Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Юридический навигатор

 

Бесплатная юридическая помощь: теория и практика

 

Дмитрий Балыкин

В последнее время в редакцию журнала «Диалог» поступает много вопросов на тему оказания инвалидам бесплатной юридической помощи. Думаю, что настал момент поговорить и на эту тему в рамках юридического навигатора.

- Дмитрий Георгиевич, а какими законами регулируется предоставление бесплатной юридической помощи в Российской Федерации?

- Рамочным законом здесь является Федеральный закон от двадцать первого ноября две тысячи одиннадцатого года, номер триста двадцать четыре ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Есть ещё некоторые моменты, применительно к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами, в Федеральном законе об адвокатской деятельности, и адвокатуре. Кроме того, поскольку Федеральный закон во многом является рамочным, то есть он определяет то, как должна быть устроена система оказания бесплатной юридической помощи, кто имеет на неё право, по каким категориям дел, и некоторые другие моменты. Но многие моменты определяются непосредственно в субъектах Федерации. Это финансирование, какие-то дополнительные гарантии могут быть. И в каждом регионе, в дополнении к Федеральному закону, действуют ещё и региональные законы о бесплатной юридической помощи, которые регулируют моменты, касающиеся её предоставления именно в этом, конкретном регионе, и дополняют Федеральный закон.

- Дмитрий Георгиевич, а каким образом организовано предоставление бесплатной юридической помощи? Где её можно получить инвалиду по зрению?

- Федеральный закон выделяет две системы оказания бесплатной юридической помощи: государственную, и не государственную. Если говорить о государственной системе, то в неё, прежде всего, входят различные государственные органы, которые, как это говорится в законе, оказывают бесплатную юридическую помощь в рамках своей компетенции. Ну, то есть, они всё равно разъясняют гражданам какие-то права, так или иначе, отвечают на их запросы. В некоторых случаях, указанных в законе, может даже составляют документы. То есть, прежде всего, это государственные органы. Кроме того это государственные юридические бюро, они созданы в некоторых регионах, но не во всех. Помимо этих субъектов к оказанию бесплатной юридической помощи населению могут привлекаться адвокаты, нотариусы, и другие субъекты, на основании заключённых соглашений. Применительно к государственным юридическим бюро, и адвокатам надо сказать, что бюро созданы далеко не во всех субъектах Федерации. Как я прочитал в докладе министерства юстиции Российской Федерации об оказании бесплатной юридической помощи, в девяти регионах она оказывается только государственными юридическими бюро; по-моему, в шестнадцати регионах есть и то, и другое, то есть оказывают и эти бюро, и адвокаты; и в пятидесяти девяти регионах только адвокаты. Как лучше – честно говоря, не знаю.

Я недавно разговаривал с экспертами, в процессе подготовки материала, которые занимались исследованиями в области качества бесплатной юридической помощи. И вот, они считают, что лучше, когда есть и то, и другое, потому, что адвокаты, например, не очень заинтересованы в предоставлении большого числа консультаций, да, а одна из форм оказания бесплатной юридической помощи – это консультирование граждан, потому, что расценки не большие. В этом смысле бюро может быть предпочтительнее, так как там юристы получают стабильную заработную плату. А если говорить о представлении интересов в судах, то, возможно, лучше будет, если эту юридическую помощь оказывают адвокаты. Если говорить о негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи – прежде всего это юридические клиники, которые создаются при юридических факультетах образовательных организаций, или высших учебных заведений, как мы их раньше называли, и сейчас продолжаем по привычке это делать. Всевозможные студенческие консультативные бюро, а так же центры оказания бесплатной юридической помощи могут создавать некоммерческие организации.

- А какие категории граждан имеют право на бесплатную юридическую помощь? Ну и, естественно, я так думаю, среди них есть и инвалиды.

- Категории граждан, имеющие право на бесплатную юридическую помощь указаны в статье двадцать Федерального закона о бесплатной юридической помощи. Их довольно много, перечислю некоторые: это граждане, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации; инвалиды первой и второй группы, вот то, что как раз нас интересует; ветераны Великой отечественной войны; герои Советского союза; герои России; дети-инвалиды; дети-сироты, а так же их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; лица, желающие принять на воспитание детей, усыновители; граждане пожилого возраста, и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; категории, которые указаны в законе о психиатрической помощи, и некоторые другие. Ну и надо сказать, что законами субъектов Федерации могут быть установлены какие-то дополнительные категории. В частности в Нижегородской области такое право имеют граждане, чьи доходы ниже двукратной величины прожиточного минимума, и одновременно относящиеся к ряду категорий, в частности это почётные доноры, это родители детей-инвалидов, и некоторые другие. В разных регионах это может быть немного по-разному, кого вопрос интересует - нужно посмотреть соответствующие законы.

- А где с ними можно ознакомиться?

- Ну, с ними можно ознакомиться в справочно-правовых информационных системах. Дополнительно к этому, я думаю, можно зайти на сайт палаты адвокатов вашего региона, либо на сайт уполномоченного органа, который занимается вопросами предоставления бесплатной юридической помощи. Как правило, это территориальный орган министерства юстиции Российской Федерации. Как правило, на этих сайтах представлена довольно подробная информация как о законодательстве, так и о местах получения бесплатной юридической помощи.

- А каким образом необходимую информацию могут получить читатели журнала «Диалог», не владеющие информационными технологиями, и у которых нет возможности получить информацию на том, или ином сайте?

- Ну, возможно, есть смысл обратиться в библиотеки. Это либо библиотеки слепых, вероятно, могут там помочь, либо библиотеки общие, в которых созданы центры правовой информации. В этих центрах, как правило, имеется специалист, который поможет с поиском информации, эту информацию распечатает, и предоставит вам.

- А в каких формах предоставляется бесплатная юридическая помощь?

- В законе указано несколько форм. Это, прежде всего, устное и письменное консультирование, составление различных документов, запросов, жалоб, исковых заявлений в суды, а так же представление интересов граждан в органах власти, иных организациях, или в судах.

- Дмитрий Георгиевич, а по каким категориям дел предоставляется бесплатная юридическая помощь?

- Категорий дел довольно много, и все они указаны в статье двадцатой Федерального закона о бесплатной юридической помощи. Вот, мы не случайно в первую очередь сказали о формах, и как раз эти категории разделены. Если мы говорим о предоставлении устных, или письменных консультаций, а так же составлении документов, то этих категорий больше. И помощь в данной форме предоставляется по следующим категориям дел: заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, если речь идёт о единственном жилом помещении гражданина; признания права на жилое помещение, предоставление его процентов. Так же если речь идёт о праве на земельный участок, если на нём расположен жилой дом, являющийся единственным жилым помещением, в котором проживает гражданин; защита прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг; различные вопросы, связанные с трудовыми правами; отказ работодателя в заключение трудового договора, нарушение гарантий, установленных трудовым кодексом Российской Федерации, и некоторые другие; Признание граждан безработными; возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем, или иным повреждением здоровья; предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; вопросы установления отцовства и материнства, а так же взыскание алиментов входит в этот список; ну и интересная, наверное, для нас категория – это медико-социальная экспертиза, и реабилитация инвалидов.

Это, повторюсь, те случаи, когда речь идёт о предоставлении консультаций в устной, или письменной форме, а так же составление различных заявлений, включая исковые заявления в суды, например. Если же мы говорим о представлении интересов граждан, то здесь перечень поменьше. Прежде всего, в него вошли дела, которые я упомянул, вот, в начале этого списка, всё, что связано с жильём и земельными участками, если речь идёт о единственном жилом помещении гражданина, принадлежащем ему на праве собственности, или по договору социального найма. Либо которым он пользуется на основании договора социального найма. А так же такая юридическая помощь может предоставляться истцам, заявителям при рассмотрении дел о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем, или иным повреждением здоровья, установления усыновления, об обеспечении мер государственной поддержки детей-инвалидов и детей-сирот. Гражданам, в отношении которых рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшим от политических репрессий, и некоторым другим. Так же закон специально оговаривает, что юридическая помощь не оказывается, если гражданин обращается по вопросам не имеющим правового характера, либо просит составить заявление при отсутствии правовых оснований в предъявлении требований, ну либо, если имеются какие-то обстоятельства, препятствующие обращению в суд. В этом случае гражданину, по его просьбе, выдаётся заключение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи.

- С какими сложностями могут столкнуться инвалиды при получении бесплатной юридической помощи? Например, если им требуется адвокат для представления интересов в суде, ну и так далее.

- По идее сложностей особых быть не должно, потому, что закон чётко говорит о том, что право на получение бесплатной юридической помощи, в случае инвалидов, подтверждается документом об установлении инвалидности, то есть справкой медико-социальной экспертизы, проще говоря. Если, например, малоимущим нужно собирать различные справки, подтверждающие их доход, то применительно к инвалидам всё сравнительно просто. Может быть сложность такая, что адвокаты, например, считают расценки на оказание бесплатной юридической помощи довольно низкими, что во многом соответствует действительности, и тот адвокат, к которому вы обратитесь, просто не захочет оказать вам бесплатную юридическую помощь, попытается каким-то образом вас, скажем так, отфутболить. Но здесь, вообще говоря, надо понимать, что, как говорится, колхоз – дело добровольное, в том смысле, что не все адвокаты участвуют в деятельности системы оказания бесплатной юридической помощи. То есть адвокат сам решает, участвовать ему, или нет. И на сайтах палат адвокатов опубликованы списки, либо вам, наверное, их могут предоставить в адвокатских образованиях, списки тех адвокатов, которые в этой системе участвуют. И здесь можно попробовать обратиться к другому адвокату.

Возможна, наверное, ситуация, когда заключивший соглашение адвокат исполняет свои обязанности недобросовестно, например, не приходит в суд. Ну, здесь можно вести речь уже о дисциплинарном производстве, которое ведётся в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности, и адвокатуре, а так же кодексом профессиональной этики адвоката. Можно обратиться с жалобой в палату адвокатов региона. Ну, тут, опять же, надо различать ситуации. Например, если адвокат заключил соглашение, и не пришёл в суд – здесь действительно есть повод для того, чтобы ставить вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, жаловаться на него. Если же вы попросту не выиграли дело, то здесь вполне возможна такая ситуация, что адвокат занимал правильную позицию, но с ней не согласился суд, например. Клиенты очень часто спрашивают: «А какие у меня шансы?». Так вот, давать прогноз, да ещё и в процентах, к примеру, кодекс профессиональной этики адвоката запрещает. И я тоже считаю, что это не очень этично. «Вот, - там, - восемьдесят процентов на то, что вы это дело выиграете». Да, можно обрисовать картину, сказать, почему может быть так, и не иначе, но не более того. Вот об этом не надо забывать. Ну, есть ещё такая специфическая тема, которая обсуждается в профессиональном сообществе – это вопрос о том, как соотносится бесплатная юридическая помощь, и адвокатская тайна. Ведь согласно законодательству, и тому же кодексу профессиональной этики адвоката тайной являются любые сведения, сообщённые адвокату доверителем, а так же ей является и сам факт обращения к адвокату. Тут же у нас что получается.

Получается, что во многих субъектах Федерации те органы, которые осуществляют финансирование бесплатной юридической помощи, требуют предоставления отчётов с приложением всех составленных документов для граждан, например. И это, знаете ли, в некотором роде противоречит как раз принципу конфиденциальности, адвокатской тайны. И этот вопрос до конца, к сожалению, не решён. В разных субъектах Федерации палаты адвокатов занимают разные позиции. Кто-то, что называется, прогибается, кто-то пытается судиться. И органы власти тоже различные позиции занимают. Ну вот, такая проблема тоже есть.

- В некоторых социально-ориентированных некоммерческих организациях работают юристы, оказывающие бесплатную юридическую помощь. Предусмотрена ли законом о бесплатной юридической помощи какая-либо финансовая поддержка этих организаций?

- Ну, закон о бесплатной юридической помощи оговаривает, что такая поддержка предоставляется в соответствии с законодательством субъектов Федерации, я имею в виду Федеральный закон, и в некоторых регионах такая поддержка предусмотрена. Но, вот, если говорить о нашем региональном законе, законе Нижегородской области о бесплатной юридической помощи, то в нём имеется отсылка к законодательству о поддержке некоммерческих организаций, например, социально ориентированных НКО. То есть это могут быть гранты, субсидии на какие-то конкретные проекты. А так, чтобы заявить, что, вот, у нас есть юрист, мы хотим получать деньги на оказание этих услуг – такого, к сожалению, нет. В некоторых регионах нечто подобное есть, насколько я знаю, и, например, специалисты НКО могут привлекаться к деятельности государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи. Плюс здесь может состоять в том, что, например, если говорить о вопросах медико-социальной экспертизы, и реабилитации инвалидов, то по этой категории дел много информации закрытой. И если адвокат постоянно этим не занимается, у него не отработана практика, то он, может, и добросовестно будет действовать, но результат оказаний бесплатной юридической помощи может оказаться не таким, какой хотелось бы получить гражданину. При этом некоммерческие организации, которые уже работают с делами подобной категории длительное время, и накопили определённый опыт, могут помочь гражданину более эффективно, но, к сожалению, в некоторых регионах, например в нашем, предоставление поддержки некоммерческим организациям, именно в рамках этого закона, думаю, затрудняется как раз-таки позицией палаты адвокатов, которые считают, что есть квалифицированная юридическая помощь, которую оказывают адвокаты, и есть всё остальное – юридическая помощь, которая не очень квалифицированная, проще говоря, но во многих случаях это, всё-таки, не совсем так.

- Нередко, столкнувшись с нарушением прав в различных сферах, граждане с инвалидностью обращаются в органы прокуратуры. Каковы плюсы и минусы такой формы защиты прав?

- Ну, как повелось, по-моему, ещё со времён Петра первого, прокуратура – это, что называется, око государево. То есть тот орган, который надзирает за соблюдением законов в стране. В частности можно выделить прокурорский надзор за соблюдением законодательства, а так же за соблюдением конституционных прав и свобод. Если быть кратким, и говорить непосредственно о защите прав инвалидов, и других социально незащищённых категорий граждан, то обращения в прокуратуру могут быть весьма эффективными. Потому, что в случаях нарушений прав и свобод человека, например, когда по состоянию здоровья, или возрасту, а так же иным обстоятельствам, пострадавший гражданин не может лично отстаивать свои права в суде, прокурор может обратиться с иском в защиту его прав и законных интересов. Кроме того прокурор может вынести представление об устранении нарушения законодательства, которое должно быть рассмотрено государственным органом. И если, опять же, продолжать тему судебного представительства, то согласно гражданскому процессуальному кодексу, вот, данные ограничения о том, что прокурор может представлять интересы гражданина в суде, в случае, если тот, по состоянию здоровья, возрасту, или иным уважительным причинам не может защищать свои права – эти ограничения не относятся к социальным правам граждан. Это, например, права свободы, и законные интересы в сфере труда, трудовых, и служебных отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая обеспечение права на жилище, в государственном, или муниципальном жилищном фонде; охрана здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на окружающую среду, и права на образование.

Ну, надо сказать, что прокуратура активно, и довольно эффективно, зачастую, реагирует на какие-то массовые нарушения прав, например, в сфере ЖКХ. Если говорить об эффективности индивидуальных обращений граждан – здесь бывает по-разному. Я просто на своём опыте неоднократно убеждался. В некоторых случаях вопрос решается даже до суда, в некоторых случаях в суде. Но в каких-то других случаях, когда прокурор не может в силу каких-то причин, может у него времени нет, может знаний недостаточно, не может разобраться в особенностях довольно сложного вопроса, который поставлен гражданином – к сожалению, мы получаем отписки. Ну, в этом случае что можно сделать. В этом случае можно обратиться в вышестоящую прокуратуру, написать, что мы с ответом не согласны, и почему мы с ним не согласны. Ну вот, из дел, которые решаются достаточно эффективно, на мой взгляд, у нас, в Нижегородской области, я бы назвал вопросы получения льготных лекарств. Практика здесь у прокуратуры определённая наработана. Раньше было то же самое применительно к санаторно-курортному лечению, например. Но после того как Верховный суд высказался в том духе, что санаторно-курортное лечение должно предоставляться исходя из очерёдности, и в законе не установлено, что путёвка должна предоставляться раз в год – прокуроры такие обращения рассматривают, конечно же, и что-то гражданам отвечают, но иски в суд по делам данной категории в последнее время они просто перестали предъявлять, потому, что результат известен, к сожалению. Ну и применительно к предоставлению технических средств реабилитации работа прокуратуры может быть достаточно эффективной. Например, в случае задержек в предоставлении ТСР.

- Дмитрий Георгиевич, а если нарушаются права людей с инвалидностью, имеет ли смысл обращаться к уполномоченному по правам человека?

- В процессе подготовки этого материала я встретил такую, очень хорошую фразу на этот счёт, в одной из статей: «Омбудсмен не супермен».  То  есть омбудсмен, да, уполномоченный по правам человека, в Европе так называется этот институт, и у нас в некоторых случаях тоже. Так вот, он не является всемогущим. И здесь что может быть важно – многое зависит от авторитетности того или иного уполномоченного в конкретном регионе. То есть, вот, вы обратились к уполномоченному по правам человека с какой-то жалобой на нарушение ваших прав, и уполномоченный может подготовить заключение, в котором сделает правовой анализ, направить это заключение в государственные органы, или органы местного самоуправления, с просьбой устранить указанные нарушения. Но данное заключение носит рекомендательный характер, и во многих случаях к уполномоченным по правам человека, или уполномоченным по правам ребёнка, а во многих регионах они тоже есть, есть институт уполномоченных Российской Федерации по правам человека, и по правам ребёнка – во многих случаях к ним прислушиваются. Но, как показывает опыт, не во всех случаях.

И здесь специалистам, работающим в некоммерческих организациях, и помогающим гражданам в защите их прав, не стоит пренебрегать установлением партнёрских отношений с аппаратом уполномоченного по правам человека, то есть получается так, что сам уполномоченный очень часто всё отследить не может, но если у вас хороший контакт с аппаратом уполномоченного, с его специалистами, а там разные люди работают, то здесь вы можете добиться хорошего результата. У нас, например, такое было применительно к делам о гражданстве, когда ребёнку-инвалиду, к примеру, не могли оформить паспорт, ему не хватало каких-то документов, подтверждающих, что он отказался от гражданства той, или иной бывшей союзной республики. И уполномоченный просто обращался в органы бывшей УФМС, которые к нему прислушивались, и решали вопрос, освобождали граждан от предоставления отдельных документов, и в итоге граждане, через какое-то время, всё-таки получали паспорт. Это получалось быстрее, чем могло бы быть, если бы мы к уполномоченному не обращались. Но в каких-то других случаях нам либо просто не отвечали, либо просто присылали, например, ссылки на судебную практику. Это, конечно, хорошо, это, конечно, полезно, но гражданину во многих случаях этого будет недостаточно, и нужно изучить вопрос именно в своём субъекте федерации, тем, кому это интересно.

Кроме того, есть такая важная функция уполномоченных во многих регионах – это составление ежегодных докладов о состоянии прав человека, участие в нормотворчестве, подготовке каких-то законодательных инициатив. Эта деятельность тоже может влиять на жизнь людей с инвалидностью в регионах. Поэтому с уполномоченным сотрудничать нужно, но важно помнить, что он не всемогущий. Он очень часто зависит от тех органов, которые его назначали, помимо всего прочего, а законы, регламентирующие его деятельность, можно подкорректировать, если уполномоченный чем-то не будет устраивать власти. И законы, регламентирующие деятельность уполномоченного, если он, к примеру, проявляет какое-то излишнее, по мнению органов власти, рвение в защите прав граждан – тоже, при необходимости, можно подкорректировать.

А, кроме того, на деятельность этого института в том, или ином регионе, может влиять биография самого уполномоченного. То есть, из какой среды он вышел. Бывают уполномоченные, мне об этом рассказывали, которые считают, что, ну вот, полицейский – он не может быть плохим изначально. А почему так. Потому, что человек вышел из этой системы. Профессиональные деформации, к сожалению, тоже влияют.