Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Социальный проект

«Трогательный мир»: расширяем горизонты

Елена Лиханос

 

16 июня в Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих  имени В. Маяковского прошло мероприятие, посвящённое завершению проекта «Трогательный мир». Проект  реализовывался в течение семи месяцев, на территории Ставропольского края и получил достаточно широкий резонанс как на уровне региона, так и за его пределами. О том, что же такое проект «Трогательный мир», и пойдёт речь в материале внештатного корреспондента Журнала Елены Лиханос.

«Трогательный мир» – это партнёрский проект нашей библиотеки, и Ставропольской краевой общественной организации Всероссийского общества слепых. Его реализация стала возможна благодаря гранту, выигранному в рамках Всекавказского молодёжного форума «Машук 2015». Над проектом работала целая команда специалистов. И сейчас её участники находятся рядом со мной. Давайте с ними познакомимся:

- Руководитель проекта – Александр Рыбин.

- Креативный менеджер проекта – Юлия Сидорова.

- Специалист по издательской деятельности – Копылова Нонна Павловна.

- И я, методист проекта и ведущая – Елена Лиханос. Итак, чтобы нашим читателям было понятно, что же такое «Трогательный мир», Юлия, вопрос, наверное, всё же к вам. В чём основная идея проекта?

- Основная идея нашего проекта состоит в том, чтобы сделать объекты культурно-исторического наследия более доступными для людей с проблемами зрения,  с помощью технологий 3D-моделирования.

-  Каким образом, вообще, родилась эта идея, и как проходила подготовка к проекту?

Александр Рыбин: 

- На первоначальном этапе подготовки проекта мы провели некий опрос среди наших читателей различных возрастов. Насколько они, вообще, заинтересованы в посещении мероприятий подобного рода, которые мы предлагали в рамках проекта. И приступили к оформлению проекта. Изначально было много довольно любопытных идей, но по ходу составления методических материалов, изучения технического вопроса, проект разрабатывался в том виде, в котором мы, собственно, и повезли его на Машук. К сожалению, большую часть идей, довольно интересных, не получилось реализовать по причине того, что это слишком масштабная деятельность, на которую идёт колоссальное количество финансов, и огромное количество времени. Но, тем не менее, я считаю, что то, как у нас получилось реализовать проект в целом – мы достигли планируемых результатов, а самое главное – людям очень понравилось то, что мы делали, то, что мы им показали. И, разумеется, мы не остановимся на том, чего сейчас достигли, постараемся преумножить достигнутое.

- Но давайте всё-таки вернёмся к началу. Проект подготовлен, проект написан, команда отправилась на форум. Как происходила его защита?

- На форум отправилось трое участников нашей команды, которые находились там неделю, в полевых условиях. Занимались днём образовательной деятельностью, вечером корректировали проект. И на предпоследний день нахождения на форуме состоялась защита проекта. Защитились, в общем-то, неплохо, получили хорошие баллы от комиссии, ответили на все дополнительные вопросы, и уехали обратно, в Ставрополь, дожидаться результатов.

Нона Копылова:

-    В надежде выиграть.

-  Результаты подведены, гранты розданы, команда понимает, что попала в список победителей, получила заветный грант. Безусловно, создание 3D-моделей, масштабированных копий объектов мирового, национального, регионального культурно-исторического значения – это изюминка проекта, его центральное событие. Но не только этим команда, в рамках реализации проекта, занималась. Что ещё было сделано?

Нона Копылова:

- В рамках данного проекта были созданы три аудиотактильных комплекса, включающие в себя три аудиоэкскурсии в разных форматах. Это озвученная экскурсия, это издание укрупнённым шрифтом для слабовидящих, и рельефно-точечным шрифтом. А так же, соответственно, 3D-модели по каждой экскурсии.

- Вы сказали про три аудиотактильных комплекса, и, соответственно, про три экскурсии. А, собственно говоря, куда же были эти экскурсии? По каким направлениям?

- Экскурсии были по следующим направлениям: первая экскурсия охватила восток, и Северную Африку; вторая экскурсия включала в себя Западную Европу, и Северную Америку; и третья экскурсия (это самая, наверное, интересная для читателей библиотеки) – по Кавказским минеральным водам. Она включила в себя экскурсию по Ессентукам, Кисловодску и Пятигорску.

 Таким образом, в рамках проекта была создана двадцать одна 3D-модель. Читатели библиотеки могли познакомиться с такими достопримечательностями, как Большой Сфинкс, Пирамида Хеопса, Великая Китайская стена, Терракотовый войн из войска императора Цынь Шихуанди, Тадж-Махал, Таботхап – пагода многочисленных сокровищ. А так же Эйфелева башня, знаменитая падающая башня в Пизе, Колизей, Биг-Бен, знаменитая Статуя Свободы и другие. Что касается достопримечательностей Кавказских минеральных вод, нами были созданы масштабированные копии памятника Лермонтову, который находится в центре Пятигорска, памятника Пушкину, расположившегося в Кисловодском курортном парке. Конечно же, мы не могли обойти вниманием великолепную скульптурную композицию, которая находится перед зданием грязелечебницы имени Семашко, в городе Ессентуки. В частности были созданы 3D-модели скульптур: бога врачевания – Асклепия, и его дочери, богини чистоты – Гигиеи. великолепных львов, охраняющих вход в грязелечебницу.

Вот, что касаемо изготовления 3D-моделей. Конечно же, это технология новая. В таком формате, по крайней мере, в нашем регионе, она использована впервые, и, конечно же, нашим читателям, несомненно, будет интересно узнать, а что же, собственно, собой представляет процесс создания масштабированной копии того, или иного объекта, той, или иной достопримечательности?!

Александр Рыбин:

- Первоначально 3D-модель, представляющая собой некий виртуальный образ, создаётся в компьютере. Обрабатывается специальным образом, опять же, в компьютере, убираются лишние материалы, настраивается скорость будущей печати на 3D-принтере, температура печати, ну и прочие технические нюансы. Затем этот виртуальный образ загружается в 3D-принтер, который уже предварительно программно настроен для печати. В 3D-принтер заряжается так называемый пластик для 3D-печати, который представляет толстую нить, ну, что-то навроде проволоки, намотанную на специальную бобину. Из этой бобины пластик подаётся по специальной трубке на нагревающий элемент, пластик плавится, а принтер выстраивает 3D-модель. Это если описать этот необычный технический процесс двумя словами. Модель печатается в среднем тридцать тире, сорок часов, не ставится на паузу, печать идёт непрерывно. Если все настройки указаны верно, модель получается довольно точной, приятной наощупь, чем-то напоминающей дерево. Если мы печатали модели Восточной культуры, и культуры Западной Европы, обращаясь к зарубежным специалистам, которые нам предоставляли готовую 3D-модель, ну, то бишь 3D-образ, естественно, никто до нас не делал 3D-образы памятников Ставропольского края. И чуть ли ни самой важной составляющей частью нашего проекта было изготовление своих уникальных 3D-моделей. Именно культурных памятников Ставропольского края, возможно, в планах, Северо-Кавказских республик. Это были наши, такие, изначальные планы. И, собственно, они воплотились в полной мере, потому, что, как уже говорилось ранее, третья тематическая выставка посвящена культурным памятникам России, Северного Кавказа. Эти памятники, включающие    в экскурсию семь моделей, были изготовлены нами во время командировочных, выездных мероприятий, с помощью ещё одного немаловажного оборудования, которое мы закупили в рамках проекта – это 3D-сканер. Специальное устройство, которое позволяет отсканировать какой-нибудь объект со всех сторон, как сверху, так и снизу, и пройти ещё по кругу пару раз. Затем на основе изготовленных шаблонов будущего 3D-образа создаётся 3D-модель на компьютере, и, как я уже говорил, загружается на принтер, и отправляется на печать.

- Процесс 3D-моделирования, на самом деле, непростой, и процесс этот новый. Ведь раньше ничем подобным заниматься не приходилось. Как происходило освоение вот этой специфической, технической части? Было ли это самостоятельно? Быть может, это было какое-то обращение к специалистам, которые занимаются вопросами 3D-моделирования, и 3D-печати? Может быть, это были какие-то курсы?

Александр Рыбин:

- Я могу сказать, что у меня нет профильного образования, которое каким-то образом пересекалось бы с 3D-моделированием. И всё приходилось осваивать самостоятельно. В большинстве случаев, если и было какое-то обращение к специалистам, то оно было буквально пару раз, может быть, в письменной форме, по поводу некой настройки принтера. Потому. Что, разумеется, когда всё это осваиваешь первый раз, далеко не сразу всё пойдёт идеально.

- Вот аудиотактильные комплексы созданы, каждая из их частей готова. Конечно же, главное из них – это 3D-модели. Каким образом было организовано знакомство читателей библиотеки  с этими аудиотактильными комплексами?

Юлия Сидорова:

- Первое мероприятие, которое состоялось в рамках основного этапа реализации нашего проекта, состоялось в краевой библиотеке для слепых. Мы открыли-таки занавес, и показали всем созданные комплексы. И вот уже, буквально через несколько дней, стартовали выездные мероприятия, которые проходили на территории Кисловодска, Георгиевска, в Городе Ессентуки, в коррекционных школах для слепых и слабовидящих, в местных организациях Всероссийского общества слепых Ставропольского края. Так же в местной организации города Ставрополя прошло несколько экскурсий для пользователей. И завершающим мероприятием стала открытая площадка, которая была организована на базе региональной организации общества слепых Карачаево-Черкесской республики. Радовал тот факт, что на каждом мероприятии были полные залы. Людям мы представляли свои комплексы, рассказывали вообще о реализации в регионе нашего инновационного проекта. И организовывали открытые площадки, когда они сами смогли подойти к выставке, посмотреть, задать интересующие вопросы, а мы смогли как ответить на вопросы, так и рассказать историю создания каких-то памятников, дать более подробное описание, чтоб человек, посмотрев модель, мог тут же какой-то получить образ этого памятника.

Самым, пожалуй, крупным, стало мероприятие в городе Кисловодске, которое проходило в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей. Первая часть была организована для представителей местных организаций общества слепых, и преподавателей школы, а вторая часть – для детей. В рамках этой части мы организовали шесть интерактивных площадок, где старшеклассникам были представлены модели всех трёх комплексов, которые были изготовлены. Рассказана как история создания самих моделей, так и история-памятников.

Предлагаю ознакомиться с отзывами участников проектных мероприятий.

- Меня зовут Мясникова Надежда Павловна. Я представляю группу номер девятнадцать слабовидящих, и незрячих студентов, которые проходят здесь обучение на компьютере.

-  Да, я поясню нашим читателям, что сейчас мы находимся в городе Ессентуки, в центре реабилитации для лиц с инвалидностью, и ограниченными возможностями здоровья. Вот сейчас, буквально только что, закончилось мероприятие, посвящённое презентации проекта «Трогательный мир», и вот сейчас мы как раз общаемся с Надеждой.

- Надежда, ну, как говорится, по горячим следам, какие впечатления?

- Впечатления, конечно, огромные. Потому, что мы теперь имеем очень конкретные представления о том, о чём только догадывались, можно сказать. Эйфелеву башню мы видели только на фотографиях. Некоторые у нас здесь есть вообще слепые с детства, они не видели даже на картинках. А здесь они всё это могли потрогать руками, и знают теперь, что это из себя представляет, Эйфелева башня, и Тадж-Махал, и другие статуэтки. Это совершенно замечательно, потому, что даже само название, «Трогательный мир», оно такое…

-  То есть оно трогает.

- Трогает душу, да. И, действительно, хочется ко всему этому прикоснуться, приобщиться. И ты знаешь, что здесь, буквально за каких-то полчаса, мы прикоснулись к истории, и культуре, можно сказать, всей Европы. Даже не только Европы, Азии, и Корейский этот домик замечательный, и Тадж-Махал. Я советую всем-всем побывать на этой выставке.

-  Скажите, с какими ожиданиями вы шли сюда, на эту встречу? Насколько они оправдались?

- Вы знаете, они оправдались в полной мере. Потому, что когда прикасаешься к этому руками, и понимаешь, что это точная копия – это просто ощущения такие, потрясающие.

  Своими впечатлениями делится ученица Кисловодской школы-интерната номер восемнадцать – Рыбина Грета.

- Мероприятие произвело на меня большое впечатление. Я получила массу удовольствия. Мне очень понравилось, как сотрудники библиотеки рассказывали о достопримечательностях мира. Я узнала много нового. Если честно, рассказывали очень интересно. И, конечно, ожидала я меньшего, но получила гораздо больше.

 Итак, проект «Трогательный мир» завершён, его итоги подведены. И, конечно же, возникает вполне закономерный вопрос: «А что же дальше?» Есть ли какие-нибудь планы относительно того, как использовать в будущем освоенные инновационные технологии?

Нона Капылова:

- Дальше продолжение работы. В перспективе мы хотели бы продолжить знакомство наших читателей с памятниками историко-культурного наследия нашей необъятной родины, а так же зарубежья.

 В заключении хотелось бы отметить, что реализация проекта «Трогательный мир» была бы невозможна без слаженной командной работы, поддержки специалистов, организаций-партнёров, и, конечно же, их руководства: председателя Ставропольской краевой общественной организации Всероссийского общества слепых – Анатолия Алексеевича Донцова; директора Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского – Анастасии Ивановны Загребельной; заместителя директора – Елены Николаевны Лебедевой. Но прежде всего «Трогательный мир» был бы невозможен без вас, дорогие читатели. Ведь именно вы вдохновляете нас на дальнейшую работу. Мы, участники команды, выражаем искреннюю благодарность и признательность за оказанные поддержку и содействие. На этом наш сюжет завершён. Всего доброго, до новых встреч.