Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Творческий подход

 

Музыкальная осень в Жигулях

 

Юрий Лунин

Может, я плохо учился в школе, но признаюсь честно, при слове Жигули я всегда представлял себе либо автомобиль, либо пиво, больше ничего. И я от души благодарен журналу «Диалог» за Самарскую командировку, которая позволила мне узнать о Жигулях кое-что новое. Во-первых, я узнал, что Жигули – это такие горы.

Я и помыслить не мог, что обнаружу в Самаре-городке (к слову сказать, городок-то миллионник) настоящие горы. Да, по масштабу это, конечно, не седой Кавказ, не Уральский хребет и не Саяны. И все же это действительно горы, одна из которых, между прочим, является самой высокой точкой средней полосы Европейской части России. Гора-наблюдатель, высота 381 метр над уровнем моря.

Ну, а во-вторых, мне стало известно, что Жигули уже традиционное место встречи любителей бардовской песни из разных региональных организаций ВОС. Именно здесь на оздоровительной базе отдыха «Радуга» 10 и 11 сентября 2016 года проходил очередной всероссийский фестиваль бардовской песни ВОС «Пой, гитара». Проводили его Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского Общества Слепых и Самарская областная организация ВОС. И я там был.

Синоптики, как обычно, пугали дождями. Но, видимо, в этот раз природа решила смилостивиться к людям, которые так часто и с такой любовью поют о ней в своих песнях. Говорят, что дожди были до и усилились после фестиваля. Во время же его проведения в Жигулях в общем и целом стояло ласковое бабье лето.

Первое слово на празднике всегда предоставляется хозяевам. Председатель Самарской областной организации ВОС Анатолий Григорьевич Казанцев рассказал, что 2016- год для Самарской земли особый. Самаре присвоено почетное звание города боевой и трудовой славы. Кроме того, 75 лет тому назад государственный комитет обороны СССР принял решение частично эвакуировать столицу из Москвы в Самару, тогдашний Куйбышев.

– Вот один из ветеранов на одном из мероприятий (сейчас очень широко отмечается это все в нашей губернии) сказал, что вот приказ-то был, а вот приказа об отмене того приказа не было. Так что добро пожаловать в столицу России.

(Аплодисменты).

– Пусть у нас царит атмосфера теплоты, атмосфера дружбы, атмосфера романтики. То есть то, что отличает такие фестивали. С праздником вас, дорогие друзья, успехов всем на нашем  фестивале. Да, Самара город загадочный. Здесь Волга становится горной рекой. Здесь живет более миллиона людей, для наименования которых великий могучий русский язык так до сих пор и не выбрал единственно правильной формы: Самарцы или самарчане. А что касается запасной столицы, то в сфере бардовской песни Самара столица отнюдь не запасная, а самая что ни на есть главная. Об этом на открытии напомнил другой житель Самары, Александр Константинович Дорофеев, генеральный директор предприятия «Самараавтожгут», Всероссийского Общества Слепых, член Центрального правления ВОС.

– Посмотрите, какие красивые места нас окружают. Надо сказать, что мы в двух шагах от постоянного проведения Грушинского фестиваля, от той поляны, где проходит тот фестиваль. И очень приятно, что именно рядом здесь, из всей этой земли самый красивый уголок, пожалуй, в Самарской губернии. Поэтому мы рады вас здесь видеть.

Мы хотим, чтобы вот ту искру божию, которую Боженька в вас заложил, почему, потому что я считаю, что вы талантливейшие люди, почему, потому что, ну,  есть отдельно композиторы, есть отдельно поэты. Вы же два в одном, будем так говорить, когда и то, и другое. Поэтому я очень надеюсь на то, что на кого-то из вас, так сказать, вот это замечательное место произведет впечатление, и вы напишете отдельно вот на эту тему песню, чтоб мы ее слышали уже на следующем фестивале. Григорьевич обещает, что у нас такой фестиваль постоянно будет проходить у нас. И мы такую песню с удовольствием бы послушали.

Итак, Самарская земля, родина знаменитой Грушинки. Именно с первым проведенным в 1968-м году фестивалем имени Валерия Грушина, молодого барда, который погиб, спасая утопавших в холодной реке детей, связывают начало бардовского движения в нашей стране. Однако, председатель жюри фестиваля, художественный руководитель КСРК ВОС, заслуженный работник культуры Российской Федерации Анатолий Николаевич Хаялетдинов находит корни этого движения в глубине веков.

– Первый бард – это был Боян, тот  самый незрячий Боян, который ходил из селения в селение, занимался подвижническим творчеством. Он рассказывал людям о том, что происходит в разных уголках нашей страны, нашей Родины. Поэтому вот оттуда идут эти корни, да. И незрячие тогда еще занимались авторской бардовской песней.

 Сегодняшние  наследники древних Боянов расселились по всей Руси великой. Хорошо, что Самара в очередной раз помогла им встретиться.

- В фестивале принимают участие представители 14 региональных организаций ВОС. А именно:

- Тюменской.

- Кабардино-Балкарской.

- Санкт-Петербургской.

- Пермской.

- Саратовской.

- Самарской.

- Московской городской.

- Оренбургской.

- Карельской.

- Крымской.

- Краснодарской.

- Кировской.

- Ивановской.

- Смоленской.

 Быть может, кому-то резануло слух прозвучавшее раньше словосочетание жюри фестиваля. Я забыл подчеркнуть, что фестиваль являлся еще и конкурсом. Впрочем, о конкурсной его составляющей, кажется, забыли и сами выступающие. И наши читатели вскоре в этом убедятся.

Для равенства условий конкурсантам предоставлялось на выступление не более 10 минут. Таким образом, каждый из участников, коих было 21, предложил слушателям свою особую музыкальную десятиминутку. Все эти десятиминутки наши читатели смогут услышать в приложении к «Диалогу». Я же остановлюсь на нескольких именах.

- Выступает вокальный ансамбль «Самаряне». Самарская РЭУ ВОС. Семенова Наталья Борисовна, Мукортова Наталья Михайловна, Лугашов Леонид Сергеевич, Зотова Анна Васильевна, Вардина Мария Юрьевна, руководитель.

(Песня).

 С одной из участниц коллектива «Самаряне» Натальей Борисовной Семеновой мне было интересно побеседовать вдвойне. Ведь она являлась координатором фестиваля.

- Наталья Борисовна, вы являетесь координатором этого фестиваля уже не первый год?

–Вот именно у нас проходит третий раз такой фестиваль, в 2012-м году, в 2014-м году проходил. И вот когда в  2012-м году проходил, здесь на «Радуге», всем очень понравилось. Народ похлопотал, и вот теперь мы проводим третий раз уже здесь.

В принципе, конечно, все проходит так, как планировалось, штатно. Слава Богу, ничего такого особенного нет. Но все равно, каждый фестиваль – это все-таки что-то такое свое, что-то такое другое. Почему, потому что приезжают даже если те же люди, хотя состав меняется достаточно, скажем там, процентов на 70, и то они привозят новые  песни. Они приезжают немножечко с другим настроением. И вот уже интересно, когда люди привозят с собой что-то новенькое. Я считаю, что один фестиваль все равно не похож на другой.

– Я вот видел помимо основной фестивальной конкурсной программы то, что люди просто здесь в беседках собираются с гитарами и поют друг другу. Со многими общался. И мне кажется, эта такая неформальная сторона фестиваля. Она где-то даже важнее, собственно, программной.

– в 14-м было очень тепло, мы сидели на открытой площадке. А в этом году, наверное, будем  там, где проходил фестиваль. И то есть берем гитары, кто что хочет, тот и поет, вот так вот спокойненько. Иногда, если мало гитар, проходит гитара по кругу. Или в 14-м году была тема  «Мой город». То есть народ приехал, и пели песни о своих городах. А потом разошлись, и уже пошло, уже... часа два мы так, наверное, посидели, нас только комары согнали. Приехало в этом году, может быть, не столько много, сколько в 12-м году опять. Но это только потому, что в региональных организациях очень мало денежных средств. Не все могут так собраться и за свой счет поехать.

– Победа на  этом конкурсе вообще реальную важность представляет? Или, в принципе, это все-таки больше фестиваль?

–У меня такое ощущение, что вообще никакого нет соперничества. Люди друг за друга болеют, радуются, когда получилось. «Браво!» Все друг друга так поддерживают. Вчера, например, Сергей Николаев из Москвы говорит: «Да мне эти бумажки... мне главное попеть и послушать, я приехал получить удовольствие». Все равно ведь не все у нас могут выходить на большие сцены, даже в своих городах, может быть, да. И все равно мы варимся где-то в своем котле небольшом. А здесь все-таки возможность выйти на более широкий уровень.  Пусть тут послушали сейчас, может быть, сегодня, 30 человек, да. А на самом деле это все записывалось, и это все пойдет на всю страну, на весь интернет, это здорово.

И потом, ну, на самом деле, это какие-то вехи для развития творчества, мне кажется, для развития даже чисто мастерства. Мне кажется, это очень важно. Послушаем еще одного участника фестиваля. Аслан Буранов, представитель Кабардино-Балкарской региональной организации

 ВОС. Темперамент настоящего горца в сочетании с самобытными блюзовыми гармониями позволяют Аслану расширить жанровые границы бардовской песни.

(Песня).

– Аслан, гитара тебе когда-нибудь помогала в жизни, именно как средство, ну, как-то...

– Средство утешения, средство... да, помогала.

– Самовыражения.

– Бывает, редко, но бывает очень качественная помощь.

– То есть, если какие-то чувства вкладываются с песню, ты чувствуешь, как стало легче?

– Да. Иной раз бывает даже это на таком уровне, что удивляешься, как вообще инструмент, слияние такое получается, что... ну, в общем, словами не передается. Может быть, это связано с тем, что в этот момент нет более близкого человека с тобой. Не знаю. В общем, это все не зря.

 Еще один философ с гитарой, молодой москвич, Сергей Николаев, имя которого уже один раз прозвучало в нашем репортаже. И, надеемся, еще не раз прозвучит на страницах «Диалога». У этого автора такие же таинственные отношения с шестиструнной подругой, как у его коллеги из Нальчика. Сергей тоже знает, что порой гитара устает молчать и начинает говорить сама. Надо только ей не мешать.

(Песня).

 А теперь Надежда Бурдукова из Карелии. Песню, которую вы сейчас услышите, Надя посвятила своей матери. Эта песня имеет особое значение в жизни и творчестве девушки. Дело в том, что это самое первое Надино творение, творение, в котором отразились еще юношеские переживания после ссоры с любимой мамой.

(Песня).

Надя старательно воплощает в жизнь тот идеал материнской любви, который воспевает. В свои молодые годы она уже мать троих детей. Я уверен, что ни одного из Надиных ребят эта песня не оставит равнодушным. В каждого она заронит доброе, верное семейное чувство.

О семейных чувствах поет и крымчанка Светлана Бедренко, женщина с уникальным строем гитары и какой-то шульженковской старинной теплотой интонации.

(Песня).

– Светлана Дмитриевна, наблюдая за вами на фестивале, я поражаюсь вашей какой-то особой такой готовностью петь, такое впечатление, что без конца. Складывается...

– Да, это факт.

– ...что у вас эта певческая батарейка какой-то имеет вечный заряд.

– Это точно, я пою много, и пела всегда причем. Знаете, вот, мне слепота, наверное, не мешала, а даже наоборот, как-то подстегивала. Потому что в песне я где-то находила что-то вот. Хорошо мне – такая песня, плохо – такая. Всегда следила за модными песнями, еще с самых ранних школьных лет. «Если я упаду, подберет музыка меня», я  когда-то пела. Вот меня всегда музыка подбирала. И не сладко мне пришлось в Крыму. И я включаю микрофон,  и пою с гитарой, и пою под фонограмму, и все равно пою. И все равно вот песня – это моя жизнь.

Голос исполнительницы из Крымской региональной организации ВОС, по вполне понятным причинам не столь хорошо известный нашей аудитории прежде, покорил Жигулевский фестиваль. Светлана Дмитриевна завоевала первую премию конкурса. Вот как прокомментировал эту победу Анатолий Николаевич Хаялетдинов.

– Крым, конечно, очень активен везде и во многих направлениях социокультурной реабилитации. Но бардовская песня, это особое надо сказать об этом слово, потому что женщина, которая достаточно, так сказать, зрелого возраста. Но вот возраст на ее исполнительском мастерстве никак не сказался. Возраст сказался на том, как она подает свои произведения. Потому что ее опыт жизненный, он отражается в творчестве, безусловно. Потому что как она умеет себя подать на люди, несмотря на то, что возраст у нее достаточно зрелый, она никак не качает голос, она умеет вовремя прибрать вибрацию своего голоса. И в то же время она умеет вовремя, очень тонко, очень мягко слукавить, слукавить интонационно, и это сразу видно. И, в общем-то, народ не мог этого не оценить. И ее чествовали как победителя совершенно справедливо и достойно. Потому что она действительно показала вот тот уровень мастерства, который был в свое время. Мне припоминаются старые мастера нашей бардовской песни.

Вторые премии достались уже упомянутым в нашем рассказе Сергею Николаеву, Аслану Буранову и Надежде Бордуковой. Третьих премий удостоились вокальный ансамбль «Самаряне», участница из Самары Анна Хорольская, а также Тюменский дуэт «Рука в руке», творческий союз Елены Вербовской и Юрия Ческидова.

Своими впечатлениями от Жигулевского фестиваля 2016 поделился человек, для которого фестивали бардовской песни это и призвание, и труд, и счастье всей жизни. Я говорю о президенте Клуба имени Валерия Грушина Борисе Рафаиловиче Кельмане.

- Борис Рафаилович, сегодня о многих участниках фестиваля, вы говорили им отдельные слова. И вообще, я так понял, что многие исполнители получили, так сказать, входной билет на Грушинский фестиваль.

– Ну, ты понимаешь, это не совсем так. Дело в том, что на Грушинский фестиваль... вот почему он так долго живет, что он открыт для всех абсолютно  одинаково. Все имеют равные права. Конечно, главный входной билет – это талант, которым Бог их не обидел. Ребята очень яркие, очень интересные. Я считаю, что для них, конечно, участие в фестивале очень было бы полезно.

Там, конечно, людей очень много. И очень сложно там. Но талант – это ключ к успеху, только единственное, больше ничего. Никаких тут бюрократических каких-то дел, что вот там, постановлением, решением. Все от Бога. Мне кажется, у них есть очень хороший шанс.

– Я так понял, что музыка барьеров в виде инвалидности по зрению не имеет, и то есть...

– Нет.

– ...когда вы слушали ребят выступающих, наверное, в принципе, не приходилось делать скидку какую-то.

– Ни в коем случае. Они абсолютно...

 – Держат уровень?

– Держат уровень, абсолютно, конечно.

– Что скажете об атмосфере нынешнего фестиваля?

– Вы знаете, атмосфера очень похожа на атмосферу Грушинского фестиваля. Хорошее общение, спокойно, красиво, яркие люди, что еще надо. Атмосфера очень хорошая. И просто поражает уровень, честно говоря, потому что в таком небольшом количестве все-таки... Ну, вот там собирается 100 тысяч, может быть. Здесь людей мало, но столько из них ярких, интересных, что...

– Это еще какой-то дополнительный урок вообще всем людям о преодолении каком-то.

– Да, и это очень четко здесь чувствуется, с глубочайшим уважением. Меня поражает, что они все оптимистичные, они все какие-то яркие, талантливые, улыбаются. Посмотри, вот сегодня ведь в нашей жизни какая проблема. Люди что-то все брюзжат. И все говорят: «Ты знаешь, вот сюда приезжаешь, отступают все эти безумные проблемы, которые сейчас людей делают угнетенными, обиженными». Жизнь сияет, и это правда. В этом вот заслуга всех музыкантов, композиторов, поэтов.

 Многие считают бардовскую песню явлением застывшим, навеки зацикленным на одних и тех же мотивах. И полагают, что со времен «Солнышка лесного» этот жанр не претерпел никаких принципиальных изменений. С этим готов поспорить Анатолий Николаевич Хаялетдинов, которому фестиваль в Жигулях дал повод поразмышлять о своего рода эволюции бардовского движения во Всероссийском Обществе Слепых.

– Тенденция бардовской песни сейчас прослеживается очень четко. Несмотря на то, что некоторые жанры вымирают, уходят в прошлое. Мы видим, что творческий рост и рост музыкантов как инструменталистов-гитаристов явно заметен. Потому что, если проследить по нескольким нашим исполнителям, которые из раза в раз приезжают, вот тот же Сергей Николаев из Москвы и еще ряд исполнителей, вот в этот раз показались. И та же Хорольская, и ребята, которые хорошо владеют гитарой. Видно, что они как исполнители гитаристы, как люди, которые хорошо умеют саккомпанировать себе же самому, они очень много над этим работают. И это, в общем-то, понятно, и это радует.

И плюс стали люди очень хорошо и много уделять внимания своему мастерству как исполнителей-вокалистов. Появилась культура работы с микрофоном, появилось понимание того, что орать – это не значит петь. Появилось понимание того, что динамика в любом произведении, даже бардовском произведении играет большую роль. Если давать разный интонационный накал, то от этого исполнитель только выигрывает. Вот это все, безусловно, не могло не сказаться на тех результатах, которые показали в конце.

 «А все кончается, кончается, кончается», как поется в одной грустной бардовской песне. Закончился и фестиваль «Пой, гитара». Из Москвы звонили, говорили: «У нас тут уже дожди вовсю». Не хотелось дождя, хотелось еще солнца над Жигулевскими горами. Впрочем, из головы никак не выходила песня Тюменского дуэта «Рука в руке». Эта песня как  раз о дожде. И вот я напевал ее про себя и думал: «Надо же, кто-то на дождь совсем не жалуется, даже радоваться дождю умеет. Вот бы и мне так научиться!»

(Песня).

            В приложении размещена аудиозапись фестиваля «Пой, гитара».