Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

                                                                                                                                             Творческий подход

 

Вечные звуки крылатых гуслей.

 

Мария Попова

 

Интервью с Анастасией Селивёрстовой, членом Костромской местной организации ВОС, освоившей древний инструмент – гусли.

 

Гусли – это древний, загадочный инструмент. Его история уходит вглубь веков. С этим инструментом связано очень много легенд. Также упоминания о нём встречаются в древних летописях, и сказаниях.
          О гуслях нам расскажет член Костромской местной организации ВОС – Анастасия Селивёрстова. Маленький остаток зрения и проблемы с опорно-двигательным аппаратом не помешали ей окончить исторический факультет Костромского Государственного университета и углубиться в изучение культуры древних Славян, для которых гусли были одним из основных инструментов для исполнения сакральных песен.


     - Расскажи, пожалуйста, а как тебе пришла идея освоить гусли?

- Началось всё с того, что лет пятнадцать назад я увлеклась славянской культурой, и вообще всем, что связано с историей Древней Руси. И уже тогда я начала просто мечтать и грезить о том, чтобы в принципе подержать гусли в руках, попробовать хоть один разочек провести по струнам. О том, чтобы у меня были гусли – я даже не мечтала. А тут, год назад, на день рождения, меня осчастливили мои друзья, вместе с моим главным другом, моим мужем – подарили мне гусли. Я, конечно, от счастья аж растрогалась.

 Настя придерживается точки зрения Светланы Васильевны Жарниковой, учёного этнографа, которая считает, что название этого инструмента может стать связующим звеном между славянской культурой, древними ведами и санскритом.

- Ты сама гусли осваивала?

- То, что сама, – это очень относительно, потому что сейчас очень много всяких видео-уроков по каким угодно темам, направлениям. И гусли в том числе сейчас набирают оборот. Только единственная загвоздка в том, что гусли все разные по звучанию, по строю, по форме, по количеству струн. Я нашла более-менее похожие гусли на мои, три видео, посмотрела, поняла принцип игры, способы игры на гуслях, и дальше уже просто сидела, и оттачивала.

 Гусли – это не первый инструмент, на котором, по словам Анастасии, она поигрывает. До этого были гитара, синтезатор, и губная гармошка. Поэтому гусли Настя освоила довольно легко. Оказалось, что тяга к музыке передалась ей по наследству. Её отец очень хорошо играл на домре и гитаре.

- Не могла бы ты рассказать что-нибудь из истории этого древнего инструмента?

- Наиболее полно эту тему раскрыла Светлана Васильевна Жарникова. Это кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, член русского географического общества. Само название инструмента созвучно с названием водоплавающей птицы – Гусь, и это не случайно. Связь между птицей и инструментом можно проследить и в древней мифологии, и в Ведических писаниях, и в архаичных северорусских диалектах, и даже в санскрите. В древней мифологии, будь то гусь, лебедь или утка, уделялось огромное значение птице. Это связывалось с небом, светом, огнём, солнцем, даже с воплощением дворца и вселенной. В мифах многих народов мира есть сказание о том, как вселенская птица снесла яйцо-тире-вселенную. Сказка про курочку Рябу – она именно про это изначально. Что касается санскрита, и северорусских диалектов: хамс на санскрите – это гусь, лебедь, душа, познавшая истину, высший свет, огонь. Это сакральный музыкальный ритм, и это музыка Вселенной. В одном слове сочетаются сразу и инструмент, и птица, и духовность. А гусли – это изначально инструмент, который предназначался для исполнения духовных, сакральных текстов. Есть сказка, всем известная, про Садко, который, как раз, играл на гуслях, и сказывал былины. Былины раньше назывались старинками. В этих старинках рассказывалось о древней истории человечества, о реинкарнации даже, о Богах. Это очень сильно противоречило Христианской религии, и поэтому с приходом Христианства на Русь началось гонение на гусли, и этому есть подтверждения, которые нашла Жарникова во всяких архивных материалах. В двенадцатом веке Кирилл Туровский грозил посмертными муками всем, кто, цитата, «Ворожит, сказывает сказки и гудит в гусли». В шестнадцатом веке, на исповеди, задавался такой вопрос: «Не пел ли еси песней бесовских, не играл ли еси в гусли?». Во Пскове Игумен Памфил ругал мирян за то, что они во время Купальской ночи играли в бубны, и сопели, и гудением струнным. Можно было заметить, что в гусли не играли, а гудели. «Гу», в северорусских диалектах и санскрите – это «звучать». Есть такие слова: «ни гука» – то есть ни звука; «ни гунуть» – то есть не издать какого-либо звука; а так же «Гу» и там и там – это «Идти». В Древней Руси гуляли свадьбу, гуляли праздник. Изначально гусли делались в форме крыла - ещё одна связь между птицей и инструментом. Мои гусли тоже крыловидные. Ещё есть гусли шлемовидные, лирообразные, клавироподобные. И форма видоизменялась, и количество струн. Изначально струн было три штуки.

 Репертуар Анастасии насчитывает уже более тридцати песен. Среди них русские народные, песни на стихи русских поэтов, есть и авторские композиции.
   

- Какие произведения ты уже исполняешь на гуслях?

- Начала с русских народных песен. Ну, не тех, которые мы сейчас поём, или знаем, там, «Ой, мороз, мороз», или «Степь, да степь кругом». Это тоже русские народные песни, но они более поздние. А есть ещё более древние, образные, очень интересные там мелодии, такие, витиеватые. Потом разучила гимн Славянским Богам, на языке, похожем на старославянский. У меня есть песни на стихи наших поэтов. Например Есенин, Рубцов, Гумилёв. Есть украинские народные песни, поскольку я сама родилась на Украине, и до сих пор не потеряла связь с ней, люблю украинский язык. Сегодня у меня уже более тридцати песен набралось.

- Настя, а как ты думаешь, как сложится судьба гуслей в будущем, и будет ли ими интересоваться нынешнее поколение?

- Гусли, как я заметила, сейчас пользуются спросом. Много музыкантов, которые играют на гуслях, и они же сами делают этот инструмент. В отличие от гитары гусли – это инструмент каждый сам по себе очень уникален, потому, что это ручная работа. Те музыканты, которые играют на гуслях – они же их и делают. И двух одинаковых гуслей не найдёте. Сейчас вообще интерес к старому, к древнему, к нашей, в том числе, древней культуре очень сильно возрос последние годы, наверное, ещё и в связи с тем, насколько сейчас это доступно стало – записывать лекции, музыку, выкладывать это. Сейчас очень большой интерес к русской культуре, и к гуслям в том числе.

 А сейчас Анастасия Селивёрстова исполнит одну из своих авторских композиций «Девица в светлице». Анастасия не только увлечена историей гуслей, но и участвует в концертах, которые дают молодые самодеятельные поэты и барды в стенах библиотек города Костромы, в том числе и библиотеке-центре инвалидов по зрению. Мне бы хотелось пожелать Насте, и, думаю, сейчас многие ко мне присоединятся, дальнейших творческих успехов, и, главное – здоровья. Чтобы у неё хватило желания и сил для воплощения в жизнь её замечательных идей. Будем надеяться, что крылатые гусли, которые раньше услаждали слух древних русичей от мала до велика, ей в этом помогут.

(Звучит музыкальное произведение.)