что она видела.

Есть книга о Новосибирской организации, написал её Графов. Но, к сожалению, вот, по моим понятиям, она тоже имеет такой недостаток, что он описывает то, что он сам видел, то, что он сам делал. Причём много рассказывает о психологии слепых. То есть не совсем историю, а, так сказать, в целом отношение слепых к труду, к жизни.

Появилась книга, «В едином строю» о Московской организации. Но здесь, мне кажется, большой недостаток в том, что рассказывается очень подробно об отдельных Московских предприятиях, а общей истории мало. Не даётся. Поэтому в отличие от этих появившихся историй отдельных региональных организаций я постарался написать так, чтобы, во-первых общая была картина, и во-вторых чётко разделил её на периоды.

- Как Вы думаете, может быть стоит обратиться к руководству Всероссийского общества слепых для того, чтобы была написана книга по общей истории?

- Я думаю, что они и сами это прекрасно понимают, и знают, что просто удивительно, почему до сих пор этой истории нет. Вот историю Московской организации очевидно написал целый коллектив по заданию. Потому, что я её прочитал в журнале «Диалог», и там даже не назван автор. То есть получается, что неплохую книгу, очень много собрано, видимо, архивного материала, но видимо её писали по заданию. Большой какой-то коллектив, целая, там, бригада. Поэтому абсолютно таким же методом, очевидно, можно, наверное, всё-таки напрячь силы, и пора уже сделать историю всего Всероссийского общества слепых. Тем более, как мне представляется, вот мы сейчас находимся на таком, переломном моменте в истории нашей организации. Ушли, и уходят постепенно многие те желания, стремления, идеи, за которые боролось наше общество в прошлом, появляется много новых направлений. И, наверное, пора уже это дело отразить, чтобы и новым людям, новым членам общества слепых было понятно, чем они сейчас живут, и чем жили наши предшественники.

- Сейчас многие представители современной молодёжи считают общество слепых ненужным. Как Вы считаете, есть ли перспективы у общества слепых?

- Я думаю, что перспектива всё-таки есть. Хотя зависимость одного незрячего от другого, мне кажется, снижается. По моим понятиям это связано с развитием техники. Если раньше был труд, физический, общим для всех незрячих, и все сходились на одной идее, что нужно работать, подразумевая руками работать, где-то что-то производить, а это невозможно в одиночку. То теперь в связи с компьютеризацией, с развитием информации наверное, уже доступен, и возможен труд отдельных незрячих, даже без связи с обществом слепых. Ну, нужно им помогать. Вот это общество всё равно длительное время будет востребовано. Без единой организации, единого общества, невозможно будет решать проблемы отдельных людей.

 Благодарим Владислава Тимофеевича за такую интересную, увлекательную беседу, и надеемся, что в самое ближайшее время, помимо плоскопечатного и брайлевского варианта, книга выйдет и в аудио формате.