Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

     ХРАНИТЕЛИ

«Доступная наука»

в проекте «Экспериментаниума»

Есть в Москве необычный музей, экспонаты которого не то чтобы можно, а даже нужно трогать руками. Вместо торжественной тишины, сопровождающей  любое экспозиционное пространство, здесь царит какофония всевозможных звуков, а мягкий, приглушённый свет, в котором обычно нежатся  ценнейшие произведения искусства, дерзко вытеснен разноцветной иллюминацией, яркими электрическими разрядами и ядовито-жёлтыми лазерными лучами. Разумеется, всё это возможно только в музее занимательных наук «Экспериментаниум». В Москве он работает чуть больше шести лет, а вот в других странах подобные экспозиции были известны уже давно — с XVI—XVII вв., со времён расцвета легендарных открытий, изменивших представление о законах окружающего нас мира. Первый научно-технический музей появился в 1794 году во Франции, а в 1934 году в свой ленинградский «Дом занимательной науки» любознательных посетителей пригласил и Яков Исидорович Перельман. Этому знаменитому русскому и советскому учёному удалось популяризировать физику, математику, астрономию и благодаря этому стать основоположником занимательной науки и жанра научно-популярной литературы, до сих пор пользующегося широкой известностью. Сегодня многие города могут похвастаться подобными экспозициями, доказывающими, что наука может быть чрезвычайно интересной, а познание её законов — делом крайне весёлым и увлекательным. Свои музеи занимательных наук есть в Красноярске, Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Минске, а с весны 2011 года и в Москве.

Столичный «Экспериментаниум», по сути, даже не музей, а скорее, научно-развлекательный центр для познания законов науки и явлений окружающего мира, девизом которого стала фраза, неприемлемая ни для одной экспозиции: «трогать — можно!» Создавался он с целью пробудить интерес школьников к техническим и естественным наукам, помочь им определиться с будущей профессией, но стал местом, куда с удовольствием приходят не только маленькие исследователи явлений природы, но и взрослые люди, которые так и не перестали задавать самый главный вопрос человечества — «почему?» В «Экспериментаниуме» созданы экспозиции автомеханики, электромагнетизма, оптики, иллюзий. Здесь есть своя химическая лаборатория, где в специальных колбах можно смешивать различные элементы и реактивы, следя за изменением их цвета и структуры, и зал головоломок, лабиринтов и загадок, решению которых легко посвятить целый день. Но, несмотря на очевидную доступность экспонатов музея, люди с ограничениями  зрения до недавнего времени не имели возможности посещать его самостоятельно хотя бы потому, что каждый экспонат, сопровождаемый текстом, объясняющим суть представленного явления, не был написан рельефно-точечным шрифтом, а значительная часть экспериментальных объектов так или иначе требовала тифлокомментария, то есть специального словесного описания зрительных образов. Понимая значение доступности музейного пространства для посетителей с инвалидностью, около года назад сотрудники «Экспериментаниума» начали разрабатывать и проводить специальные экскурсии для слепых и слабовидящих исследователей природы, одновременно с этим адаптируя и музейное пространство для их комфортного пребывания. А как и почему это произошло, рассказала Наталия Чудакова, координатор социальных проектов Музея занимательных наук:

— Адаптация музея «Экспериментаниум» для посетителей с ограниченными возможностями началась с подготовки специализированных экскурсий для детей с расстройствами аутистического  спектра. Участие нашего музея в программе фонда «Выход» «Аутизм. Дружелюбная среда» положило начало отдельному проекту «Доступная наука», целью которого стала организация выставочного пространства, которое может быть доступно для людей, не имеющих возможности познавать мир привычными большинству способами. Пройдя обучение по работе с посетителями с аутизмом, сотрудники «Экспериментаниума» создали для них специализированные экскурсионные программы с  множеством иллюстраций и фотографий, облегчающих понимание сложных законов науки и явлений природы. Хорошим решением, помогающим людям с аутизмом воспринять информацию и чувствовать себя комфортно в музее, стало использование набора экскурсанта, в который входят наушники и очки, или комнаты сенсорной разгрузки с приглушёнными звуками и светом.

Мне же всегда хотелось включить в программу «Экспериментаниума» специализированные экскурсии для посетителей, имеющих нарушения зрения и слуха. Стало это возможно после получения президентского гранта, который позволил не только покрыть издержки по адаптации здания музея по специально разработанному плану, соответствующему государственным стандартам, но и сделать бесплатным посещение и экскурсии для людей с инвалидностью. Благодаря тактильным направляющим, маркёрам, напечатанным шрифтом Брайля, мнемосхемам и ярким указателям слепые и слабовидящие посетители могут самостоятельно ориентироваться в экспозиционных залах. Для того чтобы получить бесплатный билет, рельефно-точечную схему и путеводитель, им достаточно показать на кассе удостоверение, подтверждающее статус инвалидности.

Несмотря на то, что наш музей доступен для самостоятельного посещения, мы всё-таки рекомендуем воспользоваться услугами экскурсовода, который всегда с удовольствием расскажет о  тех экспонатах, которые требуют визуального восприятия, и поможет провести самые интересные опыты. Экскурсию лучше всего заказывать заранее, оставив заявку на нашем сайте в разделе «Доступная наука» или позвонив по телефону: 84951200520. В связи с тем, что экскурсии для незрячих  посетителей реализуются  в рамках президентского гранта, каждому их участнику необходимо будет пройти регистрацию и заполнить несложную google-анкету. Для проведения экскурсий организованным детским группам, помимо этого, потребуются ещё заявка и отчёт. К нам достаточно часто приезжают учащиеся специализированных школ для слепых и слабовидящих детей, а со школой-интернатом № 1 для обучения и реабилитации слепых мы заключили соглашение, в результате которого посещение «Экспериментаниума» для учащихся 7—8-х классов стало регулярным и обязательным. Ребята приходят с хорошей теоретической подготовкой, и знакомство с экспонатами музея как нельзя лучше её дополняет. Кроме того, они очень внимательные и увлечённые слушатели, так что экскурсоводам всегда интересно и легко с ними работать. Для посетителей с нарушениями зрения доступны практически все залы музея за исключением оптического, потому что 95% его экспонатов требуют визуального восприятия. Разумеется, при необходимости наши сотрудники смогут рассказать об основных явлениях, связанных с природой света, но принять полноценное участие в экспериментах, объясняющих их, незрячим людям будет всё равно сложно.

Наш музей — это не только экспозиция, но и площадка для проведения мастер-классов, творческих мастерских и шоу-программ, которые в перспективе тоже будут адаптированы для посетителей с нарушениями зрения. Все шоу-программы очень эффектные, зрелищные и вполне могут  стать частью проекта «Доступная наука». «Экспериментаниум» знаменит и своими новогодними ёлками, которые мы тоже постарались сделать инклюзивными. Этой зимой в них приняли участие не только дети с расстройствами аутистического спектра, но и слепоглухие малыши. Проводили их наши сотрудники. И они отлично с этим справились! Так что и маленькие, и большие участники праздника остались очень довольны. «Доступная наука» — проект, который существует не так давно, но мы очень хотим, чтобы он развивался, расширялся за счёт включения новых программ, адаптированных для посетителей с ограниченными возможностями. У нас завязались хорошие отношения с другими музеями Москвы — Музеем современного искусства «Гараж», Государственным Дарвиновским музеем, Государственным историко-архитектурным художественным и ландшафтным музеем-заповедником «Царицыно», достаточно давно работающими в этом направлении, и мы с удовольствием будем взаимодействовать с ними, использовать их опыт в своей практике.          

Елена Федосеева