Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАУКА И ПРАКТИКА             

ДЕМОКРИТ АБДЕРСКИЙ

Невежество, алчность и грязь вперемешку

Упорно творят невесёлый обряд.

Убогого мира кривую усмешку

Слепой не увидит и этому рад.

Бессмысленно нам погружаться в соблазны,

Соринки разыскивать в чуждых очах…

Попутчики злы, суетливы и праздны,

Зато экономим порой на свечах.

Свои заповедные тайны незрячим

Поведает тьма наяву и во сне,

А зыбкие знания тщательно спрячем,

Чтоб к ним не могли подобраться извне.

Пусть толпы хохочут и мечутся в плаче,

Пытаясь забраться на радужный мост.

Всё ж тёмные люди духовно богаче —

Лишь внутренний взор гениальностью прост.

Как известно, прозвище «Тёмный» обычно достаётся незрячим литераторам, учёным и монархам. Яркий пример тому — Великий князь Московский Василий Второй Васильевич, ослеплённый врагами и получивший соответствующую добавку к именному титулу. Вот и многие любители истории, опираясь на данную традицию и смутно помня, что какой-то древнегреческий мудрец сам себя ослепил, ошибочно отождествляют с ним Гераклита Тёмного, названного так за неясность  излагаемых идей. Его самое знаменитое изречение «О быстротечности времени и переменчивости мира» в современном варианте выглядит так: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Как ни странно, у этих философов  много общего. Уроженец Эфеса отказался от титула  наследственного царя-жреца, а его собрат по ремеслу совсем недолго был архонтом в Абдерах, а ещё за незаурядность мышления и нестандартное поведение соотечественники не раз собирались изгнать их из родных городов, видимо, в благодарность за  оказанные услуги.

В то же время учёные мужи будущих поколений сделали их антиподами. Луций Анней Сенека писал: «Гераклит всякий раз, как выходил из дому и видел вокруг себя столько скверно живущих, а точнее, гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех прохожих, даже если они были веселы и счастливы…» Про Демокрита же рассказывали, что он, наоборот, никогда не появлялся на улице без улыбки, потому что ему казалось несерьёзным всё, чем с напряжением сил занимались окружающие. Пороки толпы казались ему забавными…»

Доподлинная биография древнегреческого учёного Демокрита сына Гегесистрата полна недомолвок, пробелов и противоречий. Разумеется, его известность не соразмерима с грандиозной славой Гомера, а всё-таки без него невозможно представить развитие научной мысли. Наряду с письменными источниками крайне скудные сведения о многогранном творчестве и ключевых моментах жизненного пути яростного приверженца материализма можно почерпнуть из исторических анекдотов и легенд. Фольклор тоже внёс свой вклад в формирование образа полумифического персонажа. Как утверждают хроники, он появился на свет в городе Абдеры во Фракии около 460 года до Рождества Христова, а скончался там же приблизительно за 370 лет до Вифлеемских чудес. Следовательно, более чем вдвое превзошёл среднюю продолжительность жизни тогдашних эллинов, а если поверить свидетельству Лукиана, даже достиг возраста в 104 года, до последнего дня не прекращая научной деятельности. Такой ошеломительный пример долголетия сам по себе должен был привлечь внимание завистливых соплеменников.

Предположительно, в Афинах Демокрит был благодарным слушателем пифагорейца Филолая и Сократа, а кроме того, учился мудрости непосредственно у Анаксагора и Левкиппа. Некоторые сочинения фиванца в будущем развили взгляды маститых наставников. Кстати, необходимо отметить, что у древних авторов сплошь и рядом встречаются произведения с довольно похожим содержанием и идентичными названиями, что считалось в порядке вещей.   

Конечно, в свою очередь у знаменитого философа были собственные воспитанники и последователи, как правило, граждане Абдер, среди них был и Бион, ничем выдающимся не отметившийся. Зато в одном из писем Эпикура упоминается  Протагор сын Артемона, который из необразованного ремесленника сперва превратился в секретаря учёного земляка, потом начал преподавать грамоту в деревне, а впоследствии стал знаменитым софистом и занялся ораторским искусством. По свидетельствам современников, как-то этот молодой носильщик удивительно проворно шагал в город с тяжёлой и громоздкой вязанкой дров. Случайно встретившийся ему Демокрит подошёл поближе, чтобы повнимательней рассмотреть целую громаду поленьев, охваченных короткой верёвкой. Оказалось, они держались в сложном равновесии благодаря интуитивно-геометрическому расчёту. Выяснилось, что сообразительный юноша изобрёл так называемую «козу», на которой поныне носят грузы. Опытный естествоиспытатель был восхищён и тотчас же взял его на содержание, а со временем научил философии.

Порой античность и современность тесно переплетаются. Приводя в пример сохранившиеся изображения Демокрита и его  лучшего ученика Анаксарха, которые оба удивительно похожи на профиль такого же материалиста Владимира Ильича Ленина, некоторые эксперты выдвинули гипотезу, что одинаковые увлечения могут влиять на внешность и характер. Все упомянутые философы были заядлыми спорщиками, что для Анаксарха плохо кончилось. Цицерон и Диоген Лаэртский рассказывали, что тиран с Кипра Никокреон после бурного диспута приказал жестоко казнить гостя, тем самым навсегда прославив его имя. Кстати, будущий спутник Александра Македонского в азиатских походах родился за 380 лет до новой эры, что косвенно подтверждает запредельное долголетие его наставника и соратника.

Надо заметить, что энциклопедист в молодости много путешествовал, изучая воззрения и перенимая навыки вавилонских магов, индийских мудрецов и египетских жрецов. Говорят, что царю Дарию, тосковавшему  после смерти его прекрасной жены, абдерит пообещал воскресить покойную, если перс напишет на её гробнице имена трёх человек, никогда не испытавших горя. Так как не удалось отыскать хотя бы одного такого счастливца, мыслитель сказал: «Что же ты, нелепейший человек, не перестаёшь плакать, как будто с тобой одним случилась беда…»

На свои странствия философ израсходовал практически всё немалое наследство. Однако на его родине подобное мотовство преследовалось в судебном порядке. На публичном разбирательстве вместо защиты пытливый скиталец зачитал отрывки из своих произведений и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги растрачены не зря. Правда, богатые и влиятельные земляки презирали учёного за бесполезную трату средств и времени, ведь упорные занятия вроде бы не приносили реальных доходов.

Согласно афоризму, авторство которого приписывают  Демокриту: «Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни!» Вот и его собственные созерцательные принципы многим абдеритам казались непонятными, да ине мудрено, ведь  он постоянно скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям. Иногда одинокий странник без видимой причины разражался громогласным хохотом, настолько ничтожными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка. Отсюда его прозвище «Смеющийся Философ».

Этика мыслящей личности включала в себя и стремление к «подлинной мере», когда  индивидуальное поведение эллина соответствовало его природным возможностям и способностям. Через подобную аналитическую призму удовольствие представало уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием. Оптимист из Абдер вообще считал мудрость средством достижения счастья, предполагая, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Он очень ценил состояние «покоя, безмятежности и гармонии» без излишних страстей и крайностей. Такое благостное расположение духа называлось «эвтюмия».

По-видимому, в любые времена соотечественники не ценят собственных пророков! Вот и некоторые «сильные мира сего» сочли странноватого чудака умалишённым и даже пригласили для его освидетельствования великого Гиппократа. После «роскошного» личного общения с превосходно образованным современником врач  постановил, что мнимый пациент физически и психически абсолютно здоров. Кстати, убеждённому холостяку были знакомы бытовые проблемы, которые он пытался решать по-своему. Не зря после  ряда удачных погодно-хозяйственных предсказаний простолюдины дали ему прозвище «Мудрейший».

Философ понимал, что «Слово — тень дела». Постигая сродство между небесным и земным, на основании восхода Плеяд однажды предугадал будущую дороговизну масла и на деньги, взятые в долг, очень дёшево скупил оливы по всей округе, а  вскоре получил огромную прибыль. Тогда он великодушно возместил согражданам их убытки, так как был удовлетворён доказательством, что при желании  может легко разбогатеть. Существует и прямо противоположная версия, по которой, предвидя небывало обильный урожай, он скупил окрестные маслобойки и здорово нажился, сдавая их в аренду.

В другой раз, чтобы отблагодарить брата Дамаса за гостеприимство, на основании наблюдений над некоторыми звёздами предсказал, что вскоре грядёт ливень. Поверившие прогнозу крестьяне убрали под крышу зерно, которое вследствие хорошей погоды до той поры лежало прямо под открытым небом. Все прочие хозяева потеряли свой урожай, так как внезапно пролился обильный дождь.

В различных источниках упоминается  около семидесяти  трудов самого загадочного материалиста. Увы, целиком до нас не дошло ни одной рукописи из свода сочинений «демокритовского корпуса». Даже копии погибли. Тем не менее, на основе списков Диогена Лаэрция плодовитому фракийцу приписывают авторство свыше пятидесяти трактатов «По медицине», «О добродетели», «О чувствах», «О логике или канонах», «О красоте стихов», «О пении», «О диете», «О живописи», «О ритмах и гармонии», даже  «О военном строе». Кроме всего прочего, он написал и девять книг «Причин». В них затрагивались  основополагающие темы, включая: «Причины звуков», «Живых существ», «Семян, растений и плодов».

Уникальный естествоиспытатель углублённо изучал практически все технические, физические и математические дисциплины. Как бы между делом, он составил один из первых эллинских календарей и установил, что объём пирамиды и конуса равен, соответственно, одной трети объёма призмы и цилиндра с той же высотой и площадью основания. Он имел персональные суждения «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах».

Талантливый философ создал «Великий мирострой» и «Малый мирострой», охватывавшие  практически все доступные в то время области знаний. Эти космологические работы констатировали, что вселенская симметрия оказывалась нарушенной, когда в первоначальном хаосе движений спонтанно возникал вихрь, внутри которого происходила сепарация вещества. Данные процессы объяснялись тем, что к центру стремились более тяжёлые объекты, вытесняя ближе к периферии сравнительно лёгкие. Так на внешней поверхности мира, имевшего сферически-симметричную структуру, образовалась некая защитная плёнка, отделявшая Космос от окружающей Великой Пустоты. Уже в древности знали, что падению небесных тел препятствуют центробежные силы, а главная планета является необходимым элементом каждого мира, иначе это всего-навсего никчёмный сгусток вещества. Хотя древние материалисты и не были сторонниками теории шарообразности нашей Земли, но допускали, что изначально колыбель человечества перемещалась в пространстве, а потом почему-то навсегда остановилась.

Отвергая бесконечную делимость материи, абдерский мечтатель был последовательным сторонником  концепции «Множественности миров». Ему принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является громадным скоплением звёзд, расположенных так близко друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение. Разумеется, безграничное число всевозможных солнц подразумевает и абсолютно любые расстояния между ними. Они должны отличаться по величине и пространственной  концентрации. В одном месте планетарные системы возникают или активно развиваются, а в других — «стареют», идут на убыль или попросту уничтожаются в результате глобальных катастроф. Следовательно, самый краткий промежуток времени вмещает невообразимое разнообразие событий.

По словам Сенеки, «Демокрит — самый тонкий из всех древних мыслителей…» Главным достижением его философии считается развитие атомистического материализма, который был созерцательным и метафизическим. Он основывался  на учении Левкиппа о неделимой частице вещества, обладающей истинным бытиём, которая не разрушается и не возникает, имея бесконечное число форм во Вселенной. Учёный считал, что хаотичное движение является естественным свойством тел, которые сцепляются или разлетаются, а многообразие получаемых комбинаций обусловлено неоднородностью исходного материала и различиями в порядке сборки. Теоретически признавалось, что даже в, казалось бы, монолитных телах присутствует некая пустота, ведь между двумя атомами всегда есть хотя бы крохотные промежутки, а значит, при сближении этих мельчайших объектов между ними начинают действовать силы отталкивания, но возможно и «взаимно-родственное» притяжение.

Методологической основой материалистической категории атомистов была изономия, что в  буквальном переводе значит «Равенство всех перед законом!» Следовательно, если какое-либо явление теоретически возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на столь же непостижимом пространстве оно уже имело место или когда-нибудь наступит, ведь в бесконечности нет границы между возможностью и реальным существованием. Данные умозаключения позволяли предположить, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для его изменения. По сути, это чёткая констатация принципа инерции.

Демокрит Абдерский отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в создании мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что распространённые религиозные заблуждения можно объяснить так: «Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звёзд, затмения Солнца и Луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений!»

Впрочем, неоднократно указывалось, что в философских трудах встречаются внутренние противоречия, поэтому крайне тяжело отличить выборки из подлинных первоисточников от позднейших подделок. Во всяком случае, материалисту из Абдер приписывают высказывания о том, что вообще-то нет  никаких богов, обладающих бессмертной природой, хотя возможно существование очень устойчивых соединений атомов, которые недоступны скрупулёзному анализу нашими органами чувств, но порой успешно  взаимодействуют с ними. В другом авторитетном издании написано: «К людям приближаются некие идолы, из них одни благотворны, другие зловредны…» Эти образы, чаще всего, возникают во сне, иногда предсказывая  будущее.

На протяжении нескольких столетий распространялись отрывки, приписывавшиеся Демокриту, в которых говорится о бессмертном, благом и всемогущем Боге. Сейчас они признаны подложными, так как  удалось установить, что их источником являлась гностическая секта Валентиниан. Эти ортодоксальные фанатики уже в третьем веке стали навязывать философу христианскую мораль, положив его учение в основу своей богословской теории. Они отождествляли атом с Иисусом, который также вечен, не подвержен страданию, неделим и бесконечен.

Критика творчества неординарного искателя истины содержится в трудах позднейших корифеев. Среди толкователей были Секст, Цицерон и Эпикур. Они полемизировали с талантливым всезнайкой, иногда до неузнаваемости искажая первоисточник. Уже современники заметили, что у Платона тоже встречаются отголоски идей фракийца, но ни разу не упоминается его имя. В связи с этим кажутся вполне правдоподобными свидетельства, что авторитетный плагиатор велел скупить и уничтожить все труды своего покойного антагониста. Вроде бы он даже самолично с наслаждением сжигал добытые экземпляры.

Для построения собственных идеалистических систем Аристотель тоже использовал основополагающие взгляды из наследия мудреца. Беззастенчиво присваивая авторство подходящих фрагментов, он умышленно принижал заслуги предшественника, чтобы в потомстве не сохранилась память об этом «вредном материалисте». Видимо, тщательное изучение биографии фракийца и заставило беспринципного гения утверждать: «Слепота ограничивает лишь восприятие внешнего мира. По сравнению со зрячими, слепые имеют даже ряд преимуществ: они лучше познают собственный внутренний мир, у них глубже развиваются ум и воображение…»

 Вот и появился весомый информационный повод обратиться к сравнительно краткосрочному периоду незрячего существования Демокрита, действительно тотальником завершавшего сверхмарафон жизненного познания. Вокруг неоспоримого факта самоослепления формировались заведомо невероятные домыслы и слухи. Даже описывали сам процесс. Якобы глубокий старец преднамеренно сконцентрировал солнечный луч в полированном щите, а точнее,  вогнутом медном зеркале, затем, направив огненное отражение на собственные глаза, он выжег их. Правда, Плутарх сомневался в подлинности  данных деталей, предполагая, что на возникновение жутковатой легенды повлияла работа фракийца «О зажигательных зеркалах», а также учение  «О ясном и тёмном познании». Надо заметить, что уникальную мотивировку беспрецедентного поступка высказал Тертуллиан: «Философ ослепил себя, так как не мог смотреть на женщин без вожделения и страдал, если не мог ими овладеть. Этим изменением своей природы он засвидетельствовал свою невоздержанность…» Эта глуповато-экзотичная версия была особенно по вкусу аскетам. Она появилась, несмотря на то, что мудрец вообще не обращал внимания на прекрасный пол и считал, что служителям науки лучше не иметь своих детей, но он не поощрял безбрачие или умерщвление плоти, а среди предметов изысканий была и эмбриология.

Наблюдательному эмпирику было необходимо острое зрение, только вот с возрастом оно стало прогрессивно ухудшаться. Большую вероятность правильности гипотезы наличия у античного автора до поры скрытой аномалии глаз косвенно подтверждает его странноватая теория «Цвета». Львиная доля вдумчивых историков придерживается мнения, что  довольно пожилой философ сгоряча изувечил  себя, так как серьёзно заболел. Вероятно, в минуту отчаяния над гордым мужеством одержало верх коварное безрассудство, что вполне соответствовало внутренней противоречивости эллинского характера.

Как известно, утрата одного из органов чувств обычно  резко повышает реальный уровень возможностей остальных, включая мощные компенсационные процессы. Тотальник всё равно в состоянии различать хорошее и дурное, благородное и позорное, полезное и вредное. Не умея определять цвета, незрячий интеллектуал мог быть счастливым, а без правильной оценки вещей — нет! Потеря возможности видеть не так опасна, как недостаточное самоуглубление. Бесповоротное бегство из тёплого света  в рукотворную тьму было осуществлено, чтобы соблазны «рассеянного  взора» понапрасну не беспокоили разум и не притупляли остроту мышления. Учёный муж решил, что сможет полностью погрузиться в исследование глубоко сокрытой, но умопостигаемой истины, часто противоречащей чувственному восприятию. Он полагал, что обманчивая притягательность внешних раздражителей препятствовала подлинному раскрепощению пытливой души.

Возможно,  в непроглядном мраке анализ основ мироздания и получался более глубоким, но  иллюзорные приобретения оказались гораздо менее ценными, чем объективные потери. Увы, на этот раз приверженец изономии грубо ошибся в расчётах, потому что интерес к бренному существованию постепенно угасал. Точно неизвестно, как долго продолжался изнурительный поединок между разумной волей  и  низменной болью, но, в конце концов, Демокрит Абдерский, подобно Анаксагору, добровольно ушёл из  жизни. Вообще-то у античных интеллектуалов и политических деятелей суицид был в «моде». Вот и великий гражданин, когда годам к девяноста почувствовал, что уже совершенно немощен, вполне осознанно сделал  решительный шаг в бессмертие. Это и немудрено, если он к тому же действительно преодолел вековой рубеж.

Научные подвиги материалиста не забыты. Вполне логично 80 лет назад Международный астрономический союз присвоил его имя кратеру на видимой стороне Луны. Впрочем, лучшим памятником мыслителю являются его востребованные произведения. Наперекор потугам недоброжелателей до нас всё же дошли остроумно-афористичные изречения подлинного энциклопедиста, малой частью которых и хочется завершить повествование. Словно предвидя будущие преследования, «отец многих наук» писал: «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» и «Лучше думать, перед тем как действовать, чем после», «Когда юноша усердно трудится, он готовит прекраснейшую приправу к старости» и «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что её получим». А ещё уж совсем провидческими оказались высказывания: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в них, вторые при их наличии не становятся лучше» и «Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно…»

Владимир Бухтияров